Методическая разработка урока по ОБЖ в 7 классе
Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Цели урока:
дать знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
познакомить с влиянием последствий ЧС на безопасность личности, общества и государства.
научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз;
формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
овладение обучающимися навыками самостоятельного определения безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование умений взаимодействовать с окружающими во время и при ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.
Оборудование и материалы к уроку:
Презентация «ЧС природного характера».
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Плакаты и стенды «ЧС природного характера и действия при ЧС природного характера»
Набор фильмов с ЧС природного характера
Учебник ОБЖ, 7 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие с учащимися. Психологический настрой учащихся на урок | Приветствие с учителем. Настраиваются на урок. |
Проверка домашнего задания | Беседует с учащимися об оболочках или сферах Земли. | Рассказывают о литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. |
Подготовка к усвоению новых знаний | Учитель предлагает посмотреть отрывки учебных фильмов по ЧС природного характера и задаёт вопросы, что это за явления, где они происходят и какую опасность они несут. После разговора с учащимися называет тему урока | Учащиеся смотрят фильм, анализируют увиденное, обобщают, сравнивают, выявляют причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека |
Изучение нового материала | Даёт определения (работа с учебником). Знакомит с классификацией ЧС природного характера (просмотр презентации). | Работают с учебником. Делают записи в рабочей тетради- определения и классификация. |
Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Учитель вместе с учащимися делает вывод и оценивает деятельность учеников на уроке. Выставляет оценки в журнал. | Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат своей деятельности. |
Домашнее задание | Учитель просит подготовиться к ответу по определениям и классификации ЧС | Учащиеся записывают задание в дневник |
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
Методы и приемы:
словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;
наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций, видеометод;
инновационные методы – синектика (коллективная творческая деятельность);
метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – конспектирование;
метод закрепления изученного материала – закрепляющая беседа.
Формы организации работы на уроке: коллективная работа, самостоятельная работа.
Средства обучения:
материальные – учебная литература, плакаты, учебное оборудование, технические средства обучения;
идеальные – вербальные и символьные заменители материальных объектов, усвоенные знания.
Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.
Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.
Текст методической разработки
1.Организационный момент.
Приготовились к уроку. Здравствуйте, садитесь. Дежурные назовите отсутствующих.
2.Проверка Домашнего Задания – беседа с учащимися
Учитель: из курса географии вы должны помнить, что Земля – это небольшое космическое тело. Она состоит из нескольких оболочек, или сфер. Какие это сферы?
Учащиеся отвечают:
литосфера – земная кора и верхняя часть мантии;
атмосфера – самая верхняя, газовая оболочка, она самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка и находится в непрерывном взаимодействии с остальными оболочками;
гидросфера – все воды Земли, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии;
биосфера – это область существования и жизнедеятельности всех живых организмов, она охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
Учитель обобщает и вместе с учащимися подводит итог:
в этих оболочках происходят различные круговороты веществ и энергии. Все они характеризуют жизнь нашей планеты в процессе её развития и сопровождаются различными природными явлениями, оказывающими существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений.
Подготовка к усвоению новых знаний
Учитель показывает несколько видеофрагментов со стихийными бедствиями. После просмотра идёт обсуждение: что это за природные явления, почему они могли возникнуть, какие ожидаются последствия, возникает ли угроза жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, угроза уничтожения материальных ценностей.
Вывод: чрезвычайные ситуации могут иметь различное происхождение, что и стало основой классификации; но все они несут разрушения и угрозу человеку.
Сегодня мы познакомимся с классификацией чрезвычайных ситуаций, а на последующих уроках будем подробно изучать каждое явление и особенно действия при том или ином стихийном бедствии.
Изучение нового материала
Работа с учебником – учащиеся читают параграф и выписывают определения.
Опасная ситуация – это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью, если не предпринимать соответствующих ситуации мер безопасности.
Стихийные бедствия – это опасные природные или природно-антропогенные явления или процессы , в результате которых может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.
Чрезвычайная ситуация (ЧС)- это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.
Чрезвычайная ситуация природного характера - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертв, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Просмотр презентации.
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера:
Геофизические - землетрясения, извержения вулканов.
Геологические – оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадки лёссовых пород, просадки (провалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури.
Метеорологические и агрометеорологические - бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри, выпадение крупного града, сильные дожди (ливни), сильные снегопады, сильный гололёд , сильные морозы, сильные метели, сильная жара, сильные туманы, засухи, суховеи, заморозки.
Морские гидрологические – тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5баллов и более), сильные колебания уровня моря, ранний ледяной покров и прилипай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимые (труднопроходимые) льды.
Гидрологические – высокие уровни воды (наводнения), половодья, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранние ледоставы.
Гидрогеологические – низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод.
Природные пожары – лесные пожары, степные пожары, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.
Инфекционная заболеваемость людей – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемические вспышки опасных инфекционных заболеваний, эпидемии, пандемии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии.
Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии.
Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями – прогрессирующие эпифитотии, панфитотии, болезни невыявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений.
Учащиеся производят запись в тетради.
Анализ и самоанализ урока. подведение итогов урока. рефлексия.
Мы познакомились с классификацией чрезвычайных ситуаций и должны понять, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле в её географической оболочке. Опасность же природных явлений для жизнедеятельности человека зависит от интенсивности их проявления и мощности в каждом конкретном случае, а также от готовности человека обеспечить свою безопасность в опасных природных ситуациях.
Затем идёт оценка и взаимооценка деятельности учащихся на уроке. Выставляются оценки в журнал.
Домашнее задание
Учитель просит учащихся записать в дневник домашнее задание: подготовится к опросу по классификации ЧС и определениям.
Приложение к методической разработке – презентация к уроку
«Чрезвычайные ситуации природного характера»
КЧР РФ МКОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты» преподаватель-организатор ОБЖ
Эркенов Марат Назимович