kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бинарный урок по теме: "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок по литературе и ОБЖ в 5 классе по теме: "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Урок соответствует требованиям ФГОС. Материалы содержат: конспект урока, презентацию, приложения, самоанализ и технологическую карту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Конспект урока по литературе и ОБЖ в 5 классе.


Тема: Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».


Цель урока:

  • Обсудить книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо».

  • Выявить знание текста обучающимися.

  • Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

  • Привить любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

  • Развивать речь, память, мышление через постановку конкретных вопросов и ответов, работу с текстом.

  • Воспитывать положительные нравственные качества детей: доброту, отзывчивость, ответственность, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалку, изобретательность.

  • Показать учащимся глубоко воспитательное значение книги.

  • Убедить в том, что история жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове – это гимн созидательному труду человека.

  • Научиться находить выход в экстремальных ситуациях.


Задачи:

  • развитие в учениках творческих способностей, социальной компетентности;

  • обучение вдумчивому восприятию текста, быстрому реагированию на создавшуюся ситуацию;

  • воспитание значимой личности.


Цель деятельности учителя: обратить внимание на интерес Д. Дефо к человеческой личности, подчиняющей себе природу; донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни.


Предметные умения: уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказывать, что роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.


Планируемые результаты обучения:

Предметные умения: уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказывать, что роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал;

  • регулятивные: организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность;

  • коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения.

    • личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы, проявлять уважительное отношение к русской литературе, осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: бинарный урок: литература и ОБЖ.

Оборудование: портрет писателя, книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”, выставка рисунков учащихся, словарь незнакомых слов, нужных для урока, музыкальная миниатюра, передающая звуки моря, необычно оформленная доска (эскиз прилагается), иллюстрация «Робинзон Крузо» художник И. Ильинский, компьютер, проектор; толковый, литературоведческий словарь, тетрадь, учебник, карточки, таблицы (эталоны ответа), кроссворды.

Форма работы: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Словарная работа: приключенческий, психологический роман.

Тип занятия: урок открытия новых знаний с использованием технологии КТД, элементы системно-деятельностного подхода, здоровьесберегающая, ИКТ.

Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа и т.д.

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

1 мин.

Объявление уч-ся темы, цели и задачи сегодняшнего урока. Знакомство с эпиграфом. Обыгрывание темы урока.

2 мин.

Знакомство с биографией писателя (Инсценировка образа писателя).


Беседа по прочитанному материалу.

Работа с текстом


Актуализация знаний

8 мин.

Изучение нового материала (исследование)

25 мин.

Выводы в результате работы

2 мин.

Рефлексия

1 мин

Домашнее задание

1 мин.





Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и, может быть, не хотите.
Власть книги огромна.

Н.П. Смирнов-Сокольский.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Ф.Тютчев.

Этап 1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).  

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе.

Эмоциональное вхождение в урок (просмотр иллюстраций, прослушивание песни А. Пугачёвой «Робинзон»).


Этап 2. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность.

Выясняю эмоциональный настрой обучающихся, для этого провожу тест о настроении. (в листках эмоционального контроля в любом из трёх столбиков «на начало урока» обучающиеся ставят знак «+», в зависимости от настроения).


Хуже не бывает


Так себе


Хорошее

На начало урока

На конец урока

На начало урока

На конец урока

На начало урока

На конец урока












Ход урока

Свой урок я хотела бы начать с китайской притчи. Китайская притча гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. Учитель предлагает поразмышлять: Какой же путь самый трудный. Выслушав всех, учитель воспроизводит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь.

  1. Посмотрите на иллюстрации, портрет и скажите, какое произведение мы будем рассматривать сегодня на уроке?

Мы с вами будем изучать Даниэля Дефо и сегодня на уроке речь пойдет о произведении «Приключения Робинзона Крузо».

  1. Главный герой попадает на необитаемый остров. Какова главная цель героя романа? (выжить) Как вы бы сформулировали тему урока? (выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»)

  2. Обратимся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете? Как они связаны с темой нашего урока? (В любой ситуации нужно оставаться человеком).

  3. Над чем нам сегодня необходимо задуматься?

Цель: знакомство с биографией писателя Д. Дефо, дать характеристику героя.

Цель урока: (на слайде) знакомство с биографией писателя Д. Дефо, с историей создания романа «Приключения Робинзона Крузо» и прототипами героев, совершенствовать навыки анализа текста и характеристику героя, развитие навыков вдумчивого чтения, развивать творческие способности обучающихся.


Гипотеза урока: Произведение «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ход урока

  • Вначале мы узнаем об авторе, который создал этот роман. Давайте послушаем самого Даниэля Дефо. (оценка ученика + учителя = итоговая)

(Под звук фонограммы, на “театральной” сцене появляется сам Д. Дефо. На нём одета шкура зверя, оборванные джинсы, соломенная шляпа, корзинка с едой… Он садится в кресло на морском побережье и задумчиво смотрит вдаль вдруг, оторвавшись от своих мыслей, он начинает свой рассказ).

– Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове. В 1660 году в Лондоне в семье мясника родился Даниель Дефо. Это был веселый жизнелюбивый мальчишка, предводитель в играх, умеющий за себя постоять. Больше всего на свете любит путешествовать в неведомые и таинственные края, каких немало было в огромной столице. Отец мечтал видеть сына священником и в 12 лет отдал в Академию, готовящую пасторов. С усердием и интересом занимался мальчик историей, географией, физикой, астрономией. Даниель не стал пастором, его жизнь была связана с политикой, коммерцией, литературой. Он неоднократно достигал богатства и неоднократно в одночасье терял то, что приобретал долгие годы: становился жертвой мошенников и кредиторов.

Учитель: О создании романа и прототипах героя познакомят нас историки (рассказ историков + оценка ученика + учителя = итоговая).

Учитель: Дополнит информацию эксперт. (рассказ эксперта + оценка ученика + учителя = итоговая.

Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо.
Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Он черпал сведения из книг “Открытие Гвианы” Уолтера Рели, “Путешествия вокруг света” и “Дневнике” Уильяма Дампьера и др. Благодаря этим источникам книга Дефо весьма достоверна.
Роман писался быстро, с удовольствием. При жизни Дефо книга выдержала 17 изданий и стала завоевывать читателей во всем мире.
Книга вышла в свет 25 апреля 1719 года. Успех был небывалый! В том же году появились новые 4 издания! Издатель Тейлор положил в карман 1000 фунтов – сумму огромную. Но раскупался роман быстро.

Работа с текстом романа.

Беседа, делимся впечатлениями.

Учитель:

  1. Понравился ли вам роман?

  2. Что больше всего запомнилось?

  3. Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).

- Кто такой Робинзон? (человек, живущий вдали от людей)

Учитель: в романе Робинзон сам рассказывает историю своей жизни.

Учитель: - Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя? (так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность).



Учитель читает стихотворение:

(Смотрю на буйный океан,
Стою на тихом островке,
Правитель выдуманных стран,
Хозяин замков на песке.)

У моря мальчик, глядя вдаль,
Безлюдный остров представлял:
«Там хорошо!» – воскликнул он.



  1. Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

О жизни Робинзона Крузо до острова расскажут нам биографы.

(рассказ биографов о жизни Робинзона Крузо до острова через кластер)

Робинзон вырос в семье буржуа, который нажил торговлей своё состояние. Его не готовили ни к какому ремеслу. Голова его была "набита всякими бреднями". Отец считал, что Робинзону следует держаться "середины". Он мечтает о морских путешествиях и "не хотел слушать ни о чем другом". Нет, он никого не слышит, ничьи уговоры не воспринимает. Ради наживы Робинзон способен даже торговать людьми, забыв христианские заповеди. За это и был жестоко наказан. Все рушится тогда, когда Крузо решает купить рабов в Гвинее. Это является заслуженной карой за антигуманное, противоречащее природе человека поведение. «мне по-прежнему суждено было самому быть виновником всех моих несчастий:". "благоразумием я никогда не отличался".

  1. Каким показан герой до острова? (дерзкий юноша, жаждущий приключений, слабый, неопытный)

Физкультминутка.

  • На острове поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами)

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам).

  • Стихает дождь. (Хлопанье ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами).

  • Солнце! (Руки вверх).


Работа с текстом произведения. Беседа с учениками по предлагаемым вопросам с опорой на текст романа.



Учитель:

- Как называется литература, в которой произведение насыщено интересными событиями, приключениями? (приключенческая литература)

- Перечислите приключения Робинзона Крузо (убежал из дома, кораблекрушение, попал на необитаемый остров, спас Пятницу, наблюдал за дикарями-каннибалами, боролся с пиратами)



Учитель:

Один-одинёшенек жил Робинзон

На острове необитаемом.

Учитель: Какие слова ассоциируются со словом «остров»? (необитаемый, страх, одиночество, надежда, выживание, отчаяние и т.д.)

Учитель: Давайте проверим, как вы внимательно прочитали отрывок из произведения «Робинзон Крузо». «Лови ошибку» (самопроверка). Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

  1. Робинзон решает добраться до корабля.

  2. Строительство корабля. (плота)

  3. Герой снаряжает лодку. (плот)

  4. Выбор места для жилья и ночлега.

  5. Робинзон 15 раз посещает корабль. (12 раз)

  6. Построение жилища.

Выполнение задания, самопроверка.

Ответ: 2, 3,5


Оценка

3 б – «5»

Какие затруднения вы испытывали в ходе работы?

Проверка результатов индивидуальной работы осуществляется в ходе общего обсуждения в классе, при которой знакомятся с результатами своей деятельности.



Учитель ОБЖ:

Мы, современные люди, всецело зависим от тысяч неизвестных нам людей, которые где-то сеют пшеницу, пекут хлеб, выпускают электролампы, строят дома, шьют одежду. Все мы вместе можем всё. Но, по отдельности – очень мало.

Но жизнь так непредсказуема! Никто из нас не застрахован от трагических случайностей, приводящих к различным экстремальным ситуациям. Вот вы только что плыли на комфортабельном корабле и вдруг оказались на острове (как Робинзон Крузо) в условиях, казалось бы, несовместимых с вашей жизнью. Но разве вам всё равно, сколько лет вы проживёте – пять или пятьдесят? Выжить в экстремальных условиях может любой человек. Ведь все мы способны сделать во сто крат больше, чем предполагаем. Но надо знать, что делать. Умение рождает уверенность. А уверенность поможет выжить в любой, самой экстремальной ситуации. Так, Робинзон за время жизни на острове овладел множеством ремёсел (специальностей): охотник, строитель, зверолов, пастух, земледелец, пекарь, гончар, портной, рыболов, плотник.

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, угрожающую его жизни или здоровью, возникает естественная реакция человека - страх. Страх за своё здоровье, страх за свою жизнь. Иногда страх может перерасти в панику, когда человек начинает необдуманно совершать какие-либо действия и поступки, которые могут наоборот, привести к его гибели, а не спасению! Поэтому, запомните, что в какую бы экстремальную ситуацию вы бы не попали, нужно в первую очередь успокоиться, оценить обстановку, оценить свои силы, составить план своих действий и действовать! Только это поможет вам выжить.

У нас сегодня необычный урок. Это будет урок – приключение и в некотором смысле путешествие… И я предлагаю вам, ребята, побыть в роли знатока ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности). И в этой роли мы вместе с вами проанализируем действия главного героя романа Д. Дефо – Робинзона Крузо.

- Как вёл себя Робинзон в первый день, оказавшись на острове? Правильно или нет? (он бегал по берегу, кричал, плакал.)

- Какая пословица есть в русском языке, соответствующая этому выражению? (Слезами горю не поможешь)

- Как называет свой остров Робинзон? Чтобы вам ответить на этот вопрос, я предлагаю разгадать кроссворд:

Робинзон назвал остров – остров Отчаяния. И почему именно так? (Потому, что это была его первая реакция – отчаяние от одиночества, безысходности, растерянности и т.д.)

Но, в итоге Робинзон успокоился, стал осмысливать свои действия. В своих бедах и горестях он стал искать и положительные моменты. Для этого он записывал в своём дневнике все перенесённые им горести, а рядом всё, что с ним случилось радостного.

Откройте свои учебники (стр. 213) и книги, где указан дневник Робинзона. Я вам буду называть всё то, что Робинзон записывал в дневник как «зло», а вы мне по тексту найдите, что наш герой относил к «добру».



Зло

Добро

Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.

Но зато я выделен из всего нашего экипажа, смерть пощадила меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти, вызволит и из этого безотрадного положения.

Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей.

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем пропитаться

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрыть свое тело

Но я живу в жарком климате, где я не носил бы одежду, даже если бы она у меня была

Я беззащитен против нападения людей и зверей.

Но остров, куда я попал, без­люден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если б меня выбросило туда?

Мне не с кем перемолвиться словом, и некому утешить меня.

Но бог сотворил чудо, при­гнав наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих потреб­ностей, но и получил возмож­ность добывать себе пропитание до конца моих дней.



Как дневник характеризует героя?

«Итак, вняв голосу рассудка, я начинал мириться со своим положением. Прежде я поминутно смотрел на море в надежде, не покажется ли где-нибудь корабль; теперь я уже покончил с напрасными надеждами и все свои помыслы направил на то, чтобы по возможности облегчить свое существование».

- Что начал делать Робинзон Крузо, чтобы облегчить своё существование на острове? (переправил на остров всё необходимое, что могло бы ему пригодиться, построил палатку и т.д.)

Учитель ОБЖ: Ответьте, пожалуйста, сколько рейсов совершил Робинзон, чтобы перевезти необходимые ему вещи? (12)



Задание: посмотрите на список предметов и вещей на слайде и в каждом из столбиков выберите 5 лишних.





В любой ситуации, в том числе и в экстремальной, человеку необходимо такое важное качество как внимательность. А теперь я проверю вашу внимательность по прочтении книги. Ответьте мне на вопросы:

  1. Где провёл свою первую ночь на острове Р. Крузо? (На дереве)

  2. Каких животных взял с корабля Р. Крузо? (Двух кошек и собаку)

  3. Как Р. Крузо перевёз продукты и вещи с корабля на берег? (На плоту)

  4. Где выбрал Робинзон место для жилища и почему? (На склоне холма)

  5. Почему Р. Крузо решил покинуть своё первое место стоянки? (Место болотистое, низменное у самого моря, не было близко пресной воды).

  6. Как отмечал Р. Крузо дни пребывания на острове? (Делал зарубки на столбе)

  7. Какие зерновые культуры посеял Робинзон на своём острове? (Рис, ячмень)

  8. Какой предмет Робинзон ценил меньше всего? (Деньги)

  9. Какую первую вещь своими руками изготовил Р. Крузо? (Плот)

  10. Какая находка на корабле оказалась для него дороже «корабля с золотом»? (Ящик плотника)



  1. Какие животные водились на острове Р. Крузо? (Козы, черепахи, птицы)

  2. Какие съедобные плоды росли на острове? (Дыни, виноград, лимоны)

  3. Кого из первых животных на острове приручил Робинзон Крузо? (Козу)

  4. Сколько времени пробыл Робинзон на острове? (28 лет, 2 месяца, 19 дней)

  5. Что сделал Робинзон, чтобы отпугивать птиц, наносящих вред его урожаю? (Повесил подстреленных птиц на высоком столбе)

  6. Где Р. Крузо хранил свои запасы? (В пещере)

  7. Из чего сделал лопату Р. Крузо? (Из железного дерева)

  8. Когда Робинзон испёк себе первые лепёшки из зерна? (На 4-й год жизни на острове)

  9. Какой посудой пользовался Р. Крузо? (Глиняной)

Молодцы!

Учитель: Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться в сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.

– Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку? (Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм, смелость, настойчивость).

Учитель: Зачитайте синквейн «Робинзон Крузо».

Учитель: А теперь вернемся к эпиграфу урока и ответим на вопрос:

Как вы думаете, пригодится лично вам эта книга? Почему?

Учитель:

– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Сейчас у нас много трудностей. Ваши родители за труд получают не очень много денег, в мире царит много зла и несправедливости, но несмотря на это, мы должны с вами быть гуманными и милосердными друг к другу, заботиться друг о друге, помогать друг другу. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком. Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.



Какие затруднения вы испытывали в ходе работы? (заполняют листы самоконтроля).

Проверка результатов индивидуальной работы осуществляется в ходе общего обсуждения в классе, при которой знакомятся с результатами своей деятельности.

Рефлексия (слайд)

Домашнее задание:

  1. Составить кроссворд из вещей и предметов, которые Робинзон переправил с корабля на остров.

  2. У Робинзона на изготовление одной доски уходил примерно один месяц. Придумайте более простой способ изготовления полок для хранения различных предметов в его пещере.



















9


Просмотр содержимого документа
«задания»

















  1. Взрывчатое вещество для стрельбы из ружей и пушек.

  2. Одно из жилищ Робинзона.

  3. Семена, которые взял с корабля Робинзон.

  4. Артиллерист, пушкарь.

  5. Английская мера длины.

  6. Самая бесполезная вещь на необитаемом острове.

  7. Помещение для матросов в носовой части корабля.

  8. Подвижной поперечный брус на мачтах.

















…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Взрывчатое вещество для стрельбы из ружей и пушек.

  2. Одно из жилищ Робинзона.

  3. Семена, которые взял с корабля Робинзон.

  4. Артиллерист, пушкарь.

  5. Английская мера длины.

  6. Самая бесполезная вещь на необитаемом острове.

  7. Помещение для матросов в носовой части корабля.

  8. Подвижной поперечный брус на мачтах.

































сундук

ружья

пистолеты

ржавые шпаги

порох

кресло

гамак

подушки

парус

собака

кошки

попугай

коза

куски железа

канаты

одежда

зонт

ножи

ящик слесаря

ножницы

сухари

сыр

масло

рис

овёс

ячмень

пшеница

макароны

гвозди

отвёртка

лопата

топоры

точило

пули

лом

кирка

пила

доски

ящик плотника

вилки



























































































За правильные ответы обучающимся можно выдавать пиастры, по количеству которых можно выставить отметки.



Просмотр содержимого документа
«лист самооценки»





Лист самооценки работы в паре

Ф.И._________________________________________

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий





При разногласиях я принимаю другое решение





Большинство решений предложено мной





Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение





Работать в паре труднее, чем одному





Мне интереснее и полезнее работать в паре









Лист самооценки работы в паре

Ф.И._________________________________________

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий





При разногласиях я принимаю другое решение





Большинство решений предложено мной





Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение





Работать в паре труднее, чем одному





Мне интереснее и полезнее работать в паре







Лист самооценки работы

Ф.И._________________________________________



Задание

Оценка ученика

Оценка учителя

Общая оценка

Историк




















Лист самооценки работы

Ф.И._________________________________________



Задание

Оценка ученика

Оценка учителя

Общая оценка

Историк





Лист самооценки работы

Ф.И._________________________________________



Задание

Оценка ученика

Оценка учителя

Общая оценка

Писатель Дефо






Лист самооценки работы

Ф.И._________________________________________



Задание

Оценка ученика

Оценка учителя

Общая оценка

Эксперт














































Лист самоконтроля

Этап


Учебная деятельность

Выпол

нил безоши

бочно

Выполнил с ошибками

Испытывал затруднения

Оценка

1 шаг

«Лови ошибку» с самопроверкой





2 шаг

«Кроссворд» с взаимопроверкой





3 шаг

Умею отвечать на вопросы по тексту




_______

4 шаг

Могу доказать свои высказывания




_______

5 шаг






итог урока





На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Ф.И.________________________________





Лист самоконтроля

Этап


Учебная деятельность

Выпол

нил безоши

бочно

Выполнил с ошибками

Испытывал затруднения

Оценка

1 шаг

«Лови ошибку» с самопроверкой





2 шаг

«Кроссворд» с взаимопроверкой





3 шаг

Умею отвечать на вопросы по тексту




_______

4 шаг

Могу доказать свои высказывания




_______

5 шаг






итог урока





На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Ф.И.________________________________







Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

«Лови ошибку. Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

  1. Робинзон решает добраться до корабля.

  2. Строительство корабля.

  3. Герой снаряжает лодку.

  4. Выбор места для жилья и ночлега.

  5. Робинзон 15 раз посещает корабль.

  6. Построение жилища.



«Лови ошибку. Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

  1. Робинзон решает добраться до корабля.

  2. Строительство корабля.

  3. Герой снаряжает лодку.

  4. Выбор места для жилья и ночлега.

  5. Робинзон 15 раз посещает корабль.

  6. Построение жилища.



«Лови ошибку. Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

  1. Робинзон решает добраться до корабля.

  2. Строительство корабля.

  3. Герой снаряжает лодку.

  4. Выбор места для жилья и ночлега.

  5. Робинзон 15 раз посещает корабль.

  6. Построение жилища.



«Лови ошибку. Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

  1. Робинзон решает добраться до корабля.

  2. Строительство корабля.

  3. Герой снаряжает лодку.

  4. Выбор места для жилья и ночлега.

  5. Робинзон 15 раз посещает корабль.

  6. Построение жилища.


«Лови ошибку. Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

  1. Робинзон решает добраться до корабля.

  2. Строительство корабля.

  3. Герой снаряжает лодку.

  4. Выбор места для жилья и ночлега.

  5. Робинзон 15 раз посещает корабль.

  6. Построение жилища.





1

2

3

4

5

6

7

8



Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока»

Самоанализ урока литературы и ОБЖ, проведенного в 5 классе по теме: Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».


Учитель русского языка и литературы – Онищенко О.Н.

Учитель ОБЖ – Онищенко Н.А.


Данный урок был проведен 09.02.16 г. в 5–б классе. В классе человек 17 обучающихся: 11 мальчиков и 6 девочек. Согласно тематическому планированию по УМК В.Я. Коровиной, данный урок входит в раздел «Зарубежная литература». Тип урока – изучение нового материала. Целью урока стали:

  1. Обсудить книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо».

  2. Выявить знание текста учащимися.

  3. Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

В реализации поставленной цели помогали следующие задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к литературе;

  • воспитывать ценностное отношение к слову;

развивать коммуникативные УУД:

  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Развивающие:

  • развивать критическое мышление;

  • развивать внимание;

  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развивать творческие, речевые способности учащихся;

  • формировать логическое мышление;

  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Образовательные:

  • развивать умение формулировать определение понятий;

  • развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

В процессе обучения формировались следующие метапредметные (критерии сформированности\оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • Личностные (внутренняя позиция учащегося, учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке);

  • Коммуникативные (умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы, аргументировать);

  • Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, умение воспроизводить простые логические действия);

  • Регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование).

Метапредметные (на примере героя романа обучающиеся знакомились с правилами выживания в условиях автономного существования в природных условиях, анализировали действия Робинзона Крузо с позиции знатоков ОБЖ, выполняли задания на развитие логического и критического мышления).

А также реализовывались следующие принципы системно-деятельностного подхода:

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип деятельности;

  • принцип непрерывности, вариативности, творчества.


На данном уроке применялся комбинированный метод обучения, реализующийся в различных видах деятельности: учебной, учебно-аналитической, познавательной и творческой.

Для достижения поставленной цели на уроке применялись различные технологии: ИКТ (компьютерная презентация), здоровьесберегающие (физкультминутки, своевременная смена деятельности), технология критического мышления и реализовывалась технология КТД.

В качестве подготовки к уроку учащимся было необходимо прочитать произведение Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Первый этап урока – подготовка к погружению в текст. На данном этапе особо важна мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Исходя из этого, использовались тест о настроении, а также китайская притча о пользе обучения. Начало урока было нацелено на то, чтобы дети сами определили тему и цели урока. Этот этап способствовал формированию регулятивных УУД – умению самостоятельно формулировать цель, планировать и прогнозировать. В начале этапа погружения в текст был применен прием «Осмысление эпиграфа», где обучающимся было предложено выбрать из двух эпиграфов тот, который, по их мнению, больше подходит к уроку и объяснить почему. В ходе использования данной технологии реализовывалась одна из поставленных задач – развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, а также формировались личностные и коммуникативные учебные действия: внутренняя позиция, умение объяснять свой выбор, аргументировать

Во время изучения данной темы обучающиеся обращались к словарям, что способствовало концентрации внимания и умению работать с дополнительной литературой. На данном этапе реализовывались образовательные задачи – дети знакомились с особенностями нового литературного жанра, обогатили свой словарный запас, а также формировались познавательные УУД – умение искать и выделять необходимую информацию.

В ходе применения здоровьесберегающих технологий было проведена физкультминутка. Дети размялись, сменили положение тела и с новыми силами включились в работу, что способствовало улучшению качества дальнейшего изучения темы урока.

На этапе получения знаний и первичного закрепления знаний использовался прием «толстых» и «тонких» вопросов. Благодаря внедрению такого приема анализировать текст могли не только учащиеся с высоким показателем в учебе, но и более слабые дети. Этот этап работы способствовал формированию личностных (собственный интерес к учебному материалу), коммуникативных (умение строить фразы, отвечать на поставленные вопросы) и познавательных универсальных учебных действий.

В ходе работы, обучающиеся проявляли активность, стремились отвечать, каждый ученик мог выявить тот вопрос, ответ на который его не вводит в затруднение. Учитель выступал в роли организатора, консультанта. В составлении характеристики главного героя детям помог приём «Кластер», который помог отыскать и выделить слова, передающие черты характера действующего лица.

Обучающиеся работали с иллюстрациями. Этот прием способствовал интеграции урока литературы с уроком ИЗО и формированию эстетических качеств у учащихся.

На этапе рефлексии учащимся необходимо было продолжить фразы учителя. Это задание не вызвало затруднений у обучающихся, каждый смог подобрать нужное, по его мнению, слово для своего ответа.

На уроке обучающиеся выполняли задания: «разгадай кроссворд» и «убери пять лишних предметов» под фонограммы шума моря. Также обучающимся предлагались вопросы и задания, связанные на развитие логического и критического мышления.

Закрепление темы урока проходило с использованием синквейна, с технологией составления которого учащиеся уже были знакомы. Выполнение этого задания способствовало формированию познавательных и регулятивных УУД.  Использование листов самооценки позволило сформировать у ребят личностные универсальные учебные действия.







Методы и приёмы.


Интерактивные словесные методы: эвристическая беседа, полилог, дискуссия.

Наглядные методы (книга, иллюстрации).

Традиционные словесные методы: рассказ, беседа.



Итоги урока – проекта. Рефлексия.



Самоанализ деятельности:

- заполнение индивидуальных листов самооценки;

- работа с барометром настроения (подведение итогов в эмоциональном плане).


В качестве основной формы работы на уроке были индивидуальная, фронтальная, парная. Она представлялась наиболее целесообразной, так как позволяет охватить большой объём материала за небольшой промежуток времени, предоставляет возможность для дискуссии и свободного обмена мнениями. Принцип единства теории и практики. На уроке обучающиеся познакомились с «Робинзонадой» - эпическим литературным жанром, описывающим поведение человека, пили группы людей, оказавшихся в изоляции от общества, цивилизации, но преодолевающих все трудности, препятствия, возникающие на их пути, а также с жанром приключенческой литературы.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучаемых был реализован за счёт смены видов деятельности на уроке (устная фронтальная работа; работа в парах, работы с книгой, цитирования и др.), обращения к парной работе, которая привлекает учащихся данного класса, строгой логики рассмотрения материала и записи результатов работы в форме схемы. Логика была соблюдена, этапы урока вытекали один из другого, в том числе за счёт наличия необходимых связок. Урок был проведён в достаточно быстром темпе, что связано как с необходимостью охватить большой объем материала, так и с психологическими особенностями учителя и привычкой класса к быстрой работе. Принцип наглядности обучения был реализован за счёт обращения к средствам образно-знаковой и предметно-знаковой наглядности (схема, иллюстрации, портрет). Принцип продуктивности и надёжности обучения соблюдался благодаря обращению к частично-поисковому методу обучения, предполагающему самостоятельную умственную активность обучающихся. Проверка результатов парной и индивидуальной работы осуществлялась в ходе общего обсуждения в классе, при которой знакомили одноклассников с результатами своей деятельности. Основные выводы, полученные в результате обсуждения, весь класс записывал в таблицу. Благодаря этой проверке осуществлялась обратная связь «ученики – учитель». При необходимости учитель направлял рассуждения школьников, помогал формулировать выводы. Структура урока определялась его целями и логикой материала. Урок достиг своей главной цели – учащиеся познакомились с биографией писателя и произведением Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Достижению поставленной цели способствовало выполнение поставленных задач: была создана благоприятная атмосфера поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; развивалось умение формулировать определение понятий и выражать свои мысли; формировалось логическое мышление и умение опираться на уже известное. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей детей.





3


Просмотр содержимого документа
«техн.карта ООН,ОНА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ И ОБЖ В 5 КЛАССЕ

Дата: 09.02.2016

Класс:

Название предмета: литература, ОБЖ

Фамилия, имя, отчество учителя: Онищенко Оксана Николаевна,

Онищенко Николай Александрович

Тема урока: Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Тип урока

урок «открытия» новых знаний (бинарный урок).

УМК

Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина – Москва «Просвещение» 2012 год (ФГОС).

Вид деятельности

работа с учебником, беседа, работа с учебником, пересказ.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказывать, что роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Метапредметные


  • познавательные

  • ориентироваться в учебнике;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • обобщать, делать выводы;

  • находить нужную информацию в учебнике;

  • структурировать материал.

  • коммуникативные

  • проявлять готовность вести диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему,

  • соблюдает правила речевого поведения.

  • регулятивные

  • организовать своё рабочее место;

  • овладевать способностями понимать учебные задачи урока;

  • оценивать свои достижения;

  • самостоятельно организовывать собственную деятельность;

  • отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля.

Личностные

  • осознавать эстетическую ценность русской литературы,

  • проявлять уважительное отношение к русской литературе,

  • осваивать новые виды деятельности,

  • участвовать в творческом созидательном процессе;

  • осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Методы и формы обучения

индивидуальная, в парах, фронтальная.

Основные понятия

приключенческая литература, робинзонада, Робинзон,

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, учебник литературы, текст произведения, лист самоконтроля, интерактивная доска (экран), кроссворд по произведению, синквейн «Робинзон Крузо», портрет Д. Дефо, иллюстрации к произведению «Приключения Робинзона Крузо», музыкальная миниатюра, передающая звуки моря, карточки с заданиями.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.



Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Задачи

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Организация самооценки обучающимся готовности к предстоящей деятельности на уроке

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).  

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе.

Эмоциональное вхождение в урок (просмотр иллюстраций, прослушивание песни А. Пугачёвой «Робинзон»). Тест о настроении.

Создает положительную эмоциональную и целевую установки у обучающихся;

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Подготовка учебных принадлежностей. Дети демонстрируют своё настроение.

Умение подготовить рабочее место для занятий; выбрать координатора в группе.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Вызов

  • Вызвать интерес к уроку;

  • определить тему урока;

  • сформулировать цель урока и задачи урока.






















  1. Посмотрите на иллюстрации, портрет и скажите, какое произведение мы будем рассматривать сегодня на уроке?

Мы с вами будем изучать Даниэля Дефо и сегодня на уроке речь пойдет о произведении «Приключения Робинзона Крузо».

  1. Главный герой попадает на необитаемый остров. Какова главная цель героя романа? (выжить) Как вы бы сформулировали тему урока? (выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»)

  2. Обратимся к эпиграфу урока. Как вы их понимаете? Как они связаны с темой нашего урока? Какой подходит к теме нашего урока? Почему? (в любой ситуации нужно оставаться человеком).

  3. Над чем нам сегодня необходимо задуматься?

Цель: знакомство с биографией писателя Д. Дефо, дать характеристику героя.

Цель урока: (на слайде) знакомство с биографией писателя Д. Дефо, с историей создания романа «Приключения Робинзона Крузо» и прототипами героев, совершенствовать навыки анализа текста и характеристику героя, развитие навыков вдумчивого чтения, развивать творческие способности обучающихся.


Гипотеза урока: Произведение «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Формулируют цель, задачи и тему урока.


формирование умения слушать и слышать, понимать речь других.

III. Актуализация и углубленное изучение материала.


Цель: актуализация знаний. Осмысление

Обучающиеся вступают в контакт с новой информацией.

Формирование способности каждого ученика к участию в работе.

  • Вначале мы узнаем об авторе, который создал этот роман. Давайте послушаем самого Даниэля Дефо. (Под звук фонограммы, на “театральной” сцене появляется сам Д. Дефо. На нём одета шкура зверя, оборванные джинсы, соломенная шляпа, корзинка с едой… Он садится в кресло на морском побережье и задумчиво смотрит вдаль вдруг, оторвавшись от своих мыслей, он начинает свой рассказ).

  • О создании романа и прототипах героя познакомят нас историки (рассказ историков)

  • Дополнит информацию эксперт. (рассказ эксперта)



Слушают, запоминают.

Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся.

Формирование умения работать индивидуально;

развитие умения работать с разными источниками (текстом учебника, дополни­ тельной литературой, слайдами презентации).

Познавательные: слушают, запоминают нужную информацию.

Регулятивные:

осознают полученную информацию.



Беседа, делимся впечатлениями. Понравился ли вам роман?

  • Что больше всего запомнилось?

  • Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).

  • - Кто такой Робинзон? (человек, живущий вдали от людей)

  • В романе Робинзон сам рассказывает историю своей жизни.

  • Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя? (так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность).

Отвечают, высказывают свою точку зрения.

Коммуникативная: формулируют собственные мысли.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из прослушанного материала учителя, одноклассников.


Высказывают свою точку зрения по вопросу.

Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

О жизни Робинзона Крузо до острова расскажут нам биографы. (рассказ биографов о жизни Робинзона Крузо до острова через кластер)



Познавательные УУД: вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приемы чтения; разграничивать основную и дополнительную информацию; преобразовывать и сохранять информацию. Понимать информацию, представленную в схематичной форме.

Личностные: проявляют способность к самооцениванию.

Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности; освоение способов совместной деятельности.

Воспитывать культуру делового общения.

  • Каким показан герой до острова? (дерзкий юноша, жаждущий приключений, слабый, неопытный)


Отвечают на вопрос, высказывают свою точку зрения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Физкультминутка.

  • На острове поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами)

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам).

  • Стихает дождь. (Хлопанье ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами).

  • Солнце! (Руки вверх).



IV. Работа с текстом.


Цель: развитие читательских умений.


  • Как называется литература, в которой произведение насыщено интересными событиями, приключениями? (приключенческая литература)

  • Перечислите приключения Робинзона Крузо (убежал из дома, кораблекрушение, попал на необитаемый остров, спас Пятницу, наблюдал за дикарями-каннибалами, боролся с пиратами)

  • Какие слова ассоциируются со словом «остров»? (необитаемый, страх, одиночество, надежда, выживание, отчаяние и т.д.)

  • Давайте проверим, как вы внимательно прочитали отрывок из произведения «Робинзон Крузо». «Лови ошибку» (самопроверка). Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

  1. Робинзон решает добраться до корабля.

  2. Строительство корабля. (плота)

  3. Герой снаряжает лодку. (плот)

  4. Выбор места для жилья и ночлега.

  5. Робинзон 15 раз посещает корабль. (12 раз)

  6. Построение жилища.

Я предлагаю вам, ребята, побыть в роли знатока ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности). И в этой роли мы вместе с вами проанализируем действия главного героя романа Д. Дефо – Робинзона Крузо.

- Как вёл себя Робинзон в первый день, оказавшись на острове? Правильно или нет? (он бегал по берегу, кричал, плакал.)

- Какая пословица есть в русском языке, соответствующая этому выражению? (Слезами горю не поможешь)

- Как называет свой остров Робинзон? Чтобы вам ответить на этот вопрос, я предлагаю разгадать кроссворд.

  • Робинзон назвал остров – остров Отчаяния. И почему именно так? (Потому, что это была его первая реакция – отчаяние от одиночества, безысходности, растерянности и т.д.)

  • Но, в итоге Робинзон успокоился, стал осмысливать свои действия. В своих бедах и горестях он стал искать и положительные моменты. Для этого он записывал в своём дневнике все перенесённые им горести, а рядом всё, что с ним случилось радостного.

  • Откройте свои учебники (стр. 213) и книги, где указан дневник Робинзона. Я вам буду называть всё то, что Робинзон записывал в дневник как «зло», а вы мне по тексту найдите, что наш герой относил к «добру».

  • Как дневник характеризует героя?

  • «Итак, вняв голосу рассудка, я начинал мириться со своим положением. Прежде я поминутно смотрел на море в надежде, не покажется ли где-нибудь корабль; теперь я уже покончил с напрасными надеждами и все свои помыслы направил на то, чтобы по возможности облегчить свое существование».

  • - Что начал делать Робинзон Крузо, чтобы облегчить своё существование на острове? (переправил на остров всё необходимое, что могло бы ему пригодиться, построил палатку и т.д.)

  • Ответьте, пожалуйста, сколько рейсов совершил Робинзон, чтобы перевезти необходимые ему вещи? (12)

  • Задание: посмотрите на список предметов и вещей на слайде и в каждом из столбиков выберите 5 лишних.



  • Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться в сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.

  • – Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку? (Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм, смелость, настойчивость).

  • Зачитайте синквейн «Робинзон Крузо».

  • А теперь вернемся к эпиграфу урока и ответим на вопрос: Как вы думаете, пригодится лично вам эта книга? Почему?

Выполнение задания, самопроверка. Оценивание. Проверка результатов индивидуальной работы осуществляется в ходе общего обсуждения в классе, при которой знакомятся с результатами своей деятельности.













Разгадывают кроссворд, оценивают в паре.






Работа с текстом, отвечают, ищут нужную

информацию.

















Работа с карточками, убирают пять лишних предметов из списка




Обобщают, высказывают свою точку зрения, рассуждают. Слушают ответы одноклассников.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свою точку зрения, адекватно оценивают свои достижения.

Познавательные: приобретают умения использовать новые знания и умения в повседневной жизни.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, учатся задавать вопросы для уточнения последовательности работы.




























  • познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал;

  • регулятивные: организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность;

  • коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения.

    • личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы, проявлять уважительное отношение к русской литературе, осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.


IV.Рефлексия.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Цель: определить, что усвоено учащимися, что вызвало затруднения, что привлекло внимание детей.

Анализ своей работы на уроке.

Заканчивают предложение и выставляют оценку за работу на уроке. Участвуют в подведении итогов. Отвечают на вопросы учителя. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.




Урок
- заставил задуматься…
- навёл меня на размышления…
Что нового я узнал на уроке?
Что я считаю нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?

Своей работой на уроке я:
- доволен
- не совсем доволен,
- я недоволен, потому что…

Запись домашнего задания в дневник.

освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, делать выводы);

отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля

аргументировано оценивать свою работу и работу в паре,

критически осмысливать своё поведение. Формировать умение обобщить полученную информацию, анализировать процесс изучения материала, собственного отношения к изучаемому материалу.








Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

09.02.16 Тема урока : Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Даниеля Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Цель урока: знакомство с биографией писателя Д. Дефо, с историей создания романа «Приключения Робинзона Крузо» и прототипами героев, совершенствовать навыки анализа текста и характеристику героя, развитие навыков вдумчивого чтения, развивать творческие способности обучающихся.

09.02.16

Тема урока : Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Даниеля Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Цель урока:

знакомство с биографией писателя Д. Дефо,

с историей создания романа «Приключения Робинзона Крузо» и прототипами героев,

совершенствовать навыки анализа текста и характеристику героя, развитие навыков вдумчивого чтения, развивать творческие способности обучающихся.

Старое название Острова Робинзона Крузо – остров Мас-а-Тьерра. Робинзон Крузо Александр Селькирк

Старое название Острова Робинзона Крузо – остров Мас-а-Тьерра.

Робинзон Крузо

Александр Селькирк

Физкультминутка

Физкультминутка

«Лови ошибку» Робинзон решает добраться до корабля. Строительство корабля. (плота) Герой снаряжает лодку. (плот) Выбор места для жилья и ночлега. Робинзон 15 раз посещает корабль. (12 раз) Построение жилища. Ответ:  2, 3,5 Оценка 3 б – «5»

«Лови ошибку»

  • Робинзон решает добраться до корабля.
  • Строительство корабля. (плота)
  • Герой снаряжает лодку. (плот)
  • Выбор места для жилья и ночлега.
  • Робинзон 15 раз посещает корабль. (12 раз)
  • Построение жилища.

Ответ: 2, 3,5

Оценка

3 б – «5»

Взрывчатое вещество для стрельбы из ружей и пушек. Одно из жилищ Робинзона. Семена, которые взял с корабля Робинзон. Артиллерист, пушкарь. Английская мера длины. Самая бесполезная вещь на необитаемом острове. Помещение для матросов в носовой части корабля. Подвижной поперечный брус на мачтах.
  • Взрывчатое вещество для стрельбы из ружей и пушек.
  • Одно из жилищ Робинзона.
  • Семена, которые взял с корабля Робинзон.
  • Артиллерист, пушкарь.
  • Английская мера длины.
  • Самая бесполезная вещь на необитаемом острове.
  • Помещение для матросов в носовой части корабля.
  • Подвижной поперечный брус на мачтах.

1

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

7

 

4

 

 

 

 

6

 

 

 

5

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Остров Отчаяния 1 2   п  п  о а л р О 3   а   х  т   я 7 4   к  ч  к   к 6  д   у  5   м   а а  б  я е  8  н  е р   р   р   о   н  н    д и   ь   ь е   н   г я   к   и   р   и Отгадано Оценка 9 5 8-7 4 6-5 3 4 и менее 2

Остров Отчаяния

1

2

  п

п 

о

а

л

р

О

3

  а

  х

т  

я

7

4

  к

ч 

к

  к

6

д 

у 

5

  м

  а

а

б 

я

е 

8

н 

е

р

  р

  р

  о

  н

н 

  д

и

  ь

  ь

е

  н

  г

я

  к

  и

  р

  и

Отгадано

Оценка

9

5

8-7

4

6-5

3

4

и менее

2

сухари сухари сыр сыр масло масло рис рис овёс овёс ячмень ячмень пшеница пшеница макароны макароны гвозди гвозди отвёртка отвёртка лопата лопата топоры топоры точило точило пули пули лом лом кирка кирка пила пила доски доски ящик плотника ящик плотника вилки вилки сундук сундук ружья ружья пистолеты пистолеты ржавые шпаги ржавые шпаги порох порох кресло кресло гамак гамак подушки подушки парус парус собака собака кошки кошки попугай попугай коза коза куски железа куски железа канаты канаты одежда одежда зонт зонт ножи ножи ящик слесаря ящик слесаря ножницы ножницы

сухари

сухари

сыр

сыр

масло

масло

рис

рис

овёс

овёс

ячмень

ячмень

пшеница

пшеница

макароны

макароны

гвозди

гвозди

отвёртка

отвёртка

лопата

лопата

топоры

топоры

точило

точило

пули

пули

лом

лом

кирка

кирка

пила

пила

доски

доски

ящик плотника

ящик плотника

вилки

вилки

сундук

сундук

ружья

ружья

пистолеты

пистолеты

ржавые шпаги

ржавые шпаги

порох

порох

кресло

кресло

гамак

гамак

подушки

подушки

парус

парус

собака

собака

кошки

кошки

попугай

попугай

коза

коза

куски железа

куски железа

канаты

канаты

одежда

одежда

зонт

зонт

ножи

ножи

ящик слесаря

ящик слесаря

ножницы

ножницы

Синквейн «Робинзон Крузо» Робинзон Крузо Трудолюбивый, находчивый Трудится, верит, облагораживает Пример для подражания Человек

Синквейн «Робинзон Крузо»

Робинзон Крузо

Трудолюбивый, находчивый

Трудится, верит, облагораживает

Пример для подражания

Человек

Рефлексия Урок  - заставил задуматься…  - навёл меня на размышления…  Что нового я узнал на уроке?  Что я считаю нужным запомнить?  Над чем ещё надо поработать?  Своей работой на уроке я:  - доволен  - не совсем доволен,  Я недоволен, потому что…

Рефлексия

Урок - заставил задуматься… - навёл меня на размышления… Что нового я узнал на уроке? Что я считаю нужным запомнить? Над чем ещё надо поработать?

Своей работой на уроке я: - доволен - не совсем доволен, Я недоволен, потому что…

Домашнее задание:  Составить кроссворд из вещей и предметов, которые Робинзон переправил с корабля на остров. У Робинзона на изготовление одной доски уходил примерно один месяц. Придумайте более простой способ изготовления полок для хранения различных предметов в его пещере.  

Домашнее задание:

  • Составить кроссворд из вещей и предметов, которые Робинзон переправил с корабля на остров.
  • У Робинзона на изготовление одной доски уходил примерно один месяц. Придумайте более простой способ изготовления полок для хранения различных предметов в его пещере.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Онищенко Николай Александрович

Дата: 26.03.2016

Номер свидетельства: 310183


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства