Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Прокошевская основная школа
Открытый урок по теме:
«Ураганы, бури, смерчи»
Подготовила учитель ОБЖ
Юдина Елена Васильевна
Нижний Новгород
2016
Цель и задачи:
Систематизация знаний учащихся по теме «Ураганы, бури, смерчи»;
Контроль качества знаний учащихся о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении опасного природного явления;
Продолжение работы по развитию у учащихся навыков логических мыслительных операций;
Воспитание любви к родному краю.
Оборудование урока:
Учебник ОБЖ 7 класс;
Конспект урока, рабочие тетради учащихся;
Компьютерная презентация «ЧС метеорологического характера»;
Раздаточный материал – физическая карта России, карточки с задачами и тестами.
Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, математика.
Вопросы урока:
Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей.
Последствия ЧС метеорологического характера.
Меры по снижению ущерба.
Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей.
Ход урока:
I Организационный момент – 2 мин.
(На экране Слайд № 1 с темой урока)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем итоговое занятие по теме «ЧС метеорологического характера»
II Вступительное слово учителя. Обобщение учебного материала с использованием компьютерной презентации (Слайды 2-11) – 10 минут.
III Работа в парах. Решение задач – 10минут.
- А теперь, ребята, давайте проверим нашу память, быстроту реакции и воображение - применим знания географии и математики на уроке ОБЖ.
Задача № 1. В 1979 г. во Владивостоке бушевал тайфун «Ирвинг». Сначала он показал свой злобный нрав острову Хоккайдо. За какое время ураган дошел до Владивостока, если его скорость была 120 км/час? Расстояние до острова определите самостоятельно по карте.
Задача № 2. В 1968 г. советские ученые проводили испытания ядерного оружия на военном полигоне на острове Новая Земля. До какого города (региона) могло бы дойти радиоактивное облако за трое суток при северо-восточном ветре и скорости 25 км/час?
- Кто справился с заданием и готов ответить у доски? Давайте проверим ваши решения. Молодцы!
IV Индивидуальная работа. Контроль знаний, тестирование по карточкам – 10 мин.
- У вас на столах лежат карточки с тестовым заданием. Выпишите в тетрадь буквы правильных вариантов ответов и проведите взаимопроверку
Первый вариант:
1. Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра?
а) Рихтер; б) Бофорт; в) Ломоносов; г) Менделеев.
2. Ветер скоростью до 20 км/час называется:
а) циклон; б) шторм; в) бриз.
3. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:
а) ветра и воды; б) воды и атмосферного давления; в) атмосферного давления и ветра; г) ветра и верхнего слоя земли.
4. Сильный мало масштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 400 км/час:
а) циклон; б) ураган; в) буря; г) смерч.
5. Лучшая защита от смерча:
а) будка на автобусной остановке; б) мосты, большие деревья;
в) подвальные помещения, подземные сооружения.
Второй вариант:
1. Область пониженного давления в атмосфере – это:
а) смерч; б) циклон; в) буря.
2. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 100 км/час:
а) ураган; б) шторм; в) торнадо.
3. Принцип работы одного из указанных приборов напоминает принцип действия смерча, что это за прибор:
а) утюг; б) пылесос; в) холодильник; г) газовая плита.
4. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо:
а) закрыть все окна и двери; б) включить телевизор, радиоприемник и выслушать рекомендации; в) выйти из здания и укрыться под ближайшим деревом.
5. Относительно безопасным естественным укрытием на улице во время урагана является:
а) овраг; б) крупные камни; в) линии электропередач.
- Напоминаю вам критерии оценивания теста. Так как правильным является только один вариант ответа, поэтому
за 5 «+» - оценка «5»; 4 «+» - оценка «4»; 3 «+» - оценка «3»
V Групповая работа – 8 мин
- В завершении нашего урока давайте пройдем «Лабиринт Знаний». Отвечайте «да», если утверждение верно или «нет», если неверно.
Показ слайда № 12
VI Подведение итогов – 3 мин.
- Итак, ребята, за несколько занятий вы узнали:
о способах оповещения об ураганах, бурях и смерчах;
об основных мероприятиях по защите населения;
имеете представление о последствиях ЧС метеорологического характера;
владеете навыками выполнения мероприятий по защите от урагана, бури, смерча.
VII Домашнее задание. Подготовить сообщение о наводнениях на территории РФ.