Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вода таит в себе опасность"»
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС
Учитель ОБЖ Гончаров Дмитрий Петрович МБОУ – Рожновская ООШ
Предмет ОБЖ
Класс 6
Тема урока «Вода таит опасности»
Цель урока: Познакомить учащихся с опасными ситуациями на воде.
Задачи урока:
Предметные - ознакомить обучающихся с наиболее часто встречающимися опасными ситуациями при отдыхе на водоёмах, знание информации о ПМП при утоплении пострадавшего;
Личностные - развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде, развивать у учащихся умение применять знания в различных ситуациях;
Метопредметные – формирование учения самостоятельно находить и отбирать информацию с различных источников необходимую для получения знаний по теме, развитие умений выражать свои мысли, учить учащихся находить причину своих затруднений и самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений.
Тип урока: формирования новых знаний и умений
Вид урока: комбинированный
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Безопасность на водоёмах», видеоролик «ПМП при утоплении», Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-6-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией Н.Ф.Виноградова. – М.: Просвещение, 2014.
Этапы урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка учебной цели.
Изучение нового учебного материала и первичное закрепление.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Организационный момент(1м.):
Цель - Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку.
Задачи: - Создать положительный эмоциональный настрой, создать условия для принятия обучающимися учебной задачи урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Приветствие.
Предлагает учащимся оценить их готовность к уроку. Создание доброжелательной атмосферы.
Приветствуют учителя. Психологически настраиваются на активную деятельность на уроке.
3 минуты
Актуализация знаний(7м.):
Цель: - Формировать познавательный интерес к предмету.
Задачи: - Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Методы организации деятельности учащихся: словесный (объяснение, комментарий, замечания), ИКТ.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся: - Устный фронтальный опрос по вопросам домашнего задания.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Опрос учащихся по пройденной ранее теме.
Отвечают на вопросы учителя.
7 минут
Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали на прошлом уроке.
Вопросы:
1.Как избежать нападения пчёл и ос на человека?
2.Первая медицинская помощь при укусах пчёл?
3.В каких местах любят обитать клещи?
4.Как уберечься от клещей?
5.Что нужно делать, если Вы обнаружили присосавшегося клеща на вашем теле?
6.Какую опасность представляют собой клещи?
Индивидуальная работа учащихся по проверке изученного материала по карточкам.
Постановка учебной цели(2м.):
Учитель. В настоящее время водоёмы всё шире используются человеком не только для нужд экономики, но и для активного отдыха на природе .
Однако общение человека с водой не всегда бывает безопасным. Те кто не соблюдает меры безопасности. Рискуют жизнью и здоровьем .
Я думаю, что вы догадались, о чем сегодня пойдет речь. Итак, тема нашего урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Определяет проблему ,обратив внимание учащихся на тот факт, что водоём – это место повышенной опасности.
- «Я думаю, что вы догадались, о чем сегодня пойдёт речь. Итак тема нашего урока?
- «Исходя из темы урока сформулируйте цель и основные задачи, которые мы должны решить на уроке
учащиеся называют тему урока: «Вода таит опасности»;
формулируют цель и задачи урока.
Цель урока: Познакомить с опасными ситуациями на воде.
Задачи урока: Развивать познавательный интерес к предмету, развивать умение применять знания в различных ситуациях; воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде
2 минуты
Цель: - Научиться организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Задачи: - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- Использовать в работе справочную литературу, ИКТ;
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы организации деятельности учащихся: словесный (объяснение, комментарий, замечания), ИКТ, работа с учебником.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся:
Летом в жаркую погоду лучший отдых – на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено!»,
Если вы решили искупаться в незнакомом водоёме, то необходимо вначале тщательно обследовать берег . Посмотреть на воду не торчат ли из воды коряги, не притаились ли на дне топляки. Дно должно иметь постепенный уклон без ям, уступов, водорослей, острых камней, стекла и других опасных предметов. Нужно присмотреться к воде.
В воду нужно входить осторожно. Никогда не надо прыгать в воду в незнакомых местах. Даже если это место накануне считалось безопасным для прыжков, то за ночь сюда могло принесли корягу или кто-то мог что-то сбросить в воду.
Для того чтобы ваш отдых на воде не обернулся трагедией, независимо от водоёма соблюдать ряд Общих правил поведения на воде во время купания.
Купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева. Температура воды должна быть не ниже 18-19 0С, температура воздуха должна быть 20-25 0С.
Наиболее благоприятные условия купания – ясная, безветренная погода.
Наиболее приемлемыми являются следующие режимы купания:
при температуре воды 18 0С – 6-8 мин;
при температуре воды 20 0С – 10-12 мин;
при температуре воды 24 0С – 15-20 мин.
Нельзя входить в воду после длительного пребывания на солнце, так как сосуды сильно расширены для большей теплоотдачи. При охлаждении в воде наступает резкое сокращение мышц, что влечёт за собой остановку дыхания и можно утонуть. Нужно заходить постепенно .
При купании надо стараться не заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил. Почувствовав усталость, не надо теряться и стремиться как можно скорее доплыть до берега. Надо уметь отдыхать на воде. Лучшим отдыхом будет положение лёжа на спине, при котором, действуя лёгкими надавливающими на воду движениями ладоней рук и работой ног, можно поддерживать себя на поверхности воды, чтобы восполнить силы для продолжения плавания.
Если вас захватило течением и понесло в незнакомое место, нельзя поддаваться панике. Сохраняя хладнокровие, не надо плыть против течения, иначе можно выбиться из сил. Лучше плыть по течению вниз, постепенно под небольшим углом приближаясь к берегу.
Никогда не следует подплывать к водоворотам – это самая большая опасность на воде. Они затягивают купающегося на большую глубину и с такой силой, что даже опытный пловец не всегда в состоянии выплыть.
Попав в водоворот, нужно набрать побольше воздуха в лёгкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.
В водоёмах с большим количеством водорослей надо стараться плыть у самой поверхности воды, не задевая растений. Если всё же руки или ноги спутываются стеблями водорослей, то нельзя делать резких движений и рывков, иначе петли растений ещё туже затянутся. Лучше лечь на спину и постараться мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если и это не поможет, то нужно, подтянув ноги, осторожно освободиться от растений руками.
Плавая при волнении водной поверхности, надо внимательно следить за тем, чтобы вдох происходил в промежутки между волнами. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на крутую волну и скатываться с неё. Если же волна с гребнем (стеной), то лучше нырять через волну немного ниже его.
Внимание!
Очень опасно прыгать головой в воду с пристаней, а также с плотов и других плавучих средств!
Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и т. п.
Нырять можно только там, где для этого имеется достаточная глубина, прозрачная вода, ровное дно.
Это должен знать каждый
Категорически запрещается купаться в зоне водозаборных станций, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений.
Нельзя подплывать к проходящим судам, катерам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны и течения. Если судно идёт против течения реки, то плывущего может затянуть под него.
Не следует плавать на надувных предметах. Плавание на них опасно, а для человека, не умеющего плавать, часто заканчивается трагически. Надувные камеры, матрацы очень лёгкие, даже слабого ветра и течения достаточно, чтобы отнести их на большие расстояния. Стоит отвлечься на несколько минут – и берег оказывается вне пределов досягаемости. Запомните: надувной матрац предназначен для отдыха на берегу, а не для плавания! Матрац может захлестнуть волной, он может выскользнуть из-под пловца и накрыть его с головой. К тому же любой надувной предмет может иметь скрытый дефект, который не всегда удаётся обнаружить своевременно: из него может выйти воздух и он потеряет плавучесть.
Особой осторожности требует купание с маской, трубкой и ластами. Нельзя плавать с трубкой при сильном волнении моря. Плавать надо только вдоль берега, и обязательно под постоянным наблюдением, чтобы штатные или добровольные спасатели вовремя могли прийти на помощь.
Важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность.
Шалости не должны переходить известных границ.
Некоторые ребята порой могут подшутить над товарищем: хватать за ноги в то время, когда тот плывёт, окунуть его с головой, держать под водой и т. п. Подобные шутки могут привести к трагическим последствиям.
Проводить игры следует на небольшой глубине.
Во время игр на воде ни в коем случае нельзя подавать ложные сигналы бедствия, например: «Я тону, на помощь!» Это нервирует окружающих, отвлекает от работы дежурных спасательных постов, которые обязаны в каждом подобном случае спешить на помощь. Имитация несчастного случая может привести к тому, что окружающие, привыкшие к ложным сигналам, не придут на помощь тому, кто по-настоящему будет захлёбываться и тонуть.
Нужно внимательно и бережно относиться к товарищу, не терять его из виду и приходить ему на помощь.
Нельзя оставлять у воды младших братьев и сестёр. Они нечаянно могут оступиться и упасть в водоём, захлебнуться волной или попасть в яму.
Безопасность на замёрзших водоёмах
Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замёрзших водоёмах. Переходить водоём рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если знака нет необходимо внимательно осмотреть лёд.
Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей – не менее 12 см.
Прочность льдаможно определить по ряду признаков:
наиболее прочен чистый, прозрачный лёд, мутный лёд ненадёжен;
на участках, запорошённых снегом, лёд тонкий и некрепкий;
в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее тонкий лёд.
Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).
Если вы провалились под лёд:
не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда;
постарайтесь опереться локтем на лёд и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е. возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу);
осторожно вытащите на лёд одну ногу, затем другую;
постарайтесь выкатиться на лёд и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли);
на твёрдом льду встаньте и постарайтесь как можно быстрее добраться до жилья.
Если на ваших глазах провалился на льду человек, немедленно крикните, что идёте на помощь. Приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Будет лучше, если вы можете положить под себя лыжи, доску, фанеру, т. е. увеличить площадь опоры, и ползти на них. К самому краю подползать нельзя, иначе в воде окажутся уже двое.
Ремни и шарфы, любая доска или жердь, санки, лыжи помогут спасти человека. Бросать связанные ремни или шарфы, доски надо за 3-4 м до полыньи. Подползать к самой полынье недопустимо.
Подав пострадавшему подручное средство спасения, надо вытащить его на лёд и ползком выбираться из опасной зоны. Затем его надо укрыть от ветра, как можно быстрее доставить в тёплое место, растереть, переодеть в сухое и напоить чаем.
2.Работа в группах(5м.): «Соблюдения общих правил поведения на воде. Каждая группа выбирает и обсуждает свой мини сюжет, и вырабатывает правило поведения в данной ситуации, фиксирует в тетради»
Задания:
1гр. Как правильно выбрать место для купания?
2гр. Какие игры на воде приводят к трагедиям?
3гр.Какие опасности могут поджидать Вас в воде во время купания?
4гр.Ваши действия, если вы провалились под лёд?
3.Учитель подводит итоги работы в группах. Оценивает работу учащихся.
4.Проведение физминутки(1м.).
5.Работа с учебником(3м.):
- «Вы хорошо усвоили правила поведения на воде, не менее важно знать о правилах помощи при судорге в воде, откройте учебник на стр.126-127 и выпишите советы, которые помогут вам выйти из опасной ситуации.»
6.Просмотр видиоролика «Оказание ПМП при утоплении»(4м.)
Y.Закрепление изученного материала(5м.)
Учитель организует проверочную работу по карточкам.
Организация проверки по ключу.: 1) _Б__, 2) _А__, 3) _А__, 4) __Б__, 5) __Б_.6):_Б
7)Г 8) Б 9) А
«5»- нет ошибок, «4»- 1ошибка, «3» -2 ошибки, «2»- 3 и более ошибок.
YI.Рефлексия(1м.).
1.Ребята, вспомните тему нашего урока?
2.Что вам понравилось на уроке?
3.Какие возникли трудности?
4.Подведение итогов урока и выставление оценок.
YII.Задание на дом(1м).
1.Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания.