Вид урока: Урок с применением активных методов обучения (АМО).
Форма урока: комбинированный
Используемые методы: АМО, наглядный, поисковый.
Цель урока – познакомиться с основами организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Сформировать у студентов представление об АСДНР проводимых в зоне ЧС.
Планируемые результаты
Предметные:
иметь представление о важности АСДНР проводимых в зоне ЧС, как основной составляющей РСЧС – единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Метапредметные:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выдвигать предположения и доказывать их;
уметь извлекать необходимую информацию при изучении раздаточного материала, слайдов презентации;
отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
усвоить, что АСДНР – являются элементом защитных мероприятий РСЧС;
знать какие работы относят к аварийно-спасательным, а какие к другим неотложным работам;
формировать осознанное выполнение правил поведения в ЧС.
Содержание:
I. Организационный момент.
1) Приветствие.
2) Проверка списочного состава группы – сам лично или по докладу старосты.
3) Сообщение темы и цели урока - путем подведения студентов с помощью задаваемых вопросов и получения на них ответов.
II. Повторение изученного.
1) Что такое ЧС?
2) Какие бывают ЧС?
3) Кто участвует в ликвидации ЧС?
III. Проверка домашнего задания.
Заслушивание ответов нескольких студентов на домашнее задание (по выбору учителя).
IV. Изучение нового материала.
Разделяю группу на команды: 1- Смелые, 2- Решительные, 3- Рассудительные, 4- Справедливые
Применяя АМО – мозговой штурм, жужжащей группы, метод кейсов, лабиринт, даю раздаточный материал на каждую команду и ставлю задачу, что необходимо сделать, инструктирую по выполнению каждого задания. Даю время на выполнения задания 5 минут.
Задание №1.
Здание детского сада в результате аварии на гидросооружении оказалось в зоне затопления. В результате затопления здания возник пожар (короткое замыкание). В здании остались 15 человек (не успели эвакуироваться) из них 3 взрослых (2воспитателя и 1 повар) один из которых оказался придавленным на кухне (холодильником).
Вы действуете в составе аварийно-спасательной группы аварийно- спасательного отряда. Ваши действия:
Студенты обсуждают в группах решение – алгоритм задачи. После прохождения 5 минут – заслушиваю капитанов команд решение задания, далее обсуждаем всеми командами решение.
Задание №2.
В результате крупного ДТП на ул. Заводской – столкновение грузовой фуры Мерседес и легкового автомобиля ВАЗ 2109 оказались заблокированными в автомобиле водитель и двое пассажиров
Вы действуете в составе аварийно-спасательной группы аварийно- спасательного отряда. Ваши действия:
Студенты обсуждают в группах решение – алгоритм задачи. После прохождения 5 минут – заслушиваю капитанов команд решение задания, далее обсуждаем всеми командами решение.
Раздаю раздаточный материал по теме урока.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зоне ЧС.
Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей в зоне ЧС, очаге поражения при ведении военных действий.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. К аварийно-спасательным работам относятся:
поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные; тушение пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Аварийно-спасательные работы включают в себя:
- определение и обозначение границ зоны ЧС (очага поражения);
- ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
- локализацию и тушение пожаров;
- розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, вскрытие убежищ;
- подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
- оказание мед помощи пораженным;
- эвакуацию пораженных из зоны ЧС;
- вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы.
Задание №3.
В результате прохождения сильного смерча на объектах жизнеобеспечения города произошли аварии . Нарушена подача электроэнергии, воды и теплоснабжения. Вашу группу отправили совместно с аварийно-восстановительной бригадой на участок обрыва проводов.
Вы действуете в составе аварийно-спасательной группы аварийно- спасательного отряда. Ваши действия:
Студенты обсуждают в группах решение – алгоритм задачи. После прохождения 5 минут – заслушиваю капитанов команд решение задания, далее обсуждаем всеми командами решение.
Раздаю раздаточный материал по теме урока.
Другие неотложные работы, проводимые в зоне ЧС.
Кроме аварийно-спасательных работ в зоне ЧС (очагах поражения) проводятся и другие неотложные работы, включающие деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их трудоспособности.
Другие неотложные работы включают в себя:
- локализацию очага чрезвычайной ситуации;
- прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения (маршрутов движения);
- укрепление или обрушение конструкций, угрожающих разрушением и препятствующих безопасному проведению АСР;
- восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, мостов;
- обнаружение, обезвреживание и уничтожение опасных предметов и веществ. (слайды)
Даю задание командам на выполнение с помощью АМО – лабиринт.
На МУП «Водоканал» произошла разгерметизация емкости с хлором – 5 тонн. Облако зараженного воздуха движется в восточном направлении. Вспомним свойства хлора: это газ желто-зеленого цвета, тяжелее воздуха и т.д.
Студенты обсуждают в группах решение задачи. После прохождения 5 минут – заслушиваю капитанов команд решение задания, далее обсуждаем всеми командами решение.
V. Итог урока.
Выводы:
1) АСДНР, проводимые в зоне ЧС выполняются для спасения людей, материальных и культурных ценностей и обеспечения жизнедеятельности населения.
Вопросы самоконтроля:
1) Какие работы входят аварийно-спасательные?
2) Какие работы относят к другим неотложным работам?
Рефлексия:
На доске или экране написаны фразы:
-сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я приобрёл…
- я научился…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось… и т.д.
VI. Окончание урока.
Домашнее задание:
разработать сценарий задачи с алгоритмом – решением на 4-5 пункта.
Выводы по уроку с применением АМО:
АМО, разработанные для данного урока, активизируют мышлительные процессы, повышают мотивацию учащихся, способствуют активному плодотворному взаимообщению, укрепляют взаимосвязь с одногруппниками.
С введением технологии АМО на уроках у большинства студентов проявляется интерес к предмету, применение АМО на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствует реализации принципов ФГОС.