Конспект урока ОБЖ в 5 классе по теме «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»
Конспект урока ОБЖ в 5 классе по теме «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»
Конспект урока ОБЖ в 5 классе по теме «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность» разработан в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОБЖ в 5 классе по теме «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»»
МБОУ Первомайская СШ
Урок ОБЖ в 5 классе
«Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»
Автор: Миронов М.Ю.
п.Первомайский
2015
Тема: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»
Цель: закрепление у учащихся знаний по правилам дорожного движения;
Задачи.
1.Образовательные:
закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;
формирование знаний о составных частях дороги, о самом понятии «дорога»;
овладение умениями предвидеть и избегать опасности на дороге;
продолжение формирования общих учебных умений и навыков: работать с текстом, анализировать.
2. Развивающие:
развитие качеств личности, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.
3. Воспитательные:
воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Личностные: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения, Усвоение правил поведения на дорогах
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы: слово учителя, беседа, работа у доски, работа по карточкам, работа с учебником
Оборудование:
1.интерактивный комплекс;
2.презентация «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах »;
3.диск «Правила дорожного движения »;
4.плакат «Дорога и ее составные части».
Структура урока:
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний. Повторение основных понятий.
3. Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока. Просмотр видеофрагментов. Рассказ учителя.
4. Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления полученных знаний.
Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок.
Мы должны понять, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их, познакомимся с различными видами автомобилей, изучим опасные ситуации на улицах и дорогах и сформулируем правила безопасного поведения на улицах и в общественном транспорте.
Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом.
Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения»- строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому, только отличное знание правил позволяет нам уверенно уверено вести себя на дороге.
2. Актуализация знаний
А теперь послушаем загадки про автомобили, и поместим рисунки с отгадками в соответствующий сектор на доске.
1.Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)
2.Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
3.Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина,
И зальет пожар любой
Смелая дружина. (Пожарная машина)
4.Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса? (Поливальная машина)
5.Силач на четырех ногах,
В резиновых сапогах,
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино. (Грузовик)
6.Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)
7.Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он потом,
Вырастет огромный дом. (Подъемный кран)
8.Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.(Троллейбус)
3.Изучение нового материала
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Но задача нашего урока не только познакомиться с общественным транспортом, но и узнать, какие опасные ситуации возникают на дорогах и улицах в связи с использованием транспорта и как избежать этих ситуаций.
Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно,200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает.
По каким же причинам происходят несчастные случаи? Давайте посмотрим фрагмент фильма «Улица полна неожиданностей». Обратите внимание, какие опасности поджидают наших героев на улице, из-за чего мог произойти несчастный случай.
3.1.Просмотр фрагмента фильма.
(Примерные ответы детей: переход перед близко движущимся транспортом, невнимательность на дороге, невыполнение ПДД водителем и пешеходом, переход улицы в неположенном месте).
Совершенно верно. Но давайте посмотрим , какие еще могут быть причины ДТП?
3.2.Чтение плаката «Причины ДТП».
А вот по каким причинам происходят чаще всего ДТП в Ульяновской области(статистика ОГИБДД)
3.3.Чтение записи на доске:
переход улицы перед близко движущимся транспортным и средствами – 27%;
переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%;
невнимательность при переходе улиц – 17%;
нетрезвое состояние пешехода – 14%;
неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%;
прочие причины – 6%.
Ребята, а как же избежать опасных ситуаций? Давайте посмотрим еще один фрагмент фильма и сформулируем правила безопасного поведения.
На дороге надо быть особенно внимательным. Давайте проверим вашу внимательность: на экране картинка – запомните, что на ней нарисовано… (Слайд 4)
(Дети рассматривают картинку в течение 10 секунд, затем она исчезает, а учитель задает вопросы.)
Сколько машин нарисовано на картинке?
Сколько легковых машин?
Какого цвета автобус?
Сколько пешеходов?
Сколько девочек?
Кто правильно переходит дорогу?
В чем ошибки других пешеходов?
Давайте проверим себя. Молодцы, теперь можно отправляться дальше в путь.
Ошибки пешеходов мы заметили. А сейчас проверим, какие вы пешеходы.
Следующее задание:
Движение по тротуару ( практическое задание)
“Зеленый” столик – вы будете пешеходами: выйдите к доске и пройдите по тротуару, а мы вспомним, как должны двигаться пешеходы.
Правостороннее движение
Не толкаться, не размахивать руками, громко не разговаривать
Быть чистыми
Не идти по проезжей части
Быть внимательными
Вы говорите, что двигаться надо по правой стороне. А почему? Кто это придумал?..
Это правило к нам пришло из глубокой древности, с рыцарских времен. (К доске вызываются 2 ребенка, у каждого в руках щит и меч, они инсценируют рассказ учителя). Представьте себе лес, узкую дорогу-тропу, а по ней навстречудруг другу движутся незнакомые рыцари. Кто перед тобой: друг или враг? Что ожидать от встречи?.. Вот и обходили встречного так, чтобы защититься от него, в случае нападения, с помощью щита, то есть шли по правой стороне тропинки.
Физкультминутка
Три сигнала светофора приглашают вас потанцевать, а мы посмотрим, какие вы внимательные. Если загорится зеленый свет, то весело танцуем, если желтый , то стоим на есте, если красный – пригрозим друг другу пальчиком.
Как перейти дорогу
“Желтый” столик – вы будете водителями машин, выезжайте на дорогу.
Вот мы дошли до дороги, а там машины снуют туда сюда. И светофора нет. А наша остановка на другой стороне.
Как перейти дорогу?
Какие виды переходов вы знаете?
А вот и зебра. Кто может показать, как перейти дорогу? Давайте назовем правила перехода дороги:
Посмотреть налево, направо убедиться, что нет машин,
Молодцы, садитесь все на места.
На остановке
Мы на остановке, ждем автобус. Дети “Красного” столика – вы по очереди будете называть как правильно надо себя вести на остановке и передавать эстафетную палочку. Повторяться не надо.
(Дети встают у доски в линию, называют правило и передают палочку.)
Кто хочет добавить?
При выполнении этого задания, помогите героям рассказа запомнить правила поведения в общественном транспорте.
В автобусе (Правила поведения)
А вот и автобус. Поставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
И все ребята пошли к дверям. Володя ______________ всех, чтобы первым зайти в салон. Учитель попросил нас ____________ и пройти в автобус ______________. Водитель завел автобус и объявил по радио: «Здравствуйте, ребята! Прошу вас оставаться ______________ и не ____________ между рядами до конца поездки. Счастливого пути». Юля сразу же развернула конфету и бросила обертку _______________. Я возмутился: «Кто это будет за тобой мусор убирать?» Юля подняла фантик с пола и недовольно посмотрела на меня. Подруга Юли Зоя сидела сзади меня, она начала дергать меня за волосы. Я развернулся и ______________ на сиденье. Учитель громко сказал мне, чтобы слышали все: «Сядь на место и успокойся. Крутиться ______________». Я сел на место, все успокоились и благополучно доехали до музея.
Бегать, растолкал, спокойно, встал на колени, на пол, встать в очередь, опасно, на своих местах.
Представь, что могло бы случиться в автобусе, если бы ребята не прислушались к советам взрослых. Напиши.
Творческое задание: Определите и закрасьте красным цветом того, кто ведёт себя невежливо и неправильно в общественном транспорте. Слайд 5
Молодцы, вы хорошие пассажиры и всегда поступайте правильно.
Дорожные знаки
Посмотрите в окно – сколько разных дорожных знаков. Давайте посмотрим, какие знаки нам встретились и что они означают. Все знаки можно разделить на несколько групп:
Информационно-указательные
Предписывающие
Запрещающие
Предупреждающие
Знаки сервиса
Соедините линиями одинаковые дорожные знаки так, чтобы эти линии не пересекались. Это не просто, но вы постарайтесь, и у вас всё получится. Объясните, что эти знаки означают.
(Слайд 6)
(Объяснить название группы; обратить внимание на форму и цвет; что означает каждый знак.) Слайд 7
Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые могут встретиться на твоём пути в школу. В окне справа нарисуй дорожные знаки, встречающиеся тебе по дороге в школу.
Практическое задание макеты рисунка
Какие дорожные знаки следует расставить в местах, обозначенных кружочками? Слайд 8
Светофор
Уважаемые пассажиры ,наша остановка. Выходим .Нам необходимо перейти на другую сторону улицы. Но в этот раз нам поможет наш друг. Отгадайте, о чем я говорю:
То моргнет он красным глазом, То зеленым он моргнет. Станет всем понятно сразу, Тем, кто едет и идет. Что за чудо, что за он С разными глазами? Это чудо – … (светофор) Догадались сами?
КонструированиеСлайд 9
На ваших столах есть детали светофора . За 30 сек. нужно собрать светофор. Начали…
(Во время работы детей звучит песня о светофоре. Затем выбираем несколько моделей светофора, проверяем правильность расположения цветов, вспоминаем, что означают эти цвета.)
Какие существуют светофоры?
Как же переходить дорогу, если стоит светофор?
Ходить по улице опасно,
Когда у вас вниманья нет.
Но есть, друзья, зеленый, красный,
И очень нужный – желтый свет.
Сейчас проверим ваше внимание
Задание: Найдите 10 отличий.Слайд 10
Дорогие ребята ! С помощью рефлексивного экрана подведем итог нашего занятия.
Рефлексивный экран"
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Заключительное слово учителя.
Итак, что нового мы узнали на уроке?
Ответы ребят:
1. Виды транспорта.
2. Опасные ситуации на дорогах и улицах.
3. Причины ДТП.
4. Правила безопасного поведения на улице, на дороге и в общественном транспорте).
Мы убедились, что современный транспорт представляет зону повышенной опасности. Количество машин на дорогах растет с каждым годом. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицу и на дорогу будет опасно выходить. Главное – хорошо знать правила дорожного движения, вести себя на улице и дороге внимательно и дисциплинированно, и тогда количество несчастных случаев сократится.