kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ОБЖ на тему "Землетрясения и причины их возникновения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОБЖ на тему "Землетрясения и причины их возникновения"»

Класс: 7

Учебный предмет:Основы безопасности жизнедеятельности

Тема урока: «Землетрясения и причины их возникновения»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

1.Образовательные (предметные результаты)

Дать представление о землетрясениях и причинах их возникновения.

Научить учащихся выявлять основные причины землетрясений.

2. Развивающие (метапредметные результаты):

Развитие познавательного интереса посредством ИКТ

Осознание проблемы опасности землетрясений для жизнедеятельности человека.

Развивать творческие, коммуникативные способности и речевую культуру;

3. Воспитательные (личностные результаты)

Научить оценивать степень риска при землетрясениях для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека

Ориентироваться на месте, вырабатывать мужество, находчивость и самоотверженность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Имеют желание учиться; Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Метапредметные

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), сформировать  взаимоотношения с окружающими;

Познавательные УУД: изучить виды землетрясений, познакомиться с причинами возникновения ,способами обнаружения и регистрации землетрясений, основными характеристиками

Коммуникативные УУД: владение приемами и навыками общения со взрослыми; : владение приемами и навыками общения со сверстниками;  готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; слушать и понимать речь других;

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  • осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения

Личностные результаты:

Сформировать познавательный интерес к предмету, позитивное отношение к природе необходимости её охраны и бережном отношении, учащиеся должны усвоить виды землетрясений, их опасность для человека;

  • сформировать представление о важности бережного отношения к природе;

осознать опасность землетрясений для людей, народного хозяйства, экологии

Основные понятия: землетрясения, тектонические, внутриплитовые, вулканические, сейсмограф, эпицентр, гипоцентр, магнитуда, Шкала Рихтера, шкала Меркалли, сейсмическая область.

Метапредметные связи:  история, русский язык, география.

Ресурсы: 

  • учебная мультимедийная презентация «Землетрясения»;

  • мультимедийные приложения.


Используемые технологии:

  • технология проблемного диалога при системно-деятельностном обучении;

  • технология критического мышления;

Ход урока

1.Организационный момент

2.Изучение новой темы

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли, 
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…

поэт Низами

– О каком природном явлении это стихотворение? О каких последствиях говорит автор? (ответы детей)

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.

- Сейчас поработаем в группах, соотнесите понятия с их определениями «Слайд1):

землетрясение

это место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

причина землетрясения

это место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, где происходит разрыв, смещение горных пород.

эпицентр

это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

очаг

это сдвиг скальных пород земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой. При этом гигантская энергия вызывает колебания в скальных породах, которые могут распространяться на десятки и сотни километров во все стороны. С расстоянием их сила убывает.


(Дети рисуют в тетради очаг и эпицентр землетрясения. Дети записывают понятия: очаг, эпицентр, землетрясение.)

В России чаще всего землетрясения возникают в районе Тихого океана, на Курило-Камчатской дуге. Многие считают, что землетрясения происходят в тех районах, где есть горы. Но это не так. В нашей стране нет места, где бы когда-то не произошло сильное землетрясение. Например, в 1230, 1446 и 1556 годах подземную стихию почувствовали жители Владимира, в 1446, 1802 и 1977 годах – Москвы, в 1230 и 1556 годах – Нижнего Новгорода.

Сила землетрясения – степень проявления землетрясения на земной поверхности; оценивается в баллах. В большинстве стран принята международная 12-балльная шкала, в Японии – 7-балльная.

По интенсивности и глубине очага создана 12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера).(по имени американского сейсмолога Ч.Ф.Рихтера (1900–1985), предложившего ее в 1935).

Условно землетрясения подразделяются на:

  • Слабые – 1–3 балла

  • Умеренные – 4 балла

  • Довольно сильные – 5 баллов

  • Сильные – 6 баллов

  • Разрушительные – 8 баллов

  • Опустошительные – 9 баллов

  • Уничтожающие – 10 баллов

  • Катастрофические – 11–12 баллов.

Изучением землетрясений занимается наука Сейсмология.

Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах. Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Описание прибора). (Задание на опережение: один ученик готовит дома доклад про сейсмограф) (Слайд2)

Почти каждое землетрясение сопровождается звуковыми явлениями, которые производят сильное впечатление и внушают человеку ужас. Подземный гул то подобен глухим раскатам грома, то клокотанию кипящей воды, то грохоту тяжелого поезда или обвала, то свисту ветра, то визгу при полете снаряда, то взрыву. Звуки иногда опережают волну землетрясения, иногда отстают от нее. Наблюдения показали, что большая часть землетрясений зарождается на глубине 50 км от земной поверхности, небольшая часть – на глубине от 50 до 100 км и лишь единичные землетрясения исходят с глубин до 300-700 км.

Начало научному познанию землетрясений было положено российскими учеными С.И. Вавиловым и Г.А. Гамбурцевым, одними из основоположников сейсмической разведки в нашей стране. Но изучать землетрясения и знать их причины необходимо не только сейсмологам, но и специалистам других профессий. Кому? (Ответы детей: проектировщикам, архитекторам, инженерам, строителям)

Сейсмически активные районы (Слайд3): 
– Тихоокеанский пояс – охватывает кольцом берега Тихого океана. Здесь происходит до 80% всех землетрясений.
– Средиземноморский (Трансазиатский) пояс – простирается через юг Евразии от Пиренейского полуострова на запад до малайского архипелага на востоке. В зоне этого пояса происходит до 15% всех землетрясений.
– Пояса: Арктический, западной части Индийского океана и Восточно-Африканский. В этих зонах происходит до 5% всех землетрясений
– Сейсмически опасные районы России – Кавказ, Алтай, горы Восточной Сибири и Дальнего Востока, Командорские и Курильские острова, о. Сахалин

Как же предсказать грозящее бедствие? Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.

Признаки близкого землетрясения (слайд4):

  1. резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;

  2. запах газа в районах, где раньше этого не было;

  3. беспокойство птиц и домашних животных;

  4. слабые толчки земной поверхности;

  5. нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.

  6. телевизоры берут программы других стран

В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды.

В Индонезии растёт королевская примула, замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти.

Очень важно знать любому человеку правила безопасного поведения во время землетрясения (слайд5)

  1. При первом толчке постараться немедленно покинуть здание в течение нескольких минут.

  2. Спускаться только по лестнице, оповещая соседей о необходимости покинуть здание.

  3. Если остались в квартире, необходимо встать в дверной проем или в углу комнаты, подальше от окон, светильников, шкафов и зеркал. Почему?

  4. Не допускать возникновения паники.

  5. Если землетрясение застигло вас в машине, нужно немедленно остановиться и не выходить из машины до окончания толчков.

При заблаговременном оповещении о землетрясении:
– включить телевизор, радио, прослушайте сообщения и рекомендации;
– закрепите мебель, тяжелые вещи переместите на пол;
– выключите газ, воду и электричество, погасите огонь в печах;
– возьмите необходимые вещи и документы;
– следуйте в сборный эвакуационный пункт.

При внезапном землетрясении если вы оказались:

На улице: – отойдите на открытое место, не бегайте, не кричите;
– передвигайтесь используя свободное пространство;
– следите за опасными предметами которые могут оказаться на земле;
– найдите штаб спасательных работ и зарегистрируйтесь.

В школе или дома:
– спрячьтесь под партой или в безопасном месте;
– не выбегайте на балкон;
– не зажигайте огонь;
– откройте дверь и встаньте в дверном проеме капитальных стен;
– держитесь подальше от окон.

Правила безопасного поведения после землетрясения(слайд6):
– сохраняйте спокойствие;
– не зажигайте огня;
– после землетрясения не заходить в пока его не осмотрят специалисты;
– избегайте мест, где видны оборванные провода;
– серьезно пострадавших людей лучше не трогать, постарайтесь найти спасателей или медиков

Помните! Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям.

                              3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОТРАБОТКА (слайд7)

Что нельзя делать при землетрясении дома и в школе?(Ответы детей)

 НЕЛЬЗЯ:

- подвергаться панике;

- суетиться;

- создавать давку;

- прыгать из окна;

- пользоваться лифтом;

- зажигать спички;

- стоять возле окон, зеркал, печей и т.д.

ВЫ В ТРАНСПОРТЕ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

ВЫ НА УЛИЦЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ?(ответы детей)

- открытое место;

- не бегайте, не кричите;

- передвигайтесь подальше от домов, деревьев, ЛЭП;

- быть внимательным.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЗАВАЛЕ?

А) Вы ранены, получили травму:

- постарайтесь успокоиться;

- помните, Ваше спасение – в Ваших руках.

- действуйте разумно, в соответствии с ситуацией.

- постарайтесь определить характер травмы;

- окажите себе посильную помощь;

-  перевернитесь на живот, ослабьте давление на грудь;

-  привлекайте внимание спасателей. –  КАК? Голосом и стуком;

-  постарайтесь найти и надеть теплые вещи;

-  укрепите по возможности завал (поставьте подпорки);

-  постарайтесь утолить жажду;

-  осмотритесь, нет ли где лазов, проемов, просветов;

-  осторожно выбирайтесь из завала, не вызывая нового обвала;

- выйдите на открытое место;

- зарегистрируйтесь.

  Работа в группах. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №1.

                               СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.

Выберите из перечисленных мест те, которые наиболее безопасны для укрытия в здании при землетрясении. Объясните, почему эти места считают наиболее безопасными.

  1. Места внутри шкафов, комодов, гардеробов;

  2. Места под прочно укрепленными столами и рядом с кроватями;

  3. Места у колонн;

  4. Места под подоконниками;

  5. Углы, образованные внутренними перегородками;

  6. Вентиляционные шахты и короба;

  7. Проемы в капитальных внутренних стенах;

  8. Балконы и лоджии;

  9. Углы, образованные капитальными внутренними стенами;

10. Места внутри кладовок и встроенных шкафов;

11. Дверные проемы.

4 правильных ответа на задачу.

4. Закрепление пройденного

О каком природном явлении мы сегодня говорили?

В чём выражается сила землетрясения?

Что такое очаг землетрясения? Эпицентр?

Один учёный в интервью сказал, что нашу планету трясёт, как в лихорадке... Согласны ли вы с ним?

Существуют ли живые сейсмографы?

Где растёт “Цветок смерти”.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока ОБЖ на тему "Землетрясения и причины их возникновения"

Автор: Бондарь Юрий Николаевич

Дата: 11.10.2022

Номер свидетельства: 614778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект открытого урока "Основные параметры землетрясения и их последствия" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-otkrytogho-uroka-osnovnyie-paramietry-ziemlietriasieniia-i-ikh-posliedstviia"
    ["file_id"] => string(6) "171161"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423648778"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока по ОБЖ "Наводнение" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-obzh-navodnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142144"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418228743"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Коенспект урока по ОБЖ "Организация оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера" "
    ["seo_title"] => string(119) "koienspiekt-uroka-po-obzh-orghanizatsiia-opovieshchieniia-o-chriezvychainykh-situatsiiakh-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "212717"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431889876"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Автономное существование человека в природе""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "297250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456157778"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования "
    ["seo_title"] => string(81) "pravila-poviedieniia-v-usloviiakh-vynuzhdiennogho-avtonomnogho-sushchiestvovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "127250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415285813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства