kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Инфекционные заболевания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Инфекционные заболевания

Цель: углубить знания учащихся об инфекционных заболеваниях, их возбудителей, условия их распространения, понятие эпидемии и пандемии, формы иммунитета.                                                                                        Тип урока: усвоение новых знаний.                                                                Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблица «Формы иммунитета».                                                                                                                   Ученик должен:

- объяснить условия распространения инфекционных заболеваний, понятие эпидемии и пандемии;

- назвать  возбудителей инфекционных болезней;

- охарактеризовать механизм передачи инфекции, формы иммунитета.

Структура урока

I. Организационный этап …………………………………………. 2 мин.

II. Актуализация опорных знаний …………………………………3 мин.

III. Изучение нового материала ………………………………….20 мин.

IV. Закрепленние изученного материала………………………… 15 мин.

V. Выводы…………………………………………………………. 3 мин.

VI. Домашнее задание……………………………………………… 2 мин.

Ход урока

Организационный этап.

- Физкультминутка;

- сообщение темы и цели урока;                                                                                                                           - образования групп.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инфекионные заболевания»

Тема урока: Инфекционные заболевания

Цель: углубить знания учащихся об инфекционных заболеваниях, их возбудителей, условия их распространения, понятие эпидемии и пандемии, формы иммунитета. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблица «Формы иммунитета». Ученик должен:

- объяснить условия распространения инфекционных заболеваний, понятие эпидемии и пандемии;

- назвать возбудителей инфекционных болезней;

- охарактеризовать механизм передачи инфекции, формы иммунитета.

Структура урока

I. Организационный этап ………………………………………….. 2 мин.

II. Актуализация опорных знаний …………………………………3 мин.

III. Изучение нового материала …………………………………..20 мин.

IV. Закрепленние изученного материала………………………… 15 мин.

V. Выводы………………………………………………………….. 3 мин.

VI. Домашнее задание……………………………………………… 2 мин.

Ход урока

Организационный этап.

- Физкультминутка;

- сообщение темы и цели урока; - образования групп.


II. Актуализация опорных знаний.

Инфекционные болезни. Какие ассоциации вызывают у учеников это

понятие?

III. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Инфекционные болезни

Инфекционные заболевания по распространенности во всем мире занимают третье место после болезней сердечно-сосудистой системы и опухолей. В разных странах распространены различные инфекции, и на заболеваемость ими большое влияние оказывают социальные условия жизни людей. Чем выше социальный и культурный уровень населения, организация профилактической и лечебной помощи, санитарной образованности, тем меньше распространенность инфекционных заболеваний и смертность от них.

Классификация инфекционных болезней

Острые и хронические инфекционные болезни

До настоящего времени многими зарубежными и на­шими авторами предложено немало класси­фикаций, в каждой из которых имеется тот или иной недостаток. Поэтому мы остановимся на той из них, ко­торая удовлетворяла как эпидемиологов, так и инфек­ционистов и вошла в авторитетные учебники инфекцион­ных болезней. Согласно этой классификации все инфек­ционные болезни лучше всего разделить на пять основ­ных групп по эпидемиологическому принципу, так как эпидемиология изучает условия, при наличии которых возможно существование инфекционных болезней, а именно:


  1. Пищевые (алиментарные) инфекции:

брюшной тиф, паратифы, дизентерия, амебиаз, хо­лера, пищевые токсикоинфекции, ботулизм, глистные заболевания.

  1. Воздушно-капельные инфекции:

    1. капельные инфекции, общие для взрослых и детей: грипп, герпетическая лихорадка, инфекция дыхательных путей (пневмония), туберкулез, проказа, риносклерома;

    2. (Капельные инфекции — инфекции центральной нервной системы: цереброспинальный менингит, ост­рый полиомиелит, эпидемический энцефалит А;

    3. капельные инфекции — детские инфекционные бо­лезни: скарлатина, корь, дифтерия, коклюш, эпидемиче­ский паротит (свинка), коревая краснуха, скарлатинная краснуха, инфекционная эритема, шестая болезнь, ве­трянка, натуральная оспа.

  2. Болезни, передающиеся укусами членистоногих:

    1. болезни, передающиеся укусами .паразитов чело­века (вшами): сыпной тиф, возвратный тиф, волынская лихорадка;

    2. болезни, передаваемые комарами, москитами, кле­щами и т. п.: малярия, лейшманиозы, лихорадка паппа- тачи, денге, желтая лихорадка, трипаносомные инфекции, сезонные энцефалиты (энцефалит В), клещевой возврат­ный тиф, риккетсиозы, двухволновый менинго-энцефалит.

  3. Контактные инфекции:

    1. раневые инфекции — столбняк, газовая гангрена,, рожа;

    2. инфекции половой системы — сифилис, го'норрея., мягкий шан,кр;

    3. инфекции слизистых глаз — трахома, эпидемиче­ский отечный конъюнктивит.

  4. Зоонозы:

к ним относятся: сибирская язва, сап, бешенство, чума, туляремия, бруцеллез, ящур, содоку (болезнь укуса крыс), трихинеллез, пситтакоз, лептоодирозы, ли­стер ел лез, то каш л а з моз.

В этой классификации, не-со-мненно, имеется также много недостатков. Например, в группе «зоонозы» не указаны пути заражения ими людей, а пути эти разнооб­разны. Можно ими заразиться и путем контакта с боль­ными, и алиментарным путем, и воздушно-капельным.

Некоторые из перечисленных выше инфекционных за­болеваний, как холера, чума, натуральная оспа, когда-то поражавшие огромное число людей, в наше время в совершенно изжиты.

Заболевания денге, трипа,носомные инфекции, желтая лихорадка не встречаются на территории нашей страны, пситтакоз — очень редко.

Сап, сибирская язва, бешенство, содоку, листереллез, ботулизм встречаются у нас в настоящее время редко, единичных случаях.

Такие заболевания, как сыпной тиф, сифилис, столб­няк, газовая гангрена, трахома, встречаются значительно реже по сравнению даже с тридцатыми годами текущего Столетия, а заболевания малярией доведены всего лишь до нескольких десятков случаев в год.

Резко снижена заболеваемость детскими инфекцион­ными болезнями.

Цикличность течения инфекционных болезней.

Выделяют три периода течения инфекционных болезней: 1) инкубационный, или латентный (скрытый), период, во время которого возбудитель попадает в организм, проходит в нем определенные циклы своего развития, размножается, в результате чего наступает сенсибилизация организма; 2) продромальный период, связанный с нарастающей аллергией и появлением общих реакций организма, которые проявляются в клинике в виде недомогания, слабости, головной боли, отсутствия аппетита, усталости после сна. В этот период определить конкретное заболевание еще нельзя; 3) период основных проявлений болезни, который состоит из трех фаз - нарастание симптомов болезни, разгара болезни и последствий заболевания.

Понятие об эпидемии и пандемии

Количественное и территориальное распространение инфекционного заболевания называется эпидемией.

Эпидемический процесс - место возникновения инфекционного заболевания.

Методы профилактики инфекционных заболеваний (коллективные, индивидуальные):

- карантин (полная изоляция)

- обсервация (уменьшение возможности контактов между людьми);

- укрепление организма;

- вакцинация;

Эпидрежим.

Эпидрежим включает: ограничение контактов, ограничения передвижений, массовую вакцинацию, дезинфекцию (уничтожение микроорганизмов), дезинсекцию (уничтожение грызунов).

Характерные особенности инфекционных заболеваний:

1. Возможность массового заражения.

2. Высокая токсичность.

3. Инфицирования при контактах.

4. Инкубационный (скрытый) период.

5. Возможность консервации возбудителя (могильники, животные- переносчики).

6. Большая территория распространения.

7. Затруднение обнаружения (несколько дней).

8. Сильное психологическое воздействие (страх заболеть).

9. Бациллоносительства - у зараженного человека нет признаков болезни.


Иммунитет и его формы Иммунитет - невосприимчивость или устойчивость организма к действию болезнетворных (патогенных) микроорганизмов и их ядовитых продуктов. Различают естественный и приобретенный иммунитет. Естественный, или (врожденный, иммунитет - видовый признак, передается по наследству (например, люди не заражаются чумой рогатого скота, крысы не чувствительны к дифтерии, куры и голуби - к Сибирской язвы, все животные - гонорее). Организм имеет естественные защитные приспособления в различных патогенных микробов. Так, неповрежденная кожа является надежным препятствием для проникновения в организм болезнетворных микроорганизмов. Кроме того, слизистых оболочках и коже присуща бактерицидное (что убивает бактерии) действие в отношении некоторых болезнетворных (патогенных) микробов.

Уничтожение микробов или задержка развития возбудителей, которые уже проникли в ткани и жидкости организма, осуществляются путем захвата их лейкоцитами (так называемый фагоцитоз), а также благодаря действию уничтожающих бактерий веществ сыворотки крови. В некоторых случаях существенную роль играет нечувствительность (реактивность) тканей организма к бактериальным токсинам.


Приобретенный иммунитет наступает после переноса инфекционной болезни или после прививки - вакцинации. Он специфичен, то есть развивается только в отношении того патогенного микроорганизма, который является причиной данного заболевания. Приобретенный иммунитет может быть активным, если он возник непосредственно перед заболеванием.

IV. Закрепление изученного материала.

(Работа с таблицей с помощью учебника или объяснений учителя.)

  1. Классификация инфекционных болезней.


Группа возбудителей

Представители

Болезни

1.Вирусные болезни



2.Рипетсиоды



3.Бактерии




2. Особенности инфекционных болезней (объяснение учителя).

1) Скорость распространения.

2) Наличие скрытого (инкубационного) периода.

3) Возможность бациллоносительства.

3. Условия распространения инфекционных болезней:

- источник;

- пути заражения;

- объекты заражения.


Выводы.


VI. Домашнее задание.

Изучить содержание соответствующего параграфа учебника.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Инфекционные заболевания"

Автор: Козлова Ольга Александровна

Дата: 26.08.2019

Номер свидетельства: 518412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока  биологии "Вирусы". "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-biologhii-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "216515"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433016779"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока по биологии "Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней." "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-rol-bolieznietvornykh-mikrobov-i-virusov-v-razvitii-infiektsionnykh-boliezniei"
    ["file_id"] => string(6) "154600"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421169328"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по биологии на тему витамины"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokapobiologhiinatiemuvitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "306120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458055311"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по теме: "Иммунитет. Виды иммунитета. СПИД-болезнь души 21 века." "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-tiemie-immunitiet-vidy-immunitieta-spid-boliezn-dushi-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "100890"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402398315"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "«Профилактика    инфекционных заболеваний». "
    ["seo_title"] => string(41) "profilaktika-infiektsionnykh-zabolievanii"
    ["file_id"] => string(6) "208391"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430806711"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства