kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Образовательная:

а) сформировать знания о роли микробов и вирусов развитии инфекционных заболеваний;

б) изучить профилактику СПИДа.

  1. Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения
  2. Развивающая: развить навыки оказания первой помощи пострадавшему

Тип урока: Комбинированный                                   

Методы и методические приемы: 1. Словесные: рассказ, беседа

                                                              2. Логические:  анализ, синтез, обобщение

                                                              3. Организационные: работа в группах

                                                              4. Наглядные: просмотр видео, презентация

Оборудование: технические и мультимедийные средства, ватманы 2 шт, фломастеры.

                                                                                                              Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие класса. Проверка готовности к уроку. Знакомство с темой урока и целью.

 

II. Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Индивидуальный опрос: двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам, третий учащийся выполняет задание на листочке.

Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень)

·         Внутренняя среда организма – это ….

·         Заполните схему:

Карточка 2: Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень)

Название клетки

Кол-ва в 1мм3 крови

Строение

Функции

Место образования

Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.
(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

Фронтальный опрос:

·         Какие форменные элементы крови вам известны?

·         Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

·         Чем опасен для организма угарный газ?

·         Какую функцию выполняют лейкоциты?

·         Что такое фагоцитоз и фагоциты?

·         Как осуществляется процесс фагоцитоза?

·         Назовите имя учёного открывшего это явление?

·         Какие клетки способны к фагоцитозу?

·         Каков механизм образования тромба?

·         Каково значение свёртываемости крови для организма?

·         Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?

·         Какие параметры крови определяют при анализе крови?

·         Что такое малокровие? Чем оно опасно?

·         Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III. Основная часть

1. Актуализация знаний

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций.

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет– связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества

Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию.
* микробы, вирусы, любые другие клетки

4. Виды иммунитета

- Какие виды иммунитета существуют? (схема)

Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.

Развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

5. Заключительное слово учителя

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:

·         исключение случайных половых связей;

·         использование для инъекций одноразовых шприцов.

Предлагаю вам поговорить о профилактике заражения Вич-СПИДом.

       Учащимся раздаются ватманы и фломастеры.

       Вам необходимо приготовить постер на тему «Мы против СПИДа».

       После завершения, каждая из команд должны защитить свою работу.

       Выполнение заданий. Защита.

       Обсуждение: 

Вич-СПИД не передается:

  • через рукопожатия и объятия
  • через поцелуй
  • при совместном пользовании ванной и туалетом.
  • при совместном использовании столовых приборов, посуды.
  • по воздуху, при совместном пользовании мебелью, телефонной трубкой и т.д.
  • через укусы насекомых

Вич-СПИД передается:

  • от матери к ребенку
  • при половом контакте
  • через кровь
  1. Домашнее задание
  1. Учить тему урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней." »

8 класс

Тема: Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Профилактика СПИДа.

Цель: Образовательная:

а) сформировать знания о роли микробов и вирусов развитии инфекционных заболеваний;

б) изучить профилактику СПИДа.

  1. Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения

  2. Развивающая: развить навыки оказания первой помощи пострадавшему

Тип урока: Комбинированный

Методы и методические приемы: 1. Словесные: рассказ, беседа

2. Логические: анализ, синтез, обобщение

3. Организационные: работа в группах

4. Наглядные: просмотр видео, презентация

Оборудование: технические и мультимедийные средства, ватманы 2 шт, фломастеры.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие класса. Проверка готовности к уроку. Знакомство с темой урока и целью.


II. Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Индивидуальный опрос: двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам, третий учащийся выполняет задание на листочке.

Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень)

  • Внутренняя среда организма – это ….

  • Заполните схему:

Карточка 2: Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень)

Название клетки

Кол-ва в 1мм3 крови

Строение

Функции

Место образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.
(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

Фронтальный опрос:

  • Какие форменные элементы крови вам известны?

  • Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

  • Чем опасен для организма угарный газ?

  • Какую функцию выполняют лейкоциты?

  • Что такое фагоцитоз и фагоциты?

  • Как осуществляется процесс фагоцитоза?

  • Назовите имя учёного открывшего это явление?

  • Какие клетки способны к фагоцитозу?

  • Каков механизм образования тромба?

  • Каково значение свёртываемости крови для организма?

  • Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?

  • Какие параметры крови определяют при анализе крови?

  • Что такое малокровие? Чем оно опасно?

  • Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III. Основная часть

1. Актуализация знаний

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций.

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет– связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества

Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию.
* микробы, вирусы, любые другие клетки

4. Виды иммунитета

- Какие виды иммунитета существуют? (схема)

Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.

Развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

5. Заключительное слово учителя

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:

  • исключение случайных половых связей;

  • использование для инъекций одноразовых шприцов.

Предлагаю вам поговорить о профилактике заражения Вич-СПИДом.

Учащимся раздаются ватманы и фломастеры.

Вам необходимо приготовить постер на тему «Мы против СПИДа».

После завершения, каждая из команд должны защитить свою работу.

Выполнение заданий. Защита.

Обсуждение:

Вич-СПИД не передается:

  • через рукопожатия и объятия

  • через поцелуй

  • при совместном пользовании ванной и туалетом.

  • при совместном использовании столовых приборов, посуды.

  • по воздуху, при совместном пользовании мебелью, телефонной трубкой и т.д.

  • через укусы насекомых

Вич-СПИД передается:

  • от матери к ребенку

  • при половом контакте

  • через кровь

  1. Домашнее задание

  1. Учить тему урока

  2. Творческое: приготовить брошюру

  •  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Толошная Наталья Ивановна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Разработка урока по теме "Иммунитет" "
    ["seo_title"] => string(37) "razrabotka-uroka-po-tiemie-immunitiet"
    ["file_id"] => string(6) "143196"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418473749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства