Основные понятия: инфекционные заболевания, источник
инфекции, механизм передачи, инкубационный
период, носитель инфекции, профилактика,
дезинфекция.
ход урока
1.организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить все, что знаем об инфекционных заболеваниях, повторим классификацию инфекционных заболеваний, возбудителей, которые вызывают эти болезни, познакомимся более подробно с некоторыми заболеваниями, и узнаем кто или что отвечает за заражение этими заболеваниями. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока: » Ответственность за заражение инфекционными заболеваниями».
2.повторение: вопросы
1.Что называется инфекционными заболеваниями?
(Инфекционные заболевания - это особая группа заболеваний, которые вызываются определенным, живым возбудителем, передаются от зараженного организма здоровому и способны к массовому распространению).
2.Что является возбудителем инфекционных болезней?
(Возбудителями инфекционных болезней являются микробы: бактерии, вирусы, спирохеты, грибки, простейшие).
3.Что вы знаете об этих возбудителях?
(Бактерии - это одноклеточные микроорганизмы, имеющие форму палочек (возбудители брюшного тифа), шара (стрептококки, стафилококки), извитых нитей (спириллы), изогнутых палочек (холерный вибрион);
4.Из отдельных частей соберите таблицу «Классификация инфекционных заболеваний.
группы заболеваний
наименование заболевания
локализация возбудителя
пути передачи инфекции
инфекции дыхательных путей
грипп, ОРЗ, ангина, туберкулез
верхние дыхательные пути
воздушно - капельный
кишечные инфекции
дизентерия, холера, инфекционный гепатит
кишечник
продукты питания, вода, почва, грязные руки, мухи
кровяные инфекции
чума, малярия, ВИЧ - инфекция
кровеносная система
укусы насекомых – комаров, блох, вшей; кровь
инфекции наружных покровов
чесотка, столбняк, сифилис
кожа, слизистые оболочки
преимущественно контактный путь
3.изучение нового материала:
Ребята, давайте познакомимся поближе с некоторыми инфекционными заболеваниями (5 сообщений подготовленных учащимися).
Ребята, вы познакомились с некоторыми заболеваниями. Что в них общего?
Правильно, для распространения всех заболеваний необходимо наличие трех условий: источника инфекции, механизма передачи и восприимчивого человека.
Запишите эти условия в тетрадь.
Давайте рассмотрим эти условия на примере инфекций дыхательных путей и кишечных инфекций.
1. Кто или что может быть источником инфекции?
(источником инфекции может быть больной человек, почва, вода).
2.Кто отвечает за существование этих источников?
(за существование этих источников несет ответственность прежде всего сам человек, так как он либо является одним из источников заболевания, либо загрязняет окружающую среду, сливая в воду и в почву отходы производства, нарушая структуру почвы, выбрасывая газообразные отходы производства).
Правильно ребята. Именно человек чаще всего бывает или прямым источником инфекции, или создает условия для существования этих источников. Поэтому в данное время существуют различные формы административной ответственности за загрязнения окружающей среды, а за умышленное заражение человека ВИЧ – инфекцией предусмотрена уголовная ответственность по статье 122 Уголовного кодекса РФ лишение свободы от 5 до 8 лет.
Кто отвечает за существование механизма передачи инфекции?
(За существование механизма передачи инфекции отвечает сам человек).
Мы можем нарушить пути передачи инфекции?
(Да, для этого необходимо уничтожать мух, мыть руки, носить марлевую повязку и т. д.)
Третье условие – восприимчивый человек
Как вы понимаете это условие? Какого человека быстрее можно заразить активного или пассивного, лежебоку или спортсмена, нервного, неуравновешенного или спокойного, уравновешенного? (ответы ребят)
Кто в данном случае будет ответственен за распространение заболевания?
(Сам человек).
Какие есть способы сделать человека невосприимчивым или более устойчивым к воздействию инфекционных заболеваний? (Занятия спортом, закаливание, ЗОЖ, и т. д.)
Давайте попробуем один из способов укрепления здоровья. Вы устали, давайте немного отдохнем. Встаньте пожалуйста.
1.Исходное положение ноги вместе, руки опущены. На счет 1, 2, 3, поднимите руки вверх в замок и потянитесь. Представьте, что вы висите на турнике. На счет 4 опустите руки, расслабьтесь. Повторите 4 раза.
2. Представьте, что вы большое раскидистое дерево. Поднимите руки вверх, потянитесь к солнцу, наклонитесь вслед за ветерком вправо, влево, опустите руки, встряхните ими. Повторите 4 раза.
3.Исходное положение – основная стойка. Проведите полукруг подбородком от левого плеча к правому и обратно. Повторите 4 раза.
Спасибо, возвращаемся на свои места.
4.Закрепление:
1.Какие 3 условия необходимы для распространения инфекционных заболеваний?
2.Кто отвечает за наличие источника инфекционных заболеваний?
3.Кто создает условия для наличия механизма передачи инфекционного заболевания?
4.От чего или от кого зависит восприимчивость человека к инфекционным заболеваниям?
5. Какой можно сделать вывод?
Вывод: за распространение инфекционных заболеваний ответственность несет сам человек. На здоровье человека большое влияние оказывает образ жизни.
Многолетние исследования специалистов в разных странах мира подтверждают наш вывод. Эти исследования показали, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, но 4 из них основные:
1. наследственность – 18-22 %,
2. здравоохранение – 8-10 %,
3. внешняя среда – 17-20 %,
4. образ жизни – 49-53 %
Какие рекомендации можно дать тем, кто хочет быть здоровым? (Соблюдайте гигиену, носите марлевую повязку, платок, уничтожайте мух, тараканов, соблюдайте режим труда и отдыха. А все вместе это означает – ведите здоровый образ жизни).
5.Выставление оценок, подведение итогов.
6. Домашнее задание. Конспект изучить, подготовить сообщение об инфекционном заболевании.