У Автономного существования в природе, по каким бы причинам оно ни произошло, серьезно влияет на человека. Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в ненаселенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в трудноразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого — наличия или отсутствия водоемов, съедобных растений, животных, а также от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Автономное существование человека в природе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»
Разработка урока
по ОБЖ
4 класс
Автономное существование человека в природе
Подготовил: преподаватель-организатор ОБЖ
Колесников Г.И.
с. Дмитриевка-2017
Автономное существование человека в природе
У Автономного существования в природе, по каким бы причинам оно ни произошло, серьезно влияет на человека. Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в ненаселенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в трудноразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого — наличия или отсутствия водоемов, съедобных растений, животных, а также от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра.
Слово “выживать” всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле – “остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели”. Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Чем быстрее человек сориентируется, примет решение и выберет правильный способ действий, тем больше у него будет шансов остаться живым, здоровым и невредимым.
Конечно, дать исчерпывающие советы на все случаи жизни невозможно, но основные правила безопасного поведения в автономии знать необходимо.
Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся, полученные по теме “Автономное существование человека в природе”.
Задачи:
Развить практические навыки и умения в пользовании необходимыми предметами в экстремальных условиях;
Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условия экстремальной ситуации;
Способствовать развитию речи и мышления учащихся (анализ ситуаций, обобщение умение делать выводы);
Закрепить основы медицинской помощи;
Развивать навыки принятия ответственных решений; развитие интеллекта – познавательного интереса к предмету ОБЖ;
Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы;
Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.
Форма проведения: урок – путешествие.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, карточки с вопросами и заданиями, схемы сигналов бедствия, карточки с лекарственными растениями, корзины с грибами (в бумажном варианте), спички, шнуры, парашюты (бумажные)
Ход урока
Организационный момент:
На отдельном столе разложены бумажные парашюты различного цвета (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый). Дети при входе в класс, выбирают себе один парашют (тем самым они делятся на группы). У каждого на столе лежат маршрутные листы, спички, карточки с некоторыми заданиями. Проводится проверка подготовленности учащихся к уроку.
Вступительное слово:
Сегодня мы совершим с вами путешествие на нашем маленьком самолете (на доске прикреплен самолет). Но для того, чтобы пройти в наш самолет необходимо заполнить посадочный талон (маршрутный лист у каждого на столе) и не забыть свой парашют. Представьте, что неожиданно наш самолет попал в воздушную яму и всё оборудование вышло из строя, самолет начинает падать. Но у нас с вами есть парашюты, и мы благополучно приземлились, однако оказались в экстремальной ситуации вынужденной автономии. Что это значит? (Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства) И именно сейчас, каждому из вас представится возможность применить все ранее полученные знания, проявить себя как знаток правил поведения в экстремальной ситуации. Чтобы дойти до спасительного конца вы должны будите пройти все сложные этапы нашего путешествия и те, кто справятся со своими заданиями, и наберет наибольшее количество баллов, получит наивысшую оценку своей работы. Итак, давайте начнем наше путешествие.
Этапы путешествия:
Маршрутный лист № 1.
Маршрутный лист № 2.
Маршрутный лист № 3.
Маршрутный лист № 4.
Максимальное количество 5 баллов.
1-й этап. Надо определить очередность ваших действий: пронумеруйте действия в своем маршрутном листе по порядку их выполнения (расставить цифры). После выполнения задания самопроверка (на доске появляется правильный порядок действия Слайд 2). Ставим баллы в маршрутный лист.
2-й этап. С порядком действий мы определились, составили план действия, давайте теперь определим, куда мы пойдем, в какую сторону. Ориентироваться будем по местным признакам, вам необходимо дописать в предложении нужное слово. После выполнения задания меняемся маршрутными карточками со своим соседом и проверяем товарища (на доске правильные варианты ответов Слайд 3). Ставим баллы в маршрутный лист.
3-й этап. Ребята, мы с вами забыли о том, что нас могут искать, но нам необходимо быть готовым подать сигнал бедствия с помощью международного кода. У каждого есть свое предложение, которое надо закодировать определенными символами. Самостоятельно проверяем себя и проставляем баллы. (Слайд 4)
4-й этап. Шли мы с вами достаточно долго, захотелось есть, и пить, да и согреться и высушить одежду не мешало бы. Давайте выложим костер (у каждого на столе небольшое количество спичек), у каждого будет свой вид костра, приступаем к работе. Проверять работу буду я, и проставлять сразу баллы в ваш маршрутный лист. (Слайд 5)
5-й этап. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего человек не может существовать достаточно долго? (вода) Сколько человек может выдержать без воды? А без еды? (Ответы детей.) Давайте сначала добудем воду, какие способы добычи воды вы знаете? Запишите те способы, какие знаете. Оценивает учитель (можно после сдачи работ).
6-й этап. Отгадайте загадку:
Белка к ёлке подбежала, Лапкой веточку достала И на веточный изгиб положила белый … (гриб).
Грибы ребята очень калорийная и полезная пища, к тому же их очень легко отыскать, но нужно быть внимательными и не брать ядовитые грибы. Сейчас мы поработаем в группах и уберем из корзинок ядовитые грибы (группы формируются по цвету парашютов) Каждой группе раздаются макеты корзинок с грибами. Приложение 1
(Слайд 6)
А теперь я попрошу вас угадать слуховой ребус и записать в карточке:
рыба + ёжик = рыжик
масло + слоненок = масленок
очки + пять + акула = опенок
муха + сом + море = мухомор
сыр + нож + сережки = сыроежки
7-й этап. И снова мы будем работать плечо к плечу с товарищами, и искать себе пропитание, ведь нам нужны силы для продолжения путешествия. Думаю, что для вас не составит труда найти нетрадиционную пищу в лесу, на карточках необходимо убрать то, что нельзя употреблять в пищу. Запишите себе в листы то, что вы можете съесть и не отравиться. Приложение 2
8-й этап. А если в пути вам потребуется медицинская помощь, что будем делать? (Слайд 7) Действительно есть замечательная лесная аптека. У вас в карточке написаны названия лекарственных трав, Приложение 3 от каких болезней, недугов они могут помочь, запишите рядом в карточке. Оцените себя.
9-й этап. И вот уже скоро станет темно, нам надо построить себе временное укрытие. А какие вы знаете временные укрытия? Работа по карточкам, Приложение 4 соединить стрелками названия и изображения укрытий. После этого запишите в свои карты названия укрытий соответственно цифрам. А теперь давайте проверим себя.
(Слайд 8)
10-й этап. А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы вязать туристические узлы. У вас на столах лежат шнурки, а в карточках названия узлов, необходимо сделать тот узел, который указан в карточке (проверяет учитель, но по истечению 2 минут на слайде появляется изображение узлов). (Слайд 9)
11-й этап. А сейчас мы посмотрим, как вы можете оказать ПМП, но для этого надо поделиться на подгруппы (варианты на карточках) У каждого варианта свое задание, выполняем по два человека в группе.Приложение 5. Оценивает учитель.
Итог: И для того чтобы наша карта была полностью заполнена, давайте допишем предложения в последней графе, а так же дорисуем лицо человечка. Но надо запомнить, что лицо человечка должно быть похоже по выражению на ваше, т.е. такое, какое было у вас настроение на протяжении всего путешествия.