kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Автономное существование человека в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по ОБЖ  "Автономное существование человека в природе"  для 6 класса является призёром 2013 года Общероссийского конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов "Лучший современный урок (занятие) по ОБЖ".

Тип урока: повторительно-обобщающий. 

Цель урока: повторить материал по теме "Автономное существование человека в природе", подготовить обучающихся к неожиданным изменениям в жизни, закрепить навыки четких и грамотных действий в вынужденной автономии. 

Урок соответствует требованиям ФГОС ООО, предполагает использование  системно-деятельностного подхода.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Граманчук ЛИ_ конспект урока ОБЖ»

Методическая разработка урока по ОБЖ

Автор: преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «Железнодорожная СОШ № 2» Граманчук Любовь Ивановна

Тема урока: «Автономное существование человека в природе».

Класс: 6 класс.

Цель урока: повторить материал по теме «Автономное существование человека в природе»; подготовить учащихся к неожиданным изменениям в жизни, учить действовать в вынужденной автономии чётко, грамотно.

Задачи урока:

Обучающие

1.Формировать у детей и подростков сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности.

2.Обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций

Развивающие

1.Способствовать развитию навыков познавательной деятельности

2.Способствовать развитию коммуникативных компетенций

Воспитывающие

1.Способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи,

безопасного группового поведения

Этапы урока:

  1. Организационный момент -1 мин.

  2. Решение тестов – 10 мин.

  3. Проблематизация. Постановка проблемы. Формулирование темы - 1 мин.

  4. Добыча воды -5мин.

  5. Добыча огня -5мин.

  6. Работа в группах - 15 мин.

  7. Подведение итогов. Домашнее задание- 3 мин.

Форма урока: комбинированный

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, хворост.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

- Можем ли мы с Вами оказаться в экстремальной ситуации? В какой? (Учащиеся предлагают свои варианты ответа).

- Вспомните, что нужно делать, если заблудился в лесу?

После ответов учащихся, выделение главного, из предложенного детьми.

Выполнение теста (Приложение 1) в тетрадях (номер вопроса – номер правильного ответа), время ответа на каждый вопрос - 1минута.

- Ребята, проверьте себя по ключу (на доске или на слайде). Поднимите руки: кто выполнил тест без ошибок? Кто допустил одну (две, три) ошибку, выполняя задания теста? Спасибо, поставьте себе оценку за это задание в оценочном листе урока в соответствии с критериями оценки теста (Приложение 2).

- Как вы думаете, легко ли человеку, оказавшись один на один с природой собраться и принять правильное решение? (Ответы обучающихся).

- Что необходимо знать и уметь человеку, чтобы правильно действовать в чрезвычайных ситуациях? (Ответы обучающихся).

- Именно об этом мы подробно поговорим сегодня на уроке.

Проблематизация. Формулирование темы урока.

- Можете ли Вы сформулировать тему сегодняшнего урока? («Автономное существование человека в природе»).

- Какие учебные задачи мы с вами должны решить, чтобы разобраться в теме нашего урока? Какие знания и умения потребуются нам, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии?

(Ответы детей: надо знать , как устроить ночлег и укрыться от непогоды, добывать питьевую воду, обеспечить себя пищей, уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, как подавать сигнал бедствия, разводить костры и др.).

Питьевая вода

- Назовите одно из важнейших условий для поддержание жизни? (Вода).

- Можно ли использовать для питья воду из водоемов? (Ответы детей).

- Вспомните, посовещавшись с соседом по парте: как такую воду подготовить к употреблению? Предложите свои варианты ответов.

Ответы детей:

Природную воду (кроме родниковой и воды из высокогор­ных чистых ручьев) перед употреблением необходимо очистить и прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; мож­но использовать 5-процентную спиртовую йодную настойку (две-три капли йода на 1 л воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение 1 ч).

- Если поблизости нет источника воды, как ее можно добыть? Посовещайтесь в парах и ответьте на вопрос.

Ответы детей:

Доступным источником воды в природе являются влагосодержащие растения, например береза. Можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив на его дно камешек и туго завязав мешок у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые бу­дут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить куч­ку мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем собе­рется вода.

Оцените работу друг друга в оценочных листах.

Способы добывания огня

- Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.Для чего необходим костер?

Ответы детей:

Костер необходим для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия.

- Если у вас имеются спички или зажигалка, костер можно развести при любой погоде. Что делать, если спичек нет? (Ответы детей)

- Какие способы добывания огня вы знаете? Ответьте, посовещавшись в парах.

Ответы детей:

- С первобытных времен огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута. В качестве трута можно ис­пользовать сухой мох, мелко раздробленную кору, древесную пыль, которую можно найти под корой засохших деревьев. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) — лезвие ножа или любой стальной предмет. Камень следует дер­жать как можно ближе к труту, ударяя по камню кресалом так, чтобы искры падали на середину трута. Когда трут начнет по­тихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня, от которого поджечь заранее приготовленную растопку.

- В солнечный день огонь можно добыть с помощью увели­чительного стекла, сфокусировав солнечные лучи на трут. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.

Оцените работу друг друга в оценочных листах.

Работа в группах

- Сейчас вам необходимо разбиться на 4 группы, выбрать лидера и получить задание для группы (взять карточку).

Задание группам:

  1. Соберите хворост в лесу (в конце класса разбросан хворост).

  2. Сложите костер указанными способами (для каждой группы по 2-3 способа из: костёр «колодец», костер «звездный», костёр «таёжный, костёр «охотничий», костер «полинезийский», костер «очаг», костёр «нодья», костер «шалаш», костер «трапперский», траншейный костер, норный костер)

  3. Объясните назначение и особенности такого вида костра. Подготовьте выступление.

  4. Внимательно слушайте объяснение участников других групп. Подготовьте для каждого из них по 1-2 вопроса.

  5. Оцените работу каждого участника группы в оценочных листах в соответствии с критериями групповой работы.

Домашнее задание

- Дома вы должны ещё раз повторить всё, о чём мы говорили сегодня на уроке и самостоятельно или группой составить памятку-буклет «Как нужно действовать, если ты заблудился в лесу». Памятку можно представить в электронном виде. Следующий урок мы начнем с конкурса-представления памяток-буклетов.

Рефлексия деятельности на уроке

Ответы на вопросы:

  • Был ли для тебя полезен этот урок?

  • Со всеми ли заданиями ты справился?

  • Что наиболее понравилось на уроке?

  • Что не понравилось?

  • Над чем тебе необходимо ещё поработать, чтобы в полной мере освоить материал урока?



Приложение 1


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ РАБОТЫ НА УРОКЕ ОБЖ

Тема урока: «Автономное существование человека в природе»

Ф.И. ученика __________________________________________________


Вид учебной деятельности на уроке

Критерии оценки

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Выполнение теста

«5» – выполнил всё задание правильно;

«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;

«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

«1» – вообще не выполнил задание. (1)




Работа в парах «Питьевая вода» (повторение)

от «1» до «5» за:

- умение выслушать товарища;

- правильность и полноту предложенных ответов;

- активность работы в паре.




Работа в парах «Способы добывания огня» (повторение)

от «1» до «5» за:

- умение выслушать товарища;

- правильность и полноту предложенных ответов;

- активность работы в паре.




Работа в группе

от «1» до «5» за:

  • умение выслушать товарища;

  • качество и количество выдвинутых идей;

  • качество и быстрота выполнения поручений (заданий) группы;

  • умение брать ответственность за результат деятельности группы;

  • личный вклад в результат групповой работы.





Средний балл за работу на уроке:





Просмотр содержимого презентации
«Прилож 1 к уроку ОБЖ_ Тест по теме автономное существование 6 класс»

Основы безопасности жизнедеятельности  Тест по теме: «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» (6 класс)

Основы безопасности жизнедеятельности

Тест по теме:

«Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде»

(6 класс)

1. Что такое автономное существование? Виды автономии.

1. Что такое автономное существование? Виды автономии.

2. Что относится к опасным факторам автономного существования 1.  Отсутствие продуктов. 2. Отсутствие питьевой воды. 3. Отсутствие огня. 4. Всё перечисленное.

2. Что относится к опасным факторам автономного существования

1. Отсутствие продуктов.

2. Отсутствие питьевой воды.

3. Отсутствие огня.

4. Всё перечисленное.

3. Что нужно в первую очередь делать, оказавшись в условиях автономного существования   1. Бегать и звать на помощь. 2. Не паниковать, успокоиться. 3. Попытаться сориентироваться на местности. 4. Перечисленное в п. 2 и 3.

3. Что нужно в первую очередь делать, оказавшись в условиях автономного существования

1. Бегать и звать на помощь.

2. Не паниковать, успокоиться.

3. Попытаться сориентироваться на местности.

4. Перечисленное в п. 2 и 3.

4. Ткань какого цвета можно использовать для подачи сигнала ? 1. Чёрного. 2. Зелёного. 3. Жёлтого.

4. Ткань какого цвета можно использовать для подачи сигнала ?

1. Чёрного.

2. Зелёного.

3. Жёлтого.

5 . Напишите способы добычи огня без спичек.

5 . Напишите способы добычи огня без спичек.

6. Как можно подать сигнал поисковому вертолёту? 1. Громко кричать. 2. Отражать солнечные лучи светоотражающим предметом. 3 Махать руками.

6. Как можно подать сигнал поисковому вертолёту?

1. Громко кричать.

2. Отражать солнечные лучи светоотражающим предметом.

3 Махать руками.

7. Что нужно делать при встрече с диким животным? 1. Залезть на высокое дерево. 2. Быстро убежать. 3. Замереть и не делать резких движений.

7. Что нужно делать при встрече с диким животным?

1. Залезть на высокое дерево.

2. Быстро убежать.

3. Замереть и не делать резких движений.

8. Можно использовать в пищу без кулинарной обработки? 1. Съедобные грибы. 2. Съедобные плоды растений. 3. Корни растений.

8. Можно использовать в пищу без кулинарной обработки?

1. Съедобные грибы.

2. Съедобные плоды растений.

3. Корни растений.

9. Что нужно сделать для обустройства ночлега в лесу? 1.  Построить шалаш. 2. Сделать подстилку из еловых веток. 3. Всё перечисленное.

9. Что нужно сделать для обустройства ночлега в лесу?

1. Построить шалаш.

2. Сделать подстилку из еловых веток.

3. Всё перечисленное.

10. При ориентировании на местности с какой стороны выступает смола на хвойных деревьях? 1. С южной. 2. С северной. 3. С восточной. 4. С западной.

10. При ориентировании на местности с какой стороны выступает смола на хвойных деревьях?

1. С южной.

2. С северной.

3. С восточной.

4. С западной.

Источники: 1.  Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 6 кл. /А.Т. Смирнов, Б.О Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.

Источники:

1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 6 кл. /А.Т. Смирнов, Б.О Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Автономное существование человека в природе"

Автор: Граманчук Любовь Ивановна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Автономное существование человека в природе""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "297250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456157778"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация к уроку "Автономное существование человека в природе""
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "297261"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456158232"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Автономное существование человека в природе"
    ["seo_title"] => string(53) "avtonomnoie_sushchiestvovaniie_chielovieka_v_prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "407196"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491482063"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования "
    ["seo_title"] => string(81) "pravila-poviedieniia-v-usloviiakh-vynuzhdiennogho-avtonomnogho-sushchiestvovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "127250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415285813"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Исследовательская работа "Автономное существование человека в природных условиях""
    ["seo_title"] => string(94) "issliedovatiel-skaia-rabota-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodnykh-usloviiakh"
    ["file_id"] => string(6) "143405"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418541557"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства