Методическая разработка урока по ОБЖ
Автор: преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «Железнодорожная СОШ № 2» Граманчук Любовь Ивановна
Тема урока: «Автономное существование человека в природе».
Класс: 6 класс.
Цель урока: повторить материал по теме «Автономное существование человека в природе»; подготовить учащихся к неожиданным изменениям в жизни, учить действовать в вынужденной автономии чётко, грамотно.
Задачи урока:
Обучающие
1.Формировать у детей и подростков сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности.
2.Обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций
Развивающие
1.Способствовать развитию навыков познавательной деятельности
2.Способствовать развитию коммуникативных компетенций
Воспитывающие
1.Способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи,
безопасного группового поведения
Этапы урока:
Организационный момент -1 мин.
Решение тестов – 10 мин.
Проблематизация. Постановка проблемы. Формулирование темы - 1 мин.
Добыча воды -5мин.
Добыча огня -5мин.
Работа в группах - 15 мин.
Подведение итогов. Домашнее задание- 3 мин.
Форма урока: комбинированный
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, хворост.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Можем ли мы с Вами оказаться в экстремальной ситуации? В какой? (Учащиеся предлагают свои варианты ответа).
- Вспомните, что нужно делать, если заблудился в лесу?
После ответов учащихся, выделение главного, из предложенного детьми.
Выполнение теста (Приложение 1) в тетрадях (номер вопроса – номер правильного ответа), время ответа на каждый вопрос - 1минута.
- Ребята, проверьте себя по ключу (на доске или на слайде). Поднимите руки: кто выполнил тест без ошибок? Кто допустил одну (две, три) ошибку, выполняя задания теста? Спасибо, поставьте себе оценку за это задание в оценочном листе урока в соответствии с критериями оценки теста (Приложение 2).
- Как вы думаете, легко ли человеку, оказавшись один на один с природой собраться и принять правильное решение? (Ответы обучающихся).
- Что необходимо знать и уметь человеку, чтобы правильно действовать в чрезвычайных ситуациях? (Ответы обучающихся).
- Именно об этом мы подробно поговорим сегодня на уроке.
Проблематизация. Формулирование темы урока.
- Можете ли Вы сформулировать тему сегодняшнего урока? («Автономное существование человека в природе»).
- Какие учебные задачи мы с вами должны решить, чтобы разобраться в теме нашего урока? Какие знания и умения потребуются нам, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии?
(Ответы детей: надо знать , как устроить ночлег и укрыться от непогоды, добывать питьевую воду, обеспечить себя пищей, уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, как подавать сигнал бедствия, разводить костры и др.).
Питьевая вода
- Назовите одно из важнейших условий для поддержание жизни? (Вода).
- Можно ли использовать для питья воду из водоемов? (Ответы детей).
- Вспомните, посовещавшись с соседом по парте: как такую воду подготовить к употреблению? Предложите свои варианты ответов.
Ответы детей:
Природную воду (кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев) перед употреблением необходимо очистить и прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; можно использовать 5-процентную спиртовую йодную настойку (две-три капли йода на 1 л воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение 1 ч).
- Если поблизости нет источника воды, как ее можно добыть? Посовещайтесь в парах и ответьте на вопрос.
Ответы детей:
Доступным источником воды в природе являются влагосодержащие растения, например береза. Можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив на его дно камешек и туго завязав мешок у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучку мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода.
Оцените работу друг друга в оценочных листах.
Способы добывания огня
- Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.Для чего необходим костер?
Ответы детей:
Костер необходим для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия.
- Если у вас имеются спички или зажигалка, костер можно развести при любой погоде. Что делать, если спичек нет? (Ответы детей)
- Какие способы добывания огня вы знаете? Ответьте, посовещавшись в парах.
Ответы детей:
- С первобытных времен огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута. В качестве трута можно использовать сухой мох, мелко раздробленную кору, древесную пыль, которую можно найти под корой засохших деревьев. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) — лезвие ножа или любой стальной предмет. Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя по камню кресалом так, чтобы искры падали на середину трута. Когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня, от которого поджечь заранее приготовленную растопку.
- В солнечный день огонь можно добыть с помощью увеличительного стекла, сфокусировав солнечные лучи на трут. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.
Оцените работу друг друга в оценочных листах.
Работа в группах
- Сейчас вам необходимо разбиться на 4 группы, выбрать лидера и получить задание для группы (взять карточку).
Задание группам:
Соберите хворост в лесу (в конце класса разбросан хворост).
Сложите костер указанными способами (для каждой группы по 2-3 способа из: костёр «колодец», костер «звездный», костёр «таёжный, костёр «охотничий», костер «полинезийский», костер «очаг», костёр «нодья», костер «шалаш», костер «трапперский», траншейный костер, норный костер)
Объясните назначение и особенности такого вида костра. Подготовьте выступление.
Внимательно слушайте объяснение участников других групп. Подготовьте для каждого из них по 1-2 вопроса.
Оцените работу каждого участника группы в оценочных листах в соответствии с критериями групповой работы.
Домашнее задание
- Дома вы должны ещё раз повторить всё, о чём мы говорили сегодня на уроке и самостоятельно или группой составить памятку-буклет «Как нужно действовать, если ты заблудился в лесу». Памятку можно представить в электронном виде. Следующий урок мы начнем с конкурса-представления памяток-буклетов.
Рефлексия деятельности на уроке
Ответы на вопросы:
Был ли для тебя полезен этот урок?
Со всеми ли заданиями ты справился?
Что наиболее понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Над чем тебе необходимо ещё поработать, чтобы в полной мере освоить материал урока?
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ РАБОТЫ НА УРОКЕ ОБЖ
Тема урока: «Автономное существование человека в природе»
Ф.И. ученика __________________________________________________
Вид учебной деятельности на уроке | Критерии оценки | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя |
Выполнение теста | «5» – выполнил всё задание правильно; «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками; «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания; «2» – почти ничего не смог выполнить правильно; «1» – вообще не выполнил задание. (1) | | | |
Работа в парах «Питьевая вода» (повторение) | от «1» до «5» за: - умение выслушать товарища; - правильность и полноту предложенных ответов; - активность работы в паре. | | | |
Работа в парах «Способы добывания огня» (повторение) | от «1» до «5» за: - умение выслушать товарища; - правильность и полноту предложенных ответов; - активность работы в паре. | | | |
Работа в группе | от «1» до «5» за: умение выслушать товарища; качество и количество выдвинутых идей; качество и быстрота выполнения поручений (заданий) группы; умение брать ответственность за результат деятельности группы; личный вклад в результат групповой работы. | | | |
Средний балл за работу на уроке: | |