Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 9 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету«Основы безопасности жизнедеятельности»
9 класс
Рабочая программа по ОБЖ разработана на основе:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание учебной программы для 9 класса
Модуль 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (24 ЧАСА)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 часов)
1.Национальная безопасность России в мировом сообществе (4 часа)
Россия в мировом сообществе.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Основывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.
Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире.
Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России. Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.
2.Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 часа)
Чрезвычайные ситуации и их классификация.
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.
Угроза военной безопасности России.
Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России.
Раздел 2. Защита Населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
3.Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3 часа)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.
Анализируют права и обязанности граждан. Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций и современных условиях.
4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. (4 часа)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций
Оповещение населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражениях.
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Анализируют систему мониторинга чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.
Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (9 часов)
5. Общие понятия о терроризме и экстремизме (2 часа)
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.
Характеризуют международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России.
Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.
6. Нормативно – правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ (3 часа)
Основные нормативно – правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
Общегосударственное противодействие терроризму
Общегосударственное противодействие наркотизму.
Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.
Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности.
С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм – разновидности терроризма».
Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.
7.Организационные основы противодействия терроризму в РФ (2 часа)
Организационные основы противодействия терроризму в РФ
Организационные основы противодействия наркотизму в РФ
Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надежной защиты населения от терроризма.
8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 часа)
Правила поведения при угрозе теракта.
Профилактика наркозависимости.
Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта.
Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков.
Модуль 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. (10 ЧАСОВ)
Раздел 4.Основы здорового образа жизни (8 часов)
9. Здоровье – условие благополучия человека (3 часа)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие.
Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.
Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.
Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП.
11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа)
Брак и семья.
Семья и здоровый образ жизни человека.
Основные семейные права в Российской Федерации.
Анализируют основы семейного права в Российской Федерации.
Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни и жизнедеятельности личности и общества.
Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 часа)
12. Оказание первой помощи (2 часа)
Первая помощь при массовых поражениях.
Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.
Отрабатывают приемы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших.
Тематическое планирование уроков ОБЖ 9 класс
№ модуля, раздела, темы
Наименование разделов и тем
Всего часов
Модуль 1.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
24
Раздел 1.
Основы комплексной безопасности
8
Тема 1.
Национальная безопасность России в мировом сообществе
4
Тема 2.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России
4
Раздел 2.
Защита Населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
7
Тема 3.
Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени
3
Тема 4.
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
4
Раздел 3.
Противодействие терроризму и экстремизму в РФ
9
Тема 5.
Общие понятия о терроризме и экстремизме
2
Тема 6
Нормативно – правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ
3
Тема 7.
Организационные основы противодействия терроризму в РФ
2
Тема 8
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости
2
Модуль 2.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
10
Раздел 4
Основы здорового образа жизни
8
Тема 9
Здоровье – условие благополучия человека
3
Тема 10
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
2
Тема 11
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
3
Раздел 5
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2
Тема 12
Оказание первой помощи
2
№
Тема урока
Ч
Дата проведения
Примечание
Планир.
Фактич.
1. Национальная безопасность в России в современном мире
4
1
Современный мир и Россия
1
2
Национальные интересы России в современном мире.
1
3
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
1
4
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России
1
2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России
4
5
Чрезвычайные ситуации и их классификация
1
6
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.
1
7
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.
1
8
Угроза военной безопасности России.
1
3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
3
9
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
1
10
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
1
11
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1
4. Основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
4
12
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
1
13
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций
1
14
Оповещение населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
1
15
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражениях
1
5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия
2
16
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
1
17
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления
1
6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
3
18
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму
1
19
Общегосударственное противодействие терроризму.
1
620
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму
1
7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации
2
21
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
1
22
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
1
8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и
профилактика наркозависимости
2
23
Правила поведения при угрозе террористического акта.
1
24
Профилактика наркозависимости.
1
9. Здоровье — условие благополучия человека
3
25
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность
1
26
Здоровый образ жизни и его составляющие.
1
27
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
1
10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
2
28
Ранние половые связи и их последствия.
1
29
Инфекции, передаваемые половым путём.
1
11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
3
30
Брак и семья.
1
31
Семья и здоровый образ жизни человека.
1
32
Основные семейные права в Российской Федерации.
1
12. Оказание первой помощи
2
33
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
1
34
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.