1. Пояснительная записка
  
 
  Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089, на основе примерной программой основного общего образования и авторской программы под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. 
 
 
 .
  Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
  
 
    Конституция РФ.
   Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
   Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 23.06.2015г. №609.
   Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. от 12.05.2009г.
   Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования  
 
 
 
  Программа реализуется на УМК С.В. Ким, В.А. Горский. «Основы Безопасности жизнедеятельности 10-11 класс», Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
  Ким С. В., Горский В. А.  
  Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10—11 классы: учебник. — М.: Вентана-Граф.,2019г.
  
 
  Ким С. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10— 11 классы: рабочая программа. — М.: Вентана-Граф.,2020г.
  
 
  Ким С. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10— 11 классы: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф., 2020г.
  
 
 
 
         | Класс | Количество часов в год | I | II | 
  | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | 
  | 10 | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | 
  | 11 | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | 
 
 
 
    Планируемые результаты освоения учебного предмета
 
 
 
  Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. 
  Важнейшие личностные результаты:
  1. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
    формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
   формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
   освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
   развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
   формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
   формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
   осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
   формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
 
 
  Предметные результаты обучения:
    формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
   формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
   понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
   понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
   понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
   формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
   формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
   понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
   знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
   знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
   умение оказать первую помощь пострадавшим;
   умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
   умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
 
 
 
 
 
  Содержание рабочей программы
  Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
  (35 часа, 1 час в неделю)
  
 
  Модуль 1. Основы безопасности личности , общества и государства
 Раздел 1.Основы комплексной безопасности
 Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
  Вводный урок
  1. «Правила поведения и меры безопасности в повседневной жизни».
 2. Входная проверочная работа( 10 мин.). Автономное пребывание человека в природной среде
 3. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде
  4. Обеспечения личной безопасности на дорогах
  5. Обеспечения личной безопасности в криминогенных ситуациях
  Глава 2. Личная безопасность в  условиях ЧС 
 6. Правила поведения в условиях ЧС природного характера 
  7. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного характера
  8. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия
  9. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в в условиях ЧС техногенного характера .
  Глава 3 Современный комплекс проблем безопасности военного характера  
 10. Военные опасности и военные угрозы РФ в современном мире оборона страны
  11 Характерные черты и особенности современных военных конфликтов
 Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера
  Глава 4. Нормативно- правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера .
  12. Нормативно- правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера.
 13. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ее структуры и задачи.
 Раздел 3.Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ
  Глава 5. Экстремизм и терроризм -чрезвычайные опасности для общества и государства .
  14. Терроризм и террористическая деятельность. их цели и последствия 
  15.Факторы. способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния .
  16. Экстремизм и экстремисткая деятельность
  17. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремисткой деятельности.
  Глава 6. Нормативно- правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ (2 часа)
  18. Положения Конституции РФ
  19. Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ
  Глава 7. Духовно- нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму 20. Уголовная ответственность за террористическую деятельность
 21. Культура безопасности жизнедеятельности- условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремисткого мышления
  Глава 8. Уголовная ответственность за участие в террористическоцй и экстремисткой деятельности
  22. Уголовная ответственность за террористическую деятельность
  23. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта
 Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 Раздел 4. Основы здорового образа жизни
  Глава 10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний .
  24. Сохранение и укрепление здоровья- важная часть подготовки к военной и трудовой деятельности.
 25. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
  Глава 11.Здоровый образ жизни и его составляющие
  26 Здоровый образ жизни
  27. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
  28. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека
  29. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика
  Модуль 3.Обеспечение военной безопасности государства
  Раздел 6. Основы обороны государства.
  Глава 12. Гражданская оборона- составная часть обороно-способности страны .
  30. Родина и ее национальные интересы
  31. Состав ВС РФ 
  32. Патриотизм и верность воинскому долгу
  33. Дружба и войсковое товарищество - основа боеготовности  
  34. Итоговая контрольная работа.
  
 
  
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  Календарно-тематическое планирование в 10 классе
                                  |  № п/п | Тема урока 
 |  Кол-во  часов |  Контрольные  работы, тесты, практические работы |  
 | Дата 
 | 
 | 
  |  
 | 
 | 
 | 
 |  
 |  План  
 |  Факт  
 | 
 | 
  | Основы безопасности личности, общества, государства (14ч) | 
 | 
 | 
  | 1 | Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 2 | Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 3 | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. |  1 |  Тест | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 4 | Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 5 | Правила и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 6 | Защита национальной безопасности государства от военных угроз.  |  1 |  Тест | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 7 | Защита личности, общества государства от угроз социального характера. |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 8 | Противодействие экстремизму.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 9 | Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. Контроль знаний (тестирование) |  1 |  Контрольная работа. № 1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Аварии с выбросом опасных химических веществ | 
 | 
 | 
  | 10 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 11 | Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях.  |  1 |  зачет | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 12 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 13 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |  1 |  Тест | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 14 | Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 15 | Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 16 | Защита населения и территорий от радиационной опасности.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 17 | Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. |  1 |  Тест | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 18 | Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 19 | Средство индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Контроль знаний (тестирование) |  1 |  Контрольная работа № 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 20 | Вооружённые Силы Российской Федерации: организационные основы. |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Гидродинамические аварии | 
 | 
 | 
  | 21 | Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 22 | Воинская обязанность и военная служба. |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 23 | Правила и обязанности военнослужащих.  |  1 |  Тест | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 24 | Боевые традиции и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации  | 1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 25 | Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. |  1 |  Зачет | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 27 | Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 28 | Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 29 | Профилактика заболеваний передаваемых половым путём.  |  1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 30 | Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок.  |  1 |  Тест | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 31 | Правила оказания первой помощи при травмах. Контроль Знаний (тестирование) |  1 |  Зачет | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 32 | Первая помощь при кровотечениях, ранениях. |  1 |  Проверочная работа. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 33 | Первая помощь: сердечно-лёгочная реанимация. |  1 |  Проверочная работа. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 34 | Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Контроль знаний (тестирование) |  1 |  Устный опрос  Проверочная работа. | 
 | 
 | 
 | 
 
 
 
 
 | 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Календарно-тематическое планирование в 11 классе
                               |  № п/п | Тема урока 
 |  Количество часов |  Контрольные работы, тесты, практические работы | Дата 
 | 
 | 
  |  
 | 
 | 
 |  
 |  План  
 |  Факт  
 | 
 | 
  | Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (14 часов) | 
 | 
 | 
  | 1 | Проблемы формирования культуры безопасности личности, жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 2 | Общенаучные методологические критерии безопасности современной науки и технологий.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 3 | Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.  |  1 | Тест | 
 | 
 | 
 | 
  | 4 | Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания» |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 5 | Обеспечения национальной безопасности России.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 6 | Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности.  |  1 | Тест | 
 | 
 | 
 | 
  | 7 | Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 8 | Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 9 | Международное сотрудничество России по противодействию венным угрозам, экстремизму, терроризму.  |  1 | Контрольная работа. №1 | 
 | 
 | 
 | 
  | 10 | Экстремальные ситуации криминогенного характера.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 11 | Экстремизм, терроризм и безопасность человека.  |  1 | зачет | 
 | 
 | 
 | 
  | 12 | Наркотизм и безопасность человека.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 13 | Дорожно-транспортная безопасность.  |  1 | Тест | 
 | 
 | 
 | 
  | 14 | Вынужденное автономное существование в природных условиях. |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Раздел 2. Военная безопасность государства (10 часов) | 
  | 15 | Основные задачи Вооруженных Сил. |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 16 | Правовые основы воинской обязанности.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 17 | Правовые основы военной службы.  |  1 | Тест | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 18 | Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 19 | Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.  |  1 | Контрольная работа №2 | 
 | 
 | 
 | 
  | 20 | Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 21 | Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 22 | Военные операции на территории России: борьба с терроризмом.  |  1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 23 | Военные учения Вооружённых Сил Российской Федерации. |  1 | Тест | 
 | 
 | 
 | 
  | 24 | Боевая слава российских воинов.  | 1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)   | 
  | 25 | Демографическая ситуация в России.  |  1 | Зачет | 
 | 
 | 
 | 
  | 26 | Культура здорового образа жизни.  |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 27 | Культура питания.  |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 28 | Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье.  |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 29 | Вредные привычки. Культура движения.  |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 30 | Медико-психологическая помощь.  |  
 | Тест | 
 | 
 | 
 | 
  | 31 | Первая помощь при ранениях.  |  
 | Зачет | 
 | 
 | 
 | 
  | 32 | Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении.  |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 33 | Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.  |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 34 | Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарством, ядами, наркотическими веществами.  |  
 |  Устный опрос Проверочная работа. | 
 | 
 | 
 
 
 
 
 | 
 
 
 
  39