1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089, на основе примерной программой основного общего образования и авторской программы под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
Конституция РФ.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 23.06.2015г. №609.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. от 12.05.2009г.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования
Программа реализуется на УМК С.В. Ким, В.А. Горский. «Основы Безопасности жизнедеятельности 10-11 класс», Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Ким С. В., Горский В. А.
Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10—11 классы: учебник. — М.: Вентана-Граф.,2019г.
Ким С. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10— 11 классы: рабочая программа. — М.: Вентана-Граф.,2020г.
Ким С. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10— 11 классы: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф., 2020г.
Класс | Количество часов в год | I | II |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
10 | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 |
11 | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
1. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание рабочей программы
Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
(35 часа, 1 час в неделю)
Модуль 1. Основы безопасности личности , общества и государства
Раздел 1.Основы комплексной безопасности
Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Вводный урок
1. «Правила поведения и меры безопасности в повседневной жизни».
2. Входная проверочная работа( 10 мин.). Автономное пребывание человека в природной среде
3. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде
4. Обеспечения личной безопасности на дорогах
5. Обеспечения личной безопасности в криминогенных ситуациях
Глава 2. Личная безопасность в условиях ЧС
6. Правила поведения в условиях ЧС природного характера
7. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного характера
8. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия
9. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в в условиях ЧС техногенного характера .
Глава 3 Современный комплекс проблем безопасности военного характера
10. Военные опасности и военные угрозы РФ в современном мире оборона страны
11 Характерные черты и особенности современных военных конфликтов
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера
Глава 4. Нормативно- правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера .
12. Нормативно- правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера.
13. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ее структуры и задачи.
Раздел 3.Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ
Глава 5. Экстремизм и терроризм -чрезвычайные опасности для общества и государства .
14. Терроризм и террористическая деятельность. их цели и последствия
15.Факторы. способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния .
16. Экстремизм и экстремисткая деятельность
17. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремисткой деятельности.
Глава 6. Нормативно- правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ (2 часа)
18. Положения Конституции РФ
19. Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ
Глава 7. Духовно- нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму 20. Уголовная ответственность за террористическую деятельность
21. Культура безопасности жизнедеятельности- условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремисткого мышления
Глава 8. Уголовная ответственность за участие в террористическоцй и экстремисткой деятельности
22. Уголовная ответственность за террористическую деятельность
23. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Глава 10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний .
24. Сохранение и укрепление здоровья- важная часть подготовки к военной и трудовой деятельности.
25. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
Глава 11.Здоровый образ жизни и его составляющие
26 Здоровый образ жизни
27. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
28. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека
29. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика
Модуль 3.Обеспечение военной безопасности государства
Раздел 6. Основы обороны государства.
Глава 12. Гражданская оборона- составная часть обороно-способности страны .
30. Родина и ее национальные интересы
31. Состав ВС РФ
32. Патриотизм и верность воинскому долгу
33. Дружба и войсковое товарищество - основа боеготовности
34. Итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование в 10 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы, тесты, практические работы | | Дата | |
| | | | | План | Факт | |
Основы безопасности личности, общества, государства (14ч) | | |
1 | Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. | 1 | | | | | |
2 | Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 | | | | | |
3 | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 | Тест | | | | |
4 | Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 | | | | | |
5 | Правила и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. | 1 | | | | | |
6 | Защита национальной безопасности государства от военных угроз. | 1 | Тест | | | | |
7 | Защита личности, общества государства от угроз социального характера. | 1 | | | | | |
8 | Противодействие экстремизму. | 1 | | | | | |
9 | Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. Контроль знаний (тестирование) | 1 | Контрольная работа. № 1 | | | | |
Аварии с выбросом опасных химических веществ | | |
10 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | 1 | | | | | |
11 | Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях. | 1 | зачет | | | | |
12 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. | 1 | | | | | |
13 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | Тест | | | | |
14 | Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. | 1 | | | | | |
15 | Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. | 1 | | | | | |
16 | Защита населения и территорий от радиационной опасности. | 1 | | | | | |
17 | Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. | 1 | Тест | | | | |
18 | Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. | 1 | | | | | |
19 | Средство индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Контроль знаний (тестирование) | 1 | Контрольная работа № 2 | | | | |
20 | Вооружённые Силы Российской Федерации: организационные основы. | 1 | | | | | |
Гидродинамические аварии | | |
21 | Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. | 1 | | | | | |
22 | Воинская обязанность и военная служба. | 1 | | | | | |
23 | Правила и обязанности военнослужащих. | 1 | Тест | | | | |
24 | Боевые традиции и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации | 1 | | | | | |
25 | Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. | 1 | Зачет | | | | |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | | | | | |
27 | Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. | 1 | | | | | |
28 | Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. | 1 | | | | | |
29 | Профилактика заболеваний передаваемых половым путём. | 1 | | | | | |
30 | Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. | 1 | Тест | | | | |
31 | Правила оказания первой помощи при травмах. Контроль Знаний (тестирование) | 1 | Зачет | | | | |
32 | Первая помощь при кровотечениях, ранениях. | 1 | Проверочная работа. | | | | |
33 | Первая помощь: сердечно-лёгочная реанимация. | 1 | Проверочная работа. | | | | |
34 | Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Контроль знаний (тестирование) | 1 | Устный опрос Проверочная работа. | | | | |
Календарно-тематическое планирование в 11 классе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Контрольные работы, тесты, практические работы | Дата | |
| | | | План | Факт | |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (14 часов) | | |
1 | Проблемы формирования культуры безопасности личности, жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. | 1 | | | | |
2 | Общенаучные методологические критерии безопасности современной науки и технологий. | 1 | | | | |
3 | Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. | 1 | Тест | | | |
4 | Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания» | 1 | | | | |
5 | Обеспечения национальной безопасности России. | 1 | | | | |
6 | Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. | 1 | Тест | | | |
7 | Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. | 1 | | | | |
8 | Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. | 1 | | | | |
9 | Международное сотрудничество России по противодействию венным угрозам, экстремизму, терроризму. | 1 | Контрольная работа. №1 | | | |
10 | Экстремальные ситуации криминогенного характера. | 1 | | | | |
11 | Экстремизм, терроризм и безопасность человека. | 1 | зачет | | | |
12 | Наркотизм и безопасность человека. | 1 | | | | |
13 | Дорожно-транспортная безопасность. | 1 | Тест | | | |
14 | Вынужденное автономное существование в природных условиях. | 1 | | | | |
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 часов) |
15 | Основные задачи Вооруженных Сил. | 1 | | | | |
16 | Правовые основы воинской обязанности. | 1 | | | | |
17 | Правовые основы военной службы. | 1 | Тест | | | |
18 | Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. | 1 | | | | |
19 | Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. | 1 | Контрольная работа №2 | | | |
20 | Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. | 1 | | | | |
21 | Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. | 1 | | | | |
22 | Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. | 1 | | | | |
23 | Военные учения Вооружённых Сил Российской Федерации. | 1 | Тест | | | |
24 | Боевая слава российских воинов. | 1 | | | | |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов) |
25 | Демографическая ситуация в России. | 1 | Зачет | | | |
26 | Культура здорового образа жизни. | | | | | |
27 | Культура питания. | | | | | |
28 | Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. | | | | | |
29 | Вредные привычки. Культура движения. | | | | | |
30 | Медико-психологическая помощь. | | Тест | | | |
31 | Первая помощь при ранениях. | | Зачет | | | |
32 | Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. | | | | | |
33 | Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. | | | | | |
34 | Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарством, ядами, наркотическими веществами. | | Устный опрос Проверочная работа. | | | |
39