Рабочая программа для профессии "Маляр строительный"
Рабочая программа для профессии "Маляр строительный"
Программа предназначена для изучения дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности при реализации образовательной программы (адаптированной) профессиональной подготовки слушателей с ограниченными возможностями здоровья (легкая форма умственной отсталости).
Учебная дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и обеспечении комфортных условий жизнедеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для профессии "Маляр строительный"»
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Дивногорский гидроэнергетический техникум имени А.Е. Бочкина»
рабочая ПРОГРАММа
дисциплины
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для профессии:
13450 Маляр строительный
Дивногорск, 2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности разработана для профессий профессиональной подготовки: по профессии 13450 Маляр строительный
Организация-разработчик: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дивногорский гидроэнергетический техникум имени А. Е. Бочкина»
Разработчик: Сомова Г.А., преподаватель
Рассмотрена и одобрена УТВЕРЖДАЮ:
на заседании комиссии Заместитель директора
общеобразовательного цикла по учебной работе
по ППКРС
__________ Е. В. Носкова
Протокол № ____
от « ____» ________ 2016 г. от « ____» ________ 2016 г.
Председатель КПЦ
_____________ Е. В.Асауленко
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебной дисциплины
3. Место учебной дисциплины в учебном плане
4. Результаты освоения учебной дисциплины
5. Содержание учебной дисциплины
6. Тематическое планирование
6.1. Рекомендуемое количество часов в освоении учебной дисциплины
6.2. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
6.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины
7. Требования к уровню подготовки
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.
9. Рекомендуемая литература
10. Изменения и дополнения программы учебной дисциплины
4
4
4
5
6
10
10
10
11
17
19
20
21
1. Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности при реализации образовательной программы (адаптированной) профессиональной подготовки слушателей с ограниченными возможностями здоровья (легкая форма умственной отсталости), в КГБПОУ «Дивногорский гидроэнергетический техникум имени А.Е. Бочкина».
Содержание программы Основы безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:
•повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
•снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
•формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение состояния здоровья каждого человека. Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. В связи с этим исключительную важность приобретает высокая профессиональная подготовка специалистов различного профиля к принятию решений и действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), а при их возникновении — к проведению соответствующих мероприятий по ликвидации их негативных последствий, и прежде всего к оказанию первой помощи пострадавшим.
Учебная дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и обеспечении комфортных условий жизнедеятельности.
Основными содержательными темами программы являются: введение в дисциплину, обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний.
Изучение учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности завершается подведением итогов в форме зачета в рамках промежуточной аттестации слушателей.
3. Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности является базовой дисциплиной, при реализации профессиональной образовательной (адаптированной) программы профессиональной подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном плане учебная дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности входит в цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности обеспечивает овладение слушателями следующих знаний и умений:
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня шума, запыленности, вредных примесей в воздухе рабочей зоны и их последствий в профессиональной деятельности маляра;
применять первичные средства пожаротушения на строительном объекте;
оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при ушибах и травмах ударным и режущим инструментом, а также при поражении электрическим током;
использовать средства индивидуальной защиты в соответствии с требованиями техники безопасности на рабочем месте.
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
предельно допустимый уровень шума и запыленности рабочей зоны,
предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны,
основные меры предупреждения воздействия вредных веществ при малярных работах,
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим при ушибах и травмах ударным и режущим инструментом, а также при поражении электрическим током,
основные правила и меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах на строительных объектах;
основные профессиональные заболевания маляра, причины их возникновения и способы предупреждения;
технические мероприятия по предупреждению электротравматизма;
предупреждающие и запрещающие знаки.
5. Содержание учебной дисциплины
Введение
Актуальность изучения дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности, цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессии.
Основы комплексной безопасности
1.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.2. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
1.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
1.4. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
1.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.6. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
1.7. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.
1.8. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение.
1.9. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.
1.10. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Практические занятия
Изучение первичных средств пожаротушения.
Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
Здоровый образ жизни
2.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
2.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.
2.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.
2.4. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
2.5. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
2.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.
Практические занятия
Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки.
Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
3. Основы обороны государства и воинская обязанность
3.1. История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.
3.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.
Основы военной службы
4.1. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
4.2. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
4.3. Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.
4.4. Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
4.5. Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
4.6. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к
Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
4.7 Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Соблюдение норм международного гуманитарного права.
4.8. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России — дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
4.9. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Практическое занятие
Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.
5. Основы медицинских знаний
5.1. Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
5.2. Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.
5.3. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.
5.4. Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения.
5.5. Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.
5.6. Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.
5.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
5.8. Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.
5.9. Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.
5.10. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.
Практические занятия
Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при различных видах травм.
Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки слушателя 53 часа, в том числе:
6.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Индекс
Наименование циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК. практик
Формы промежуточной
аттестации
Учебная нагрузка (час.)
Распределение обязательной нагрузки
по курсам и семестрам (час, в семестр)
Макси- мальная
Самос-тоятель-ная работа
Всего
заня-тий
Обязательная аудиторная
1 курс
2 курс
в т.ч.
лекций
лабор.
работ и
практ.
занятий
курсо-вой проект
1 сем.
16
нед.
2 сем.
23
нед.
3 сем.
16 нед.
4 сем.
23 нед.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Основы безопасности жизнедеятельности
З
53
18
35
23
12
17
18
6.3. Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы слушателей (если предусмотрены)
Количество часов
Календарные сроки
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях;
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен знать:
-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
Содержание учебного материала
8
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
2
2
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
2
2
Практические занятия № 1.
Изучение основных положений организации личной безопасности в повседневной жизни
2
2
Практические занятия № 2.
Правила безопасности дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, водителей и пассажиров
2
2
Самостоятельная работа
Сообщение по теме (по выбору обучающегося) «Эволюция среды обитания, переход к техносфере».
Взаимодействия человека и среды обитания
2
2
Раздел 2. Здоровый образ жизни
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен уметь:
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня шума, запыленности, вредных примесей в воздухе рабочей зоны и их последствий в профессиональной деятельности маляра;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при ушибах и травмах ударным и режущим инструментом, а также при поражении электрическим током;
- использовать средства индивидуальной защиты в соответствии с требованиями техники безопасности на рабочем месте.
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен знать:
- предельно допустимый уровень шума и запыленности рабочей зоны,
- предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны,
- основные меры предупреждения воздействия вредных веществ при малярных работах,
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим при ушибах и травмах ударным и режущим инструментом, а также при поражении электрическим током,
- основные профессиональные заболевания штукатура, причины их возникновения и способы предупреждения;
- технические мероприятия по предупреждению электротравматизма;
Содержание учебного материала
6
Здоровый образ жизни. Правила личной гигиены
2
2
Практические занятия № 3
Изучение основных положений организации рационального питания
2
2
Вредные привычки и их профилактика. Инфекционные болезни, их классификация и профилактика
2
2
Самостоятельная работа
Презентации на тему
Курение, его последствия, как бросить курить
Алкоголь и алкоголизм, последствия алкоголизма, меры борьбы с алкоголизмом.
Наркотики, их виды, последствия употребления наркотиков.
Наркомания и меры борьбы с ней.
Уголовная ответственность за употребление, сбыт и хранение наркотиков.
4
2
Раздел3.Основы обороны государства
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях;
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
Содержание учебного материала
8
3.1. Основные виды оружия и их поражающие факторы
2
2
3.2. Организация гражданской обороны. Проведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зоне ЧС
2
2
Практические занятия №4
3.3. Средства индивидуальной защиты (изготовление ватно-марлевой повязки)
2
2
3.4. История создания ВС РФ. Вооруженные силы РФ. Состав ВС, руководство и управление ВС РФ. Виды и рода войск ВС РФ
2
2
Самостоятельная работа
Сообщение по теме: «Природные и техногенные чрезвычайные ситуации моего региона»; «Современные средства поражения, и их поражающие факторы»
4
2
Раздел4.Основы военной службы
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях;
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
Содержание учебного материала
4
4.1. Размещение и быт военнослужащих
2
2
4.2. Организация караульной службы. Общие положения
2
2
Самостоятельная работа
Подготовка и защита рефератов (по выбору слушателя):
«Боевые традиции ВС РФ» ; «Города-герои РФ»; «МЧС России – Федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС»
4
2
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой доврачебной помощи
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен уметь:
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при ушибах и травмах ударным и режущим инструментом, а также при поражении электрическим током;
- использовать средства индивидуальной защиты в соответствии с требованиями техники безопасности на рабочем месте.
В результате освоения учебной дисциплины слушатель должен знать:
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим при ушибах и травмах ударным и режущим инструментом, а также при поражении электрическим током,
- основные правила и меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах на строительных объектах;
- основные профессиональные заболевания штукатура, причины их возникновения и способы предупреждения;
- технические мероприятия по предупреждению электротравматизма;
Содержание учебного материала
8
5.1. Оказание первой медицинской помощи при ранениях
2
2
5.2. Правила остановки кровотечений. Виды кровотечений
2
2
Практические занятия № 5
5.3. Изучение и освоение приемов оказания ПМП при различных видах травм (наложение повязок)
2
2
Практические занятия № 6
Отработка на тренажере непрямого массажа сердца
2
2
Самостоятельная работа
Сообщение по теме (по выбору слушателя):
Общая последовательность действий при оказании первой медицинской помощи;
Оказание первой медицинской помощи при инсульте;
Порядок оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата;
4
1
Зачетное занятие
1
2
Всего:
53
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины
слушатель должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня шума, запыленности, вредных примесей в воздухе рабочей зоны и их последствий в профессиональной деятельности маляра;
- применять первичные средства пожаротушения на строительном объекте;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при ушибах и травмах ударным и режущим инструментом, а также при поражении электрическим током;
- использовать средства индивидуальной защиты в соответствии с требованиями техники безопасности на рабочем месте.
оценка защиты практической работы
В результате освоения дисциплины
слушатель должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- предельно допустимый уровень шума и запыленности рабочей зоны,
- предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны,
- основные меры предупреждения воздействия вредных веществ при малярных работах,
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим при ушибах и травмах ударным и режущим инструментом, а также при поражении электрическим током,
- основные правила и меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах на строительных объектах;
- основные профессиональные заболевания маляра, причины их возникновения и способы предупреждения;
-технические мероприятия по предупреждению электротравматизма;
- предупреждающие и запрещающие знаки.
Тестирование
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплиныОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02)1. Оно типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.
В кабинете имеется в наличии мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по основам безопасности жизнедеятельности, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша» и др.;
• имитаторы ранений и поражений;
• образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
• образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые;
• образцы средств пожаротушения (СП);
• макет автомата Калашникова;
• обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;
• комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности слушатели имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по основам безопасности жизнедеятельности, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).
В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, лекции с элементами проблемного изложения, практические занятия, консультации, самостоятельная работа, тестирование, исследование, решение практических и профессиональных задач, доклады, рефераты, конференции, конкурсы.
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования. — М., 2014.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное приложение к учебнику для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. образования. — М., 2014.
Рассмотрена и одобрена УТВЕРЖДАЮ:
на заседании комиссии Заместитель директора
общеобразовательного цикла по учебной работе
по ППКРС
__________ Е. В. Носкова
Протокол № ____
от « ____» ________ 2016 г. от « ____» ________ 2016 г.