Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ X-XI КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОФЕССИИ 16.046 «Маляр строительный»»
Цель настоящей программы – профессиональная подготовка обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций по профессии 16.046 «Маляр строительный»
Основными задачами программы являются:
- формирование у обучающихся совокупности знаний и умений, необходимых для осуществления трудовых действий и трудовых функций по профессии16.046 Маляр строительный;
- развитие у обучающихся мотивируемой потребности в получении востребованной профессии, в организации самозанятости на рынке труда;
- оказание обучающимся практико-ориентированной помощи в профессиональном самоопределении, в выборе пути продолжения профессионального образования.
Программа разработана с учетом реализации следующих принципов:
- ориентация на социально-экономическую ситуацию и требования регионального (муниципального) рынка труда;
- усиление профориентационной направленности профильного обучения средствами профессиональной подготовки старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами;
- обеспечение преемственности между средним общим и профессиональным образованием.
На обучение по профессии 16.046 маляр строительный всего отводится 272 часов. Из них
в 10 классе 136 часа;
в 11 классе 136 часа.
Часы, необходимые для профессиональной подготовки и присвоения соответствующего квалификационного разряда, формируются за счет времени, выделяемого учебным планом на изучение учебного предмета «Технология» (специальная технологическая подготовка), на базовые учебные предметы.
Содержание программы включает разделы: «Общепрофессиональный цикл», «Профессиональный цикл», «Практическое обучение», «Итоговая аттестация».
В общепрофессиональном цикле обучающиеся изучают основы материаловедения, основы технологии отделочных строительных работ, основы строительного черчения, охрану труда.
В профессиональном цикле обучающиеся изучают основы технологии малярных работ.
Разделы программы «Общепрофессиональный цикл», «Профессиональный цикл» включают дисциплины.
Программой предусмотрено практическое обучение, в процессе которого обучающиеся овладевают навыками:
Пользоваться инструментом для расшивки трещин, вырезки сучьев и засмолов.
Отмеривать, перетирать и смешивать компоненты шпатлевочных составов.
Пользоваться инструментом для нанесения шпатлевочного состава на поверхность вручную.
Разравнивать нанесенный механизированным способом шпатлевочный состав.
Пользоваться инструментами и приспособлениями для грунтования поверхностей.
Заправлять, регулировать факел распыла грунта, наносить грунт на поверхность краскопультами с ручным приводом.
Шлифовать огрунтованные, окрашенные и прошпатлеванные поверхности.
Наносить клеевой состав на поверхности кистями, валиками, краскопультами с ручным приводом.
Отмеривать и смешивать компоненты окрасочных составов по заданной рецептуре.
Подбирать колер при приготовлении окрасочных составов.
Обеспечивать прилегание без пузырей и отслоений наклеенных на поверхности стен обоев простых и средней плотности или тканей.
Удалять старые обои, наклеенные внахлестку, и наклеивать новые.
Практическое обучение реализуется посредством проведения учебной и производственной практики.
Обучение по программе производится посредством проведения следующих форм учебных занятий: урок, лабораторная работа, практическая работа, контрольная работа, консультация, экзамен
Лабораторные, практические занятия, занятия учебной и производственной практики включают обязательный вводный, первичный, текущий инструктажи по технике безопасности и охране труда.
Обучение по программе предполагает проведение аттестации – по окончанию учебного полугодия и учебного года производится промежуточная аттестация, обучение по программе завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Обучающимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен по результатам профессионального обучения, присваивается 2 разряд по профессии 16046 Маляр строительный.
Обучающиеся, не сдавшие квалификационный экзамен, получают справку установленного образца.
При разработке программы использовались следующие нормативные правовые документы и методические материалы:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 июля 2013 года № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 года № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утверждён Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года № 367 (ред. от 19.06.2012));
- Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2020-ст);
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР (утверждён Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30 (ред. от 20.09.2011));
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 3 «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» (утверждён Постановлением Минтруда РФ от 6 апреля 2007 года № 243);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии «270802.10 Мастер отделочных строительных работ» (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2августа 2013 года № 746);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «270802.08 Мастер сухого строительства» (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 года № 898);
- СанПин 2.4.3.1186-03.
- Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных образовательных программ с учётом соответствующих профессиональных стандартов, утверждённые Министерством образования и науки Российской Федерации от 22 января 2015 года № ДЛ-1/05вн.
ПК.3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ.
ПК 3.2. Окрашивать поверхности различными малярными составами.
ПК 3.3. Выполнять ремонт окрашенных и оклеенных поверхностей.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
2. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА
(РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ)
Вид (область) профессиональной деятельности: выполнение наружных и внутренних малярных работ.
Профессия : Маляр-строительный
Должен иметь практический опыт:
- организовывать рабочее место;
- просчитывать объемы работ и потребности материалов;
- экономно расходовать материалы;
- определять пригодность применяемых материалов;
- создавать безопасные условия труда;
- очищать поверхности инструментами и машинами;
- сглаживать поверхности;
- подмазывать отдельные места;
- соскабливать старую краску и набел с расшивкой трещин и расчисткой выбоин;
- предохранять поверхности от набрызгов краски;
- подготовить различные поверхности к окраске;
2.1. Характеристика работ (должен уметь):
Пользоваться инструментом для расшивки трещин, вырезки сучьев и засмолов.
Отмеривать, перетирать и смешивать компоненты шпатлевочных составов.
Пользоваться инструментом для нанесения шпатлевочного состава на поверхность вручную.
Разравнивать нанесенный механизированным способом шпатлевочный состав.
Пользоваться инструментами и приспособлениями для грунтования поверхностей.
Заправлять, регулировать факел распыла грунта, наносить грунт на поверхность краскопультами с ручным приводом.
Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена
6
Всего
272
5. Содержание обучения
10 класс
Раздел 1. Общепрофессиональный цикл
Основы материаловедения
Тема 1.1.1Свойства строительных материалов
Физические, механические и химические свойства строительных материалов.
Лабораторная работа «Определение физических свойств строительных материалов».
Тема 1.1.2: Связующие для водных окрасочных составов
Назначение и классификация связующих материалов. Минеральные вяжущие: воздушные и гидравлические. Цементы: свойства и область применения. Калиевое жидкое стекло: его применение . Понятие о клеях: их виды и применение.
Тема 1.1.3 Связующие для неводных окрасочных составов
Виды и назначение олиф. Эмульсии, их виды. Природные и синтетические смолы (полимеры) их виды и назначения.
Тема 1.1.4: Цвет как свойство пигментов
Классификация пигментов по цвету. Свойства пигментов их светостойкость и атмосферостойкость. Красящая и разбеливающая способность пигментов. Стойкость к действию различных реагентов.
1.1.5 Вспомогательные материалы для малярных работ
Разбавители, растворители, смывки, сиккативы применяемые в малярных работах. Соляная техническая кислота, свойства, применение при выполнении малярных работ и правила храненияТехнические условия и требования к вспомогательным материалам.
Тема 1.1.6Готовые лакокрасочные материалы
Лакокрасочные материалы классифицируются по виду, химическому составу и по назначению. Обозначение лакокрасочных материалов состоит из пяти групп. Из многочисленных свойств готовых лакокрасочных материалов важнейшим является степень перетира красок, эмалей, грунтовок. Время и степень высыхания. Стойкость покрытия к действию растворов и щелочей.
Основы технологии отделочных строительных работ.
Здания и сооружения.
Классификация зданий и сооружений;элементы зданий, строительные работы и процессы.
Строительные работы.
Квалификация строительных работ; основные сведения по организации труда рабочих.
1.3 Охрана труда
1.3.1 Организация работы по охране труда в строительстве
Основные понятия по охране труда на строительном производстве. Трудовое законодательство. Стандарты по безопасности труда в строительстве. Виды инструктажей по технике безопасности, допуск к работе. Средства индивидуальной защиты. Санитарно – бытовое обслуживание.
1.3.2 Общие вопросы безопасности труда в строительстве
Организация безопасности труда на строительной площадке. Сигнальные цвета и знаки безопасности, их роль и значение.
1.3.3 Вредные производственные факторы в строительстве и производстве отделочных работ и средства защиты от них
Классификация опасных и вредных производственных факторов в строительстве и защита от них
Раздел 2. Профессиональный цикл
2.1 Технология малярных работ
2.1.1 Общие сведения о малярных работах
Малярные работы выполняют на завершающем этапе строительства зданий и сооружений. Они состоят в нанесении на поверхности малярных покрытий. Малярным покрытием называют тонкий слой краски, нанесенный на поверхность конструкции или оборудования, который в результате высыхания, а также протекающих одновременно химических процессов в связующем превращается в декоративно-защитную пленку, прочно соединяющуюся с основанием.
Назначение малярных работ — придать зданиям и сооружениям окончательную художественно-архитектурную выразительность, создать санитарно-гигиенические условия, необходимые для нормальной эксплуатации зданий. Наибольшее распространение в строительстве имеют красочные покрытия. Они непрозрачны, полностью укрывают поверхность основания и придают ей свой цвет.
Качество окрашенных поверхностей определяют по внешнему виду, и оно должно удовлетворять требованиям, помещенным в СНиП.
2.1.2 Механизмы, инструменты, инвентарь и приспособления для выполнения малярных работ
Инструменты, применяемые для подготовки поверхностей основания под окраску (металлические щетки, полотно наждачной шкурки, шпатели стальные, шпатели резиновые).
Ручные инструменты ( кисти, валики)
Нормокомплект для работ по окраски поверхностей.
Набор контрольно-измерительных инструментов и инвентарь.
Краскопульты для окраски.
Подготовка механизмов и инструмента к работе, правила эксплуатации и ухода.
2.1.3 Подготовка материалов
Виды , составы грунтовок и шпаклевок способы их приготовления.
2.1.4 Окраска поверхностей водными составами
Требования к готовности здания для производства малярных работ. Выбор окраски в зависимости от условий его эксплуатации.
Порядок подготовки поверхности под окраску. Контроль за качеством поверхности.
Организация рабочего места при выполнении малярных работ.
Раздел 3. Практическое обучение
3.1. Учебная практика. Программа практики
№
п/п
Наименование темы
Наименование/содержание осваиваемых трудовых действий
Кол-во часов
1
Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских. Инструктаж по безопасности труда на рабочем месте.
Инструктаж на рабочем месте
6
2
Подготовка материалов к работе
Приготовление шпаклевок, водных красок и грунтовок
6
3
Подготовка рабочего места маляра к работе.
Подготовка инструмента и инвентаря. Знакомство с технологическими картами и картами трудовых процессов.
6
4
Отработка навыков по эксплуатации ручного краскопульта
Подготовка краскопульта к работе, его неисправности и способы их устранения.
6
5
: Подготовка оштукатуренных поверхностей под водное окрашивание
Очистка поверхностей от пыли, грязи, и жировых пятен. Создание выравнивающего слоя, заделка впадин. Шпаклевание поверхности.
6
6
Проверочная работа
Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, инвентаря и материалов к работе. Выполнение водного окрашивания поверхности.
6
ИТОГО:
36
11 класс
Раздел 1. Общепрофессиональный цикл
1.2. Основы технологии отделочных строительных работ
1.2.1 Отделочные работы
Отделочные работы: виды, назначение, последовательность выполнения, краткая характеристика. Малярные работы: назначение, виды, классификация в зависимости от применяемых материалов.
1.2.2 Организация труда рабочих
Основы трудового законодательства Российской Федерации. Основные положения по охране труда в строительстве. Трудовой договор. Виды инструктажей по технике безопасности в строительстве
Классификация строительных рабочих. Организация рабочего места при выполнении отделочных работ. Безопасные условия труда при выполнении строительных отделочных работ.
- оформление трудового договора
1.3 Охрана труда
1.3.4 Электропожаробезопасность
Классификация условий работ по электробезопасности. Действие электрического тока на организм человека. Первая помощь пострадавшим от электрического тока. Пожаробезопасность. Технические средства тушения пожаров. Правила поведения при пожаре.
1.3.5 Техника безопасности при производстве облицовочных работ
Виды и причины производственного травматизма при выполнении отделочных работ. Порядок допуска рабочих на высоту. Общие правила пользования инструментами, приспособлениями, машинами. Порядок проведения инструктажа.
Раздел 2. Профессиональный цикл
2.1 Технология малярных работ
2.1.4 Окраска поверхностей водными составами
Организация рабочего места при окраске поверхности водными составами.
Способы окраски поверхности.
2.1.5 Окраска поверхностей неводными составами
Последовательность и правила окраски поверхности маслеными и акриловыми красками. Особенности окраски деревянных поверхностей лаком.
Способы окраски стен, оконных переплетов и радиаторов.
Окраска стен масленой краской валиками.
2.1.6 Выполнение ремонта окрашенных поверхностей
Дефекты и способы их устранения
Раздел 3. Практическое обучение
3.1. Учебная практика. Программа практики
№
п/п
Наименование темы
Наименование/содержание осваиваемых трудовых действий
Кол-во часов
1
Подготовка бетонных поверхностей под масленое окрашивание
Очистка оснований, перетирка поверхности, если это необходимо. Последовательность выполнения операций при подготовки бетонных поверхностей под масленую окраску
24
2
Выравнивание поверхности сухими смесями
Знакомство и отработка навыков работы и приемы нанесения сухих выравнивающих смесей на поверхность с помощью шпателей.
12
3
Шлифование выровненных поверхностей
Определение дефектных мест, отработка способов шлифования.
4
4
Квалификационный экзамен
Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, инвентаря и материалов к работе. Выполнение сплошного шпатлевания поверхности.
4
ИТОГО:
46
Раздел 4. Итоговая аттестация
4.1. Ознакомление учащихся с ходом и регламентом проведения квалификационного экзамена.
а) сцепления частиц пигмента и наполнителя между собой и с окрашиваемой поверхностью
б) сцепления окрашиваемой поверхности с наполнителем
в) сцепления заполнителя и наполнителя
12. Для окраски фасада используют:
а) цементные и перхлорвиниловые (ПВХ) составы
б) известково-цементные и клеевые составы
в) известковые и меловые составы
13. Нижнюю часть поверхности стены (панель) окрашивают:
а) клеевыми и водоэмульсионными красками
б) эмалями, масляными и водоэмульсионными красками
в) водными красками
14. Для вытягивания филёнок используют кисти:
а) макловицу б) маховую в) филёнчатую
15. Торцевание выполняют:
а) валиком б) кистью в) торцовкой
16. Оклеивание стен обоями или плёнками выполняют:
а) впритирку и внахлёст б) внахлёстку и встык в) впритык и впритирку
17. Инструмент для выполнения обойных работ:
а) валик, кисть, щётка, ведро, совок
б) щётка, кисть, валик, нож, шпатель
в) ковш, нож, кисть, валик, кельма
18. Цвет поверхности, окрашенной неводными составами, после высыхания становится:
а) светлее б) темнее в) насыщеннее
19. При окрашивании потолка важно правильное расстояние между форсункой и поверхностью, и оно должно быть при нормальном давлении:
а) 700-800 мм. = 70-80 см
б) 200-300 мм. = 20-30 см
в) 500-600 мм. = 50-60 см
20. Лакокрасочные покрытия по оптическим свойствам делятся на:
а) прозрачные и непрозрачные б) прозрачные и блестящие
в) непрозрачные
Практическая квалификационная работа
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ:
Задание №1
Коды проверяемых компетенций: ПК 3.1., ПК 3.2.,ПК 3.4., ОК2, ОК3, ОК4, ОК 5, ОК6.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться оборудованием, инструментом и
приспособлениями, находящимися в мастерской.
Вы можете воспользоваться предложенной справочной, учебной литературой.
Инструменты: Ёмкость для окрасочного состава, кисть –мокловица, шпатель, отвес, кисть для окраски радиаторов, валик для нанесения окрасочного состава состава.
Время выполнения задания – 240 минут
Текст задания:
Произвести окраску оштукатуренных стен, площадью 4 м2 водоэмульсионными составами:
составьте последовательность технологических операций окраски стен;
обоснуйте выбор материалов, приемов работ, инструментов, инвентаря и оборудования.
Техника безопасности при выполнении работ.
одежда должна соответствовать правилам производственной
санитарии;
ручной инструмент должен быть в исправном состояни
Задание №2
Коды проверяемых компетенций: ПК 3.1., ПК 3.2.,ПК 3.4., ОК2, ОК3, ОК4, ОК 5, ОК6.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться оборудованием, инструментом и
приспособлениями, находящимися в мастерской.
Вы можете воспользоваться предложенной справочной, учебной литературой.
Инструменты: Ёмкость для окрасочного состава, кисть –мокловица, шпатель, отвес, кисть для окраски радиаторов, валик для нанесения окрасочного состава .
Время выполнения задания – 240 минут
Текст задания:
1. Произвести окраску радиаторов:
выбор материалов для окраски радиаторов, приемов работ, инструментов, инвентаря и оборудования;
выполнение процесса окраски;
2. Техника безопасности при выполнении работ.
одежда должна соответствовать правилам производственной
санитарии;
ручной инструмент должен быть в исправном состоянии.
Задание №3
Коды проверяемых компетенций: ПК 3.1., ПК 3.3.,ПК 3.4., ОК2, ОК3, ОК4, ОК 5, ОК6.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться оборудованием, инструментом и
приспособлениями, находящимися в мастерской.
Вы можете воспользоваться предложенной справочной, учебной литературой.
Инструменты: Ёмкость для клеящего состава, кисть – мокловица, шпатель, отвес, малярный нож, валик для нанесения клеящего состава, валик для разглаживания обоев.
Время выполнения задания –240 минут
Текст задания:
1.Произвести шпаклювку стен площадью 4 м2
выбор материалов для шпаклевания , приемов работ, инструментов, инвентаря и оборудования;
выполнение процесса шпатлевание поверхности
2. Техника безопасности при выполнении работ.
одежда должна соответствовать правилам производственной
санитарии;
ручной инструмент должен быть в исправном состоянии.
6. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6.1. Требования к кадровому обеспечению
Реализация настоящей программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено для выпускников настоящей программы.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в год.
6.2. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация образовательной программы осуществляется в учебном кабинете технологии отделочных строительных работ; малярной мастерской.
Оборудование учебного кабинета технологии отделочных строительных работ:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект инструментов и приспособлений;
модели (в разрезе) механизированных инструментов, станков;
макеты по отделке помещений.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской маляра:
автоматизированное рабочее место мастера с комплектами личного технологического и контрольно-измерительного инструмента;
оборудованные рабочие места (по количеству обучающихся);
комплект контрольно-измерительного инструмента (по количеству обучающихся);
комплект ручного технологического инструмента по малярным работам (по количеству обучающихся);
механизированное оборудование;
комплект средств индивидуальной защиты (по количеству обучающихся);
средства подмащивания.
Реализация программы модуля включает обязательную производственную и учебную практики.
Куликов, О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник / О.Н. Куликов, Е.Н. Ролин. – 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. – 352 с.
Нормативно-правовые источники:
СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»,приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 № 80,зарегистрированы Минюстом России 9 августа 2001 № 2862
Периодические издания (отечественные журналы):
«Строительство: новые технологии – новое оборудование»,
«Технологии строительства»,
«Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века»,
«Сухие строительные смеси»,
Интернет-ресурсы:
Knauf – немецкий стандарт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.knauf-msk.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.tehlit.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Портал нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.pntdoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Строительство и ремонт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.stroy-remont.org., свободный. – Загл. с экрана.
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
7.1. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется посредством текущего контроля и оценки освоения программы и промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и последовательность проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся определяются учебно-тематическим планом.
По окончанию учебного полугодия и учебного года производится промежуточная аттестация обучающихся. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся определяется локальным нормативным актом образовательной организации, реализующей настоящую программу.
Таблица соответствия результатов обучения
содержанию программы и формам контроля и оценки
Результаты обучения
Наименование соответствующих дисциплин, тем
Формы контроля и оценки результатов обучения
Обучающийся должен: иметь практический опыт:
Способы и правила подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание.
Способы и правила расшивки трещин, вырезки сучьев и засмолов.
Способы и правила приготовления и перемешивания шпатлевочных составов.
Правила эксплуатации и принцип работы инструментов и механизмов для приготовления и перемешивания шпатлевочных составов.
Способы и правила нанесения шпатлевочных составов на поверхность вручную.
Устройство, назначение и правила применения инструмента и механизмов длясоставов.
Требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ.
Способы и правила нанесения грунтовок иосновные требования, предъявляемые ккачеству грунтования .
Устройство, принципработы, правила эксплуатации ручного краскопульта.
Основные требования, предъявляемые к качеству грунтования и шлифования поверхностей.
Сортамент, маркировка, основные свойства клеев, применяемых при производстве обойных работ.
Способы и правила приготовления клея.
Сортамент, маркировка, основные свойства применяемых лакокрасочных материалов и побелок.
Способы и правила нанесения лаков, краски, побелки на поверхности вручную и механизированным способом.
Способы и правила нанесения клеевых (жидких) обоев на вертикальные и горизонтальные поверхности.
Требования, предъявляемые к качеству материалов, применяемых при производстве обойных работ, к качеству оклеенных поверхностей.
Основы материаловедения
Технология малярных работ
Текущий контроль в форме тестовых заданий; защиты практических работ.
Оценка выполнения домашних работ.
Обучающийся должен: иметь практический опыт:
Способы и правила подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание.
Способы и правила расшивки трещин, вырезки сучьев и засмолов.
Способы и правила приготовления и перемешивания шпатлевочных составов.
Правила эксплуатации и принцип работы инструментов и механизмов для приготовления и перемешивания шпатлевочных составов.
Способы и правила нанесения шпатлевочных составов на поверхность вручную.
Устройство, назначение и правила применения инструмента и механизмов для нанесения шпатлевочных составов.
Требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ.
Способы и правила нанесения грунтовок и основные требования, предъявляемые к качеству грунтования .
Устройство, принцип работы, правила эксплуатации ручного краскопульта.
Основные требования, предъявляемые к качеству грунтования и шлифования поверхностей.
Сортамент, маркировка, основные свойства клеев, применяемых при производстве обойных работ.
Способы и правила приготовления клея.
Сортамент, маркировка, основные свойства применяемых лакокрасочных материалов и побелок.
Способы и правила нанесения лаков, краски, побелки на поверхности вручную и механизированным способом.
Способы и правила нанесения клеевых (жидких) обоев на вертикальные и горизонтальные поверхности.
Требования, предъявляемые к качеству материалов, применяемых при производстве обойных работ, к качеству оклеенных поверхностей.
Учебная и производственная практики
Оценка выполнения производственных заданий в рамках учебной и производственной практики.
7.2. Итоговая аттестация обучающихся
Обучение по программе завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, который включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационном справочнике по профессии 16.046 «Маляр строительный»
Обучающимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен по результатам профессионального обучения, присваивается 2 – 3 разряд по профессии 16.046 «Маляр строительный»
.Обучающиеся, не сдавшие квалификационный экзамен, получают справку установленного образца.
Порядок проведения квалификационного экзамена
Экзамен (квалификационный) представляет собой совокупность регламентированных процедур, посредством которых экспертами-экзаменаторами производится оценивание профессиональной квалификации обучающихся, завершивших освоение дополнительных профессиональных образовательных программ, которые реализуются в ОГАПОУ «БСК» за пределами определяющих их статус ОПОП.
Экзамен (квалификационный) является формой независимой от исполнителя образовательной услуги оценки компетентностных образовательных результатов с участием внешних экспертов - работодателей. Целью его проведения выступает оценка соответствия достигнутых образовательных результатов обучающихся, их подготовленности к трудовой деятельности по избранной специальности.
Экзамен (квалификационный) в зависимости от области профессиональной деятельности включает в себя тестовые задания для проверки теоретических знаний полученных при изучении программы дисциплины (теоретическая часть) и в обязательном порядке включает в себя один вид аттестационных испытаний (практическая часть), направленных на оценку готовности обучающихся, завершивших освоение профессионального модуля, к реализации вида профессиональной деятельности:
- Выполнение комплексного практического задания - для оценки готовности к выполнению вида профессиональной деятельности. Технология оценивания: сопоставление продемонстрированных параметров деятельности и/или характеристик продукта деятельности с заданными эталонами и стандартами по критериям.
8. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС)
Справочный материал, содержащий тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ; предназначен для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по профессиональной подготовке/ переподготовке и повышению квалификации рабочих во всех отраслях экономики.
Обобщённая трудовая функция
Относительно автономный и отдельно оцениваемый подвид профессиональной деятельности, представляющий собой совокупность взаимосвязанных трудовых функций.
Образовательная программа
Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Основная образовательная программа
Образовательные программы, реализуемые по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению. Следовательно, к основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих). Основные образовательные программы имеют статус примерных, если они разрабатываются на основе ФГОС. Программы профессионального обучения не являются примерными, так как разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов).
Практика
Вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков в процессе выполнения определенных трудовых приёмов, операций и способов выполнения трудовых процессов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Производственная практика
Часть практического обучения, реализуемая как правило на производстве (в условиях, приближенных к производственным); целью данного вида практики является закрепление освоенных в ходе учебной практики трудовых приёмов, операций и способов выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии.
Профессиональное образование
Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Профессиональное обучение
Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Профессиональный
стандарт
Характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Эта характеристика представляет собой многофункциональный документ, раскрывающий с позиций сферы труда, объединений работодателей и / или профессиональных сообществ в рамках определенного вида профессиональной деятельности его цель и содержание через обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации, требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника.
Самостоятельная работа
Форма учебного занятия, реализуемая обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем (мастером производственного обучения) и управляемая преподавателем (мастером производственного обучения) опосредованно через учебные материалы и задания, соответствующие содержанию программы обучения.
Трудовая функция
1. Набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач в процессе труда.
2. Конкретный вид поручаемой работнику работы.
Трудовое действие
Низший уровень декомпозиции профессиональной деятельности (при разработке профессионального стандарта), как правило, характеризуется непосредственным взаимодействием работника с предметом труда.
Успешное трудовое действие осуществляется при наличии у работника необходимых умений, определенных профессиональным стандартом. При обучении эффективное выполнение трудового действия достигается путем регулярных упражнений. Освоенным считается трудовое действие, которое выполняется различными способами в зависимости от конкретных производственных условий и обстоятельств.
Учебная практика
Часть практического обучения, реализуемая как правило в учебных лабораториях, учебных мастерских, учебных цехах; целью данного вида практики является обучение трудовым приёмам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Нормативный документ, определяющий совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и / или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.