Проблема патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции.
Проблема патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции.
В послании Президента РФ Федеральному Собранию, определена система национальных ценностей – жизненный ориентир и современное мировоззрение российского гражданина. На первом месте этих ценностей поставлен патриотизм.
Под патриотизмом понимается беспредельная преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции. »
Проблема патриотического воспитания и формирования
активной гражданской позиции.
Александр Марилов, преподаватель ОБЖ
В послании Президента РФ Федеральному Собранию, определена система национальных ценностей – жизненный ориентир и современное мировоззрение российского гражданина. На первом месте этих ценностей поставлен патриотизм.
Под патриотизмом понимается беспредельная преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Известно, что патриотами не рождаются. Они воспитываются всем укладом общественной жизни, школой, семьей. И о том, насколько действенно это воспитание, нужно судить, прежде всего, по конкретным делам, поступкам человека. Ведь патриот не тот, кто говорит красивые слова о любви к Родине, а тот, кто, видя трудности, нерешенные проблемы, не ноет, не паникует, не носится со своими эгоистическими претензиями, а засучив рукава преодолевает преграды. Чувство родной земли, ответственности за ее будущее – это показатель гражданской зрелости и нравственности каждого, кто на ней живет и трудится.
На территории нашего государства проживают разные национальности и народности. Все они имеют свои традиции, свою культуру и религию. В связи с этим нельзя рассматривать проблему патриотического воспитания только со стороны доминирующей национальности и культуры. Такое воспитание может перерасти в национализм. Истинный патриот ничего общего не имеет с такими проявлениями. Русский патриотизм собирательный, учитывает интересы всех, кто родился, живет, трудится на нашей земле. В соответствии с этим идеология патриотического воспитания в лицее может рассматриваться как система формирования важнейших духовных, нравственных ценностей, строящихся на принципах христианской морали, социальных и иных ценностей, поддерживаемых обществом с учетом фактора многонационального состава России.
Патриотическое воспитание учащихся лицея - это система мероприятий, проводимых в процессе теоретического и производственного обучения и внеурочной работы с юношами и девушками с целью морально – политической, нравственно - психологической, военно-технической и физической подготовки их к гражданской жизни, к службе в Вооруженных Силах, к защите Родины.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. А потому нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Чтобы они в дальнейшей жизни не были просто лицами, принадлежавшими к постоянному населению нашего государства, пользующимися его защитой и наделенными совокупностью прав и обязанностей, а были бы преданны своему Отечеству и любили свой народ.
Цели по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся лицея я вижу:
в возрождении лучших традиций и подготовке молодых людей к прохождению воинской службы;
в укреплении физического, духовного здоровья и выносливости, способности переносить трудности гражданской и военной службы;
в воспитании истинных патриотов на основах нравственности.
Моими главными задачами являются:
создание условий для обучения и воспитания на традициях национального самосознания;
введение в образование мероприятий историко-патриотической и военно-прикладной направленности;
создание условий для физического и нравственного совершенствования личности;
воспитание самостоятельности;
воспитание мужества, уважения к отчизне.
Основным институтом патриотического воспитания является система образования, ее учреждения и преподаватели и мастера. Традиционно сильной стороной образования было и остается единство двух его составляющих - обучения и воспитания.
В результате грамотно построенного учебно-воспитательного процесса из стен лицея должен выйти человек не только с образованием, соответствующим принятому минимуму. Но, прежде всего, личность с государственным уровнем мышления, умеющая ценить и сохранять свое здоровье и жизнь, готовая отдать их ради высших интересов: сохранение жизни своих близких, своего народа, с высокой степенью готовности к выполнению задач военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий.
Большая роль в патриотическом воспитании отводится общественным и общеобразовательным дисциплинам. На уроках истории, литературы, географии, основах нравственности учащимся прививается любовь к Родине, ее героическому прошлому.
Задачам гражданско-патриотического воспитания в лицее, прежде всего, отвечает курс основы безопасности жизнедеятельности. В программу курса включены следующие разделы:
- личная безопасность в повседневной жизни;
- здоровье и здоровый образ жизни;
- организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
На этих занятиях лицеисты получают на практике навыки поведения в сложных жизненных ситуациях, а также воспитывается милосердие, гуманизм по отношению к людям.
Особое место в системе патриотического воспитания принадлежит урокам ОБЖ по изучению раздела «Основы обороны государства».
Одним из основных направлений, реализующих программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации », является «воспитание готовности к достойному самоотверженному служению обществу и государству и выполнению обязанностей по защите Отечества».
Лицеисты на занятиях знакомятся с Конституцией РФ, законами о защите Отечества, уясняют назначение Вооруженных Сил, их характер и особенности, значение военной службы как почетной обязанности граждан. На занятиях изучаются основные требования военной присяги, уставов Вооруженных Сил, учащиеся знакомятся с вооружением и военной техникой воинской части. В ходе уроков молодой человек приобретает необходимые военные знания и практические навыки в объеме подготовки молодого солдата, усваивает основы гражданской обороны и приобретает навыки по защите от оружия массового поражения с тем, чтобы призванным в ВС, быть способным в короткие сроки овладеть современным оружием и боевой техникой. Важно добиваться, чтобы все занятия были пронизаны духовностью, направлены на воспитание у ребят высоких моральных качеств, на подготовку ребят к выполнению долга по защите Родины. Так на уроке, посвященном неуставным взаимоотношениям, исследуются причины этого явления. Урок содействует социальной адаптации допризывников к жизни в воинском мужском коллективе. У ребят формируется объективное мнение о воинской службе, они получают практические рекомендации о том, как вести себя в условиях «дедовщины», но главное внимание уделяется предотвращению и недопущению подобных явлений, ведь во всех религиозно-этических учениях говорится, что «зло никогда не прекращается злом, но отсутствием ненависти прекращается оно». При подготовке к этому занятию второй год провожу анкетирование учащихся второго курса. Одним из вопросов анонимной анкеты, на который отвечают учащиеся: «Имеются ли в нашем лицеи неуставные взаимоотношения?» На этот вопрос не было ни одного положительного ответа, так как в лицее пресекаются все случаи любого проявления насилия, отлажена система мер административного и общественного воздействия, это и групповые собрания, и педагогические советы, а также другие формы вплоть до исключения из лицея.
На занятиях по огневой подготовке представляется возможным рассказать о превосходстве нашего стрелкового оружия перед зарубежным. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым и психологическим качествам воина, показать, какую высокую и почетную обязанность берет на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины. Служу России… Что это значит, с точки зрения нравственного человека, это ответственность за своих родных и близких, свой народ, свое Отечество - вот главный мотив защитника Родины!
Организатором учебно-воспитательного процесса по ОБЖ является преподаватель. Считаю, что именно ему принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся к службе в армии, формировании у них морально-психологических качеств воина. Велико его воспитательное влияние на учащихся. Он воздействует на них словом, поведением, своим отношением к делу и людям, своим внешним обликом. Силой своей идейной убежденности, глубиной аргументации, продуманностью изложения материала он формирует у учащихся взгляды и убеждения. Чтобы стать авторитетом для ребят, преподаватель сам должен быть высокообразованным и культурным человеком. Кроме знаний по своей специальности, он должен разбираться в тех вопросах науки и техники, которые интересуют молодежь. Он должен быть знаком с лучшими произведениями литературы, и искусства, с вопросами развития физкультуры, спорта т.д.
Служба в армии предъявляет высокие требования к физической подготовке воинов. Вот почему стремлюсь работать в тесной связи с руководителем физического воспитания. Ведь такие необходимые качества, как выносливость, работоспособность, быстрота и точность движений и другие вырабатываются на занятиях физической культуры. Этот комплекс является государственной системой нормативов, по которой определяется физическая готовность молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ.
В военно-патриотическом воспитании основу метода убеждения составляет пропаганда идей патриотизма, боевых и трудовых традиций народа, разъяснение происходящих в стране преобразований всех сторон жизни общества. Но чтобы успешно пропагандировать идеи, воспитатель должен быть сам убежденным патриотом и уметь передавать свою убежденность слушателям.
В военно-патриотическом воспитании большое значение имеет не только личный опыт преподавателя, но и встречи с бывшими военнослужащими вооруженных сил, поэтому уже стало хорошей традицией на Уроки мужества в лицей приглашать бывших выпускников, отслуживших в армии. Ребята не только слушают их рассказы о службе, о своих боевых товарищах, о том, что пережили, но и получают ответы на интересующие их вопросы.
В лицее оформлен стенд «Отслужу как надо и вернусь», на нем фотографии ребят, которые проходят службу в ВС. Ставшие сегодня модными различные гуманитарные акции проводятся и в лицее, но здесь эта помощь адресная. Ребята с особым удовольствием и желанием участвуют в сборе посылок вчерашнему лицеисту в армию, зная, кому она предназначена. Выпускникам приятно, что о них помнят, что их судьбы не безразличны преподавателям и мастерам, пишут благодарные письма своим наставникам. «Здравствуйте, Любовь Иннокентьевна, спасибо вам за поддержку, правда, я здесь ни в чем не нуждаюсь, вот только если в ваших письмах – это все, что мне сейчас нужно. Это самое главное», - читаем мы письмо Пузырева Романа, выпускника 2013 года.
Патриотические чувства у учащихся воспитываются при участии юношей и девушек в различных военно-патриотических мероприятиях, которые действуют не только на сознание, но и, что очень важно, на чувства молодых людей. Стало хорошей традицией в лицеи проводить месячник оборонно-массовой работы, в ходе которого выпускаются тематические газеты на военно-патриотическую тематику. Проводятся конкурсы: патриотической песни «Хороша ты, песня на привале», по разборке и сборке оружия, «Знатоков», «А ну-ка парни», а также соревнования по стрельбе. Лицеисты принимают участие в районных Днях призывника.
Немаловажную роль играют методы стимулирования. Прежде всего учащиеся должны видеть перед собой перспективу успеха в учебе, а в дальнейшем – достижений в самостоятельном труде. Юноши должны рассматривать будущую службу в армии как перспективу стать отличными воинами – защитниками Родины. Вырабатывая такие стремления, преподаватель мобилизует учащихся на воспитание силы воли, характера и воинского духа.
Важную роль в воспитании патриотов играет музей образовательного учреждения. Деятельность музея социально значимая, сплачивающая представителей разных поколений. Ведь именно здесь сохраняется народная память, передаваемая от старших к младшим на основе положительных примеров таких как выпускников нашего лицея Аббасов Р., Панова В. принимавших участие в боевых действиях в Чеченской республике.
На базе кабинета ОБЖ создан и работает клуб «Патриот», где ребята изучают государственную символику, законы РФ, проходят подготовку к службе в армии. Команда лицея ежегодно участвует в военно-спортивной игре «Патриот», занимает призовые места.
Формы и методы военно-патриотического воспитания разнообразны: беседы, лекции, тренировки, показ кинофильмов и использование средств наглядной агитации. Посещение тематических выставок, мемориалов, памятников героям войны и труда сопровождается комментарием воспитателя или экскурсовода. Они должны использоваться с учетом местных условий, что позволит более целеустремленно и разумно решать поставленные задачи, исходя из конкретных целей.
Я убежден в том, что нам с вами необходимо воспитывать патриотов, настоящих граждан своей страны. Годы идут очень быстро: сегодня наши учащиеся сидят за партами, а завтра от них буде зависеть безопасность и благополучие государства.