Программа создана исходя из запросов современного общества. В ней рассматривается материал, который недостаточно глубоко рассматривается в школьном курсе ОБЖ. Актуальность: Проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Потеря здоровья у молодых девушек и юношей становится угрозой для здоровья нации, что не может не сказаться на демографическом потенциале страны. Вот почему охрана здоровья – важная государственная задача.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОСУЛИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Рассмотрено на педсовете МБОУ СОШ №4
Протокол № 14 от 30.06.2014 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №4
__________________Буякина Л.Н..
Приказ №69 от30.06.2014 г.
Образовательная программа
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Автор : Болясов Андрей Борисович
преподаватель организатор ОБЖ
г. Красный Сулин.
2014 год
Пояснительная записка
Программа создана исходя из запросов современного общества. В ней рассматривается материал, который недостаточно глубоко рассматривается в школьном курсе ОБЖ.
Актуальность: Проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Потеря здоровья у молодых девушек и юношей становится угрозой для здоровья нации, что не может не сказаться на демографическом потенциале страны. Вот почему охрана здоровья – важная государственная задача.
Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, поэтому необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Педагогическая целесообразность
Программа направлена на расширение знаний по гигиене и санитарии и способствует осознанному выбору будущей профессии, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Цель:расширение знаний по ОБЖ и медицине и использование этих знаний для оказания первой медицинской помощи.
Задачи:
Углубить и расширить знания учащихся по ОБЖ;
Сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье;
Поддержать стремление детей к здоровому образу жизни.
Познакомить школьников с основами гигиенических знаний.
Сформировать у школьников практические умения и навыки оказания первой медицинской помощи.
Содействовать воспитанию физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных качеств.
Сформировать у учащихся умение самостоятельно находить материал и практически применять его.
Организационно-педагогические основы обучения
Содержание, структура программы соответствует возрастным особенностям 13-16-летних подростков, т. к. в этот период перед школьниками стоит много проблем, касающихся их здоровья. При этом учитываются интересы детей и знания по данному предмету.
Программа рассчитана на 1год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, с общим охват 34 часа в год.
Ожидаемый результат
По истечении учебного года учащиеся будут владеть следующими знаниями, умениями, навыками:
1. Расширят представление о ОБЖ и отраслях медицины.
2. Иметь представление о санитарии и гигиене как профилактической области медицины.
3. Иметь представление о здоровом образе жизни, способах сохранения здоровья.
4. Уметь оказывать первую медицинскую помощь.
5. Уметь самостоятельно работать со справочной и научно-популярной литературой.
Формы и способы проверки результата
Для определения образовательного результата используются следующие способы:
- тестирования;
- анкетирование;
- зачёты;
- защита исследовательских работ;
- опрос.
Используются следующие виды и этапы аттестации: начальная (анкетирование, тестирование); промежуточная (по итогам тематического блока); итоговая (зачёт, защита реферата, исследовательские работы).
Учебно-тематический план
№
Тема занятий
Кол-во часов
Теоретич. часть
Практич.
часть
дата
1.
Введение. Медицинские науки. Гигиена и санитария.
1
1
-
3.09
2.
История гигиены.
2
2
-
10.09
17.09
3.
Физическая активность и здоровье.
3
2
1
24.09
01.10
08.10
4.
Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний.
4
3
1
15.10
22.10
29.10
12.11
5.
Травматизм и его профилактика.
5
2
3
19.11
26.11
3.12
10.12
17.12
6.
Сердечно-сосудистая система. Профилактика заболеваний органов кровообращения, первая помощь при них.
4
2
2
24.12
14.01
21.01
28.01
7.
Гигиена дыхания.
5
2
3
4.02
11.02
18.02
25.02
4.03
8.
Гигиена питания.
3
2
1
11.03
18.03
8.04
9.
Гигиена кожи.
5
4
1
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
10.
Гигиена труда.
1
1
-
20.05
11.
Итоговое занятие.
1
1
27.05
Итого:
34
22
12
Содержание программы
Тема 1. Введение. Медицинские науки. Гигиена и санитария. 1 час.
Два направления медицины. Гигиена и санитария. Методы гигиены. Отрасли гигиены.
Тема 2. История гигиены. 2 часа.
Возникновение и развитие санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническая наука Древней Греции и Древнего Рима. Санитарно-гигиеническая наука Древнего Востока, средневековья. Санитарно-гигиеническая культура России. Современное состояние науки.
Тема 3. Физическая активность и здоровье. 3 часа.
Гиподинамия, её последствия. Заболевания костно-мышечного аппарата. Роль физической активности в сохранении здоровья. Изменение опорно-двигательной системы при тренировках. Особенности физического воспитания человека на разных этапах его развития. Критические периоды в развитии человека. Формировании осанки. Предупреждение плоскостопия.
Практическая работа.
Измерение мышечной активности с помощью ручного динамометра. Определение быстроты реакции человека. Определение гибкости позвоночника. Выявление нарушения осанки. Сохранение осанки при стоянии. Сохранение осанки в положении сидя. Определение наличия плоскостопия.
Тема 4. Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний и аллергии. 4 часа.
Иммунитет. Иммунная система. Ход иммунной реакции. Виды иммунитета. Условия возникновения инфекционного заболевания. Течение инфекционного заболевания. Периоды инфекционного заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний. Аллергия как нарушение функций иммунной системы. Аллергены. Признаки инфекционных заболеваний. Доврачебная помощь. Уход за больными.
Практическая работа.
Определение температуры воды, в которой надо замачивать горчичники перед употреблением. Приготовление влажного согревающего компресса.
Тема 5. Травматизм и его профилактика. 5 часа.
Травмы. Виды травм. Открытые повреждения: ссадины, потёртости, укусы, раны. Обработка открытых повреждений. Закрытые повреждения: ушибы, закрытые переломы, растяжения связок, вывихи. Оказание первой помощи при закрытых повреждениях. Организация травматологической помощи. Причины травм.
Практическая работа.
Приготовление раствора перманганата калия для обработки ран, дезинфекции, отмачивания бинтов. Использование трубчатого эластичного бинта для удержания повязок. Использование лейкопластыря и спиртового раствора йода при обработке ран.
Тема 6. Сердечнососудистая система. Профилактика заболеваний органов кровообращения, первая помощь при них. 4 часа.
Сердечнососудистая система показатель уровня физиологического состояния человека. Сердце тренированного и нетренированного человека. Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии. Возрастные изменения сердечнососудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечнососудистой системы. Первая помощь при гипертоническом кризе и стенокардии.
Практическая работа.
Изучение строения сердечной мышцы под микроскопом. Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа. Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки. Измерение артериального давления.
Тема 7. Гигиена дыхания. 5 часов.
Функции органов дыхательной системы и профилактика их нарушений. Респираторные заболевания, их предупреждение и меры первой помощи. Функции дыхательных мышц и их тренировка. Лёгочная вентиляция и лёгочные объёмы. Гигиена воздуха. Необходимость охраны воздушной среды. Температура, влажность и химический состав воздуха в помещении. Гигиена голосового аппарата. Строение и функции гортани. Предупреждение повреждений голосового аппарата.
Практическая работа.
Санитарное обследование температуры воздуха в помещении. Определение коэффициента аэрации в помещении при его проветривании. Определение запылённости воздуха. Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха. Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки.
Тема 8. Гигиена питания. 3 часа.
Рацион и режим питания. Значение питания. Энергетическая ценность пищи. Витамины. Санитарно-гигиенические требования к хранению пищевых продуктов. Пищевые отравления. Меры профилактики и первой помощи при пищевых отравлениях. Инфекционные и неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта. Гельминтозы. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Практическая работа.
Определение пригодности воды для питья.
Тема 9. Гигиена кожи. 5 часов.
Функции кожи. Кожные заболевания и их профилактика. Отморожения. Ожоги. Гнойничковые поражения кожи. Угри. Грибковые заболевания. Чесотка. Уход за кожей, волосами и ногтями. Теплорегуляция и её нарушения в организме. Закаливание. Тепловой и солнечный удар. Гигиена одежды и обуви. Профилактика урологических, гинекологических и венерических болезней.
Практические работы.
Изучение сальных и потовых желёз кожи, моющих свойств мыла. Определение типов кожи на разных участках лица.
Тема 10. Гигиена труда. 1 час.
Итоговое занятие. Понятие работоспособности. Динамика работоспособности. Гигиена учебного труда и развитие личности.
Тема 11. Итоговое занятие. 1 час.
Подведение итогов работы кружка. Зачёт.
Методическое обеспечение образовательной программы
Принципы и этапы реализации программы
Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Принципы обучения
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;
Принцип доступности обучения;
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил воспитанников;
Принцип наглядности.
Формы и методы организации образовательного процесса
Использование методов на занятиях:
- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.
Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.
Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.
В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.
Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Использование учителем активных методов обучения предполагает:
Глубоко продуманные учебные цели;
Высокий уровень включённости учеников;
Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.
Использование различных форм организации образовательного процесса:
Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);
Формы организации занятий по программе
Основной формой организации занятий являются кружки. На кружках используются такие формы организации учебной деятельности как:
Фронтальная (коллективная)
Групповая;
Индивидуальная.
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения, опыты).
По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов или исследовательских работ.
Материально – техническое обеспечение
Имеются специально оборудованные кабинеты для кружковых занятий. Оборудование и материалы:
-тематические папки,
-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,
-методические разработки занятий и массовых мероприятий,
-Компьютер, коллекции, наборы таблиц и др.
Отчет о работе кружка
«Основы медицинских знаний» за первое полугодие 2014 – 2015 года.
Занятия кружка проводились согласно образовательной программе
«Основы медицинских знаний». Основная цель работы кружка расширение знаний по ОБЖ и медицине и использование этих знаний для оказания первой медицинской помощи. Ученики познакомились с основными направлениями медицины, с возникновение и развитие санитарно-гигиенической культуры, с ролью физической активности в сохранении здоровья, с условиями возникновения инфекционного заболевания, с течением инфекционных заболеваний, с периодами инфекционного заболевания, профилактикой инфекционных заболеваний,
с травмами, с открытыми повреждениями, обработка открытых повреждений, с оказанием первой помощи при закрытых повреждениях. На практических занятиях ученики измеряли мышечную активность с помощью ручного динамометра, определяли быстроты реакции человека, определяли гибкость позвоночника, выявляли нарушение осанки, сохранение осанки при стоянии, сохранение осанки в положении сидя, определение наличия плоскостопия, приготовление раствора перманганата калия для обработки ран, дезинфекции, отмачивания бинтов, использование трубчатого эластичного бинта для удержания повязок, использование лейкопластыря и спиртового раствора йода при обработке ран, изучали строение сердечной мышцы под микроскопом. измеряли скорость кровенаполнения капилляров ногтевого ложа определяли влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга, определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки, измеряли артериальное давление. На занятиях использовались следующие методы
- методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
- словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
- наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.
-метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.
-практические: упражнения, лабораторные и практические работы.
В процессе обучения различные методы и приёмы применялись в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. На занятиях использовались такие формы организации учебной деятельности как:
Фронтальная (коллективная)
Групповая;
Индивидуальная.
При фронтальной форме организации учебной деятельности я работал со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения, опыты).