Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока окружающего мира "Рефлексия"»
процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
обращение внимания субъекта на самое себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
(от лат. reflexio — обращение назад )
ЦЕЛЬ рефлексии для УЧЕНИКА
ПОЭТОМУ
способ, понятый и принятый обучаемым как эффективный, позволяет строить ему свою учебную деятельность, решает проблему осознания средств собственного развития
РАЗВИТАЯ СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ!!!!
РЕФЛЕКСИЮ можно ПРИМЕНЯТЬ
Классификация
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности
МЕТОДЫ
1. карточки с изображением лиц;
2. цветовое изображение настроения;
3. эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)
4. оценка эмоционального состояния
Цветовоеизображениенастроения
у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;
прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ;
прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.
Настроение - цвет:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий – неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
Эмоционально художественная рефлексия (в конце урока)
картины с изображением пейзажа (одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым);
- (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)
Рефлексия настроения + эмоционального состояния
Вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?»
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Какие эмоции вы испытываете?
Какие эмоции вы испытываете?
Положительные / Отрицательные
Удовлетворение /Неудовлетворение
счастье / скуку
радость / печаль
успех / колебания
спокойствие / страх
Я чувствую... потому, что... мне скучно (не скучно)
был активным, эмоциональным
полностью выполнил задание
получил хорошую отметку
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных;
ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные
ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:
Что я делал?
С какой целью?
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше?
1.ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);
2. Использованием алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий).
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного
МЕТОДЫ
-прием незаконченного предложения;
- прием «Выбора афоризма»;
- оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
- рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждениееедостижения);
- рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)
название
существительное
описание
Урок
прилагательное
действия
Интересный, завораживающий
глагол
чувства
Слушали, читали, находили
фраза
повторение сути
Вместе весело шагать по просторам…
существительное
Открытие!
Прием «Незаконченные предложения»
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Упражнение «Плюс – минус – интересно»
плюс
минус
что понравилось на уроке
1 - информация, полезная, по мнению ученика, для
достижения каких-то целей.
2 - формы работы, которые вызвали положительные эмоции
интересно
что не понравилось на уроке,
1 - показалось скучным
2 - вызвало неприязнь
3 - осталось непонятным
4 - информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
1 - любопытные факты, о которых узнали на уроке,
2 - что бы еще хотелось узнать по данной проблеме,
3 - вопросы к учителю
Анкета
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
делало её более эффективной
тормозило выполнение задания
не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
обмен информацией
взаимодействие
взаимопонимание
были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
недостаток информации
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
трудности в общении
Какой стиль общения преобладал в работе?
ориентированный на человека
ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
в группе сохранилось единство и партнерские отношения
единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
нежелание наладить контакт большинства участников группы
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
сама задача оказалась неинтересной, трудной
что я делаю?
с какой целью?
каковы результаты моей деятельности?
как я этого достиг?
можно ли сделать лучше?
что я буду делать дальше?
Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия залог развития!
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс РЕФЛЕКСИЯ, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!