kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ориентирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему "Ориентирование на местности", в которой отражены различные способы ориентирования: по солнцу, по луне, по звездам, по местным признакам,  с помощью механических часов, с помощью компаса. Презентация рассчитана на весь урок. Последние два слайду предназначены для проверки знаний, полученных учащимися во время занятия.

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование»

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

Ориентирование на местности — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

Ориентирование на местности

это определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

Ориентироваться можно: По карте, С помощью компаса, По небесным светилам и местным предметам (по раз личным признакам).

Ориентироваться можно:

  • По карте,
  • С помощью компаса,
  • По небесным светилам и местным предметам (по раз личным признакам).

По карте По карте можно определить свое местонахождение, выбрать путь движения с учетом соблюдения маскировки и преодоления возможных препятствий, а также заранее измерить азимуты для движения по бездорожью и в условиях ограниченной видимости. Чтобы ориентироваться по карте на местности, надо прежде всего сориентировать карту и определить точку своего стояния.

По карте

По карте можно определить свое местонахождение, выбрать путь движения с учетом соблюдения маскировки и преодоления возможных препятствий, а также заранее измерить азимуты для движения по бездорожью и в условиях ограниченной видимости.

Чтобы ориентироваться по карте на местности, надо прежде всего сориентировать карту и определить точку своего стояния.

    История компаса   Предположительно, компас был изобретён в Китае при династии Сунь и использовался для указания направления движения по пустыням. однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом.   В начале 14 века . итальянец Флавио Джойязначительно усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку , разбитую по окружности на румбов.   В 16 веке ввели деление картушки на 32 румба и коробку со стрелкой стали помещать в кардановом подвесе, чтобы устранить влияние качки корабля на компас.    

  История компаса

Предположительно, компас был изобретён в Китае при династии Сунь и использовался для указания направления движения по пустыням.

однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом.

 

В начале 14 века . итальянец Флавио Джойязначительно усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку , разбитую по окружности на румбов.

 

В 16 веке ввели деление картушки на 32 румба и коробку со стрелкой стали помещать в кардановом подвесе, чтобы устранить влияние качки корабля на компас.

 

 

Ориентирование без карты  При определении сторон горизонта по компасу ему при дается горизонтальное положение, тормоз стрелки освобождается. После прекращения колебаний ее светящийся конец укажет направление на север.

Ориентирование без карты

При определении сторон горизонта по компасу ему при дается горизонтальное положение, тормоз стрелки освобождается. После прекращения колебаний ее светящийся конец укажет направление на север.

Определение направлений на стороны горизонта по компасу Определение направлений на стороны горизонта по компасу выполняется следующим образом. Мушку визирного устройства ставят на нулевое деление шкалы, а компас - в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы северный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают удаленный ориентир, который и используется для указания направления на север.

Определение направлений на стороны горизонта по компасу

Определение направлений на стороны горизонта по компасу выполняется следующим образом. Мушку визирного устройства ставят на нулевое деление шкалы, а компас - в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы северный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают удаленный ориентир, который и используется для указания направления на север.

Ориентирование по солнцу

Ориентирование по солнцу

  • в 7 часов - на востоке;
  • в 13 часов - на юге;
  • в 19 часов - на западе;
Ориентирование с помощью гномона Местный полдень определяют с помощью шеста длиной 1 - 1,5 м и нескольких колышков. Шест втыкают в землю строго вертикально (это легко проверить самым простейшим отвесом), а затем, по мере приближения солнца к зениту, отмечают колышками край тени, отбрасываемой шестом.    Тень, перемещаясь, постепенно укорачивается, и тот момент, когда она стала самой короткой, и есть местный полдень, т. е. прохождение солнца через данный меридиан  (см. рисунок) . Теперь остается только записать показания часов и произвести несложный расчет.  Тень в полдень указывает на север !

Ориентирование с помощью гномона

Местный полдень определяют с помощью шеста длиной 1 - 1,5 м и нескольких колышков. Шест втыкают в землю строго вертикально (это легко проверить самым простейшим отвесом), а затем, по мере приближения солнца к зениту, отмечают колышками край тени, отбрасываемой шестом.  Тень, перемещаясь, постепенно укорачивается, и тот момент, когда она стала самой короткой, и есть местный полдень, т. е. прохождение солнца через данный меридиан  (см. рисунок) . Теперь остается только записать показания часов и произвести несложный расчет. 

Тень в полдень указывает на север !

Для определения сторон горизонта по Солнцу и часам Для более точного определения сторон горизонта по Солнцу используются  наручные часы . В горизонтальном положении они устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00 (рис. 13, а), а после полудня-ту дугу, которую она прошла после 13.00 (рис. 13,6).

Для определения сторон горизонта по Солнцу и часам

Для более точного определения сторон горизонта по Солнцу используются  наручные часы . В горизонтальном положении они устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00 (рис. 13, а), а после полудня-ту дугу, которую она прошла после 13.00 (рис. 13,6).

Ориентирование по звездам Полярная звезда всегда находится на севере. Ночью на безоблачном небе ее легко найти по созвездию Большой Медведицы. Через две крайние звезды Большой Медведицы нужно мысленно провести прямую линию (рис. 14) и отложить на ней пять раз отрезок, равный расстоянию между крайними звездами. Конец пятого отрезка укажет положение Полярной звезды, которая находится в созвездии Малой Медведицы (конечная звезда малого ковша).

Ориентирование по звездам

Полярная звезда всегда находится на севере. Ночью на безоблачном небе ее легко найти по созвездию Большой Медведицы. Через две крайние звезды Большой Медведицы нужно мысленно провести прямую линию (рис. 14) и отложить на ней пять раз отрезок, равный расстоянию между крайними звездами. Конец пятого отрезка укажет положение Полярной звезды, которая находится в созвездии Малой Медведицы (конечная звезда малого ковша).

Определение сторон горизонта по местным предметам  с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

Определение сторон горизонта по местным предметам

с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

Определение сторон горизонта по местным предметам муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов;

Определение сторон горизонта по местным предметам

муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов;

Определение сторон горизонта по местным предметам

Определение сторон горизонта по местным предметам

Определение сторон горизонта по местным предметам ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;

Определение сторон горизонта по местным предметам

ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;

Определение сторон горизонта по местным предметам на отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей

Определение сторон горизонта по местным предметам

на отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей

Определение сторон горизонта по местным предметам

Определение сторон горизонта по местным предметам

Определение сторон горизонта по местным предметам

Определение сторон горизонта по местным предметам

Определение сторон горизонта по местным предметам

Определение сторон горизонта по местным предметам


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Ориентирование

Автор: Сырбу Пётр Викторович

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Личностно-ориентированное обучение "
    ["seo_title"] => string(40) "lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "133449"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416506195"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока окружающего мира по теме "Ориентирование на местности""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomirapotiemieoriientirovaniienamiestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "309991"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458904560"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Объектно-ориентированный подход к проектированию. "
    ["seo_title"] => string(52) "obiektno-oriientirovannyi-podkhod-k-proiektirovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "101946"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402468963"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Статья "Технология личностно-ориентированного образовательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(82) "stat-ia-tiekhnologhiia-lichnostno-oriientirovannogho-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "124496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414698617"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект открытого урока по теме " Ориентирование по местным признакам" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiemie-oriientirovaniie-po-miestnym-priznakam"
    ["file_id"] => string(6) "151576"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420724030"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства