Просмотр содержимого документа
«ФГОС на уроках ОБЖ»
Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках ОБЖ
Преподаватель – организатор ОБЖ
Казакова Н.Б.
г. Павлово 2018 год.
Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача–
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
(методики)
Ради чего
учить?
ценности
образования
(цель)
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
ФГОС: I. Общие положения. п. 7
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
Структурная «единица» учебной деятельности : ее полный замкнутый цикл:
дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают.
принципы
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
11.3.11
5 ) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Аспекты системно-деятельностного подхода
- направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина); - соответствие содержания учебных занятий целям деятельности; - обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю); - выбор формы творческого самовыражения; - наличие критериев само- и взаимооценки.
11.3.11
11.3.11
11.3.11
11.3.11
11.3.11
11.3.11
11.3.11
Учебным действиемявляется лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.
Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно - деятельностного подхода:
В своей работе я применяю следующие формы работы на уроке:
* экскурсия (итог: кластер – обобщение или графическое оформление материала по теме урока);
* групповая дискуссия (обмен первичной информацией, выявление противоречий, возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями);
* составление рассказа от имени одного из участников или свидетелей каких-либо событий; описание вещественных исторических источников; описание иллюстрации по планам или памяткам (как это представлено в новых учебниках
11.3.11
* групповая работа Каждая группа получает задание, материал и выполняет работу по определённой теме). Также итогом групповой работы может стать презентация. Каждая группа работает над своей темой по плану, используя материал учебника и дополнительный материал.
* игровая деятельность . - Использую игры для обобщения и систематизации знаний: «Что? Где? Когда?», игра «Да-нет», игра «Снежный ком», игра «Кубик Блума» (на гранях кубика написаны начала вопросов: когда, что, почему, для чего, чем…)
- Ролевые игры (когда дети примеряют на себя роль, разыгрывают сцены из жизни, трагедии и комедии, мифы и легенды)
- мини - проекты «Дети войны - детям о войне», «Родословная моей семьи»,
* создание иллюстраций к жизненным опасным ситуациям.
Активные формы работы:
- обсуждение сообщений, докладов; - защита проектов; - викторины с вариантами ответов; - интеллектуальный марафон; - смотр знаний и умений.
11.3.11
Знать – значитне просто помнить определенные знания, авыполнятьопределеннуюдеятельность, связанную с этими знаниями.
Методы изучения учебного материала
При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.
Не давать образцов,
ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны,
мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот технологическая основа СДП.
Учебная ситуация
– это особая единица учебного процесса, когда дети с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершают разнообразные учебные действия, частично – запоминают.
Модель перевода учебной задачи в учебную ситуацию
Целевая
установка
Деятельность
Учебная ситуация
Учебная задача
Содержание
задачи
Критерии
оценки
Результат
личностный
метапредметный
предметный
Проектирование учебного процесса
1.Определение учебных задач учителем
2.Отбор содержания учебного материала
3.Определение способов организации учебных ситуаций
4.Прогнозирование результатов
Типология учебных ситуаций
ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал;
ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
ситуация-тренинг — тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению
Учебная ситуация:Интервью с героем
Тема«Вынужденная автономия человека в природной среде»
Учебная задача: формировать навыки безопасного поведения школьников при вынужденном автономном существовании в природной среде
Характеристика деятельности: После прочтения книги, рассказа учащиеся берут интервью друг у друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя.
Цель: выяснить причины вынужденной автономии и дать рекомендации, как выжить в экстремальной ситуации и какие необходимо вырабатывать для этого в себе качества
Учебная ситуация: Случайный прохожий – спаситель?
с итуация – тренинг«Я спасатель»
При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета.
Какой кровеносный сосуд
повреждён?
Назовите тип кровотечения.
Докажите.
Составьте алгоритм оказания
первой помощи пострадавшему .
Тема: Перевод учебной задачи в учебную ситуацию на основе деятельностного подхода
Учебная задача: формировать умение переводить учебную задачу в учебную ситуацию
Характеристика деятельности: используя предложенную тему и задачи разработать учебную ситуацию по конкретной теме
Критерии оценки: разработанная учебная ситуация
педагогическая мастерская
Группа 1
Представьте себя в лаборатории, где идет исследование проблемы долголетия . Создайте учебную ситуацию, исходя из учебной задачи!
Группа 2
Представьте себя в магазине выбирающим такие продукты, как кириешки и чипсы… Зная задачу, сконструируйте учебную ситуацию.
Рефлексия
Назовите на первую букву Вашего имени Ваше мнение об уроке и учебной ситуации как способе реализации деятельностного подхода.