МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
306251, Курская область, Обоянский район, с.Быканово, ул. Молодежная, 14.
Тел. 8 (471-41) 3-32-42 bickanovsсkaja@yandex.ru. www.obo-buk.ru
Рассмотрена Принята Утверждаю:
на заседании МО на заседании педагогического совета Директор школы:
протокол №4 от 20.05.2016г. протокол №7 от 17.06.2016г. ___________С.П. Пономаренко
приказ № 46 от 29.06.2016г.
Рабочая программа
«Основы безопасности жизнедеятельности»____________________
7 класс___________________________________________
Всего 35 часов, 1 час в неделю _______________________________________
Учебник: М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т. Смирнов «Основы безопасности жизнидеятельности»
М: ООО «Издательство Астрель», 2012г._________________________________________________
Учитель: Пономаренко Андрей Валентинович
Категория: 1 квалификационная категория
Срок реализации программы 2016 – 2017 учебный год
2016г.
Структура рабочей программы.
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Основное содержание.
Учебно – тематический план
Календарно – тематическое планирование
Учебно – методический комплекс.
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент -устанавливается субъектом Российской Федерации
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывался Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 8 классах отводится по 35 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 7
класса представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для
обучающихся основной школы.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.
Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-семинары и круглые столы;
-индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Выбор данной программы предусматривает обязательное многократное практическое
закрепление ЗУН по всем темам и разделам.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из четырех содержательных линий:
* обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
* чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения;
*основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
* дорожно-транспортная безопасность.
В программе реализованы требования Федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 "О Федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24.07.95 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации; технологии обучения - традиционная; виды и формы контроля — контрольные работы, тесты, зачеты.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса под редакцией М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т. Смирнова и др. Издательство М., АСТ: Астрель, 2014.
Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.
3. Основное содержание.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения- 21 час.
Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях , защита населения от их последствий. Землетрясения. Цунами. Оползни, сели и обвалы. Ураганы, бури и смерчи. Наводнения. Лесные и торфяные пожары. Опасные явления природы.
Криминальные ситуации – 3 час.
Криминальные ситуации. Основы безопасности поведения в толпе. Как не стать жертвой сексуального насилия. Паника.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.- 11час.
Оказание первой медицинской помощи при ранениях и травмах. Первая помощь при переломах.
Алкоголизм. Табакокурение. Наркомания и токсикомания. Особенности ЗОЖ в период полового созревания
VI. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Контроль и оценка результатов обучения ОБЖ
Методы устного контроля результатов обучения: индивидуальный устный опрос, фронтальная контролирующая беседа.
Методы письменной проверки результатов: контрольная работа, письменная самостоятельная работа контролирующего характера, работа по карточкам, письменное домашнее задание.
Организация взаимного контроля и взаимопомощи учащихся в процессе проверки результатов обучения.
Использование компьютерной техники и других технических средств для контроля результатов обучения.
Оценивание результатов деятельности учащихся, полученных в процессе обучения ОБЖ. Проверка обученности учащихся на основе Государственного Стандарта
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов |
общее | теория | практика |
1 | Безопасность и защита человека в ЧС | 21 | 19 | 3 |
2 | ЧС криминального характера | 3 | 2 | 1 |
| Основы медицинских знаний и ЗОЖ | 11 | 7 | 4 |
| Итого: | 35 | 27 | 8 |
5. Календарно – тематическое планирование
Уроков: основ безопасности жизнедеятельности
Класс: 7 класс
Учитель: Пономаренко Андрей Валентинович
Кол-во часов за год:
Всего 35.
В неделю 1 час
Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса под редакцией М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т. Смирнова и др. Издательство М., АСТ: Астрель, 2014.
| |
| |
Дата | №№ | Тема урока | Часы | Дата. | |
| | Безопасность и защита человека в ЧС | 21 | | |
| 1 | Чрезвычайные ситуации природного характера.НРК | 1 | 06.09 | |
| 2 | Наводнения. Классификация наводнений | 1 | 13.09 | |
| 3 | Действия населения при угрозе и во время наводнений | 1 | 20.09 | |
| 4 | Ураганы, бури, смерчи | 1 | 27.09 | |
| 5 | Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей | 1 | 04.10 | |
| 6 | Меры защиты от ураганов, бурь и смерчей | 1 | 11.10 | |
| 7 | Землетрясения | 1 | 18.10 | |
| 8 | Последствия землетрясений | 1 | 25.10 | |
| 9 | ПЗ Правила безопасного поведения | 1 | 08..11 | |
| 10 | Цунами | 1 | 15.11 | |
| 11 | Последствия воздействия цунами. Безопасное поведение | 1 | 22.11 | |
| 12 | Урок обобщение | 1 | 29.11 | |
| 13 | Контрольная работа"Безопасность и защита человека в ЧС | 1 | 06.12 | |
| 14 | Обвалы. НРК | 1 | 13.12. | |
| 15 | Оползни | 1 | 20.12 | |
| 16 | Сели | 1 | 27.12 | |
| 17 | ПЗ Правила безопасного поведения. | 1 | 17.01. | |
| 18 | Лесные и торфяные пожары. НРК | 1 | 24.01 | |
| 19 | Причины и последствия лесных и торфяных пожаров | 1 | 31.01 | |
| 20 | Рекомендации учащимся по поведению при стихийных бедствиях | 1 | | |
| 21 | Урок обобщение. М-тестирование. | 1 | | |
| | ЧС криминального характера | 3 | | |
| 22 | Основы безопасности поведения в толпе. Паника. | 1 | | |
| 23 | Как не стать жертвой сексуального домогательства и насилия | 1 | | |
| 24 | Видеоурок « Личная безопасность». НРК. | 1 | | |
| | Основы медицинских знаний и ЗОЖ | 11 | | |
| 25 | ПЗ Первая помощь при ранениях и травмах | 1 | | |
| 26 | ПЗ Правила наложения повязок | 1 | | |
| 27 | ПЗ Первая помощь при переломах | 1 | | |
| 28 | Факторы, разрушающие здоровье | 1 | | |
| 29 | Алкоголизм. | 1 | | |
| 30 | Табакокурение. | 1 | | |
| 31 | Наркомания и токсикомания | 1 | | |
| 32 | Вредные привычки | 1 | | |
| 33 | Особенности ЗОЖ в период полового созревания. Видеоурок | 1 | | |
| 34 | Итоговая годовая контрольная работа | 1 | | |
| 35 | Повторение пройденного | 1 | | |
| | Итого: | 35 | | |
6. Учебно – методический комплекс.
1.Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. М.:АСТ: Астрель, 2009.
2.Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. Для учащихся 7 кл. общеобраз. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. М.: Просвещение, 2009.
3 . Конституция Российской Федерации.
4. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. М., 1998 2006.
5. Рыбин А.Л. Дорожная азбука на дороге /А.Л. Смирнова . М.: «Просвещение», 2006.
Дополнительная учебная литература:
1. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. М.: «Просвещение», 2005.
2. Дуров В.А. Русские награды /В.А. Дуров. М.: «Просвещение», 2003.
3. Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. М.: «Просвещение», 2005.
Учебные и справочные пособия:
-комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А.Т. Смирнов под ред. Воробьёва);
-учебно – наглядные пособия (плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара»; средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка; автомат Калашникова); Перечень рекомендуемых средств обучения: средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка Дидактический материал: тесты по всем разделам и темам.