kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОБЖ (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ (10 класс)»

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

По учебному плану на изучение ОБЖ в 10 классе отводится 35 часов(один час в неделю). Преподавание ведется по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс. М.; Дрофа, 2010.


На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 19 октября 2009 года № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования», на изучение Правил дорожного движения отведено 2 часа.

Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:

. освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

. воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; воспитание уверенности в собственные силы в случае экстремальной ситуации; воспитание самостоятельности при решении жизненных проблем; воспитание личности с эгоцентрическим типом экологического сознания. Воспитание культуры поведения на дорогах и транспорте.

. развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности и соблюдении здорового образа жизни.

. овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Общеучебные умения, навыки и способы жизнедеятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

-участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

-оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

- осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и своей будущей профессии.

При проведении занятий используются разнообразные методы преподавания: устное изложение учебного материала, обсуждение, инструктирование, пока (демонстрация), ролевая игра, практическое занятие, КВН, соревнование. Программа выполняется за счет обобщающих уроков, рефератов, интеграции. Формы контроля: предварительная проверка (если учителю известен уровень подготовки учащихся), текущая проверка ( в ходе урока), контрольная проверка (тесты), обобщающее повторение.

В целях закреплении теоретических знаний и приобретения практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10 класса.

Изучение экологических проблем в курсе ОБЖ направлено на формирование у учащихся ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, к сохранению жизни и здоровья в неблагоприятных условиях. Важно, чтобы ученики не только ознакомились с материалом, но и прочувствовали, осознали важность экологических проблем в жизни каждого современного человека, необходимость их изучения и решения. В рамках изучения каждой темы рассматривается экологическая проблема нашего региона, области, города. ОБЖ обеспечивает формирование естественнонаучной основы для понимания школьниками необходимости природоохранной деятельности человека. Рассматривают конкретные природные объекты и явления природы, взаимосвязи в мире природы, вопросы взаимовлияния мира природы и общества, мира природы каждого человека, правила поведения в природной среде. В курсе ОБЖ осуществляется ценностная ориентация учащихся. Демонстрируется значение мира природы в жизни каждого человека, формируется сознание целей и последствий взаимодействия с природой, воспитывается любовь и ответственное отношение к природе родного края. Особое значение имеет осмысление антропогенных факторов как факторов, обусловивших глобальный экологический кризис. При этом уделяется внимание не только воздействиям человека на природу техногенного характера, но и персонального характера, например, в ситуациях рекреации.

Обучение по данной рабочей программе позволяет:

-учитывать индивидуальные психофизические особенности подростка;

-использовать естественно возникающие у подростка желания и побуждающие его к деятельности мотивы;

-усваивать необходимый материал осознанно и без принуждения;

- ориентировать учащегося на использование своих индивидуальных особенностей и чувственно-осознанного опыта для самообеспечения безопасности в различных опасных ситуациях.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Раздел 1. Государственная система обеспечения безопасности населения.

18

Правила безопасного поведения при террористических актах


Правила безопасного поведения при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков.


Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера.


Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.


Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера.


Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.


Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера.


Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения.


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)


Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения при ведении военных действий.


Правовые основы организации защиты населения РФ от ЧС мирного времени.


Раздел 2.Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

9

Здоровье и здоровый образ жизни.


Инфекционные заболевания и их профилактика


Первая медицинская помощь при острых состояниях


Основы здорового образа жизни.


Основные понятия о здоровом образе жизни.


Факторы укрепляющие здоровье человека.


Факторы, разрушающие здоровье.


Раздел 3. Воинская обязанность.

6

Законодательство РФ. Защита Отечества- долг и обязанность граждан России. Вооруженные Силы Российской федерации -основа обороны государства.


Основы военной службы.Уголовная ответственность за преступления против военной службы.


Правила дорожного движения

2

Правила дорожного движения пешехода, пассажира, водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда). Дорожная разметка. Ответственность за нарушение правил дорожного движения.


Итого:

35 час.





Содержание курса

1 Раздел. Государственная система обеспечения безопасности населения.

Правила безопасного поведения при террористических актах

Учащимся дается понятие о терроризме, правилах безопасного поведения при обнаружении взрывоопасного предмета, при угрозе взрыва, при взрыве, после взрыва. Правила безопасного поведения при захвате в заложники и во время операции спецслужб. При угрозе по телефону и получении писем, содержащих подозрительные предметы. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от ЧС мирного времени.

Правила безопасного поведения при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков

Понятие о вооруженном конфликте. Локальные и региональные конфликты, массовые беспорядки Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от ЧС мирного времени.

Учащиеся отрабатывают практические действия при вооруженном конфликте. При массовых беспорядках.

Психологические аспекты выживания .

Правила безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания вЧС природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС согласно плану образовательного учреждения.

Правила поведения в ЧС техногенного характера. Химические опасные и отравляющие вещества. Правила безопасного поведения при выбросах опасных и отравляющих веществ.

Правила поведения в ЧС военного характера

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени.

Виды оружия массового поражения. Ядерное, химическое, биологическое оружие. Современные обычные средства поражения. Поражающие факторы. Признаки применения Способы защиты

Государственная система защиты и обеспечения населения

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) . РСЧС, история создания, предназначение, структура, задачи по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона как система общегосударственных по защите населения при ведении военных действий. Оповещение население. Убежища и укрытия. Организация инженерной защиты населения. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружеиях. Аварийно-спасательные и другие работы Санитарная обработка людей после прибывания их в зонах заражения. Организация ГО в школе. Средства индивидуальной и коллективной защиты

2 Раздел. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

Основы медицинских знаний

Понятие об инфекционных заболеваниях. Классификация. Возникновение и распространение, пути передачи. Иммунитет. Профилактика

Первая медицинская помощь при острых состояниях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Реанимация. Понятие о клинической смерти. Признаки. Последовательность реанимации. Прекардиальный удар. Искусственная вентиляция легких. Искусственное дыхание «рот в рот».

Основы здорового образа жизни

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни - основа укрепления и сохранения личного здоровья. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение) и их социальные последствия. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственно и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

3.Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Обязанности прохождения военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, направляемым для прохождения альтернативной гражданской службы. Статус военнослужащих. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам граждан. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.)

4. Правила дорожного движения

Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств). Правила пешехода, пассажира, велосипедиста, водителя. Дорожная разметка. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.









Требования к уровню подготовки по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности»

по окончании курса 10 класса учащиеся должны

Знать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

- основы Российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;

- состав и предназначение Вооруженных Сил РФ;

-основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

-порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования;

-основные виды военно- профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и контракту и альтернативной гражданской службы);

-предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны РФ;

- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).

Уметь:

-применять основные способы защиты от ЧС природного и техногенного характера;

-практически использовать необходимые навыки в области ГО;
-пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

-оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- ведения здорового образа жизни;

- оказании первой медицинской помощи;

- развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

- вызов( обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

-соблюдать правила безопасности дорожного движения (пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);

-адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;

-прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, велосипедиста, пассажира и водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих).











Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Авторы: В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. М.: Дрофа, 2010г.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. 10 класс. Авторы: В.Н. Латчук, В.В. Марков.

Правила дорожного движения. Авторы Г.Б. Громоковский. Л.А Иерусалимова, Ю.Г. Петрова. М.: Третий Рим Капитал», Москва, 2014.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;

http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;

http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;

http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;

http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;

http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;

http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;

http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОБЖ;

































Календарно-тематическое планирование

10 класс

п.п

Название раздела, темы

общее

кол-во

часов

кол-во

часов по теме

Дата урока по плану

Дата урока фактически

Раздел 1

Государственная система обеспечения безопасности населения.





Правила безопасного поведения при террористических актах




1.урок

Понятие о терроризме. Современный терроризм. Причины. Факторы.


1



2урок

Правила безопасного поведения при обнаружении взрывоопасного вещества. Правила поведения на улице при стрельбе. Захват в заложники.


1



3урок

Угроза по телефону, в письменной форме. Получение конвертов и посылок подозрительного содержания.

Тест №1 «Терроризм»


1




Правила безопасного поведения при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков.




4урок

Понятие о вооруженном конфликте.

Локальные и региональные конфликты.

Причины. Правила поведения.


1



5урок

Правовые основы организации защиты населения РФ от ЧС мирного времени.


1



6урок

Психологические аспекты выживания

1




Правила безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера.




7урок

Правила безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера по плану школы. П/Р №1


1



8урок

Правила безопасного поведения в ЧС техногенного характера. П/Р №2


1




Правила поведения в ЧС военного характера.





9урок

Современные средства поражения Ядерное оружие. Классификация, поражающие факторы. Способы защиты.


1



10урок

Химическое оружие и боевых токсические вещества. Классификация. Признаки поражения Способы защиты.


1



11урок

Биологическое оружие. Поражающие факторы. Признаки, применение. Способы защиты.


1



12урок

Современные обычные средства поражения. Классификация. Тест №2 «Правила безопасного поведения в ЧС военного характера».


1




Государственная система защиты и обеспечения населения.




13урок

Организация и функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС(РСЧС). Структура и задачи.


1



14урок

. Тест №3 (РСЧС)


1



15урок

ГО - составная часть обороноспособности страны. Мероприятия по защите населения.


1



16урок

Организация ГО. Силы и средства. Инженерная защита.


1



17урок

Оповещение и информирование населения.


1



18урок

Защитные сооружения. Правила поведения. Санитарная обработка.


1



Раздел 2

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.





Основы медицинских знаний





Инфекционные заболевания и их профилактика





19урок

Понятие об инфекционных болезнях. Классификация. Пути передачи.


1



20урок

Понятие об иммунитете. Профилактика. Тест №5 «Основы медицинских знаний»


1




Медицинская помощь при острых состояниях





21урок

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.


1



22урок

Первая медицинская помощь при остановке сердца. Прекардиальный удар. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких.

П/Р №3


1




Основы здорового образа жизни.




23урок

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье.


1



24урок

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятие физической культурой


1



25урок

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение) и их социальные последствия.


1



26урок

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной работоспособности.


1



27урок

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Пассивное курение. Тест №6


1



Раздел3

Воинская обязанность.

6 ч




28урок

Понятия воинской обязанности. Воинский учет. Медицинское освидетельствование.


1



29урок

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.


1



30урок

Правовые основы военной службы. Призыв, прохождение службы по призыву, контракту, альтернативная служба.


1



31урок

Силы и рода войск Статус военнослужащего. Требования. Дисциплинарные взыскания..


1



32урок

Уголовная ответственность за преступления против военной службы.


1



33урок

Тест №7 «воиская обязанность»


1




Правила дорожного движения




34урок

Правила дорожного движения. Дорожные разметки. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.


1



35урок

Тест №8 по ПДД.


1




ИТОГО


35ч



.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по ОБЖ (10 класс)

Автор: Ялаева Татьяна Павловна

Дата: 15.06.2016

Номер свидетельства: 334613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Рабочая программа ОБЖ 5-8 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_proghramma_obzh_5_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "428808"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505834383"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа ОБЖ 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia-proghramma-obzh-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "115203"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411895668"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа ОБЖ 8 класс "
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-proghramma-obzh-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140814"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418026443"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа ОБЖ 8-9 классы ФГОС"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_obzh_8_9_klassy_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "483425"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541310149"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа ОБЖ 11 класс"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaia_proghramma_obzh_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "357635"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478815765"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства