Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности на 2016-2017 учебный год 6 класс (1 час в неделю)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Топкановская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Топкановская ООШ»
___________________ И.И.Ширяева
приказ от _________ 2016 года № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
на 2016-2017 учебный год
6 класс
(1 час в неделю)
Составил: Нехаева Л.Н. , учитель обж
высшая квалификационная категория
Программа по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе составлена
на основе основной образовательной программы начального (основного) общего образования МБОУ «Топкановская ООШ».
Содержание предмета реализуется с помощью учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений / В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук – М: Дрофа, 2013.
Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Топкановская 00Ш» на 2016-2017г на изучение предмета отводится 35 часов в год.
Резервное время , предусмотренное программой планируется для проведения итоговой аттестации и повторения изученного материала.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты:
Выпускник 6 класса научится:
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
- готовиться к туристическим походам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
- адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
- добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
- добывать и очищать воду в автономных условиях;
- добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
- подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
- безопасно использовать ресурсы интернета;
- оказывать первую помощь при растяжениях;
- оказывать первую помощь при вывихах;
- оказывать первую помощь при переломах;
- оказывать первую помощь при ожогах;
- оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
- оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
- оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник 6 класса получит возможность научится:
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
- готовиться к туристическим поездкам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
Личностные результаты:
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
Познавательные:
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм
Коммуникативные:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Содержание программы
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (22ч)
Опасные ситуации в природных условиях ( 19 ч)
Опасные ситуации, возникающие в природе, их причины. Психологические основы выживания при автономном существовании. Психическое состояние человека при выживании в природных условиях. Преодоление страха и стрессового состояния. Автономное существование человека в природе. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (аварии транспортного средства в малонаселенной местности; заблудились в лесу, горах, степи; отстали от группы в турпоходе и др.). Выживание в природных условиях. Надежная одежда и обувь. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности, выход к линейным ориентирам и населенным пунктам. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоемов. Особенности состояния водоемов в разное время года. Опасность водоемов зимой. Тонкий лед и опасность передвижения по льду. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Способы переправы через реку (переход вброд, преодоление вплавь, преодоление рек с быстрым течением), преодоление трясин и болот. Оборудование временного жилища, укрытия. Способы добывания огня, обогрев временного жилища. Обеспечение водой и питанием. Поиск и приготовление пищи. Съедобные растения, ягоды, грибы, орехи. Сигналы бедствия. Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Акклиматизация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, к условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий. Отработка навыков для выполнения однодневного туристического похода (определение сторон горизонта, движение по азимуту, ориентирование на местности, разбивка лагеря, разведение костра, обеспечение водой, приготовление пищи и др.). Ознакомление со съедобными и лекарственными растениями.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3ч)
Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания. Их использование. Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их использования. Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях военного времени в городах, населенных пунктах и на промышленных предприятиях.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (7ч)
Характеристика различных видов травм и ушибов, повреждений и вызывающие их причины. Правила и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему.
Правила и способы транспортировки пострадавших.
Первая медицинская помощь при укусах змей, пищевой и других видах аллергии. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Первая медицинская помощь при утоплении. Отработка навыков оказания помощи пострадавшему при утоплении, тепловом и солнечном ударе, отморожении.
Медицинская аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Правила приема лекарственных веществ. Использование природных лекарственных средств.
Основы здорового образа жизни (5ч)
Рациональное питание. Недоедание. Нарушение правил личной гигиены.
Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании. Факторы, формирующие репродуктивное здоровье. Знания о взаимоотношении полов.
Поведение в период полового созревания.
Закрепление практических навыков по пройденным темам (1ч)
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Количество часов
план
факт
1
2.09.16
Экстремальные ситуации в природе и их причины.
1
2
9.09.16
Факторы и стрессоры выживания в природных условиях.
1
3
16.09.16
Психологические основы выживания в природных условиях.
1
4
23.09.16
Страх — главный психологический враг.
1
5
30.09.16
Память и мышление. Воображение и элементы выживания.
1
6
07.10.16
Влияние характера на поступки в условиях выживания.
1
7
14.10.16
Как избежать попадания в экстремальную ситуацию.
1
8
21.10.16
Надежная одежда и обувь - необходимые для безопасности.
1
9
28.10.16
Основные правила поведения в экстремальной ситуации.
1
10
11.11.16
Определение направления выхода.
1
11
18.11.16
Ориентирование
1
12
25.11.16
Выход к населенному пункту.
1
13
02.12.16
Сооружение временного жилища.
1
14
09.12.16
Способы добычи огня.
1
15
16.12.16
Обеспечение питанием и водой.
1
16
23.12.16
Поиск и приготовление пищи.
1
17
13.01.17
Сигналы бедствия.
1
18
20.01.17
Смена климатогеографических условий.
1
19
27.01.17
Закрепление. Игра «Выживание в условиях АС»
1
20
03.02.17
Устройство убежища, порядок заполнения и правила поведения в нем.
1
21
10.02.17
Как действовать при возникновении воздушной опасности.
1
22
17.02.17
Как пользоваться поврежденным противогазом в не пригодной для дыхания среде.
1
23
24.02.17
Средства оказания медицинской помощи.
1
24
03.03.17
Укусы насекомых. Укусы змей.
1
25
10.03.17
Ожог кожи. Солнечный ожог
1
26
17.03.17
Отморожение и охлаждение организма.
1
27
07.04.17
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
1
28
14.04.17
Различные виды повреждений (травм) организма человека и причины вызывающие их.
1
29
21.04.17
Способы переноски пострадавших
1
30
28.04.17
Правильное питание - основа здорового образа жизни и профилактика многих заболеваний человека
1
31
05.05.17
Значение белков, жиров и углеводов в питании человека.