kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОБЖ, 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 классов разработана в соответствии с Государст­венным образовательным стандартом среднего (полного) общего об­разования на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев).

Рабочая программа «Основы безопасности жизне­деятельности» предназначена для обеспечения базового уровня под­готовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания обра­зования в области безопасности жизнедеятельности.

Для реализации Рабочей программы используется школьный учебник для 11 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;  Под. Ред. Ю.Л. Воробьёва. Москва. «Издательство Астрель», 2003 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 2885.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова не внесено.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для изучения учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества, государства.

Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в объеме 1 часа в неделю за счет часов федерального компонента, 34 часа в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ, 11 класс »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №58

с углублённым изучением отдельных предметов»

Согласовано

на заседании ШМО учителей

__________________________________

Протокол от «____» ____2014 г.

№ _____

Руководитель ШМО

_________________________________



Утверждено

приказом от «___» августа 2014 г. № __













Согласовано

на заседании ШМС

Протокол от «__» августа 2014 г. №1

Председатель ШМС

_______________ / ________________ /















Рабочая программа


по учебному курсу ОБЖ


класс: 11, количество часов: 34



Составитель:

Глухов Вадим Александрович,

I кв. категория















Новоуральский городской округ

2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 классов разработана в соответствии с Государст­венным образовательным стандартом среднего (полного) общего об­разования на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев).

Рабочая программа «Основы безопасности жизне­деятельности» предназначена для обеспечения базового уровня под­готовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания обра­зования в области безопасности жизнедеятельности.

Для реализации Рабочей программы используется школьный учебник для 11 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Под. Ред. Ю.Л. Воробьёва. Москва. «Издательство Астрель», 2003 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 2885.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова не внесено.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для изучения учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества, государства.

Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в объеме 1 часа в неделю за счет часов федерального компонента, 34 часа в год.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 клас­се направлено на достижение следующих целей:

воспитание у обучаемых ответственности за личную безопас­ность, безопасность общества и государства; ответственного отно­шения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства;

развитие духовных и физических качеств личности, обеспечи­вающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрез­вычайных ситуаций природного, техногенного и социального харак­тера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защи­те Отечества;

освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха­рактера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной сис­теме защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуа­циях; использования средств индивидуальной и коллективной защи­ты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состоя­ниях.

В рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

«Об обороне»; «О воинской обязанности и военной службе» и др.

Содержание программы выстроено по двум линиям:

– основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

– основы военной службы.

Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.


Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ:

- учебные занятия;

- учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

- решение ситуационных задач;

- индивидуальные консультации;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГО ЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ, учащихся и др.


Формы контроля:

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и письменный.

В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования.

Знания и умения, учащихся оцениваются на основании устных ответов, самостоятельных и контрольных работ, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Отметка "5" выставляется, если ответ:

полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и отличается самостоятельностью суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках ОБЖ и других предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей; ответ построен логично, грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов); четко даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то отметку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

Отметка "4" выставляется, если:

раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно, грамотно в речевом отношении; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; встречаются 1-2 неточности в ответе, определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научного термина (в выводах и обобщениях). Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то отметку «4» получает учащийся, набравший 80 – 89% от максимально возможного количества баллов.

Отметка "3" выставляется, если:

усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда последовательное; определения понятий даны недостаточно четко; не используются в качестве доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то отметку «3» получает учащийся, набравший 60 - 79% от максимально возможного количества баллов.

Отметка "2" выставляется, если устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат:

не раскрывает основное содержание учебного материала; не даны ответы на вспомогательные вопросы; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то отметку «2» получает учащийся, набравший 59% и ниже от максимально возможного количества баллов.


Требования к уровню подготовки учащихся


Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать; подготовки юношей для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.


Учащийся должен:

знать:

• основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;

• организацию защиты населения в РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;

• основные принципы здорового образа жизни;

• правила оказания первой медицинской помощи;

• основы обороны государства и военной службы;

• боевые традиции ВС РФ, государственные и военные символы РФ.


уметь:

• предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

• грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;

• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

• выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением военной службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата).


Межпредметные связи:


География, история, химия, биология, физика, математика.


















Список литературы для обучающихся

Армия государства Российского и защита Отечества / под ред. генерал-полковника В.В. Смирнова.- М.; Просвещение, 2004.

Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.

Воинская обязанность и военная служба. Сб. документов. – М.: Военные знания, 1999.

Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. – Учебное пособие.- Москва: Армпресс, 2001.

Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. — М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.

Пикуль В.С. Живая связь времён. Размышление. – М.: Воениздат, 1987.

Рощин Л. Наши воинские символы. – М.: ДОСААФ, 1989.

Рыбин А. Л. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: пособие для учащихся: 10—11 кл. / А. Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.

Русские награды XVIII – начало XX в./ В.А. Дуров. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2008.

Седых В. Воинские ритуалы. – М.: Воениздат, 1988.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.

Суворов А. Наука побеждать. – М.: Просвещение, 1987.

100 вопросов и ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и контракту: Н.А. Панков – М.: «Красная звезда», 2006.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М., 2007.

Отечественные награды 1918-1991 гг./ В.А. Дуров. – М.: Просвещение, 2005.

Чумаков Б.Н. 10 заповедей сохранения жизни. - М.: Пед. общество России, 2005. - 64 с.















Список литературы для учителя

Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.

Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. – Учебное пособие.- Москва: Армпресс, 2001.

Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.

Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. — М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.

Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

Журналы «ОБЖ. Основы безопасности жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы военной службы» - 2004-2012 г.г.

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуаци­ях / под общ. ред. М. И. Фалеева. — Калуга, 2001.

Катастрофы и человек: российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / под ред. Ю. Л. Воробьева. — М., 1997.

Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 10—11 кл. /А. Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.

Русские награды XVIII – начало XX в./ В.А. Дуров. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2008.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2008.

Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М., 2007.

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов и др. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 364 с.

Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник элективных курсов / Авт.-сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова, Е.Г. Хаустова. - Волгоград: Учитель, 2009.- 220 с.

Отечественные награды 1918-1991 гг./ В.А. Дуров. – М.: Просвещение, 2005.

Соловьев С.С. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 192 с. - (Библиотека учителя).

Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с. - (Программа развития).

Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - 4-е изд. стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 256 с. - (Среднее профессиональное образование).

Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об обра­зовании», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» // Собрание законодательства Российской Федерации: офици­альное издание. — М., 1998—2007.

Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 288 с. - (Методика).

Чумаков Б.Н. 10 заповедей сохранения жизни. - М.: Пед. общество России, 2005. - 64 с.





























Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий


Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)


http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

http://www.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http:// www.hardtime.ru




Практические работы по курсу ОБЖ, 11 класс

п/п

Тема практической работы

Место проведения

Время работы

урока

п/п

1

«Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте»

Учебный кабинет

20 мин

№ 6

2

«Оказание первой медицинской помощи при ранениях»

Учебный кабинет

15 мин

№ 7

3

«Оказание первой медицинской помощи при травмах»

Учебный кабинет

15 мин

№ 8

4

«Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца»

Учебный кабинет

15 мин


№ 9

5

«Измерение пульса на лучевой и сонной артерии»

Учебный кабинет

5 мин


Проверочные работы по курсу ОБЖ, 11 класс


п/п

Тема проверочной работы

Форма проведения

Время работы

урока

п/п

1

«Основы здорового образа жизни»

тестирование

10 мин

№ 5

2

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

тестирование

20 мин

№ 10

3

«Воинская обязанность»

тестирование

20 мин

№ 16

4

«Особенности военной службы»

тестирование

20 мин

№ 25

5

«Основы военной службы»

тестирование

30 мин

№ 34



























Перечень учебно-методическое обеспечения


Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.


Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: Поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова, Б.И. Мишина, В.А. Васнева / Авт.-сост. В.А. Шкенев. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 238 с.

«Основы безопасности жизнедеятельности»: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Под. Ред. Ю.Л. Воробьёва. - М. ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.


Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002.


Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007.

Смирнов А.Т., Тупикин Е.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007.

Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. А., Васнев В. А. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений


Плакаты:


«Действия при стихийных бедствиях»

«Действия при техногенных авариях»

«Средства и способы защиты в зоне поражения»

«Основы военной службы»

«Оказание первой медицинской помощи»



Календарно – тематическое планирование

«Основы безопасности жизнедеятельности»,

11 класс


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел I


ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (9ч)

Глава 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (5 ч)

Глава 2. Основы здорового образа жизни (4 ч)


1

Правила личной гигиены и здоровья

1

Комбини­рованный

Личная гигиена, общие понятия и определения.

Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятие об очищении организма.


Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влиянии на безопасность жизнедеятельности личности.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.



Индивидуальный опрос


§ 1.1

 

 

2

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

1

Комбини­рованный

Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор и материальный). Качества которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

Знать факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни.

Уметь использовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

Индивидуальный опрос

§ 1,2

 

 

3

Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики

1

Комбинированный

Инфекции, передаваемые половым путём, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД-финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП, о путях заражения ВИЧ- инфекции, профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ- инфекцией.

Уметь использовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

§ 1.3

Сообщение «Влияние венерических заболеваний на генофонд будущих поколений.



4

Психологическое состояние человека и причины самоубийства

1

Комбини­рованный

Психологическое состояние человека. Группа риска по суициду. Правила первой помощи при неудавшейся попытке к самоубийству.

Знать факторы, оказывающие влияние на психологическое состояние человека,

правила первой помощи при неудавшейся попытке к самоубийству

Уметь использовать приобретённые знания для оказания первой помощи при неудавшемся суициде.

Индивидуальный опрос


§ 1.4

 

 

5

Семья в современном обществе. Законодательство о семье


1

Комбини­рованный

Брак и семья. Условия и порядок за­ключения брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и несовершеннолетних детей.
Защита государства.

Знать об основах законодательства РФ о семье.

Уметь использовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

Письменный опрос «Основы здорового образа жизни»

(10 мин)

§ 1.5

 

 

6

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

Знать правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте.

Владеть навыками первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте (20 мин)

§ 2.1

 

 

7

Первая медицинская помощь при ранениях

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.

Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях

Практическая работа первая медицинская помощь при ранениях (15 мин)

§ 2.2

 

 

8

Первая медицинская помощь при травмах

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.

Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при травмах (15 мин)

§ 2.3

 

 

9

Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приёмах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца.Измерение пульса на лучевой и сонной артерии (20 мин)

§ 2.4

 

 


Р а з д е л II.


ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (15ч)

Глава 3. Воинская обязанность (6ч)

Глава 4. Особенности военной службы (9 ч)


10

Основные сведения о воинской обязанности

1

Комбинированный

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к воинской службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности.

Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Тест «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (20 мин)

§ 3.1

 

 

11

Организация воинского учета и его предназначение

1

Комбинированный

Организация воинского учета. Обязанности граждан по воинскому учету.

Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету.

Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§ 3.2,

сообщение «Организация воинского учёта в зарубежных странах»

 

 

12

Обязательная подготовка граждан к военной службе

1

Комбинированный

Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.


Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы


Индивидуальный опрос

§ 3.3



13

Добровольная подготовка граждан к военной службе

1

Комбинированный

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятия военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§ 3.4



14

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет.


1

Комбинированный

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.). Категории годности к военной службе

Знать об требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим профессиональным качествам гражданина;

организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учёт;

категориях годности к военной службе.

Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

Индивидуальный опрос

§ 3.5

§ 3.6



15

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

1

Комбинированный

Увольнение с военной службы\ запас Вооруженных сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения от военных сборов

Знать об основах военной службы.

Иметь представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе.

Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§ 3.7



16

Особенности военной службы

1

Комбинированный

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного военного права.

Знать положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан.

Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Тест «Воинская обязанность» (20 мин)

§ 4.1 – § 4.6



17

Общевоинские уставы Вооруженных сил – закон воинской жизни

1

Комбинированный

Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации, их предназначения и основные положения.

Знать о предназначении общевоинских уставов Вооружённых Сил.

Назвать нормативно-правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих.

Уметь использовать приобретённые знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§ 4.7, сообщение «уставные документы армий иностранных государств»



18

Военная присяга – клятва воина на верность Родине, России

1

Комбинированный

Военная присяга – основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга

Знать о традициях ВС РФ.

Уметь использовать приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§ 4.8, сообщение «Есть ли присяга в других странах мира?»



19

Прохождение военной службы по призыву

1

Комбинированный

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Военная форма одежды

Знать об общих, должных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§ 4.9



20

Призыв на военную службу, время и организация призыва

1

Комбинированный

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек

Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек.

Уметь использовать полученные знания при постановке на воинский учет.

Владеть навыками оценки уровня подготовленности к военной службе

Индивидуальный опрос

§ 4.10 – § 4.12



21

Воинские звания военнослужащих ВС РФ

1

Комбинированный 

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», порядок присвоения воинский званий, военные формы одежды,

Знать закон, определяющий воинские звания в ВС РФ, виды формы одежды, знаки отличия на военной форме

Индивидуальный опрос

§ 4.13 - § 4.14, сообщение «История военной формы одежды и знаков различия»



22

Прохождение военной службы по контракту

1

Комбинированный 

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, представляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту

Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту

Уметь использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней

Индивидуальный опрос

§ 4.15, сообщение по материалам СМИ «Перевод Российской армии на контрактную основу»

 

 

23-24

Права и ответственность военнослужащих

2

Комбинированный 

Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнения приказа, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.)

Знать права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступление против военной службы.

Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения пот отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§ 4.17

 









25

Воинская обязанность. Особенности военной службы

1

Обобщающий

Основные понятия, уроки № 10 - 24

Уметь использовать приобретённые знания

Тест «Особенности военной службы» (20 мин)




26

Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника отечества

1

Комбини­рованный 

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание – защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу; высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа и Отечества

Знать об основных качествах военнослужащего.

Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§ 5.1

 

 

27

Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

1

Комбини­рованный 

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно – профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и военное мастерство. Быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.

Знать основные качества военнослужащего, виды воинской деятельности.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§ 5.2

 

 

28

Требования воинской деятельности, предъявляемые к морально - этическим, психологическим и профессиональным качествам призывника

1

Комбини­рованный 

Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипаж, боевого расчета)


Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности человека и их особенностях в различных видах Вооружённых сил и родах войск; о требованиях, предъявляемой военной службой к уровню подготовки призывника.

Уметь оценивать уровень своей подготовленности.

Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§ 5.3

 

 


















29

Взаимоотношения в воинском коллективе

1

Комбини­рованный 

Роль товарищества и дружбы в армии и на флоте. Влияние войскового товарищества на боевую готовность.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§ 5.4



30

Воинская дисциплина. Её суть и значение

1

Комбини­рованный 

Единоначалие – принцип строительства Вооруженных сил российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу

Знать о принципе единоначалия в Вооружённых силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§ 5.5

 

 

31

Офицер Российской армии

1

Комбини­рованный 

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования

Знать об основных видах военных образовательных учреждениях профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§ 5.6

 

 

32

Военные образовательные учреждения профессионального образования

1

Комбини­рованный 

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил российской Федерации

Знать об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§ 5.7

 

 




33

Международная миротворческая деятельность Вооруженных сил российской Федерации

1

Комбини­рованный 

Участие Вооруженных сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащими миротворческого контингента


Индивидуальный опрос

§ 5.8

 

 














34

«Основы военной службы»

1

обобщающий по разделу

Основные понятия, уроки № 24 - 33

Уметь применить приобретенные знания, умения и навыки в самостоятельной практической деятельности при выполнении проверочных заданий

тестирование «Основы военной службы» (30 мин)





Итого

34










































Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицин­ского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воин­ской славы России;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федера­ции;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особен­ности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;

  • нормы международного гуманитарного права;

  • требования, предъявляемые к уровню подготовленности при­зывников;

  • основные виды воинской деятельности;

  • строи отделения и порядок управления ими;

  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

  • правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;

  • правила подготовки автомата к стрельбе;

  • приемы и правила стрельбы из автомата;

  • основы современного общевойскового боя;

  • общие обязанности солдата в бою;

  • основные способы передвижения солдата в бою;

  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;

  • государственные и военные символы Российской Федерации;

  • боевые традиции Вооруженных Сил России;

  • классы сходных воинских должностей;

  • общие требования к безопасности военной службы;

  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Воору­женных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;

  • правила безопасности при обращении с оружием и при организа­ции учебных стрельб;

  • средства массового поражения и их поражающие факторы;

  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их ис­пользования;

  • порядок размещения и условия быта военнослужащих;


уметь:

  • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защи­ты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осоз­нанное самоопределение по отношению к военной службе.

  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;

  • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся це­лям;

  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;

  • использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

  • выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кан­дидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соот­ветствующих служб экстренной помощи;

  • формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по про­граммам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах обра­зовательных учреждений высшего профессионального образова­ния










СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,

11 КЛАСС


Раздел I.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (9ч)


Глава 1.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (5ч)

1.1 Правила личной гигиены и здоровье

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

1.2 Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоот­ношения полов.

Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе моло­дому человеку для создания прочной семьи.

1.3 Заболевания, передаваемые половым путём.

Меры профилактики. Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Уголовная ответст­венность за заражение венерической болезнью. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД - финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

1.4 Психологическое состояние человека и причины самоубийства.

Психологическое состояние человека. Факторы, влияющие на психологическое состояние человека. Группа риска по суициду. Правила первой помощи при неудавшейся попытке к самоубийству.

1.5 Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок за­ключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей и несовершеннолетних детей.
Права и обязанности родителей по содержанию и воспитанию несовер­шеннолетних детей. Права и обязанности детей. Защита государства.


Глава 2.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (4ч)


2.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте (практические занятия)

Сердечная недостаточность. Основные понятия и определения. Инфаркт. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская по­мощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте.

2.2. Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия)
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.
Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки.

Правила наложения жгута. Борьба с болью.

2.3. Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппара­та. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травмах гру­ди, живота, позвоночника.

2.4 Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания (практические занятия)

Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клини­ческой смерти и её признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких. Правила сердечно-лёгочной реанимации.


Раздел II.

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (14ч)


Глава 3.

ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ (6ч)

3.1 Основные сведения о воинской обязанности

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и её содержа­ния. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на во­енную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Профессионально-психологический отбор в вооруженных силах РФ.

3.2. Организация воинского учёта и его предназначение.

3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.

Основные требования к индивидуально-психологическим и профессио­нальным качествам молодежи призывного возраста для комплектования раз­личных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).

3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовер­шеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет.

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обсле­дования граждан при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к во­енной службе.

3.6. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных сил Российской Фе­дерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.


Глава 4.

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (8ч)

4.1. Войны в истории человечества и России.

4.2. Военная служба - особый вид государственной службы.

Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Рос­сийской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляе­мые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные ас­пекты международного права.

4.3. Исполнение обязанностей военной службы.

4.4. Организация обороны Российской Федерации.

4.5. Социальная защита военнослужащих.

4.6. Статус военнослужащего. Правовая защита военнослужащих и членов их семей.

4.7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации - закон воинской жизни.

Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Ус­тав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федера­ции, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строе­вой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и ос­новные положения.

4.8. Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России
Военная присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни. Исто­рия принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок при­ведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для
выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

4.9. Прохождение военной службы по призыву

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, органи­зация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предос­тавления отсрочек.

Общие, специальные и должностные обязанности военнослужащих. Раз­мещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военно­служащих, уволенных в запас.

Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Феде­рации. Военная форма одежды.

4.10. Организация призыва на военную службу.

4.11. Ответственность граждан по вопросам призыва.

4.12. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

4.13. Воинские звния военнослужащих ВС РФ.

4.14.Военная форма одежды.

4.15. Прохождение военной службы по контракту

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требова­ния, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу но кон­тракту. Сроки военной службы. Права и льготы, представляемые военнослу­жащим, проходящим военную службу по контракту.

4.17. Права и ответственность военнослужащих

Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, её сущность и значение. Дисциплинарные взыска­ния, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (не­выполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между во­еннослужащими, самовольное оставление части и др.).


Глава 5.

ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ - ЗАЩИТНИК СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА. ЧЕСТЬ И ДОСТО­ИНСТВО ВОИНА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ (8ч)

5.1 Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий зва­ние защитника Отечества.

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и дос­тоинством носить своё воинское звание - защитник Отечества; любовь к Роди­не, её истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готов­ность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституци­онного строя России, народа и Отечества.

5.2 Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вве­ренного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, по­нимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.

5.3 Требования, предъявляемые к морально - этическим, психологическим и профессиональным качествам призывника.

Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы во­инской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск

Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необхо­димость повышения уровня подготовки молодёжи призывного возраста к воен­ной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам при­зывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинско­го коллектива (экипажа, боевого расчета).

5.4. Взаимоотношения в воинском коллективе.

5.5. Воинская дисциплина. Её суть и значение.

Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конститу­цию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских ус­тавов, приказы командиров и начальников

Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, - постоянно поддерживать в воинском коллективе по­рядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться своим командирам и начальникам, при выполне­нии воинского долга проявлять разумную инициативу.

5.6. Офицер Российской армии.

Требования, предъявляемые к офицеру военной службы.

5.7. Военные образовательные учреждения профессионального образования. Основные виды военных образовательных учреждений профессионально­го образования. Правила приёма граждан в военные образовательные учреждения про­фессионального образования.

Организация подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Россий­ской Федерации.

5.8. Международная миротворческая деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России

Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих опера­циях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.





























Региональный (национально – региональный) компонент в рамках учебного курса

«Основы безопасности жизнедеятельности», 11 класс


п/п

п/п

урока

Тема урока

Элементы содержания НРК

Количество часов

1

1

«Правила личной гигиены и здоровья»

Анализ статистических данных по НГО.

1

2

2

«Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов»

Анализ статистических данных по НГО (заключение и расторжение браков).

1

3

3

«Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики»

Анализ статистических данных по НГО.

1

4

4

«Психологическое состояние человека и причины самоубийства»

Анализ статистических данных по НГО. Где в городе подросток может получить квалифицированную психологическую помощь. Телефон доверия.

1

5

11

«Организация воинского учета и его предназначение»

Анализ статистических данных по НГО.

1

6

20

«Призыв на военную службу, время и организация призыва»

Анализ статистических данных по НГО.

1

7

32

«Военные образовательные учреждения профессионального образования»

Военные образовательные учреждения профессионального образования области и региона

1

Итого

7






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая программа по ОБЖ, 11 класс

Автор: Глухов Вадим Александрович

Дата: 18.08.2014

Номер свидетельства: 112150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Рабочая программа ОБЖ 5-8 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_proghramma_obzh_5_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "428808"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505834383"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа ОБЖ 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia-proghramma-obzh-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "115203"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411895668"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа ОБЖ 8 класс "
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-proghramma-obzh-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140814"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418026443"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа ОБЖ 8-9 классы ФГОС"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_obzh_8_9_klassy_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "483425"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541310149"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа ОБЖ 11 класс"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaia_proghramma_obzh_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "357635"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478815765"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства