kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 9-11 классов (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для среднего общего образования (9-11 классы) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Структура программы соответствует Требованиям ФГОС, содержит контрольно-измерительные материалы по каждому году обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 9-11 классов (ФГОС)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) для 10-11 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Ярской средней общеобразовательной школы №2; продолжает линию учебников под редакций Ю.Л. Воробьёва. Программа предназначена  для изучения в 10-11 классах по учебнику: Основы безопасности жизнедеятельности М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох, Б.И. Мишин/ М. АСТ/Астрель, 2018.

Опасные и чрезвычайные ситуации, усиление глобальной конкуренции и напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия требуют формирования у обучающихся компетенции в области личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира, а также готовности к выполнению гражданского долга по защите Отечества.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования, осваивается на базовом уровне и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности».

Целью изучения и освоения программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в области обороны и начальной индивидуальной подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС СОО.

«Основы безопасности жизнедеятельности» как учебный предмет обеспечивает решение следующих задач:

  • сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира;

  • знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим;

  • умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;

  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам;

  • изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы;

  • приобретение навыков в области гражданской обороны;

  • изучение основ безопасности военной службы, основ огневой, индивидуальной тактической и строевой подготовки, сохранения здоровья в период прохождения военной службы и элементов медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения.

Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает получение знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать различное учебное оборудование, в т. ч. других предметных областей, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Межпредметная связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами, как «Физика», «Химия», «Биология», «География», «Информатика», «История», «Обществознание», «Право», «Экология», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей обучающихся с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рациональному использованию учебного времени в рамках выбранного профиля и индивидуальной траектории образования.

По учебному плану на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах отводится по одному часу в неделю, всего за год – 34 часа в каждом классе, 68 часов за курс обучения в средней школе.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса ОБЖ Личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


Метапредметные результаты

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.


Предметные

В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Основы комплексной безопасности

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;

  • использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

  • оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;

  • объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;

  • действовать согласно указанию на дорожных знаках;

  • пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;

  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

  • составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);

  • комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;

  • использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

  • оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;

  • распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;

  • описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;

  • определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;

  • опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;

  • опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;

  • пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;

  • прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;

  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;

  • распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;

  • соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;

  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;

  • пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;

  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;

  • применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;

  • распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;

  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;

  • пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;

  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;

  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;

  • приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;

  • использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;

  • действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;

  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

  • прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

  • пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

  • составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

  • Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;

  • объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;

  • оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

  • раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;

  • объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

  • описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

  • пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;

  • использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;

  • распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;

  • распознавать симптомы употребления наркотических средств;

  • описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;

  • использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;

  • описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;

  • описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;

  • составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Основы здорового образа жизни

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;

  • использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;

  • оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;

  • описывать факторы здорового образа жизни;

  • объяснять преимущества здорового образа жизни;

  • объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;

  • описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;

  • раскрывать сущность репродуктивного здоровья;

  • распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;

  • пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;

  • использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;

  • оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;

  • отличать первую помощь от медицинской помощи;

  • распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;

  • оказывать первую помощь при неотложных состояниях;

  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

  • выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;

  • действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;

  • составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;

  • использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

  • оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;

  • классифицировать основные инфекционные болезни;

  • определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

  • действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.

Основы обороны государства

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;

  • характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;

  • описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;

  • приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;

  • приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;

  • раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;

  • разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;

  • оперировать основными понятиями в области обороны государства;

  • раскрывать основы и организацию обороны РФ;

  • раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;

  • объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;

  • описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;

  • характеризовать историю создания ВС РФ;

  • описывать структуру ВС РФ;

  • характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;

  • распознавать символы ВС РФ;

  • приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Правовые основы военной службы

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;

  • использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

  • оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;

  • раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;

  • характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;

  • раскрывать организацию воинского учета;

  • комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;

  • использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;

  • описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;

  • объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;

  • различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;

  • описывать основание увольнения с военной службы;

  • раскрывать предназначение запаса;

  • объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;

  • раскрывать предназначение мобилизационного резерва;

  • объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.

Элементы начальной военной подготовки

  • Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;

  • использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;

  • оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;

  • выполнять строевые приемы и движение без оружия;

  • выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;

  • выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;

  • приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;

  • описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;

  • выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;

  • описывать порядок хранения автомата;

  • различать составляющие патрона;

  • снаряжать магазин патронами;

  • выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;

  • описывать явление выстрела и его практическое значение;

  • объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;

  • объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;

  • выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;

  • объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;

  • выполнять изготовку к стрельбе;

  • производить стрельбу;

  • объяснять назначение и боевые свойства гранат;

  • различать наступательные и оборонительные гранаты;

  • описывать устройство ручных осколочных гранат;

  • выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;

  • выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;

  • объяснять предназначение современного общевойскового боя;

  • характеризовать современный общевойсковой бой;

  • описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;

  • выполнять приемы «К бою», «Встать»;

  • объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;

  • выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);

  • определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;

  • передвигаться по азимутам;

  • описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);

  • применять средства индивидуальной защиты;

  • действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;

  • описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;

  • раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;

  • выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность

  • Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;

  • объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

  • оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;

  • характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;

  • использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

  • Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

  • Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.

Основы обороны государства

  • Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;

  • приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

Элементы начальной военной подготовки

  • Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;

  • определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;

  • выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;

  • выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;

  • описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;

  • выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;

  • описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;

  • выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).

Военно-профессиональная деятельность

  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;

  • оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.


Содержание учебного предмета, курса ОБЖ

Модуль «Основы комплексной безопасности» раскрывает вопросы, связанные с экологической безопасностью и охраной окружающей среды, безопасностью на транспорте, явными и скрытыми опасностями в современных молодежных хобби подростков.

Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций» раскрывает вопросы, связанные с защитой населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Модуль «Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации» раскрывает вопросы, связанные с противодействием экстремизму, терроризму и наркотизму.

Модуль «Основы здорового образа жизни» раскрывает основы здорового образа жизни.

Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» раскрывает вопросы, связанные с оказанием первой помощи, санитарно-эпидемиологическим благополучием населения и профилактикой инфекционных заболеваний.

Модуль «Основы обороны государства» раскрывает вопросы, связанные с состоянием и тенденциями развития современного мира и России, а также факторы и источники угроз и основы обороны РФ.

Модуль «Правовые основы военной службы» включает вопросы обеспечения прав, определения и соблюдения обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.

Модуль «Элементы начальной военной подготовки» раскрывает вопросы строевой, огневой, тактической подготовки.

Модуль «Военно-профессиональная деятельность» раскрывает вопросы военно-профессиональной деятельности гражданина.

Базовый уровень

Основы комплексной безопасности

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков.

Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков.

Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств. Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Основы здорового образа жизни

Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при оказании первой помощи. Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.

Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Права, обязанности и ответственность гражданина в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. Предназначение и использование знаков безопасности медицинского и санитарного назначения.

Основы обороны государства

Состояние и тенденции развития современного мира и России. Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты. Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы России. Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная политика Российской Федерации в современных условиях. Основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи. История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. Основные направления развития и строительства ВС РФ. Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ.

Правовые основы военной службы

Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского учета. Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская служба. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту и для проходящих альтернативную гражданскую службу. Воинские должности и звания. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Увольнение с военной службы. Запас. Мобилизационный резерв.

Элементы начальной военной подготовки

Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения.

Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами.

Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Элементы военной топографии. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения. Состав и применение аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою. Способы выноса раненого с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность

Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военно-учетные специальности. Профессиональный отбор. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Основные виды высших военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Подготовка офицеров на военных кафедрах образовательных организаций высшего образования. Порядок подготовки и поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.


Тематическое планирование (ОБЖ 10 класс)

урока

Тема раздела, урока

Количество часов

Раздел 1. Безопасность личности, общества и государства

Глава 1. Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних внутренних угроз.

Основные направления национальной безопасности России.

1

Государственная и общественная безопасность.

1

Обеспечение национальной безопасности России на международной арене.

1

Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности.

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1

Глава 2. Гражданская оборона

6.

Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи.

1

7.

Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.

1

8.

Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени.

1

9.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.

1

10.

Средства индивидуальной защиты.

1

11.

Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения.

1

Раздел 2. Основы военной службы.

Глава 3. Вооружённые Силы Российской Федерации – надёжная защита нашего Отечества.

12.

История создания и развития Вооружённых Сил России.

1

13.

Состав и структура Вооружённых Сил Российской Федерации.

1

14.

Виды Вооружённых Сил Российской Федерации, рода Вооружённых Сил Российской Федерации, рода войск.

1

15.

Отдельные рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации и их предназначение.

1

16.

Другие войска, их состав и предназначение.

1

Глава 4. Правовые основы военной службы.

17.

Воинская обязанность граждан. Постановка на первоначальный воинский учёт.

1

18.

Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации – закон воинской жизни.

1

19.

Основные виды военно-профессиональной деятельности.

1

20.

Размещение и быт военнослужащих.

1

21.

Суточный наряд. Организация караульной службы.

1

22.

Строевая подготовка.

1

23-24.

Огневая подготовка.

2

25.

Основы тактической подготовки.

1

Раздел 3. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Глава 5. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения.

26.

Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера.

1

27.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1

28.

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе.

1

Раздел 4. Здоровый образ жизни.

Глава 6. Основы формирования здорового образа жизни.

29.

Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества.

Здоровье человека и его физическое развитие.

1

30.

Режим труда и отдыха – составляющие здорового образа жизни.

1

31.

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

1

32.

Духовно-нравственное здоровье общества – фактор национальной безопасности России.

1

33.

Итоговая контрольная работа.

1

34.

Проекты.

1


Итого

34


Тематическое планирование (ОБЖ 11 класс)

урока

Тема раздела, урока

Количество часов

Раздел 1.Основы военной службы.

Глава 1. Воинская обязанность.

Основные сведения о воинской обязанности.

1

Организация воинского учёта и его предназначение.

1

Порядок постановки граждан на воинский учёт. Порядок освидетельствования граждан при постановке на воинский учёт.

1

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

1

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

1

Организация призыва на военную службу.

1

Ответственность граждан по вопросам призыва на военную службу.

1

Порядок призыва на военную службу.

1

Глава 2.Правовые основы военной службы.

9.

Прохождение военной службы по контракту. Особенности прохождения военной службы гражданами женского пола.

1

10.

Альтернативная гражданская служба и порядок её прохождения.

1

11.

Социальные гарантии военнослужащих.

1

12.

Права и ответственность военнослужащих.

1

13.

Увольнение с военной службы.

1

14.

Подготовка кадров для Вооружённых Сил РФ.

1

Раздел 2.Военно-патриотическое воспитание.

Глава 3.Боевые традиции Вооружённых Сил РФ.

15.

Память поколений – Дни воинской славы России.

1

16.

Дружба, воинское товарищество-основа боевой готовности войск.

1

17.

Взаимоотношения в воинском коллективе.

1

Глава 4.Символы воинской чести.

18.

Военная присяга-клятва воина на верность Родине-России.

1

19.

Боевое знамя части.

1

20.

Ордена, почётные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе. Ритуалы Вооружённых Сил РФ.

1

21.

Воинские звания военнослужащих.

1

22.

Военная форма одежды.

1

Раздел 3.Основы медицинских знаний.

Глава 5.Основы медицинских знаний.

23.

Основные инфекционные заболевания.

1

24.

Меры профилактики инфекционных заболеваний

1

25.

Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Первая помощь при ранениях и ожогах.

1

26.

Первая помощь при травмах. Ушибы, растяжение связок, вывихи.

1

27.

Первая помощь при отравлениях.

1

28.

Оказание помощи тонущему . Организация системы медицинского страхования в РФ.

1

29.

Итоговая контрольная работа за 11 класс.

1

Раздел 4.Глобальный комплекс проблем безопасности жизнедеятельности.

Глава 6.Будущее безопасности человечества.

30.

Перспективы развития жизни на Земле.

1

31.

Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на Земле.

1

32.

Основные направления международного сотрудничества России в области безопасности жизнедеятельности.

1

33.

Состояние окружающей природной среды в России.

1

34.

Окружающая среда и здоровье человека.

1



Контрольно-измерительные материалы

Итоговая контрольная работа по ОБЖ 10 класс

В каждом задании выберите один правильный ответ

1.В солнечный полдень тень указывает направле­ние на:

а) север;

б) юг;

в) запад;

г) восток.

2.По каким местным приметам можно определить стороны света:

а) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и бугров, муравейникам, таянию снега;

б) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее;

в) полыньям на водоемах, скорости ветра, направ­лению комлей валяющихся на дороге спиленных де­ревьев.

3.Укажите самый простой способ обеззаражи­вания воды в полевых условиях из предложенных ниже:

а) очистка через фильтр из песка, ваты и материи;

б) кипячение воды;

в) очистка через фильтр из песка и материи;

г) добавление в воду марганцовки.

4.Опасное время — это время значительного повышения риска для личной безопасности. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время:

а) темнота, спускающаяся на центр города, где лю­ди непринужденно прогуливаются и отдыхают;

б) сумерки, заставшие человека одного в лесопар­ке;

в) раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.

5.Опасными местами в любое время суток могут быть:

а) подворотни, заброшенные дома, задние дворы, пустыри, пустующие стройплощадки;

б) парикмахерские, ремонтные мастерские, любые магазины, банки, кафе, бары;

в) отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника, видеотека.

6.Каким из нижеперечисленных правил вы вос­пользуетесь, возвращаясь вечером домой:

а) воспользуетесь попутным транспортом.

б) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;

в) идти по освещенному тротуару и как можно бли­же к краю дороги.

7.Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

а) броситесь бежать к телефонной будке;

б) остановитесь и выясните причину преследова­ния;

в) перейдете несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в людное место.

8.Назовите систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации ЧС:

а) Единая государственная система предупрежде­ния и ликвидации ЧС;

б) система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

в) система сил и средств для ликвидации последст­вий чрезвычайных ситуаций.

9.Начальником гражданской обороны образова­тельного учреждения является:

а) специально уполномоченный представитель ор­ганов местного самоуправления ;

б) руководитель общеобразовательного учрежде­ния;

в) один из заместителей руководителя общеобразо­вательного учреждения, прошедший специальную подготовку.

10.Ядерное оружие — это:

а) высокоточное наступательное оружие, основан­ное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой);

б) оружие массового поражения взрывного дейст­вия, основанное на использовании светового излуче­ния за счет возникающего при взрыве большого пото­ка лучистой энергии, включающей ультрафиолето­вые, видимые и инфракрасные лучи;

в) оружие массового поражения взрывного дейст­вия, основанное на использовании внутриядерной энергии.

11.Поражающими факторами ядерного взрыва яв­ляются:

а) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими вещест­вами и движущееся по направлению ветра, измене­ние состава атмосферного воздуха;

б) ударная волна, световое излучение, проникаю­щая радиация, радиоактивное заражение и электро­магнитный импульс;

в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации кислорода в возду­хе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взры­ва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.

12.Химическое оружие — это:

а) оружие массового поражения, действие которо­го основано на токсических свойствах некоторых хи­мических веществ;

б) оружие массового поражения, действие которо­го основано на изменении состава воздушной среды в зоне заражения;

в) оружие массового поражения, действие которо­го основано на применении биологических средств.

13.Какими путями отравляющие вещества (ОВ) проникают в организм человека:

а) в результате вдыхания зараженного воздуха, по­падания ОВ в глаза, на кожу или при употреблении зараженной пищи и воды;

б) в результате их попадания на одежду, обувь и го­ловные уборы;

в) в результате их попадания на средства защиты кожи и органов дыхания.

14.Бактериологическое оружие — это:

а) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназ­наченными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельско­хозяйственных культур;

б) специальное оружие, применяемое для массово­го поражения сельскохозяйственных животных и ис­точников воды;

в) оружие массового поражения людей на опреде­ленной территории.

15.Определите, какие из нижеперечисленных бое­припасов относятся к высокоточному оружию:

а) осколочные боеприпасы;

б) бетонобойные боеприпасы;

в) управляемые авиационные бомбы;

г) боеприпасы объемного взрыва.

16.Средства коллективной защиты — это:

а) средства защиты органов дыхания и кожи;

б) легкие сооружения для защиты населения от по­бочного действия атмосферы;

в) инженерные сооружения гражданской обороны для защиты от оружия массового поражения и других современных средств нападения.

17.От каких поражающих факторов оружия мас­сового поражения защищает убежище:

а) от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения;

б) от всех поражающих факторов ядерного взрыва;

в) от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия;

г) от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.

18.Из приведенных определений здоровья выбери­те то, которое принято Всемирной организацией здра­воохранения (ВОЗ):

а) здоровье человека — это отсутствие у него болез­ней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом;

б) здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недо­статков;

в) здоровье человека — это отсутствие болезней и физических недостатков.

19.Кровотечение бывает следующих видов:

а) поверхностное, глубокое, смешанное;

б) венозное, артериальное, легочное, носовое;

в) венозное, артериальное, капиллярное, смешанное.

20.При оказании первой медицинской помощи в случае перелома запрещается:

а) вставлять на место обломки костей и вправлять на место вышедшую кость;

б) проводить иммобилизацию поврежденных ко­нечностей;

в) останавливать кровотечение.

21.При иммобилизации бедра, плеча шина обяза­тельно должна захватывать:

а) три сустава;

б) два сустава (выше и ниже перелома);

в) два или три, в зависимости от наличия шин или подручных материалов.

22.К видам Вооруженных Сил Российской Федера­ции относятся:

а) Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Воен­но-Морской Флот;

б) Сухопутные войска, воздушно-десантные вой­ска, танковые войска, мотострелковые войска;

в) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска.

23.Боевые традиции — это:

а) специальные нормы, предъявляемые к пси­хологическим и нравственным качествам военно­служащего в период прохождения им воинской службы;

б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;

в) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связан­ные с образцовым выполнением боевых задач и несе­нием воинской службы.

24.Почетные государственные награды за воин­ские и другие отличия и заслуги — это:

а) ценные подарки;

б) ордена и медали;

в) ведомственные знаки.

25.Уставы Вооруженных Сил Российской Федера­ции подразделяются на:

а) тактические, стрелковые и общевоинские;

б) боевые и общевоинские;

в) уставы родов войск и строевые.

26.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации регламентируют:

а) основы организации ведения боевых действий;

б) действия военнослужащих при ведении воен­ных операций;

в) жизнь, быт и деятельность военнослужащих.

27.К общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:

а) Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и кара­ульной служб Вооруженных Сил Российской Федера­ции, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации;

б) Устав внутренней и гарнизонной служб ВС РФ, Устав караульной службы ВС РФ, Устав корабельной службы, Строевой устав ВС РФ, Дисциплинарный ус­тав ВС РФ;

в) Устав внутренней службы ВС РФ, Устав гарни­зонной службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Строевой устав ВС РФ.

28.Битва русского войска во главе с Александром Невским с рыцарями немецкого Ливонского ордена на льду Чудского озера произошла:

а) в 1242 г.;

б) в 1223 г.;

в) в 1380 г.

29.Бородинское сражение между русской армией М. И. Кутузова и французской армией Наполеона произошло:

а) в 1812 г.;

б) в 1815 г.;

в) в 1825 г.

30.День защитников Отечества 23 февраля уста­новлен в ознаменование:

а) победы Красной Армии над кайзеровскими вой­сками Германии в 1918 г;

б) разгрома Советской Армией немецко-фашист­ских войск под Сталинградом в 1943 г.;

в) снятия блокады города Ленинграда в 1944 г.


Критерии и ответы для итоговой контрольной работы по ОБЖ 10 класс.


Критерии оценивания

30 - 26 прав. ответов, оценка «5»

25 - 21 прав. ответов, оценка «4»

20 - 15 прав. ответов, оценка «3»

менее 15 прав. ответов, оценка «2»


1. а

2. а

3. б

4. б

5. а

6. в

7. в

8. а

9. б

10. в


















11. б

12. а

13. а

14. а

15. в

16. в

17. в

18. б

19. в

20. а


















21. б

22. а

23. в

24. б

25. б

26. в

27. а

28. а

29. а

30. а

Итоговая контрольная работа, 11 класс

Тестовые задания

Определите один правильный ответ.


1. Какой международный документ запрещает уничтожение

культурных ценностей в ситуации вооруженного конфликта:

а) Гаагская конвенция 1954 года;

б) одна из Женевских конвенций 1949 года;

в) пакт о ненападении на Советский Союз.


2. В соответствии с Уголовным кодексом РФ преступлением признается:

а) противоправные действия, посягающие на честь и достоинства граждан;

б) действия граждан, сознательно нарушающих требования Конституции, законодательных и нормативно-правовых актов;

в) совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.


3. Международное гуманитарное право – это:

а) совокупность норм, направленных на защиту прав человека в мирное время;

б) совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны;

в) совокупность норм, направленных на защиту жертв катастроф.


4. В соответствии с Семейным кодексом РФ заключение брака происходит после подачи желающими вступить в брак заявления в орган загса по истечении:

а) 2 месяцев;

б) 2 недель;

в) 1 месяц


5. Первоначальное название Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций было:

а) Российская система противодействия чрезвычайным ситуациям;

б) Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

в) Единая государственная система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


6. Права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, взаимоотношения между ними, правила внутреннего распорядка определяет:

а) Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ;

б) Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ;

в) Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ;

г) Корабельный устав Вооруженных Сил РФ.


7. За совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, военнослужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию:

а) районными и городскими судами, на территории которых совершено преступление;

б) военными судами;

в) районными и городскими судами, на территории которых расположена воинская часть;

г) судами чести офицеров и прапорщиков.


8. Из принудительных мер воспитательного воздействия не может быть назначена несовершеннолетнему:

а) предупреждение;

б) замечание;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) передача под надзор родителей;

д) ограничение досуга;


9. Внимательно прочитайте и определите, какой из перечисленных принципов не является основным принципом безопасности дорожного движения, определенными Федеральным законом РФ «О безопасности дорожного движения»:

а) приоритет общественного транспорта перед личным автотранспортом граждан, участвующих в дорожном движении;

б) приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

в) приоритет ответственности государства за безопасность дорожного движения перед ответственностью граждан, участвующих в этом движении;

г) соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.


10. Расторжение брака в органе записи актов гражданского состояния производят:

а) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей;

б) по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным, а также осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше 3 лет.

в) при недееспособности одного из супругов;

г) при сокрытии одним из лиц, вступающих в брак, от другого

венерической болезни или ВИЧ-инфекции;


11. Условия труда, представляющие угрозу для жизни, называют:

а) вредными;

б) допустимыми;

в) экстремальными;

г) оптимальными.


12. Чистый и свежий воздух должен содержать:

а) не менее 65 % азота и 15 % кислорода;

б) не более 65 % азота и 15 % кислорода;

в) не менее 78 % азота и 21 % кислорода;

г) более 80 % азота и 20 % кислорода.


13. Из перечисленных орденов в годы Великой Отечественной войны был учреждён:

а) Красная Звезда;

б) За военные заслуги;

в) Мужества;

г) Адмирала Ушакова.


14. Из перечисленных образцов оружия имеет патрон 7,62×54:

а) СВД;

б) АК - 47;

в) АК - 74;

г) пулемёт Владимирова (КПВ).

15. Значение разгрома немецко-фашистских войск под Москвой заключалось в следующем:

а) впервые в ходе Второй мировой войны немецкие войска потерпели поражение;

б) наступил коренной перелом в войне;

в) Япония не стала вступать в войну.


16. Для тушения возгорания (пожара) класса D – возгорание металлов, применяется огнетушитель:

а) ОП;

б) ОВП;

в) ОУ.


17. В состав автомобильной аптечки не входит:

а) уголь активированный;

б) нашатырный спирт;

в) комплект шин транспортных.


18. К БТХВ удушающего действия относится:

а) зоман; б) люизит; в) фосген; г) хлорциан.


19. 15 августа 1984 г. на озере Монун произошла Лимнологическая катастрофа. Она относится к одной из перечисленных групп:

а) геологическая ЧС;

б) гидрологическая ЧС;

в) техногенная авария;

г) метеорологическая ЧС.


20. Смерчи не подразделяются на следующие виды:

а) составные; б) снежные; в) водяные; г) перевёрнутые.


21. По масштабам наводнения не делятся на:

а) низкие; б) высокие; в) катастрофические; г) локальные.


22. К спасательным средствам на пассажирских самолётах не

относится:

а) надувной трап; б) спасательный плот; в) парашют.


23. Велосипедисту можно поворачивать налево или разворачиваться, если:

а) дорога имеет больше одной полосы в данном направлении;

б) на улице имеется трамвайное движение;

в) на дороге нет трамвайных путей и в данном направлении

имеется только одна полоса движения.


24. Сигнал светофора не имеющий запрещающее значение:

а) жёлтый; б) жёлтый мигающий; в) красный.


25. В возрасте начиная с 20 лет можно получить права вождения категории:

а) А; б) C; в) D; г) E.

26. Граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии имеют право на приобретение следующих видов оружия:

а) автоматического оружия.

б) оружия самообороны;

в) служебного оружия.


27. К силам и средствам МЧС России не относятся:

а) Добровольная пожарная охрана;

б) Государственная инспекция по маломерным судам;

в) клубы «Юный спасатель»;

г) авиация.


28. На борт самолёта в качестве ручной клади можно проносить:

а) вязальные спицы;

б) ноутбуки;

в) консервированные продукты в банках;

г) маникюрные наборы.


29. К ядовитым грибам не относятся:

а) рядовка фиолетовая;

б) зеленушка;

в) бледная поганка;

г) перечный гриб.


30. К причинам цунами не относятся:

а) моретрясения;

б) землетрясения;

в) извержения вулканов;

г) подводные оползни;

д) подводные ядерные взрывы


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненные задания– 30 баллов, при этом:

- 0 баллов выставляется за неправильный ответ, а также, если участником отмечено большее количество ответов, чем предусмотрено;

- если ответы не отмечены баллы не начисляются.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Известно, что соблюдая принципы здорового образа жизни можно добиться значительных результатов, как в своей настоящей жизни, так и сделать хороший задел на будущее. Соотнесите принципы организации и содержание здорового образа жизни человека, вписав, по Вашему мнению, подходящие буквы.


В а р и а н т о т в е т а:


Принцип организации

Содержание здорового образа жизни



Ответственность за свое здоровье




Индивидуализация




Рациональная организация жизнедеятельности




«Сегодня и на всю жизнь»




Валеологическое самообразование





А. Совершенствовать условия жизни и жизнедеятельности на основе обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни;


Б. Для обеспечения здоровья необходимо, чтобы человек в своем поведении постоянно помнил: крепкое и надежное здоровье является главным условием воплощения в жизнь богатейших физических, психических, умственных возможностей, которые заложила в нас от рождения природа;


В. Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий;


Г. Человек может в оптимальные для себя сроки и с соответствующей интенсивностью нагрузки выполнить все необходимые дела согласно их действительным приоритетам;


Д. У каждого человека должна быть своя программа здорового образа жизни, в которой должны быть учтены соответствующие особенности;


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание 10 баллов, при этом:

  • за каждый правильно соотнесенный принцип начисляется - 2 балла;

  • при отсутствии правильно соотнесенных принципов баллы не начисляются.


Ситуационная задача

Произошло возгорание. Опишите порядок действий при использовании порошкового огнетушителя.

Вариант ответа:

  • находясь на расстоянии 3-4 м от очага пожара;

  • выдернуть опломбированную чеку;

  • навести раструб (сопло) распылителя на очаг пожара;

  • привести огнетушитель в действие - нажать кистью руки на ручку (рычаг) запуска;

  • приступить к тушению пожара.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание5 баллов, при этом:

  • за каждый правильный ответ по каждой из пяти позиций начисляется по 1 баллу;

  • при отсутствии правильных ответов, баллы не начисляются.


Ответы.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Известно, что соблюдая принципы здорового образа жизни можно добиться значительных результатов, как в своей настоящей жизни, так и сделать хороший задел на будущее. Соотнесите принципы организации и содержание здорового образа жизни человека, вписав, по Вашему мнению, подходящие буквы.


В а р и а н т о т в е т а:


Принцип организации

Содержание здорового образа жизни



Ответственность за свое здоровье

Б



Индивидуализация

Д



Рациональная организация жизнедеятельности

Г



«Сегодня и на всю жизнь»

В



Валеологическое самообразование

А




А. Совершенствовать условия жизни и жизнедеятельности на основе обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни;


Б. Для обеспечения здоровья необходимо, чтобы человек в своем поведении постоянно помнил: крепкое и надежное здоровье является главным условием воплощения в жизнь богатейших физических, психических, умственных возможностей, которые заложила в нас от рождения природа;


В. Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий;


Г. Человек может в оптимальные для себя сроки и с соответствующей интенсивностью нагрузки выполнить все необходимые дела согласно их действительным приоритетам;


Д. У каждого человека должна быть своя программа здорового образа жизни, в которой должны быть учтены соответствующие особенности;



Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание 10 баллов, при этом:

  • за каждый правильно соотнесенный принцип начисляется - 2 балла;

  • при отсутствии правильно соотнесенных принципов баллы не начисляются.





Матрица ответов на тестовые задания






















Номер теста

1


2

3

4

5

6

7

8

9

10



















Верный ответ

а


в

б

в

б

а

б


а

б





б

































Номер теста

11


12

13

14

15

16

17

18

19

20



















Верный ответ

в


в

г

а

а

а

в

в

б

г



















Номер теста

21


22

23

24

25

26

27

28

29

30



















Верный ответ

г


в

в

б

в

б

в

б

а

а






































Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненные задания– 30 баллов, при этом:

- 0 баллов выставляется за неправильный ответ, а также, если участником отмечено большее количество ответов, чем предусмотрено;

- если ответы не отмечены баллы не начисляются.


Ситуационная задача

Произошло возгорание. Опишите порядок действий при использовании порошкового огнетушителя.

Вариант ответа:

  • находясь на расстоянии 3-4 м от очага пожара, выдернуть опломбированную чеку;

  • навести раструб (сопло) распылителя на очаг пожара;

  • привести огнетушитель в действие - нажать кистью руки на ручку (рычаг) запуска;

  • приступить к тушению пожара;

  • не приближаться ближе 1-1.5метров к очагу пожара.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание5 баллов, при этом:

  • за каждый правильный ответ по каждой из пяти позиций начисляется по 1 баллу;

  • при отсутствии правильных ответов, баллы не начисляются.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 9-11 классов (ФГОС)

Автор: Никифоров Алексей Борисович

Дата: 22.02.2019

Номер свидетельства: 500975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Фгос  Рабочая программа по обж 5-9 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "fghos-rabochaia-proghramma-po-obzh-5-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109234"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404242778"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая  программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "157136"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421559539"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа по ОБЖ в 3 классе. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-obzh-v-3-klassie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "177895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424727874"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Рабочая программа по ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 5-9 классов (по ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_osnovam_bezopasnosti_zhiznedeiatelnosti_dlia_5_9_klassov_"
    ["file_id"] => string(6) "500972"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1550832237"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Рабочая программа для 5 класса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-dlia-5-klassa-po-priedmietu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "157141"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421560593"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства