Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы» и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в соответствии c Федеральным Базисным учебным планом, и изучается на базовом уровне.
Настоящая программа представляет собой модифицированный вариант для неделимых классов комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 9 классов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ»
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы» и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в соответствии c Федеральным Базисным учебным планом, и изучается на базовом уровне.
Настоящая программа представляет собой модифицированный вариант для неделимых классов комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 9 классов.
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
• классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
• безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
• безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
• комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
• классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
• классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
• оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
• характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
• классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
• планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
• выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
• безопасно использовать ресурсы интернета;
• анализировать состояние своего здоровья;
• определять состояния оказания неотложной помощи;
• использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
• классифицировать средства оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
• извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
• оказывать первую помощь при ожогах;
• оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
• оказывать первую помощь при отравлениях;
• оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
• оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
• предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
• характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
• оказывать первую помощь при коме;
• оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
• использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
• усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
• творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Основы безопасности жизнедеятельности
Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
На основе программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности», может быть выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и специфики обучения.
Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:
• воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
• развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.
Содержание учебного предмета ОБЖ
8 класс
Основы безопасности личности, общества и государства:Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность на водоёмах. Экология и безопасность
ЧС техногенного характера и безопасность населения.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. Защита населения от ЧС техногенного характера.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.Здоровый образ жизни и его составляющие. Основы медицинских знаний и оказание ПМП при неотложных состояниях
Содержание учебного предмета ОБЖ
9 класс
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Средства индивидуальной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Календарно-тематическое планирование
8 класс (35 часа: 1 час в неделю)
№ раздела,
темы
Наименование раздела, темы
Количество
часов
Домашнее
задание
Раздел-1
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Раздел-2
Тема 5
Тема 6
Раздел- 3
Тема 7
Тема 8
Основы безопасности личности, общества и государства
Пожарная безопасность
- пожары в жилых и общественных зданиях; причины и последствия;
- профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты;
- права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Личная безопасность при пожарах;
Безопасность на дорогах
- причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей;
- организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров;
- велосипедист – водитель транспортного средства;
Безопасность на водоёмах
- безопасное поведение на водоёмах в различных условиях;
-безопасный отдых на водоёмах;
- оказание ПМП терпящим бедствие на воде;
Экология и безопасность
- загрязнение окружающей среды и здоровье человека;
- правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке;
ЧС техногенного характера и безопасность населения
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
- классификация ЧС техногенного характера;
- аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия;
- аварии на химически- опасных объектах и их возможные последствия;
- пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия;
- аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия;
Защита населения от ЧС техногенного характера
- обеспечение радиационной безопасности населения;
- обеспечение химической защиты населения;
- обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах;
- защита населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях;
- организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- эвакуация населения;
- мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера;
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
- общие понятия о здоровье как основной ценности человека;
- индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность;
- ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья;
- вредные привычки и их влияние на организм;
- профилактика вредных привычек;
- ЗОЖ и безопасность жизнедеятельности;
- двигательная активность школьника;
- биоритмы человека; режим дня сельского школьника;
Основы медицинских знаний и оказание ПМП при неотложных состояниях
- ПМП пострадавшим и её значение;
- первая доврачебная помощь при отравленияхаварийно химически опасными веществами;
- первая помощь при травмах;
- ПМП при утоплении;
Итоговое повторение – 1 час
Итоговое задание
10
3
3
3
2
12
5
7
12
8
4
1
35
Пр.1.1
Пр.1.2
Пр.1.3
2.1
2.2
2.3
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2
5.1
5.2
5.4
5.6
5.8
5.9
6.1
6.2
6.3
6.2
6.3
7.1
7.2
7.3
7.4
7.6
7.7
7.8
7.5
8.1
8.2
8.3
8.4
9 класс
(1 ч в неделю, всего 35 ч)
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч)
1.
Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч)
1.1. Современный мир и Россия
1.2. Национальные интересы России в современном мире.
1.3 Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
1.4 Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России
Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.
Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.
Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России
2.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч)
2.1. Чрезвычайные ситуации и их классификация.
2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.
2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.
2.4. Угроза военной безопасности России
Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий.
Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России.
Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России
Раздел 2. Зашита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)
3.
Организационные основы во защите населений страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)
3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
3.2 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
3.3 МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Характеризуют основные силы и средства РСЧС для зашиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения or чрезвычайных ситуаций в современных условиях
4.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)
4.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
4.2. Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций.
4.3. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
4.4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия.
Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.
Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)
5.
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч)
5.1. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
5.2. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления
Характеризуют международный терроризм как
серьёзную угрозу национальной безопасности
России,
Анализируют виды террористических актов, их
цели и способы осуществления.
формулируют собственную позицию неприятия
терроризма в любых его проявлениях
6.
Нормативно-правовая базапротиводействия терроризму и экстремизму вРоссийской Федерации (2 ч)
6.1. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
6.3. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.
Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.
Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма.
Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку
7.
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч)
7.1. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
7.2. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной зашиты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему •Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков- России (ФСКН России)* и её положительные результаты»
8.
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч)
8.1.Правила поведения при угрозе террористического акта.
8.2.Профилактика наркозависимости
Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков.
По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем. предложенных в учебнике
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч)
9.
Здоровье — условиеблагополучия человека (3 ч)
9.1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
9.2. Здоровый образ жизни и его составляющие .
9.3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.
Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России
Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП
11.
Правовые основысохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)
11.1. Брак и семья.
11.2. Семья и здоровый образ жизни человека.
11.3. Основы семейного права в Российской Федерации
Анализируют основы семейного права в Российской Федерации.
Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества.
Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)
12.
Оказание первой помощи (2 ч)
12.1 Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)
12.2. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ
Отрабатывают в паре приёмы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших
Итоговое повторение – 1 час
Календарно-тематическое планирование
9 класс
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
Количество часов
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч)
1.
Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч)
1.1. Современный мир и Россия
1.2. Национальные интересы России в современном мире.
1.3 Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
1.4 Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России
1
1
1
1
2.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч)
2.1. Чрезвычайные ситуации и их классификация.
2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.
2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.
2.4. Угроза военной безопасности России
1
1
1
1
Раздел 2. Зашита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)
3.
Организационные основы во защите населений страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)
3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
3.2 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
3.3 МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1
1
1
4.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)
4.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
4.2. Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций.
4.3. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
4.4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
1
1
1
1
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)
5.
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч)
5.1. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
5.2. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления
1
1
6.
Нормативно-правовая базапротиводействия терроризму и экстремизму вРоссийской Федерации (2 ч)
6.1. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.