Рабочая Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса общеобразовательной школы
Рабочая Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса общеобразовательной школы
Составлена в соответствии с программой по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений под общей редакцией А. Т. Смирнова –2009 г. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс под общей редакцией А. Т. Смирнова
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса общеобразовательной школы»
МБОУ средняя школа № 8 г. Ярцево Смоленской области
Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 8 № 83 27.08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса общеобразовательной школы на 2015 / 2016 учебный год (базовый уровень).
Учитель: Нормуротов И. И.
Составлена в соответствии с программой по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений под общей редакцией А. Т. Смирнова –2009 г. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»
7 класс под общей редакцией А. Т. Смирнова
Согласована на заседании методического совета Протокол № 1 от 26. 08. 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Содержание курса
Учебно-тематический план курса
Региональный компонент в рамках учебного курса ОБЖ
Проверочные работы в курсе ОБЖ 7 класс
Практические работы в курсе ОБЖ 7 класс
Требования к уровню подготовки учащихся
Литература по курсу
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по ОБЖ. авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы -А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников. М. А. Маслов. В. А. Васнев). напечатанной в сборнике Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы / под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М. : Просвещение. 2007 и в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом .
Рабочая программа, согласно учебному плану МБОУ СШ № 8 г. Ярцево Смоленской области, рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 3 часа, экскурсий - 1 час.
Учебно-методический комплект включаетв себя:
Учебники
Топоров. И. К. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учащихся 7-8 кл. общеобразовательных учреждений И. К. Топоров. -М.: Просвещение. 2008.
Анюхин. Э. Г. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 7-8 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Э. Г. Анюхин. М. Б. Сулла. -М.: Просвещение. 2008.
Дополнительная литература
Соловьев. С. С. ОБЖ. Тесты. 7 класс : к учебнику И. К. Топорова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7-8 классы» / С. С. Соловьев.
М.: Экзамен. 2006.
Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебное пособие / авт.- сост. В. К. Емельянчик. М. Е. Капитонова. - СПб. : КАРО. 2002.
Евлахов. В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл., В. М. Евлахов. - М. : Дрофа. 2006.
Цели и задачи:
Рабочая программа имеет цели:
-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
-готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Ожидаемые результаты освоения учебного предмета:
Личностнымирезультатами являются:
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих -защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметнымирезультатами являются:
-овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природногоо и социального характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметнымирезультатами являются:
1.: В познавательной сфере
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3.В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
4.В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5.В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Содержание учебной программы по О Б Ж 7 класс
Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
Различные природные явления и причины их возникновения.
Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.
Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации геофизического происхождения
Землетрясения. Причины возникновения землетрясений и их возможные последствия.
Геофизические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.
Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения. Возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.
Защита населения от последствий землетрясений.
Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений.
Правила безопасного поведения при землетрясении
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на земле. Типы вулканов: дремлющие, действующие и потухшие вулканы.
Организация защиты населения от последствий извержений вулканов.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой площади.
Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.
Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.
Обвалы и снежные лавины их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра.
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь.
Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана.
Смерч, основные понятия и определения, характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
Наводнения, виды наводнений и их причины.
Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.
Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Паводок. Заторы и зажоры. Нагоны воды.
Возможные последствия наводнений.
Защита населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, оповещение и защита населения. Спасательные работы и эвакуация.
Рекомендации населению по правилам поведения при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристика, причины возникновения. Защита населения. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.
Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, последствия. Организация оповещения населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Природные пожары
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.
Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.
Раздел III. Основы медицинских знаний
Первая медицинская помощь и правила её оказания (практические занятия)
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь». Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.
Первая медицинская помощь при незначительных ранах.
Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Транспортировка пострадавшего.
Раздел IV. Дорожно-транспортная безопасность
8. Дорожные знаки и регулирование дорожного движения.
История образования ГАИ-ГИБДД. Инспектор ГИБДД. Правила дорожного движения - закон улиц и дорог. Светофор. Типы и виды. Светофорное регулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Виды перекрестков. Группы дорожных знаков: предупреждающие знаки, знаки сервиса и приоритета. Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особого предписания, предписывающие знаки и знаки дополнительной информации. Велосипед. Советы велосипедист
п\п
Тема урока
Кол.
часов
Тип урока
Элементы содержал ия
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Дата
проведения
Р
а
здел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях(1час)
1
ЧС природного характера и ;ащита населения от их последствий
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
Знать о чрезвычайных ситуациях в природе
Решение
ситуационных
задач
Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера(25часов)
2
Происхождение
землетрясений
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Землетрясения и их -поражающие факторы.
Знать правила безопасного поведения при землетрясении.
Решение
ситуационных
задач
Л
Основные параметры землетрясений
1
Комбинированный
Вулканы и их поражающие факторы.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
Решение
ситуационных
задач
4
Последствия землетрясений
1
Комбинированный
Правила безопасного поведения
Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности
Решение
ситуационных
задач
5
Меры принимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясений
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Правила безопасного поведения при землетрясении, во время и после землетрясений
Знать правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Индивидуальный опрос, работа по карточкам
6
Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясений
1
Урок практикум
Правила безопасного поведения при извержении вулканов
Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
Решение
ситуационных
задач
7
Моретрясения. Цунами
1
Урок изучения
первичного
материала
Наводнения и их поражающие факторы.
11равила безопасного поведения.
Знать правила безопасного поведения во время цунами.
Решение
ситуационных
задач
8
7Меры обеспечения безопас ости при цунами
1
Урок практикум
Пунами и их поражающие факг ры. Правила безопасного поведения.
Использовать полученные знания иумпия в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
Индивидуальный опрос, работа по карточкам
9
Происхождение обвалов г оползней.
1
КомГини ро ванный
Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы.
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала.
Решение
ситуационных
задач
10
Последствия обвалов и оползней
1
Комбинированный
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала.
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала
Решение
ситуационных
задач
11
Меры по снижению потерь и ущерба от обвалов и оползней.
1
Урок практикум
Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Решение
ситуационных
задач
12
Происхождение селей
1
Комбинированный
Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы.
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала.
Решение
ситуационных
задач
13
Прогнозирование и уменьшение селевой опасности
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Правила безопасного поведения во время и
после схода селя.
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя.
Решение
ситуационных
задач
14
Рекомендации по действиям при угрозе схода оползней, селей, и обвалов
1
Урок практикум
Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Индивидуальный опрос, работа по карточкам
15
Происхождение и оценка бурь, ураганов, смерчей.
1
Комбин ированный
Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы.
Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчах.
Решение
ситуационных
задач
Виды и последствия бурь, ураганов смерчей
1
Комбинированный
у
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Решение
ситуационных
задач
17
Меры по обеспечению безопасности при угрозе ураганов, бурь, смерчей
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча
Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчах.
Решение
ситуационных
задач
18
Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей
1
Автономное существование человека в природе..
Владеть навыками подачи сигналов бедствия
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Индивидуальный опрос, работа по карточкам
19
Виды наводнений и их оценка
1
Комбинированный
Наводнения и их поражающие факторы.
Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвиден, опасности и правильно действовать при их наступлении
Решение
ситуационных
задач
20
Последствия наводнений
1
Комбинированный
Правила безопасного поведения при наводнениях.
Знать правила безопасного поведения при наводнении.
Решение
ситуационных
задач
21
Меры по защите от наводненкй
1
Комбинированный
Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях
Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении
Решение
ситуационных
задач
22
—
Рекоменд- чи по действиям при угрозе \ во время наводнен: ■
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений
Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении
Индив! дуальный опрос, работало карточкам
23
Виды лесных пожаров и их последствия
1
Комбин фованный
Причины
возникновения
пожаров
Знать правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Решение
ситуационных
задач
24
Причины возникновения лесных пожаров
1
Комбинированный
Причины возникновения пожаров; меры пожарной безопасности; правила безопасного поведения при пожаре
Использовать полученные знанш и умения для обеспечения личной безопасности
Решение
ситуационных
задач
25
Профилактика лесных и торфяных пожаров, их неблагоприятных последствий
1
Комбинированный
Причины возникновения пожаров: меры пожарной безопасности: правила
Знать правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.
Решение
ситуационных
задач
безопасного поведения при пожаре
Уметьпредвидеть потенциальные опасности и правильно действовать.
26
Меры безопасности в зоне лесных пожаров
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Причины возникновения пожаров; меры пожарной безопасности: правила безопасного повел - шя при пожаре
Использовать полученные знания и умениядля обеспечения личной безопасности
Индивидуальный опрос, работа по карточкам
-
27
Основы медицинской помощи при ранениях и травмах
1
Комбинированы]. i й
Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших
Знатьспособы первой медицинской помощи при травмах и переломах. Владеть навыкамиоказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях.
Решение ситуационных задач
28
Правила наложения повязок
1
Комбинированный
Первая медицинская помои гь при переломах. Правила и способы транспортиров ки пострадавших
Использовать приобретенные знанияв повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Решение ситуационных задач
29
Наложение повязок на голову
1
Комбинированный
Первая медицинская помощь при ушибе головы. Травма головы.
Использовать приобретенные знанияв повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы
Практическая работа. Оказание помощи
экстренной помощи
30
ПМГ1 при переломах
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших
Владеть навыками оказания I [ервой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях.
Практическая
работа. Оказание помощи
31
Способы без носилочного переноса раненых
1
Комбинирован]!! I й
Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших
Владе пь навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях.
Индивидуальный опрос, работа по карточкам
Раздел 11. Дорожно-транспортная безопасность (4часа)
32
История образования ГАИ- ГИБДД.
1
Комбинированна: й
История образования ГАИ-ГИБДД. Инспектор Г Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители ГИБДД
Знать о причинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода и велосипедиста.
Решение ситуационных задач
33
33
Дорожные знаки и
регулирование дорожного движения
1
. Комбинированн
Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий.
Использовать полученные знанияв повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах
Практическая
работа.
34
Правила дорожного движения - закон улиц и дорог. Светофор.
1
Комбинированны й
Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий.
Знать о причинах дорож- но-транспортных происшествий, правилах безопасног о поведения пешехода и велосипедиста.
Практическая
работа.
Использовать полученные лишня в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорог
35
Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особого предписания, предписывающие знаки и знаки дополнительной информациии
1
У рок контроля, оценки и коррекции
знаний учащихся
Дорога и ее составные части. Причины дорожт ю-1 ранспорт н ы х происшествий.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обес! 1ечения личной безопасное™ на улицах и дорога
Индивидуальный опрос, работа по карточкам
№
п/п
Тема проверочной работы
Форма проведения
Время работы
№ урока п/п
1
«Опасные и ЧС. возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения».
Тестирование
20 мин.
7
2
Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясений
Тестирование
20 мин.
14
3
Рекомендации по действиям при угрозе и во время наводнений
Тестирование
20 мин.
23
4
Причины возникновения лесных пожаров. Меры безопасности в зоне лесных пожаров
Тестирование
20 мин.
30
5
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Тестирование
20 мин.
33
6
Дорожно-транспортная безопасность.
Тестирование
20 мин.
35
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в рамках основного общего образования учащийся должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
основные меры по профилактике наркомании.
Учащийся должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:
Армия государства Российского и защита Отечества / под ред. В. В. Смирнова. — М.: Просвещение, 2004.
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
Рыбин A. JI. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся. 5—9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Рыбин A. JI. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5—9 кл. / A. J1. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы по призыву и контракту: сб. — М.: Красная звезда, 2006.
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму», «О днях воинской славы и памятных датах России» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998; 2003—2007