Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (9 класс)
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (9 класс)
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783)
"Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312)
Учебного плана лицея.
Учебно-методический комплекс
1. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя (полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2010
2. Комплексная программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2010
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (9 класс)»
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783)
"Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312)
Учебного плана лицея.
Учебно-методический комплекс
1. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя (полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2010
2. Комплексная программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2010
Общая характеристика предмета
Планирование составлено по программе общеобразовательных учреждений: Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5 -11 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общей редакцией А.Т.Смирнова.-2-е издание. - М.: Просвещение, 2010. Планирование составлено с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Предлагаемая рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня под готовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.
Обучение по рабочей программе осуществляется так, чтобы были достигнуты следующие цели:
Усвоение знаний:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности
Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
Развитие умений:
- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у обучающихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
система оценки достижений обучающихся;
Деятельность обучающихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности обучающихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей обучающихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Место курса ОБЖ в учебном плане лицея
В соответствии с учебным планом лицея на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год)
Структурно программа состоит из 2 разделов и 7 тем.
Раздел I«Основы безопасности личности, общества и государства» включает 5 тем:
«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»,
«Обеспечение безопасного отдыха в природных условиях»,
«Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера»,
«Современный комплекс проблем безопасности»,
«Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций».
Раздел II«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает 2 темы:
«Основы здорового образа жизни»,
«Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи».
Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть 1 час в неделю.
Распределение часов по темам
Раздел,тема
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Авторская программа
Рабочая программа
I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
24
24
II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
11
9
Всего часов:
35
33
Содержание учебной программы ОБЖ, 9 класс
Раздел I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Национальная безопасность России в современном мире
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характераи национальная безопасностьРоссии. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Современный комплекс проблем безопасности социального характераи национальная безопасность России. Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
4.Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.Правила поведения при угрозе террористического акта. Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.Профилактика наркомании.
Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы здорового образа жизни. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье Ранние половые связи и их последствия.Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи. Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
Тематическое планирование
Раздел,тема
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Авторская программа
Рабочая программа
I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
24
24
1.
Национальная безопасность России в современном мире
4
4
2.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России
3
3
3.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России
2
2
4.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
3
3
5.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
4
4
6.
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ
7
7
II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
11
9
7.
Основы здорового образа жизни
3
3
8.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
3
2
9.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
3
2
10.
Оказание первой медицинской помощи
2
2
Всего часов:
35
33
Требования к уровню подготовки выпускников,
обучающихся по данной программе:
обучающиеся должны знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- законодательную и нормативно – правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
- основные меры по профилактике наркомании.
Уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения
Список рекомендуемой учебно – методической литературы:
Литература, используемая учителем:
1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:
5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
2. Поддубная Л.Б. ОБЖ. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Смирнова А.Т. Волгоград: ИТД «Корифей»
Литература, рекомендуемая для обучающегося:
1.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Как оказать помощь при автодорожном происшествии: 9-11 классы-М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997
2. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 9-11 классов М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД».,1997
3.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2008
4.Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 классов ОУ под общей редакцией А.Т.Смирнова. -. - М.: Просвещение, 2013.
Материально - техническое оснащение.
Технические средства обучения:
Мультимедиапроектор;
Видеокамера;
Телевизор;
DVD-плеер;
Экран настенный;
Ноутбук.
Средства программного обучения и контроля знаний:
Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на ХОО»
Электронный учебник «Первая помощь до приезда врача»
Тренажеры:
Робот – тренажер «Гоша»
Аудиовизуальные пособия:
Учебные видеофильмы на цифровых носителях:
Тренажеры первой помощи пострадавшим;
Оказание первой помощи при различных видах травм;
Экстренная реанимация на догоспитальном этапе;
Сам себе МЧС;
Чрезвычайные приключения Юли и Ромы;
ВИЧ знать, чтобы жить;
Основы противопожарной безопасности;
Сборник АГПС МЧС РФ №2;
Обыкновенный фашизм;
Вся война;
Уроки самообороны;
Право на жизнь;
Вертолеты.
Список образовательных сайтов, используемых при подготовке и проведении занятий
Название сайта
Электронный адрес
Совет безопасности РФ
http://www.scrf.gov.ru
Министерство внутренних дел РФ
http://www.mvd.ru
МЧС России
http://www.emercom.gov.ru
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ
http://www.minzdrav-rf.ru
Министерство обороны РФ
http://www.mil.ru
Министерство образования и науки РФ
http://mon.gov.ru/
Министерство природных ресурсов РФ
http://www.mnr.gov.ru
Федеральная служба железнодорожных войск РФ
http://www.fsgv.ru
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm
Федеральная пограничная служба
http://www.fps.gov.ru
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
http://www.gan.ru
Русский образовательный портал
http://www.gov.ed.ru
Федеральный российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.km.ru
Образовательный портал «Учеба»
http://www.uroki.ru
Журнал «Курьер образования»
http://www.courier.com.ru
Журнал «Вестник образования»
http://www.vestnik.edu.ru
Издательский дом «Профкнига»
http://www.profkniga.ru
Издательский дом «1 сентября»
http://www.1september.ru
Издательский дом «Армпресс»
http://www.armpress.info
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)