Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. М- «Просвещение» 2012г
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 6 класс»
Ростовская область Константиновский район посёлок Стычновский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стычновская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Стычновская СОШ»
Приказ №145 от30.08.2016г.
_________О.В.Медведева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
6 класс
Основное общее образование
1 час в неделю
Учитель: Ильина Ольга Валентиновна
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. М- «Просвещение» 2012г
2016-2017 учебный год
Аннотация
к рабочей программе с планируемыми результатами освоения учебного предмета, курса (в рамках ФГОС: и учебно-методическим и материально-техническим обеспечением образовательного процесса).
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273 ФЗ
2. Примерный недельный учебный план для образовательных учреждений Ростовской области на 2016-2017 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минообразования Ростовской области от 18.04.2016 № 271 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2016-2017 учебный год»)
3. Приказ Министерства образования науки Ростовской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
4.Примерная программа среднего общего образования - «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. М- «Просвещение» 2012г
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М: Просвещение, 2012;
- дополнительная литература:
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для ОУ /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. Смирнова А.Т.,-М.:Просвещение, 2015
3. Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2015.
4. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2008
5. ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2008г.
Литература для обучающихся:
1.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2008
2.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2008
3. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995.
Интернет-
1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (в рамках ФГОС: учебно-методическим и материально-техническим обеспечением образовательного процесса)
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Основы безопасности жизнедеятельности в 6 классе является формирование следующих умений:
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения при чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Основы безопасности жизнедеятельности в 6 классе является формирование следующих УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временнớй перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Ученик получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргумента
Предметные результаты изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» отражают:
1) приобретение знаний о современном уровне культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса.
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебного предмета
№
п/п
Раздел, тема
Кол-во часов
Форы контроля
Раздел I. Основы комплексной безопасности
25
1.
Подготовка к активному отдыху на природе
6
2.
Активный отдых на природе и безопасность
5
3.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
6
4.
Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде
4
10.02
5.
Опасные ситуации в природных условиях
4
17.02
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
4
6
Первая помощь при неотложных состояниях
4
21.04
Раздел Ш. Основы здорового образа жизни.
5
7
Здоровье человека и факторы, на него влияющие
5
28.04
Всего часов:
34
3. Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом в 6 классе на учебный предмет ОБЖ отводится 35 час (из расчета 1 час в неделю). Согласно Постановлению Правительства РФ от 4.08.2016 № 756 «О переносе выходных дней в 2017 году», учитываются праздничные дни (24.02), учебный материал распределен на 34 часа.
Тематическое планирование
Дата
№ урока
Раздел, тема
Кол-во часов
Виды учебной деятельности
Контроль
Раздел 1 Основы комплексной безопасности (25 ч)
Подготовка к активному отдыху на природе(6 ч)
2.09.
1
Природа и человек
1
Природа и человек. Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
9.09.
2
Ориентирование на местности
1
Различные способы ориентирования на местности. Уметь определять стороны горизонта
Тест
16.09.
3
Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
1
Устный опрос
23.09.
4
Подготовка к выходу на природу.
1
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту
30.09.
5
Определение места для бивака и организация бивачных работ.
1
Организовывать привалы, ночлеги, дневки, свертывать лагерь, соблюдение безопасности в походе
Устный опрос
7.10.
6
Определение необходимого снаряжения для похода
1
Определять необходимое снаряжение
для похода.
Активный отдых на природе и безопасность(5 ч)
14.10.
7
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
1
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
21.10.
8
Подготовка и проведение пеших походов на равнинах и горной местности.
1
Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии
Устный опрос
28.10.
9
Подготовка и проведение лыжных походов.
1
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения. Организация ночлега.
11.11.
10
Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
1
Возможные аварийные ситуации в водном походе
Устный опрос
18.11.
11
Велосипедные походы и безопасность туристов
1
Дальний и выездной туризм, меры безопасности(6 ч)
25.11.
12
Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме
1
Факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией
2.12.
13
Акклиматизации человека в различных климатических условиях.
1
Основные правила поведения при смене климатогеографических условий, факторы, влияющие на здоровье человека
Устный опрос
9.12.
14
Акклиматизация человека в горной местности.
1
Акклиматизация, основные правила поведения в условиях горной местности. Горная болезнь, кислородное голодание.
Устный опрос
16.12
15
Обеспечение личной безопасности при следовании наземными видами транспорта.
1
Авария транспортного средства в безлюдном месте.
23.12
16
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом
1
Способы подачи сигналов бедствия.
Устный опрос
13.01.
17
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом
1
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом
Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде (4 ч)
20.01.
18
Автономное пребывании человека в природной среде.
1
автономия
Устный опорос
27.01
19
Добровольная автономия человека в природной среде.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.Тест.
1
Действия, которые необходимы, если кто-то заблудился в лесу
Проверочный тест
Опасные ситуации в природных условиях (4ч)
17.02
22
Опасные погодные явления. Самостоятельная работа.
1
Преодолевать опасные ситуации в пути
Самост. работа 0,5 час.«Опасные погодные явления.
3.03.
23
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях
1
Безопасное поведение при встрече с дикими животными. Уметь читать следы животных
Устный опрос
10.03.
24
Укусы насекомых и защита от них
1
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
17.03.
25
Клещевой энцефалит и его профилактика.
1
Устный опрос
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи -4 ч
Первая помощь при неотложных состояниях -4ч
24.03.
26
Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях.
1
Оказывать первую помощь в экстремальной ситуации
Самост. работа по гл.. 0,5 ч. «Опасные ситуации в прирприр.
07.04.
27
Оказание первой медицинской помощи при травмах
1
Ушиб, вывих, растяжение. Классификация травм
Устный опрос
14.04.
28
Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге
1
Солнечный удар, степени ожога. обморожения
Устный опрос
21.04.
29
Оказание ПМП при укусах змей и насекомых.Сам.работа.
1
Оказание ПМП при укусах змей и насекомых
Самостоятельная работа 0,5 час.
Основы здорового образа жизни.(5 ч)
Здоровье человека и факторы, на него влияющие-5ч
28.04.
30
ЗОЖ и профилактика утомления
1
Умение работать с учебником, выделять главное
Тест
5.05
31
Компьютер и его влияние на здоровье
1
Правила пользования компьютером
Устный опрос
12.05.
32
Влияние неблагоприятной окружающей и социальной среды на здоровье человека.
1
Приводить примеры
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
19.05.
33
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека
1
Устный опрос
26.05
34
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Обобщающий урок
1
Умение работать с учебником, выделять главное
Всего
34
Примерный
контрольно-измерительный
материал
Тест: «Основы здорового образа жизни»
1.Какие известны факторы воздействия на здоровье человека?
а. гомеопатические;
б. физические;
в. химические и биологические;
г. социальные и психические.
2.Что необходимо сразу же предпринять, если на кожу попала кислота или другое химическое вещество?
а. ополоснуть кожу марганцовкой;
б. протереть это место спиртом;
в. немедленно смыть их проточной водой с мылом;
г. немедленно промокнуть это место тампоном.
3.Как называется наиболее распространённая форма эрозии зубов?
а. аденома; г. кариес;
б. псориаз; д. коррозия;
в. герпес;
4.Какую пищу необходимо чаще необходимо чаще употреблять, чтобы укрепить зубы?
а. продукты содержащие животные и растительные жиры;
б. мясные продукты;
в. рыбу и морепродукты;
г. яблоки, морковь, орехи, семечки подсолнуха, оливки, сыр.
5.Как называется болезнь, вызывающая появление на коже головы и в волосах человека белых и желтоватых чешуек?
а. диспепсия; в. герпес;
б. диабет; г. себорея;
6.Какую пищу необходимо исключить из рациона при заболевании, связанным с нарушением обмена веществ?
а. орехи;
б. сыр;
в. жирные и острые блюда;
г. копчёное мясо и рыбу.
7.Каким требованием должен удовлетворять материал, из которого изготовляется одежда?
а. бать теплопроводным и воздухопроницаемым;
б. быть теплопроводным и воздухонепроницаемым;
в. быть гигроскопичным и водосбалансированным;
г. быть гигроскопичным и водоёмким.
8.Какие способы очищения организма наиболее распространены?
а. специальные диеты;
б. использование тепла;
в. применение клизм, голодание;
г. применение холода;
д. использование мочегонных и желчегонных средств.
Тест: «Автономное пребывание человека в природной среде»
1.Какую опасность таит прогулка по лесу, сбор ягод и грибов? Выберите ответ:
А) никакой опасности;
Б) полная неизвестность;
В) потеря ориентировки, заблудиться.
2.Вы находитесь на краю скалистого обрыва. Единственный путь сохранить жизнь и выполнить поставленную задачу – подняться вверх по мокрым, покрытым мхом скользким скалам. Каким из способов вы попытаетесь это сделать:
А) босиком;
Б) в обуви;
В) в носках.
3.Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Будете ли вы
А) растирать ее снегом;
Б) согреваться около костра;
В) согревать ее собственным телом.
4.Вам необходимо переправиться в брод через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте:
А) вниз по течению;
Б) против течения;
В) под углом 45градусов к нему.
5.Передвигаясь по тонкому льду озера, вы внезапно попали в холодную воду. Достигнув берега, вы будете
А) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;
Б) некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде;
В) прыгать в мокрой одежде.
6.Вам предстоит совершить длительный переход, далеко от конечного пункта пути вы обнаружили потертости на ногах. Как вы поступите:
А) наденете обувь на босую ногу;
Б) намочите носки водой и наденете обувь;
В) время от времени будете переодевать носки с одной ноги на другую; наденете носки наизнанку.
7.Вы укрылись в оборудованной снежной пещере. При каком пламени свечи следует беспокоиться:
А) при желтом;
Б) голубом;
В) красном.
8.В жаркий знойный день, совершая движение в пустыне, вы почувствовали, что язык начинает распухать из-за недостатка воды. Следует ли вам
А) сбросить одежду и продолжать движение, неся ее в руках;
Б) сбросить верхнюю одежду, устроить из нее тень и укрыться в ней до вечера;
В) не раздеваться, плотно застегнуться, найти любую тень и дождаться вечера.
9.Внезапно разразилась гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Ваши действия:
А) спрятаться под огромным деревом;
Б) укрыться под навесом скалы;
В) остаться на открытой местности, продолжая движение и не обращая внимания на угрозу.
10.От дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как следует поступить:
А) укрыться на высоком дереве;
Б) бежать в поисках безопасного места;
В) бежать, прижимаясь к земле.
11.Вы передвигаетесь по засушливой местности и очень хотите пить. У вас полная фляга воды. Как следует поступить:
А) беречь воду и пить примерно по чашке в день;
Б) утолить жажду, выпив половину имеющейся воды;
В) пить часто, но по одному глотку.
12.С какой стороны дерева, пня обычно растут мхи и лишайники? Выберите ответ:
А) с северной;
Б) восточной;
В) южной.
13. С какой стороны пней и деревьев любят строить свои жилища муравьи? Выберите ответ:
А) с северной;
Б) восточной;
В) южной.
14. Где находится солнце в час дня по местному времени? Выберите ответ:
А) на юго-востоке;
Б) на юге;
В) на юго-западе.
15. Какой из перечисленных способов обеззараживания воды является наиболее надежным? Выберите ответ:
А) пропускание воды через активированный уголь;
Б) обеззараживание с помощью марганцовки;
В) кипячение.
16. Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь? Выберите ответ:
А) по часам;
Б) по Луне;
В) по Полярной звезде.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Методического Клуба МБОУ «Стычновская СОШ»