kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по  ОБЖ соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Демьяновская основная общеобразовательная школа»





Рассмотрено на заседании МС

Руководитель МС

______/Емельяненко Т.В./

Протокол № ___ от ___________2016г

«Утверждаю»

Директор школы: _______/Горбатова В.П./

Приказ №_____от ____________2016г









Рабочая программа

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для 5 класса



Программу разработала

Лемешева Светлана Владимировна

учитель ОБЖ

МБОУ «Демьяновская ООШ»

на 2016-2017 учебный год


Аннотация к рабочей программе по ОБЖ для 5 класса (ФГОС)


Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:

1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;

3. Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко, А. Б. Таранин.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе учебного плана образовательного учреждения

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты сле­дующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и обществен­ной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, спра­ведливости судов и ответственности власти;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действи­ям и влияниям, представляющим угрозу для жизни чело­века;

  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоак­тивных веществ, в том числе наркотиков;

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

Виноградова Н. Ф. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,2012.

Основы безопасности жизнедеятельности: программа: 5-6 классы /Н. Ф.Виноградова, Д. В.Смирнов, А. Б.Таранин/.-М.: Вентана - Граф, 2012.

Практическая направленность курса обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий.

Программное содержание курса представлено по линейно-концентрическому

принципу, то есть развёртывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические занятия и осуществляется проектная деятельность.




1 Пояснительная записка


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:

1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;

3. Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко, А. Б. Таранин.

Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2012год.Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты сле­дующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и обществен­ной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, спра­ведливости судов и ответственности власти;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действи­ям и влияниям, представляющим угрозу для жизни чело­века;

  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоак­тивных веществ, в том числе наркотиков;

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведе­ния в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрез­вычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го характера;

  • формирование индивидуальной системы здорового об­раза жизни;

  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитер­рористической личностной позиции и отрицательного от­ношения к психоактивным веществам и асоциальному пове­дению.

Курс предназначен для:

формирования у учащихся основных понятий об опас­ных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

выработки у них сознательного и ответственного отно­шения к личной безопасности, безопасности окружающих;

приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни услови­ях и умения адекватно реагировать на различные опасные си­туации с учётом своих возможностей;

формирования у учащихся антиэкстремистского и анти­террористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Актуальность изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В послед­ние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению слу­чаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным чрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, зем­летрясения, извержения вулканов и проч.); к техногенным — аварии или опасные техногенные происшествия; к социаль­ным — экстраординарные ситуации, связанные с террори­стической угрозой, асоциальным поведением людей; к быто­вым — ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды); к дорожным — ситуации, связанные с по­ведением на дороге, в транспорте.

В условиях чрезвычайных ситуаций может возникнуть угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций показыва­ет, что среди причин гибели людей, в частности детей школь­ного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в экстремаль­ных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация дейст­вий и как результат — недостаточно сформированное прогно­стическое восприятие и мышление, отсутствие опыта реше­ния задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого, основной идеей конструирования данной предмет­ной линии стало формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей чрезвычайной ситуации, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. Поэтому в средствах обучения, реализующих программу, много материалов, которые направлены на оценку поведения, анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку воз­можных действий в той или иной ситуации.

Границы общения младшего подростка (10—12 лет) с ок­ружающим миром значительно расширяются; дети больше времени проводят без родителей, в кругу сверстников, самостоятельно передвигаются по транспортным магистралям и общаются с объектами природы. Это определяет необходи­мость предупредить учащихся 5~6 классов о возможных опасностях, которые могут им встретиться.

2. Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Предлагаемый авторский курс соответствует предмет­ной области, введённой в стандарт второго поколения (2010 г.). Его изучение направлено на реализацию следующей воспи­тательно-образовательной цели; расширение знаний и фор­мирование умений младших подростков по организации здо­рового образа жизни, правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.

Главное назначение предмета — развивать общую куль­туру младшего подростка, формировать осознание необходи­мости беречь своё здоровье, овладевать умениями и навыка­ми решения жизненных задач, связанных с опасными ситуа­циями.

Основными задачами изучения данной предметной обла­сти являются следующие:

и осознание необходимости знания правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, ов­ладения умением ориентироваться в них;

  • воспитание способности к восприятию и оценке жиз­ненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;

  • формирование представлений о причинах возникнове­ния опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;

  • воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.

При отборе содержания курса ОБЖ авторы исходили из следующих дидактических принципов:

  1. Учёт требований стандарта основного общего обра­зования по данной предметной области.

  2. Актуальность для младших подростков обсуждае­мых проблем. Например, правила поведения в домашней об­становке, на прогулках изучаются в 5~6 классах, а чрезвы­чайные ситуации, связанные с деятельностью экстремист­ских организаций, террористических групп и подобными социальными явлениями, обсуждаются со старшими под­ростками.

  3. Принцип интеграции. Весь учебный материал подчи­нён принципу интеграции субъективных и объективных фак­торов, обеспечивающих безопасность в любой чрезвычайной ситуации. Так, содержание раздела, знакомящего школьника с чрезвычайными ситуациями на дорогах и правилами до­рожного движения, строится на основе рассмотрения вопро­сов дорожной безопасности как результата согласованной деятельности всех участников дорожного движения. Другие проблемы (здоровье человека, природные катаклизмы, кри­миногенные явления и проч.) рассматриваются не только как личные, но и как общезначимые, государственные.

  4. Принцип психологической обусловленности позво­ляет ученику быть не столько объектом, сколько субъектомобразовательной деятельности. В средствах обучения, реа­лизующих программу, много материалов, формирующих контрольно-оценочные действия учащихся, их рефлексив­ную позицию. Особое внимание уделено оценке здоровья человека, роли психологического фактора в его сохранении, а также в регулировании отношений со сверстниками (рубрики учебника «Знаешь ли ты себя», «Проверь себя», «Оцени себя»). В учебниках представлена рубрика «Меди­цинская страничка», раскрывающая организационные и психологические моменты оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях.

Практическая направленность курса, Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Особое внимание уделяется реализации крае­ведческого принципа, учёт которого позволяет младшему подростку обучаться в процессе непосредственных наблюде­ний, а затем воплощать знания в продуктивной деятельно­сти — речи, рисунках, схемах, презентациях и проч.

  1. Деятелъностный подход. Реализация этого принципа обеспечивает активность и самостоятельность учебной дея­тельности школьника. Весь методический аппарат позволяет обсуждать программные темы не на констатирующем, а на проблемном уровне (рубрики «Обсудим вместе», «Работа в группах», «Участвуем в проекте»). Реализация данного под­
    хода также предполагает интеграцию содержания и форму чебно воспитательной деятельности на уроках, во внеучебной деятельности и на занятиях в объединениях дополни­тельного образования,

  2. Культурологический принцип даёт возможность рас­ширить круг представлений школьников о проблемах здоро­вья, его укрепления и охраны. Из материалов рубрики «Для любознательных» дети получают дополнительные сведения, которые поддерживают их интерес к изучению этого предмета, раскрывают отдельные исторические факты, связанные с про­блемами охраны безопасности жизни и деятельности людей.

  3. Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий.

Программное содержание курса представлено по линей­но-концентрическому принципу, то есть развёртывается по­следовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каж­дой теме обязательно выполняются практические занятия и осуществляется проектная деятельность.


3. Место учебного предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образованияВ соответствии с учебным планом предмет изучается в 5 классе по одному часу в неделю: 35 часов.

    1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.

 Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенст- вованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через со- страдание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

 Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и об- разовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.  Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состоя- ния нормального человеческого существования.

 Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но сво- боды, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

 Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

 Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

 Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражаю- щееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Оте- честву.

 Ценность человечества – осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

  • Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные результаты:

1 В познавательной сфере: • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере: • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере: • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере: • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; • умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры: • формирование установки на здоровый образ жизни; • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

  1. Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»


Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса содержит следующие разделы.

Введение

Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности

жизнедеятельности».

Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя

Особенности организма человека. Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. По­чему нужно знать свой организм. Укрепление нервной систе­мы, тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы ра­ционального питания. Первая помощь при отравлении и пи­щевой аллергии.

Здоровье органов чувств. Охрана органов чувств. Пер­вая помощь при попадании в глаз инородного тела.

Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные от­сутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши).

Движение это жизнь. Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности.

Закаливание как условие сохранения и укрепления здо­ровья. Правила закаливания младшего подростка.

Компьютер и здоровье. Правила безопасного пользова­ния компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.

Безопасный дом. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая по­мощь при ушибах, отравлении химическими веществами (па­рами клея, краски, газом) и поражении электрическим током.

Школьная жизнь

Выбор пути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная до­рога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожной ситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Прави­ла поведения пассажира в разных видах транспорта.

Правила поведения в школе.. Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на за­нятиях, переменах, во время передвижения по школе, в сто­ловой. Может ли общение привести к беде Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Помощь забо­левшему ребёнку.

Ориентирование в школьных помещениях. Меры преду­преждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. По­мощь при отравлении угарным газом и при ожогах.

Практические работы

Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз; проверка уровня физической подготовки учащегося; со­ставление программы закаливания; освоение правил пользо­вания компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил до­рожного движения; выбор правильного решения в конфликт­ной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при по­жаре в школе; оказание первой помощи при лёгких травмах; оказание первой помощи при переломах; оценка поведения собаки; выбор ориентиров на местности; ориентирование на местности по компасу; определение сторон света по Солнцу и часам; определение сторон света по местным приметам; из­мерение расстояния шагами; оказание доврачебной помощи при укусах насекомых и змей; обучение приёмам искусствен-нога дыхания; составление режима для многодневного тури­стического похода; определение отличительных признаков ядовитых грибов.

Проектная деятельность по темам

  • «Органы чувств чело­века»,

  • «Курить — здоровью вредить»,

  • «Экскурсия в приро­ду»1.

Ведущие содержательные линии программы соответст­вуют разделам учебника «Основы безопасности жизнедея­тельности» для 5—6 класса2.

Во введении к учебнику обсуждается необходимость изу­чения курса ОБЖ и роль полученных знаний и приобретён­ных на занятиях по этому предмету умений в правильной ор­ганизации жизни человека.

При изучении раздела «Чтобы сохранить здоровье, нуж­но знать себя» обсуждается проблема зависимости здоровья и благополучия человека от знания индивидуальных и типо­логических особенностей организма.

Изучаются правила по­ведения, обеспечивающие нормальную работу систем орга­нов (кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной), а также даются рекомендации по соблюдению принципов ра­ционального питания, движения и гигиены.

В разделе «Мой безопасный дом» содержится информа­ция о чрезвычайных (аварийных) ситуациях, которые могут возникнуть в доме, в школе при нарушении правил поведе­ния и техники безопасности.

В разделе «Школьная жизнь» рассматривается две про­блемы. День школьника начинается с дороги, поэтому учащие­ся знакомятся с правилами дорожного движения и рассматри­вают опасные ситуации, участниками которых могут стать пе­шеход и пассажир. Особое внимание уделяется поведению учащихся в школе и на пришкольной территории, выбору безо­пасных способов разрешения возможных конфликтов.









7 Календарно-тематическое планирование


п\п

Наименование

раздела программы.

Тема урока.

Кол-во

часов

Характеристика основных видов

деятельности

Планируемые универсальные учебные действия

Дата



Введение



1

Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

1

Анализирует информацию, представленной в тексте учебника (с. 4).

Работает с рубрикой «Обсудим вместе»: анализ и харак­теристика знаков-символов ОБЖ (учебник, с.5)

Регулятивные:целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.

Познавательные:рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем.

Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничеств




Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя.



2

За что „отвечают" системы органов.

1

Работает с рубрикой «Вспомни»: актуализация имеюще­гося опыта по данной теме (учебник, с. 8).

Выполняет тестовые задания, оценка знаний об осо­бенностях своего организма (учебник, с, 8).


Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;



3

За что „отвечают" системы органов.

1

Работает в парах: правила взаимодействия при решении учебной задачи.


Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов;



4

Как укреплять нервную систему.

1

Работает с рубрикой «Обсудим вме­сте»); анализирует текст «Что „любит" нервная система» (учеб­ник, с. 10).

Работает с иллюстрациями: ответ на вопрос «Чего „не любит" нервная система».

Практическая работа: измерение пульса.

Работает в группах: составление плана укрепления нерв­ной системы «Что мы обязательно должны делать каждый день, чтобы укреплять нервную систему».

Личностные:

укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни;

присвоение ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности; осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие),

Предметные:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;




5

Как можно тренировать сердце.

1

Выполняет практическую работу «Учимся измерять пульс».

Личностные:

укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни;

присвоение ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности; осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического

Предметные:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;




6

Упражняем дыхательную систему.

1

Работает с рубрикой «Обсудим вместе»): «Правила бережного отношения к дыхательной системе».

Практическое занятие: упражняем дыхательную сис­тему (дыхательные упражнения).


Личностные:

укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни;

присвоение ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности; осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека

Предметные:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;




7

Питаемся правильно.

1

Читает и анализирует текст «Рациональное питание — что это такое» (учебник, с. 16).

Анализирует схемы (пирамиды) сбалансированного питания.

Учебный диалог на основе проведённого опыта и про­блемных ситуаций (учебник, с. 19—20).

Оценка проблемных ситуаций «Как мы питаемся».


Регулятивные УУД:

анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту;

выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений;

отработать основные приемы оказания первой медицинской помощи в различных условиях (при неотложных состояниях, при массовых поражениях);

Познавательные УУД: 

познакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм;

освоить правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений;

знать неотложные состояния, требующие оказания первой медицинской помощи;

научиться накладывать повязки, оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т.д.

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.



8

Питаемся правильно.

1

Выполняет практическую работу: меню для подростка.

Работа с рубрикой «Медицинская страничка» (учебник, с. 22).

Регулятивные УУД:

анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту;

Познавательные УУД: 

познакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм;

освоить правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений;

знать неотложные состояния, требующие оказания первой медицинской помощи;

научиться накладывать повязки, оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т.д.

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.



9

Здоровье органов чувств.

1

Работает с рубрикой «Знаешь ли ты себя?»: самоконтроль поведения (оценка выполнения тестовых заданий).

Практическая работа: тренировка глаз.

Обсуждает информацию, представленной в рубрике «Медицинская страничка».


Регулятивные УУД:

выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений;

отработать основные приемы оказания первой медицинской помощи в различных условиях (при неотложных состояниях, при массовых поражениях);

Познавательные УУД: 

научиться накладывать повязки, оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т.д.

овладевать способами остановки кровотечения, оказания помощи утопающим путем искусственного дыхания, непрямого массажа сердца;

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.



10

Здоровье органов чувств.

1

Работает с рубрикой «Знаешь ли ты себя?»: самоконтроль поведения (оценка выполнения тестовых заданий).


Личностные:

учащиеся получают представления об основах медицинских знаний и об оказании первой помощи, сформировать готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации

Предметные:

знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

умение оказать первую помощь пострадавшим;

умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.




11

Проектная деятельность.

1

Обсуждает представленные проекты.

Личностные:

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных, к самостоятельным формам образовательной деятельности, использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности;

Предметные:

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;




12

Проектная деятельность.

1

Обсуждает представленные проекты.

Личностные:

способность к постановке гибких и перспективных целей образования и самообразования; проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Предметные:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;




13

Здоровый образ жизни.

1

Работает с диаграммой (анализ, оценка) «Что влияет на здоровье».

Работает с рубрикой «Знаешь ли ты себя?»: анализ отве­тов на тестовые задания.

Учебный диалог: анализ и оценка жизненных ситуаций (учебник, с. 29).

Регулятивные УУД:

анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих;

анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья;;

Познавательные УУД: 

формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья;

изучить вредные привычки и их влияние на здоровье;

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;



14

Чистота — залог здоровья.

1

Работает в парах: оценка «вредных» советов (по текстам и иллюстрациям, учебник, с. 30).

Работает в группах: составление памятки «Правила лич­ной гигиены».


Регулятивные УУД:

анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья; развить навыки профилактики вредных привычек; моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения и взаимной ответственности в семье; анализировать собственные поступки, негативно влияющие на здоровье; сформировать индивидуальную систему здорового образа жизни (режим дня, программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими); моделировать ситуации;

Познавательные УУД: 

формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья;

изучить вредные привычки и их влияние на здоровье;

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;



15

Чистота — залог здоровья.

1

Работает с текстами и иллюстрациями (учебник, с. 32-36).

Работает с информацией, представленной на «Медицин­ской страничке» (учебник, с. 33, 35).

Регулятивные УУД:

соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих;

анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья; развить навыки профилактики вредных привычек; моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения и взаимной ответственности в семье;;

Познавательные УУД: 

формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья;

изучить вредные привычки и их влияние на здоровье;

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;



16

Движение — это жизнь.

1

Выполняет комплекс упражнений и игр для поддержания двига­тельной активности.

Личностные:

укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни;

присвоение ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности; осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливост

Предметные:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;




17

Закаливание

1

Участвует в учебном диалоге «Что такое закаливание».

Практическая работа: составление программы закали­вания.

Работает с информацией, представленной в рубрике «Ме­дицинская страничка».

Личностные:

осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

Предметные:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;




18

Подросток и компьютер.

1

Работает с рубрикой «Знаешь ли ты себя?»: самоанализ и самооценка поведения и организации деятельности.

Анализирует информацию, представленной в тексте учеб­ника.

Практическое занятие: правила работы с компью­тером.

Совместная деятельность в парах: анализ иллюстра­тивного материала по теме урока.

Личностные:

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных, к самостоятельным формам образовательной деятельности, использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности;

Предметные:

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;




19

Повторение и обобщение пройденного.

1

Рассматривает схемы (учебник, с. 48), подбирает приме­ры, иллюстрирующих её позиции.

Работает в парах: сделайте вывод «Что такое здоровый образ жизни», запишите его, сравните с результатами рабо­ты других пар. Оцените свою работу.

Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

Познавательные УУД: 

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии;

знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте;

Коммуникативные УУД: 

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;




Мой безопасный дом



20

Мой безопасный дом.

1

Работает с рубрикой «Обсудим вместе»: сравнение высказываний, определение ложного суждения (учебник, с. 50).


Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии;

знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте;

Коммуникативные УУД: 

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе




21

Мой безопасный дом.

1

Работает в парах", составление плана уборки квартиры.

Составляет памятку: «Как мыть посуду».


Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии;

знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте;

Коммуникативные УУД: 

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе




22

Техника безопасности в доме.

1

Анализирует иллюстрации (учебник, с. 53), Учебный диалог: анализ текста и иллюстраций (техника безопасности, учебник, с. 55-56).

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

изучать состояние водоемов в различное время года,

знать правила поведения на водоемах, осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи, учиться определять места водозабора, усваивать правила само- и взаимопомощи терпящих бедствие на воде;

Коммуникативные УУД:

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.




23

Техника безопасности в доме.

1

Читает текст рубрики «Медицинская страничка». Ана­лиз представленной информации.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные УУД: 

изучать состояние водоемов в различное время года,

знать правила поведения на водоемах, осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи, учиться определять места водозабора, усваивать правила само- и взаимопомощи терпящих бедствие на воде;

Коммуникативные УУД:

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.




Школьная жизнь



24

Дорога в школу и обратно.

1

Работает с рубриками «Знаешь ли ты себя» и «Вспом­ни»: самоанализ и самооценка поведения (на дорогах и ули­цах).

Практическая работа: безопасный маршрут до школы.

Регулятивные УУД:

сформировать модель личного безопасного поведения по поведению на дорогах в качестве пешехода; разработать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;

Познавательные УУД: 

изучить причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правил дорожного движения. Освоить правила безопасного поведения на дорогах;

Коммуникативные УУД:

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



25

Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения.

1

Читает и анализирует текст (учебник, с. 60).

Работает в парах: оценка информации, представленной в иллюстрациях (учебник, с. 61).


Регулятивные УУД:

сформировать модель личного безопасного поведения по поведению на дорогах в качестве пешехода; разработать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;

Познавательные УУД: 

изучить причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правил дорожного движения. Освоить правила безопасного поведения на дорогах;

Коммуникативные УУД:

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



26

Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения.

1

Практическая работа: анализ и обобщение информа­ции, представленной в иллюстрациях; анализ и характери­стика дорожных знаков (учебник, с. 63-65),

Личностные:

сформировать устойчивую положительную учебную мотивацию;

сформировать способность к ответственному, безопасному поведению, ценностному отношению к жизни и здоровью;

Предметные:

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;




27

Безопасная дорога.

1

Читает и анализирует текст (учебник, с. 60).

Работает в парах: оценка информации, представленной в иллюстрациях (учебник, с. 61).

Практическая работа: анализ и обобщение информа­ции, представленной в иллюстрациях; анализ и характери­стика дорожных знаков (учебник, с. 63-65),

Личностные:

сформировать устойчивую положительную учебную мотивацию;

сформировать способность к ответственному, безопасному поведению, ценностному отношению к жизни и здоровью;

Предметные:

знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.




28

Безопасная дорога.

1

Практическая работа: обсуждение ситуаций, связан­ных с дорожными ловушками (учебник, с. 71-73); повторяет правила и знаки дорожного движения.

Работает с рубрикой «Для любознательных» (учебник, с. 73).

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

изучать состояние водоемов в различное время года,

знать правила поведения на водоемах, осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи, учиться определять места водозабора, усваивать правила само- и взаимопомощи терпящих бедствие на воде;

Коммуникативные УУД:

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.




29

Школьник как пассажир.

1

Работает с информацией, представленной в иллюстраци­ях (учебник, с. 74).

Работает в парах: рассказ для младшего школьника на те­му «Как перейти дорогу».

Работает в группах: «Зададим друг другу вопросы».

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

изучать состояние водоемов в различное время года,

знать правила поведения на водоемах, осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи, учиться определять места водозабора,

Коммуникативные УУД:

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.




30

Общие правила школьной жизни.

1

Работает в группах: рисование плана школы с указанием основных помещений.

Учебный диалог: «Может ли неправильное поведение в школе привести к неприятностям?».

Составляет памятки «Общие правила поведения в школе».


Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии;

знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте;

Коммуникативные УУД: 

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе




31

Правила поведения в школе.

1

Читает и анализирует текст учебника «Поведение на заняти­ях» (с. 75).


Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии;

знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте;

Коммуникативные УУД: 

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;




32

Правила поведения в школе.

1

Работает с рубрикой «Проверь себя», обсуждение к оцен­ка результатов самотестирования.

Учебный диалог: «„Вредные советы" Г. Остера».


Регулятивные УУД:

сформировать модель личного безопасного поведения по поведению на дорогах в качестве пешехода; разработать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;

Познавательные УУД: 

познакомиться с причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, изучить права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Коммуникативные УУД:

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



33

Если в школе пожар.

1

Работает с рубрикой «Вспомни»: как мы ориентируемся в школьных помещениях.

Работает в группах: чтение схемы эвакуации при пожаре в школе.

Читает и обсуждает текст: правила поведения при пожаре.


Регулятивные УУД:

уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения;

сформировать навыки ориентирования на местности;

Познавательные УУД: 

познакомиться с причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, изучить права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Коммуникативные УУД:

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



34

Если в школе пожар.

1

Анализирует информацию, представленной в рубрике «Меди­цинская страничка» (учебник, с. 86).

Регулятивные УУД:

уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения;

сформировать навыки ориентирования на местности;

Познавательные УУД: 

познакомиться с причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, изучить права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Коммуникативные УУД:

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



35

Повторение и обобщение пройденного.

1

Практическая работа; учимся выполнять правила по­ведения

Работает с рубрикой «Медицинская страничка»: оценка информации, представленной в рубрике

Регулятивные УУД:

сформировать модель личного безопасного поведения по поведению на дорогах в качестве пешехода; разработать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;

уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения;

сформировать навыки ориентирования на местности;

Познавательные УУД: 

изучить причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правил дорожного движения. Освоить правила безопасного поведения на дорогах;

познакомиться с причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, изучить права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Коммуникативные УУД:

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
































  1. Описание материально-технического обеспечения .


Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл.

Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

1. Учебно-методическая литература:

  • Конституция Российской Федерации

  • Правила дорожного движения Российской Федерации

Периодические издания

  • Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельностиУчебная литература

  • Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»

  • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедея­тельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»

  • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедея­тельности. Поурочные разработки. 5—9 классы»

  • Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопас­ность пешеходов, пассажиров, водителей. 5—9 классы»

  • Справочник для учащихся «Основы безопасности жиз­недеятельности»

  • Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов1

Средства программного обучения и контроля знаний

  • Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных си­туаций»

  • Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой помощи»

Стенды, плакаты

  • Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

  • Безопасность на улицах и дорогах

  • Криминогенные ситуации

  • Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи

  • Правила поведения при землетрясениях

  • Пожары, взрывы

  • Наводнения и затопления

  • Правила оказания первой помощи

  • Противодействие терроризму и экстремизму в Российс­кой Федерации

  • Обеспечение личной безопасности при угрозе террорис­тического акта

  • Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

  • Плакаты (демонстрационные таблицы с методически­ми рекомендациями)

  • Дорожные знаки

  • Пожарная безопасность

  • Безопасность в быту

  • Обеспечение личной безопасности в криминогенных си­туациях

  • Активный отдых на природе

  • Опасные ситуации в природных условиях

  • Безопасность на воде

  • Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения

  • Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий

  • Правила безопасного поведения при землетрясении

  • Правила безопасного поведения при наводнении

  • Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте

  • Правила безопасного поведения при аварии на хими­чески опасном объекте

  • Первая помощь при массовых поражениях

  • Правила транспортировки пострадавших

  • Безопасность дорожного движения

  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

  • Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой помощи


9. Планируемые образовательные результаты обучающихся.


На конец 5 класса ученик научится и получит возможность научиться.

Личностные результаты обучения:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонационального российского об­щества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех её проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:

формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).

  • Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.





1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по ОБЖ

Автор: Лемешева Светлана Владимировна

Дата: 28.02.2017

Номер свидетельства: 396724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Рабочая программа ОБЖ 5-8 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_proghramma_obzh_5_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "428808"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505834383"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Рабочая программа ОБЖ"
    ["seo_title"] => string(24) "rabochaia_programma_obzh"
    ["file_id"] => string(6) "564328"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606215342"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа ОБЖ 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia-proghramma-obzh-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "115203"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411895668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа ОБЖ 8 класс "
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-proghramma-obzh-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140814"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418026443"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа ОБЖ 8-9 классы ФГОС"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_obzh_8_9_klassy_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "483425"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541310149"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства