Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района
Алтайского края
«Принято» на заседании «Утверждаю»
ШМО Директор
_______Коростик Н.В. ______Белоусова И.П.
Протокол № 4 от Приказ № 94-о от
«25» августа 2014г. «30» августа 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»,
5 класс, основное общее образование
на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана на основе авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов под общей редакцией А.Т.Смирнова. «Программы общеобразовательных учреждений». Москва «Просвещение»,2010г.
Составитель: Ляхорь Алеся Валерьевна,
учитель ОБЖ.
ст. Озимая 2014
Пояснительная записка
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающий их исключительную важность, стремящийся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Данная программа составлена в соответствии с:
-Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён 05.03.2004г. № 1089);
-примерной программой по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов. (М.:Дрофа.2008 г.);
-программой для 5-11. «Основам безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа». Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. Москва «Просвещение» 2010 г.
-ФБУП (утверждён09.03. 2004г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008г. №241, от 30.08.2010 г. № 889, от03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74);
-календарным учебным графиком работы школы на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом от 26.08.2014 г. № 92-о), учебным планом школы на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом №91-о от 26.08.2014 г.);
-Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253);
-расписанием уроков на 2014-2015 учебный год (утверждено приказом от 26.08.2014 г. № 93-о).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК :
-учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общей редакцией А.Т. Смирнов. Москва: «Просвещение»,»2010г.
-Авторская программа А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников под редакцией А.Т.Смирнова. «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности». Москва: «Просвещение», 2010г.
-«Основы безопасности жизнедеятельности». Тестовый контроль 5-6 классы. Под редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2013.
Цели и задачи:
1. Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом возможностей
4.Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.
5.Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
6.Усвоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях,
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
7.Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Программа рассчитана на 35 часов в год ( 1 час в неделю, 34 недели 1 день), согласно календарного учебного графика работы школы на 2014-2015 год.
Рабочая программа соответствует авторской следующим образом:
№ модуля, раздела и темы | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
По авт. программе | По раб.программе |
M-I | Основы безопасности личности, общества и государства: | 22 | 22 |
P-I | Основы комплексной безопасности | 22 | 22 |
1. | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | 5 |
2. | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | 6 |
3. | Опасные ситуации природного характера | 2 | 2 |
4. | Опасные ситуации социального характера | 3 | 3 |
5. | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 6 | 6 |
M-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 13 | 13 |
Р-III | Основы здорового образа жизни: | 5 | 5 |
6. | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 | 3 |
7. | Факторы, разрушающие здоровье | 2 | 2 |
Р-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи: | 8 | 8 |
8. | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 8 | 8 |
Итого часов: | 35 | 35 |
Расхождение с авторской программой нет.
Рабочая программа будет реализована в течение 2014-2015 учебного года.
Для реализации программного содержания используются:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, поисковый, контроль, самоконтроль, репродуктивный.
Формы обучения: общеклассная, групповая, индивидуальная, парная, фронтальная, дифференцированная.
Приемы:
- организационные (беседа, работа с конспектом, ответы с места у доски, работа с демонстрационным материалом; индивидуальная, групповая, фронтальная работа);
- технические (работа с таблицами, использование компьютерных технологий);
- логические ( выводы, постановка проблемы, обобщение, выявление признаков).
Технологии: личностно-ориентированного обучения, ИКТ.
Способы проверки результатов обучения по данной программе: текущий контроль, устные ответы, рефераты, тесты, презентации, итоговый контроль
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать:
- о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- о здоровье и здоровом образе жизни;
-о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
Уметь:
-оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- интернет-ресурсы;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- «Основы безопасности жизнедеятельности». Поурочные разработки 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.Т.Смирнова. Москва «Просвещение» 2012г.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района
Алтайского края
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________Т.А.Золотухина
Протокол МС № 4 от
«25» августа 2014г.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс.
На 2014-2015 учебный год.
Количество часов всего 35 в год; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс, учителя Ляхорь Алеси Валерьевны.
Рабочая программа утверждена приказом № 94-о от 30.08.2014г.
ОБЖ 5 класс
№ п/п | № раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Кол-во часов | Сроки |
По плану | Фактический |
| Р-I | Основы комплексной безопасности | 22 | | |
| Тема 1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | | |
1 | 1.1 | Город как среда обитания | 1 | 4.09 | |
2 | 1.2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. | 1 | 11.09 | |
3 | 1.3 | Особенности природных условий в городе. | 1 | 18.09 | |
4 | 1.4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность | 1 | 25.09 | |
5 | 1.5 | Основы безопасности жизнедеятельности человека | 1 | 2.10 | |
| Тема 2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | | |
6 | 2.1 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 | 9.10 | |
7 | 2.2 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | 16.10 | |
8 | 2.3 | Пассажир. Безопасность пассажира | 1 | 23.10 | |
9 | 2.4 | Водитель | 1 | 30.10 | |
10 | 2.5 | Пожарная безопасность | 1 | 13.11 | |
11 | 2.6 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | 20.11 | |
| Тема 3 | Опасные ситуации природного характера | 2 | | |
12 | 3.1 | Погодные условия и безопасность человека. | 1 | 27.11 | |
13 | 3.2 | Безопасность на водоемах. | 1 | 4.12 | |
| Тема 4 | Опасные ситуации социального характера | 3 | | |
14 | 4.1 | Криминогенные ситуации и личная безопасность | 1 | 11.12 | |
15 | 4.2 | Обеспечение личной безопасности дома. | 1 | 18.12 | |
16 | 4.3 | Обеспечение личной безопасности на улице. | 1 | 25.12 | |
| Тема 5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 6 | | |
17 | 5.1 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | 15.01 | |
18 | 5.2 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | 22.01 | |
19 | 5.3 | Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | 1 | 29.01 | |
20 | 1 | 5.02 | |
21-22 | 2 | 12.02-19.02 | |
| Р-III | Основы здорового образа жизни | 1 | | |
| Тема 6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 | | |
23 | 6.1 | О здоровом образе жизни | 1 | 26.02 | |
24 | 6.2 | Двигательная активность и закаливание организма — необходимое условие укрепления здоровья | 1 | 5.03 | |
25 | 6.3 | Рациональное питание. Гигиена питания | 1 | 12.03 | |
| Тема 7 | Факторы, разрушающие здоровье | 2 | | |
26 | 7.1 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | 1 | 19.03 | |
27 | 7.2 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 | 2.04 | |
| Р-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 | | |
| Тема 8 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 8 | | |
28 29 | 8.1 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 2 | 9.04 16.04 | |
30 31 32 | 8.2 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении. | 3 | 23.04 30.04 7.05 | |
33 34 35 | 8.3 | Первая медицинская помощь при отравлениях. | 3 | 14.05 21.05 28.05 | |
| | Всего часов | 35 | | |
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе.
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа(дата, № приказа) | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |