Рабочая программа составлена на основе ккомплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности - 5 -11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М., «Просвещение» 2011 год. Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
При разработке программы учтены требования, отражённые в федеральных государственных стандартах общего образования.
Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности, по модульной структуре содержания курса « Основы безопасности жизнедеятельности».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 8,9 класс »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КОЧЕТОВКА
АТКАРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано»
Руководитель МО
_________/Демидов Ю.А./
Протокол № ____ от
«___»___________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ - СОШ
села Кочетовка
_________/Вислогузова О.В./
«___»____________2014 г.
«Утверждаю »
Руководитель МОУ - СОШ
села Кочетовка
___________/Хубулова Н.А./
Приказ № _____ от
«___»___________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ (основам безопасности
жизнедеятельности)
8-9 классы
преподавателя-организатора
основ безопасности жизнедеятельности
первой квалификационной категории
Демидова Юрия Александровича
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе ккомплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности - 5 -11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М., «Просвещение» 2011 год. Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
При разработке программы учтены требования, отражённые в федеральных государственных стандартах общего образования.
Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности, по модульной структуре содержания курса « Основы безопасности жизнедеятельности».
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5- 9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определённый для этого курса с учётом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количестве тем может варьироваться.
Модульная система построения учебной программы позволяет более рационально распределить учебный материал.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть курса, и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса « Основы безопасности жизнедеятельности».
Модуль 1.( М – 1) Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и ЧС. Модуль включает два раздела и шесть тем.
Раздел 1 ( Р – 1) Основы комплексной безопасности( изучается с 5 по 9 класс)
Раздел 2 ( Р – 2) Защита населения РФ от ЧС ( изучается с 7 по 9 класс)
Модуль 2 ( М-2) Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно – нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает два раздела.
Раздел 1 (Р -1) ОЗОЖ
Раздел 2( Р – 2) Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль 3 ( М-3) Обеспечение военной безопасности государства
Раздел 1 ( Р - 1) Основы обороны государства.
Раздел 2 ( Р – 2) Основы военной службы.
Модульный принцип построения содержания курса « ОБЖ» позволяет:
* последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;
*повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности, а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации.
Для реализации программы на её изучение предусмотрено по 1 часу учебного времени в неделю во всех классах ( с 5 по 9 классы)
5. Комплексная программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности - 5 -11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М., «Просвещение» 2011 год
Комплексная учебная программа по ОБЖ для 5 – 11 классов состоит из двух частей.
Часть1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для 5 – 9 классов.
6 .Методического письма «О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях».
Настоящая рабочая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5-9 классов).
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 5-9 классах на его изучение выделяется по каждому курсу - 34 часов, из расчета 1 часа в неделю.
Учебники:
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 8-го класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2010.
Уровень программы: базовый
Изучение тематики данной программы направлено на решение следующих задач:
1. Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом возможностей
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.
Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
Усвоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету ОБЖ. В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасности жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 часу в неделю во всех классах (8-9).
Логичным продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», «Безопасное колесо», в работе различных кружков, секций и клубов, туристических походах, слетах и соревнования.
По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется оценка.
Общую оценку итоговой аттестации по ОБЖ предлагается сформировать с учетом оценок: за защиту реферата, за ответы по теоретическим вопросам и за решение ситуационной задачи
В 8-9 классах на изучение программы по ОБЖ отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Характеристика особенностей программы:
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Программа по ОБЖ позволяет реализовать собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала. Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
В процессе обучения обучающихся на уроках ОБЖ учитель ставит перед собой цели, которые стремится достичь при ведении урока. Так же от обучающихся требуется определенный уровень знаний, умений, навыков.
ЦЕЛИ:
1. Познакомить обучающихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера.
2. Учить безопасному поведению при возникновении ЧС в нашем районе и области.
3. Воспитывать заботу о своем здоровье, жизни, безопасности при опасных ситуациях ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ:
1. Обучающиеся должны знать об опасных объектах в нашем районе и области и ЧС, которые могут произойти на них.
2 . Обучающиеся должны уметь правильно вести себя при техногенных происшествиях.
3. Обучающиеся должны овладеть навыками правильных действий при ЧС, оказания первой помощи пострадавшим.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
законодательную нормативно – правовую базу РФ по организации борьбы с терроризмом;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
основные меры по профилактике наркомании;
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Для составления контрольно-измерительных материалов используется следующая литература:
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 классе М.: Просвещение, 2007 г.
ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (15 часов)
Тема 1 Пожарная безопасность (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2 Безопасность на дорогах (8 часов)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3 Безопасность на водоемах (2 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4 Экология и безопасность (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
И БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (9 часов)
Тема 5 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (6 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 6 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (10 часов)
Тема 7 Основы здорового образа жизни (6 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 8 Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи ; (4часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Поурочное планирование учебной программы
по « ОБЖ» - 8 класс
Раздел, тема, урок
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Р - I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. Основы комплексной безопасности.
15 ч
1.
Пожарная безопасность
3 ч
1.1.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их последствия
1
1.2.
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
1
1.3.
Права и обязанности граждан, в области пожарной безопасности
1
2.
Безопасность на дорогах
8 ч
2.1.
Причины дорожно-транспортного травматизма
1
2.2.
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
1
2.3.
Общие требования к водителям, управляющим велосипедом, мопедом, мотоциклом.
1
2.4.
Обязанности пешеходов и пассажиров. Движение пешеходов группами и в колоннах.
1
2.5.
Элементы дорог. Разметка проезжей части. Перекрестки
1
2.6.
Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.
1
2.7.
Опасные ситуации на дороге и маневрирование
1
2.8.
Дорожные знаки (знаки дополнительной информации)
1
3.
Безопасность на водоемах
2 ч
3.1.
3.2.
Безопасное поведение на водоемах в различное время года. Безопасный отдых у воды
1
3.3.
Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде
1
4.
Экология и безопасность
2 ч
4.1.
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
1
4.2.
Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой
1
Р - II.
Защита населения Российской Федерации от ЧС.
9 ч
5.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
6 ч
5.1.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация
1
5.2.
5.3.
Обеспечение радиационной безопасности населения
1
5.4.
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
1
5.5.
Обеспечение химической защиты населения .
1
5.6-5.7.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
1
5.8.
5.9.
. Правила безопасного поведения при гидротехнических авариях
1
6.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3 ч
6.1.
Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
1
6.2.
Эвакуация населения
1
6.3.
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
Р- III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
10 ч
7.
Основы здорового образа жизни
6 ч
7.1.
Общие понятия о здоровье, как основной ценности человека
1
7.2.
7.3.
Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества
1
7.4.
7.6.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
1
7.5.
ЗОЖ и профилактика основных неинфекционных заболеваний
1
7.7.
Профилактика вредных привычек.
2
Р – 4.
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
4 ч
8.1.
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
1
8.2.
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ
1
8.3.
Первая медицинская помощь при травмах
1
8.4.
Первая медицинская помощь при утоплении
1
Всего часов:
34 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2014-2015 учебный год
8-й класс
№
урока
Наименование раздела
Тема урока
Кол-во
часов
Использование ИКТ
Дата
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
1
Основы комплексной безопасности.
Пожарная безопасность
(3 ч)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
DVD «Пожарная безопасность в школе » д/з стр.6
1
DVD, презентация
05.09
2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
DVD «Характеристика пожаров, огнетушители»
д/з стр.13
1
DVD, презентация
12.09
3
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
DVD «Правила поведения при пожаре»
д/з стр.20
1
DVD, презентация
19.09
4
Безопасность на дорогах
(3 ч)
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма
DVD «Безопасность на дорогах»
д/з стр.27
1
DVD, презентация
26.09
5
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
DVD «Правила дорожного движения»
д/з стр.35
1
DVD, презентация
03.10
6
Велосипедист – водитель транспортного средства
DVD «Безопасное колесо»
д/з стр.45
1
DVD, презентация
10.10
7
Безопасность на водоемах
(3 ч)
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
д/з стр.51
1
17.10
8
Безопасный отдых на водоемах
DVD «Правила поведения на воде» д/з стр.60
1
DVD, презентаци
24.10
9
Оказание помощи людям, терпящим бедствие на воде
DVD «ПМП при утоплении»
д/з стр.72
1
DVD, презентация
31.10
10
Экология и безопасность
(2 ч)
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
DVD «Экология» д/з стр.78
1
DVD, презентация
14.11
11
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
д/з стр.84
1
21.11
12
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
(8 ч)
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
DVD «ЧС грозящие нашему селу»
д/з стр.92
1
DVD, презентация
28.11
13
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
д/з стр.97
1
05.12
14
Обеспечение радиационной безопасности населения
DVD «Радиационная безопасность» д/з стр.106
1
DVD, презентация
12.12
15
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
д/з стр.113
1
19.12
16
Обеспечение химической защиты населения
DVD «Химическое заражение»
д/з стр.119
1
DVD, презентация
26.12
17
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
DVD «Аварии на объектах»
д/з стр.127
1
DVD, презентация
16.01
18
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
д/з стр.131
1
23.01
19
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
д/з стр.140
1
30.01
20
Организация защиты населения
от ЧС техногенного характера
(3 ч)
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
DVD «Оповещение о ЧС»
д/з стр.146
1
DVD, презентация
06.02
21
Эвакуация населения
DVD «Эвакуация»
д/з стр.150
1
DVD, презентаци
13.02
22
Мероприятия по инженерной защите от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
DVD «Чрезвычайные ситуации»
д/з стр.156
1
DVD, презентация
20.02
23
Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие
(8 ч)
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
DVD «Здоровый образ жизни»
д/з стр.164
1
DVD, презентация
27.02
24
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
д/з стр.168
1
06.03
25
Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества
д/з стр.172
1
13.03
26
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
DVD «ЗОЖ и трудовая деятельность»
д/з стр.174
1
DVD, презентация
20.03
27
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
DVD «Инфекционные заболевания»
д/з стр.179
1
DVD, презентация
03.04
28
Вредные привычки и их влияние на здоровье DVD «Алкоголизм и его последствия»
д/з стр.183
1
DVD, презентация
10.04
29
Профилактика вредных привычек
DVD «Вредные привычки»
д/з стр.189
1
DVD, презентаци
17.04
30
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
д/з стр.195
1
24.04
31
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
(4 ч)
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
DVD «Оказание ПМП в различных ситуациях»
д/з стр.200
1
DVD, презентация
08.05
32
Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами
д/з стр.209
1
15.05
33
Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)
д/з стр.212
1
22.05
34
Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие)
д/з стр.215
1
29.05
Всего часов за год
34 час.
Содержание тем учебной программы по ОБЖ
9 класс
Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ.
Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение
персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
Безопасность дорожного движения
Поурочное планирование
по « ОБЖ» 9 класс
№ модуля
раздела,темы
Наименование разделов и темы урока
Кол-во
часов
М - 1
Основы безопасности личности, общества и государства
24 часа
Р - 1
Основы комплексной безопасности
11 ч.
Тема 1
Национальная безопасность России в современном мире.
3 ч.
1.1- 1.2.
Россия в мировом сообществе.
Национальные интересы России
1
1.3.
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
1
1.4.
Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности
1
Тема 2
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России
3 ч.
2.1.
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.
1
2.2
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия
1
2.3
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия
1
Тема 3
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и безопасность России
3 ч.
3.1
Военная угроза национальной безопасности России
1
3.2
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.
1
3.3
Наркотизм и национальная безопасность России.
1
Тема 4
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.
2 ч.
4.1.
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
1
4.2.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
1
Р - 2
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
12 ч.
Тема 5
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3 ч.
5.1
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( РСЧС)
1
5.2.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
1
5.3.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1
Тема 6.
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
5 ч.
6.1
Мониторинг и прогнозирование ЧС.
1
6.2
Инженерная защита населения и территорий от ЧС.
1
6.3
Оповещение населения о ЧС.
1
6.4
Эвакуация населения.
1
6.5.
Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
1
Тема 7
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ.
4 ч.
7.1.
Законодательная и нормативно – правовая база по организации борьбы с терроризмом
1
7.2.
Система борьбы с терроризмом
1
7.3.
Государственная политика противодействия наркотизму.
1
7.4.
Профилактика наркомании
1
М -2
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
10 часов.
Р - 3
Основы здорового образа жизни
8 ч.
Тема 8.
Основы здорового образа жизни
3 ч.
8.1.
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная личность.
1
8.2.
Понятие о ВИЧ и его составляющие.
1
8.3.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
1
Тема 9
Факторы разрушающие репродуктивное здоровье
2 ч.
9.1.
Ранние половые связи и их последствия.
1
9.2.
Инфекции, передаваемые половым путём.
1
Тема10.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
3 ч.
10.1.
Брак и семья.
1
10.2.
Семья и здоровый образ жизни человека.
1
10.3.
Основы семейного права в РФ.
1
Р - 4
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2 ч.
Тема 11.
Оказание первой медицинской помощи
2 ч.
11.1
ПМП при массовых поражениях. Практическое занятие.
1
11.2.
ПМП при передозировке в приёме психоактивных веществ.
1
Всего часов:
34 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2014-2015 учебный год
9-й класс
№
урока
Раздел программы
Тема урока
Кол-во
часов
Использование ИКТ
Дата
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
1
Национальная безопасность России в современном мире
(4 ч)
Россия в мировом сообществе
DVD «Международное гуманитарное право»
д/з стр.6
1
DVD, пре-зентация
05.09
05.09
2
Национальные интересы России в современном мире
д/з стр.11
1
12.09
12.09
3
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
д/з стр.15
1
19.09
19.09
4
Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности
д/з стр.20
1
26.09
26.09
5
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России
(3 ч)
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация
д/з стр.27
1
03.10
03.10
6
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия
DVD «ЧС природного характера» д/з стр.35
1
DVD, пре-зентация
10.10
10.10
7
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия
д/з стр.40
1
17.10
17.10
8
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (3 ч)
Военная угроза национальной безопасности России
д/з стр.46
24.10
24.10
9
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России DVD «Терроризм, теракт» д/з стр.52
1
DVD, пре-зентация
31.10
31.10
10
Наркотизм и национальной безопасности России
д/з стр.178
1
11
личная без-ть при угрозе террористического акта (2 ч)
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
д/з стр.180
1
12
Правила поведения при угрозе террористического акта д/з стр.183
1
13
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
(3 ч)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
DVD «МЧС России»
д/з стр.57
1
DVD, пре-зентация
14
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны
DVD «Предназначение и формирование ГО»
д/з стр.64
1
DVD, пре-зентация
15
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
DVD «Спасательные работы МЧС» д/з стр.70
1
DVD, пре-зентация
16
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
(5 ч)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
д/з стр.77
1
17
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций д/з стр.80
1
18
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
DVD «Оповещение населения о ЧС» д/з стр.85
1
DVD, пре-зентация
19
Эвакуация населения
DVD «Эвакуация»
д/з стр.87
1
DVD, пре-зентация
20
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах пораженияDVD «Средства при ведении поисково-спасательных работ» д/з стр.90
1
DVD, пре-зентация
21
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
(4 ч)
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом
DVD «Уголовный Кодекс»
д/з стр.100
1
DVD, пре-зентация
22
Система борьбы с терроризмом
д/з стр.102
1
23
Государственная политика противодействия наркотизму
д/з стр.122
1
24
Профилактика наркомании
DVD «Дневник Насти»
д/з стр.128
1
DVD, видео ф-м
25
Основы здорового образа жизни
(3 ч)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность
д/з стр.136
1
26
Здоровый образ жизни и его составляющие
д/з стр.143
1
27
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
(3 ч)
Брак и семьяDVD «Брак и семья» д/з стр.166
1
DVD, пре-зентация
32
Семья и здоровый образ жизни человека
д/з стр.170
1
33
Основы семейного права в Российской Федерации
DVD «Семья в современном обществе
д/з стр.172
1
DVD, пре-зентация
34
Оказание первой медицинской помощи
(2 ч)
Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практические занятия по плану преподавателя)
DVD «Медицинские мероприятия при ЧС» д/з стр.178
1
DVD, пре-зентация
Всего уроков в учебном году
34 часа
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности
8 –9 классы
Предмет
Класс
Название учебника
Год изд. издатель
Методическая литература к данному учебнику
Основы безопасности жизнедеятельности
8, 9,
класс
Основы безопасности жизнедеятельности
А.Т. Смирнов
Хренников
Москва
«Просвещение»
2012 год.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Поурочные планы 8 класс. Г.Н. Шевченко
Изд. Учитель 2007 год.
ИНТЕРНЕТ
Основы безопасности жизнедеятельности
5,6,7,8,9 классы
Основы безопасности жизнедеятельности
Смирнов, Фролов,
АСТ
Астрель
Москва 2011 год
Методические материалы и документы по курсу
ОБЖ. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин.
Изд. Просвещение 2004 год.
Е.И. Тупикова, А.Т. Смирнов «Основы безопасности жизнедеятельности»
ИНТЕРНЕТ
Перечень учебно-методического обеспечения
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 10—11 кл. /А. Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
ФЗ РФ «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона РФ «Об образовании», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы по призыву» // Собрание законодательства РФ: официальное издание. — М., 1998—2007.
Журналы «ОБЖ», «Основы военной службы» - 2004-2009 г.г.
Приложение 1
Содержание практической деятельности
( контрольно-измерительный материал):
Тесты:
В-1,В-2
1.Признаки жизни
а)дыхание и пульс; +
б)пульсирующие движения в области сонной артерии и пульс
в)пульсирующие движения в области сонной артерии и дыхание. +
2.Признаки дыхания
а) равномерное поднятие грудной клетки и живота; +
б )розовый цвет кожи;
в)наполненные воздухом лёгкие.
3.Искусственное дыхание
а) искусственная вентиляция легких +
б )дыхание с помощью медицинского прибора
в)затрудненное дыхание
4. Функция искусственного дыхания
а) оживление пострадавшего
б) обеспечение легких пострадавшего воздухом +
в) возобновление самостоятельной сердечной деятельности
9. Тяжелая травма – шок – тяжелые нарушения функции организма приводят к
а) биологической смерти
Б) терминальному состоянию +
В) к бессознательному состоянию
10. Солевой раствор является
а) асептиком
Б) антисептиком +
В) септиком и антисептиком
11. Появление « кошачьего глаза» при надавливании на зрачок- это признак
а )клинической смерти
Б) биологической смерти +
В)терминального состояния
12.Виды ИВЛ методом донора
а) изо рта в рот +
Б) изо рта в нос +
В) искусственное дыхание
13.Основными показателями ЭРП являются
а) потеря сознания и отсутствие пульса, трупные пятна
Б) потеря сознания и пульса, расширенный зрачок не реагирующий на свет +
В) потеря сознания и пульса, расширенный зрачок не реагирующий на свет, трупное окоченение
14.Обеспечение проходимости дыхательных путей, проведение искусственного дыхания, восстановление кровообращения
а) правила АВС +
б) Три важнейших приема легочной реанимации +
в) основные показатели ЭРП +
15. Признаки внезапной остановки сердца
а) резкая бледность, потеря сознания
б)исчезновение пульса в сонной артерии, прекращение дыхания или появления резких вдохов;
в) резкая бледность, потеря сознания, исчезновение пульса в сонной артерии, прекращение дыхания или появления резких вдохов, расширение зрачков +
16. Виды повязок
а) давящие, свободные, обеззараживающие
Б)укрепляющие, давящие, обездвиживающие +
В) защитные, временные
17. Комплекс мероприятий по спасению пострадавшего на месте происшествия
а) ЭРП
Б) ПМП +
В) терминальное состояние
18. Оживление пострадавшего при терминальном состоянии
а) ЭРП +
Б) ПМП +
В) терминальное состояние
19. «Замок», «Живой костыль», перетаскивание
а) способы переноса пострадавшего +
Б) виды импровизированных носилок
В) виды стационарных носилок
20. Сознание затемнено, резкая заторможенность, зрачки на свет не реагируют, на коже характерный мраморный рисунок, дыхание учащенное, температура тела понижена
а) шок 1 степени
Б) шок 2 степени
В) шок 3 степени +
21. Отсутствие дыхания, пульса и сердцебиения – это признаки
а) клинической смерти +
Б ) биологической смерти
В) ) клинической и биологической смерти
22. Пульс определяем по
а)пульсации на сонной артерии +
Б) по пульсации на вене
В) по пульсации на капиллярах
23. Функции повязок
а) только впитывание крови
Б) предотвращение инфекции и остановка кровотечения +
В) только остановка кровотечения
24. Прекращение работы сердца – прекращение кровообращения – потеря сознания – клиническая смерть – биологическая смерть
а) признаки ЭРП
Б) признаки ТС +
В) признаки внезапной остановки сердца
25. Меры по предотвращению попадания болезнетворных микробов в рану
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.
Приложение 4
ТЕМЫ
ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ
по Основам Безопасности Жизнедеятельности
Важность и необходимость здорового образа жизни.
Их имена носят улицы г. Аткарска.
Наркомания и её опасность.
Самые весомые проблемы общества и государства РФ – алкоголизм и «молодой» алкоголизм.
Здоровые дети – здоровая нация.
О вреде газированных напитков.
О вреде курения.
Энергетические напитки: вред или польза?
Опасные природные явления.
Чернобыльская трагедия: десятилетия спустя.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2007.
Журналы «ОБЖ. Основы безопасности жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы военной службы» - 2004-2009 г.г.