Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ОБЖ (2004г), примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, авторской программы по курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений – авторы программы А.Т. Смирнов, Е.Н Литвинов, М.П.Фролов и др. под ред. Ю.Л.Воробьева.
Планирование составлено из расчета 1 час в неделю (35 часов в год), что соответствует региональному базисному учебному плану.
В течение года учащиеся должны изучить следующие темы:
1. Город как источник опасности-(5 часов).
2. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище-(12часов).
3. Чрезвычайные ситуации в транспорте –(9 часов).
4. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера –(4 часа).
5. Нарушение экологического равновесия –(2 часа)
6. Основы медицинских знаний, правила оказания первой медицинской помощи –(3 часа).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов ОБЖ с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определены требования к уровню подготовки учащихся, указан УМК используемый для реализации рабочей программы, перечень литературы и интернет-ресурсов. Дано развернутое календарно-тематическое планирование
Данная рабочая программа
- обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся;
- создает условия для формирования научного миропонимания и развития мышления учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обж »
Аннотация к рабочей программе по ОБЖ
5 класс.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ОБЖ (2004г), примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, авторской программы по курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений – авторы программы А.Т. Смирнов, Е.Н Литвинов, М.П.Фролов и др. под ред. Ю.Л.Воробьева.
Планирование составлено из расчета 1 час в неделю (35 часов в год), что соответствует региональному базисному учебному плану.
В течение года учащиеся должны изучить следующие темы:
1. Город как источник опасности-(5 часов).
2. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище-(12часов).
3. Чрезвычайные ситуации в транспорте –(9 часов).
4. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера –(4 часа).
5. Нарушение экологического равновесия –(2 часа)
6. Основы медицинских знаний, правила оказания первой медицинской помощи –(3 часа).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов ОБЖ с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определены требования к уровню подготовки учащихся, указан УМК используемый для реализации рабочей программы, перечень литературы и интернет-ресурсов. Дано развернутое календарно-тематическое планирование
Данная рабочая программа
- обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся;
- создает условия для формирования научного миропонимания и развития мышления учащихся.
Автор
Шевцов Андрей Алексеевич.
Место работы:
МБОУ «АСОШ №3» п.Центральный.
Должность:
Преподаватель-организатор ОБЖ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Агеевская средняя общеобразовательная школа №3».
Рассмотрено Принято Утверждено
На заседании МО на заседании директор МБОУ «АСОШ №3»
«___»________2014_г. «___»_______2014_г Приказ №____от
Председатель МО «______»________2014_г.
_________________
(Ф.И.О.)
Рабочая программа
по ОБЖ
Для учащихся 5 класса.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Программа разработана преподавателем-организатором ОБЖ
Шевцовым А А
п. Центральный 2014 г.
Пояснительная записка.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ОБЖ (2004г), примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и на основе программы по курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений – авторы программы А.Т. Смирнов, Е.Н Литвинов, М.П.Фролов и др. под ред. Ю.Л.Воробьева.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов,необходимых для качественной организации образовательного процесса.
Программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования, и при этом позволяет авторам учебных программ и учебников реализовать собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся.
Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования и отводит 140 часов. В 5 классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 учебных часов.
По учебному плану МБОУ АСОШ№ 3 п. Центральный 1 час в неделю, таким образом количество часов по рабочей программе составляет 35 часов (1 час в неделю).
Учебно-тематический план 5 класс.
Содержание учебного материала.
Кол-во часов.
Кол-во контрольных работ.
I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях.
32
4
1. Город как источник опасности
5
1
2. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище.
12
1
3. Чрезвычайные ситуации в транспорте.
9
1
4. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.
4
1
5.Нарушение экологического равновесия.
2
II. Основы медицинских знаний, правила оказания первой медицинской помощи.
3
Итого
35
4
Содержание учебной программы 5 класс.
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях (32 час)
Город как источник опасности (5ч).
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе (со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком).
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
2. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище (12ч).
Современное жилище, его конструкции и особенности жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, канализация) Возможные ситуации аварийного характера в жилищах (пожар, затопление, повреждение конструкций, разрушение).Правила обращения с животными.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Отравление пестицидами. Отравление лекарствами.
3. Чрезвычайные ситуации в транспорте (9ч).
Современный транспорт-зона повышенной опасности. Краткая характеристика видов современного транспорта--общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро) железнодорожного, водного и авиационного. Энергетика современного транспорта и условия безопасности .Основные правила безопасности поведения при пользовании транспортными средствами. Правила поведения участников дорожного движения. Правила поведения в аварийных ситуациях, первая помощь пострадавшим. Пассажир, общие обязанности пассажира .Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта.
Метро—общественный транспорт. Основные правила безопасности поведения при пользовании метро. Правила безопасного поведения в толпе. Поведение толпы при возникновении паники. Краткая характеристика железнодорожного транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоёмов в разное время года. Водный транспорт. Меры по обеспечению безопасности пассажиров.
4. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера (4ч).
Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.
5. Нарушение экологического равновесия (2ч).
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение воздуха, воды и почвы в местах проживания, возможные их причины. Основные мероприятия по обеспечению безопасности человека при нарушении экологического равновесия в местах проживания. В чем заключается опасность шумов и как от них защититься. Организация рабочего места у компьютера.
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3 час)
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее вызова.
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Виды кровотечений. Способы временной остановки кровотечений.
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином, угарным газом. Термические и химические ожоги. Первая помощь при ожогах.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся должны:
Знать/ понимать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
Уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
оказывать первую медицинскую помощь при различных видах повреждений;
Учебно-методическое обеспечение
Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М П Фролов; под ред. Ю.Л Воробьёва.-М. ; АСТ ; Астрель, 2010 г.
Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 5 класс: к учебнику М П Фролова, Е Н Литвинова, А Т Смирнова и др. под ред . Ю Л Воробьёва / А.Г Малов-ГРА.-М.:АСТ: Астрель,2008 г.
Плакаты.
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.(Текст) / В.М. Евлахов .-М.; Дрофа,2006.
Перечень ресурсов
1. Набор оборудования по основным темам
2. Компьютер
3. http://festival.1september.ru
4. http://ege.edu.ru
. 5. http://window.edu.ru
Литература.
Стандарт основного общего образования по ОБЖ.
Программа начального и основного общего образования, М : Вента-Граф 2009г.
Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М П Фролов; под ред. Ю.Л Воробьёва.-М. ; АСТ ; Астрель, 2010г
Л.П. Попова Поурочные разработки по ОБЖ: 5кл -.: ВАКО,2008г.
Календарно-тематическое планирование .5 класс.
№
урока
№ раздела и темы урока
Наименование раздела и темы
Количество часов
Дата
Примечание
I
Безопасность и защита человека в опасных ситуациях.
32
1
Город как источник опасности
5
1
1-2
Что такое опасные и чрезвычайные ситуации. Основные понятия и определения; безопасность, опасная ситуация, чрезвычайная ситуация.
1
3.09.13
2
3
Главные правила ОБЖ. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации.
1
10.09.13
3
4
Опасности в городе и поселке. Наличие зон повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей).
1
17.09.13
4
5
Службы защиты населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
1
24.09.13
5
Контрольная работа № 1 по теме: «Город как источник опасности».
1
1.10.13
2
Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище.
12
6
6
Современное жилище, его конструкции и особенности жизнеобеспечения.
1
8.10.13
7
С.28-31
Правила обращения с животными Первая помощь при укусах животных.
1
15.10.13
8
7
Пожар в жилище. Возможные причины возникновения пожаров. Правила пожарной безопасности.
1
22.10.13
9
С.35-37
Электричество. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов.
1
29.10.13
10
8.1
Правила поведения при пожаре Способы эвакуации из многоэтажных зданий.
1
12.11.13
11
8.2
Средства пожаротушения и правила пользования ими .Огнетушители, их типы, особенности их использования.
1
19.11.13
12
9
Опасные газы (угарный, бытовой).Первая помощь при отравлении газом.
1
26.11.13
13
10
Затопление жилища .Возможные причины. Правила поведения при затоплении.
1
3.12.13
14
11
Разрушение здания. Правила поведения при нахождении в завале.
1
10.12.13
15
12.1
Средства бытовой химии .Возможные опасности при нарушении правил пользования ими (отравления, ожоги).