Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии Автомеханик, Повар кондитер, Мастер столярного и мебельного производства, Изготовитель художественных изделий из дерева, Исполнитель художественно-оформительских работ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
протокол №__ от _____________2014 г протокол №__от_______2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности
код и наименование специальности
190631.01 АВТОМЕХАНИК
ИЗГОТОВИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА
262023.01 МАСТЕР СТОЛЯРНОГО И МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
072500.01 ИСПОЛНИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ
260807.01ПОВАР КОНДИТЕР
Разработал:
Ахунов А.Ф
УФА
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) для специальностей:
- автомеханик,
- мастер столярного и мебельного производства,
- исполнитель художественно-оформительских работ,
- изготовитель художественных изделий из дерева,
- повар кондитер
Организация-разработчик: ГБОУ НПО профессиональный лицей № 64, Республика Башкортостан, г.Уфа, Уфимское шоссе, 22.
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии Автомеханик, Повар кондитер, Мастер столярного и мебельного производства, Изготовитель художественных изделий из дерева, Исполнитель художественно-оформительских работ
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
является базовой общеобразовательной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
• освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
знать/понимать
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; \
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту.
альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЖ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
70
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
в том числе:
практические занятия
6
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
в том числе:
выполнение реферата
18
работа с учебной и справочной литературой
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированногозачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1.
Введение
Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасной жизнедеятельности»
Общие понятия, цели и задачи дисциплины.
2
1
Раздел 2. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности
8
Тема.2.1. Здоровье и здоровый образ жизни
Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Изучение факторов, способствующих укреплению здоровья.
2
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
4
Выполнение реферата по темам:
Здоровье и здоровый образ жизни.
Способы закаливания организма.
Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья.
Физические факторы, способствующие формированию, росту и укреплению здоровья человека.
Тема 2.2. Вредные привычки и их профилактика
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика
Изучение влияния алкоголя на здоровье человека, социальных последствий употребления алкоголя и снижения умственной и физической работоспособности.
2
1
2
Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия пристрастия к наркотикам, Профилактика наркомании. Алкоголь и социальные последствия. Влияние алкоголя и курения на здоровье человека.
2
2
Выполнение реферата по темам:
Что мы знаем о табачном дыме.
Можно ли побороть вредные привычки.
Алкоголь – причина многих бед.
Вредные привычки в моей семье.
Вредные привычки и наше будущее.
Детство и алкоголь.
Последствия наркомании.
Наркомания – привычка или болезнь?
Как противостоять среде?
4
Раздел 3. Государственная система обеспечения безопасности населения
14
Тема 3.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2
1
Практические занятия
2
3
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка докладов по темам:
Правила поведения при наводнении.
Правила поведения при ДТП.
Правила поведения при пожаре и обрушении здания.
Правила поведения при землетрясении.
Правила поведения при химической аварии.
Правила поведения при радиационной аварии.
Правила поведения при отравлении аварийными химически опасными веществами.
Тема 3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций
6
1
Определение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны.
Изучение задач гражданской обороны, структуры и органов управления гражданской обороной.
Изучение современных средств поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
2
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений.
1
Изучение организации и основного содержания аварийно-спасательных работ. Изучение назначения и правил санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
Изучение правовых основ организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
2
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
1
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
1
Практические занятия
2
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
34
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
4
1
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы
1
Практические занятия
2
3
Структура советских Вооруженных Сил
Самостоятельная работа обучающихся
2
4
Подготовка рефератов по темам:
Вооруженные силы Московского государства в XIV—XV веках.
Военная реформа Ивана Грозного I.
Военные реформы в России во второй половине XIX века
Создание советских Вооруженных Сил.
Тема 4.2. Организационная структура Вооруженных сил России
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
2
1
1
Тема 4.3. Воинская обязанность
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
6
1
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе
Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части
Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Контрольная работа
2
3
Тема 4.4. Соблюдение норм международного гуманитарного права
Военнослужащий - защитник своего Отечества.
Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя, в России, народа и Отечества..
8
1
Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил РФ
Изучение воинской дисциплины, ее сущности и значения.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индиви-дуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Изучение видов воинской деятельности и их особенностей. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
1
1
1
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
1
Тема 4.5. Как стать офицером Российской Армии
Изучение основных видов военных образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
4
1
Символы воинской чести. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
1
Практические занятия
2
3
4
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.
Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка докладов по темам:
Основные качества военнослужащего.
Ритуалы вооруженных сил.
Дни воинской славы.
Раздел 5. Основы медицинских знаний
12
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение докладов по темам:
Современные средства контрацепции.
Аборт и его последствия?
Здоровое поколение
Тема 1.4. Основные инфекционные болезни.
Основные инфекционные болезни. Классификация и профилактика
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
2
2
4
Подготовка докладов по темам:
Пути передачи кишечных инфекций.
Инфекции, передаваемые половым путем.
Профилактика инфекционных болезней.
Туберкулез. Пути передачи последствия.
Вирусные гепатиты.
ВИЧ-инфекция.
Как лечить инфекционного больного?
Чем опасна дизентерия?
Роль социально-бытовых факторов в распространении инфекционных заболеваний
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях, при острой сердечной недостаточности и остановке сердца
1
Дифеферицированный зачет по всем разделам
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;
-.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
-интерактивная доска;
-массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова;
-7,62-мм модернизированный автомат Калашникова;
- 5,6- мм малокалиберная винтовка;
- средства индивидуальной защиты:
общевойсковой противогаз;
-общевойсковой защитный комплект;
-респиратор
-приборы:
радиационной разведки;
химической разведки;
-бытовой дозиметр;
- макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ;
-макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ;
-компас;
-визирная линейка;
-индивидуальные средства медицинской защиты:
аптечка АИ;
пакеты перевязочные ППИ;
пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11;
- сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи;
- сумка CMC
- перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:
бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
вата медицинская компрессная
косынка медицинская (перевязочная)
повязка медицинская большая стерильная
повязка медицинская малая стерильная
- медицинские предметы расходные:
булавка безопасная
шина проволочная (лестничная) для ног
шина проволочная (лестничная) для рук
шина фанерная длиной 1 м
врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты: жгут кровоостанавливающий эластичный
-аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии:
- манекен-тренажер для реанимационных мероприятий;
-шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная);
- санитарно-хозяйственное имущество инвентарное:
носилки санитарные;
знак нарукавного Красного Креста;
лямка медицинская носилочная;
флаг Красного Креста;
Набор плакатов и электронные издания:
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации;
Ордена России;
Текст Военной присяги;
Воинские звания и знаки различия;
Военная форма одежды;
Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе;
Военно-прикладные виды спорта;
Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин
Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации;
Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств;
Несение караульной службы
Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет;
Нормативы по прикладной физической подготовке;
Нормативы по радиационной, химической и биологической защите
Набор плакатов или электронные издания:
Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия
Приемы и правила метания ручных гранат
Мины Российской армии
Фортификационные сооружения
Индивидуальные средства защиты
Приборы радиационной разведки
Приборы химической разведки
Организация и несение внутренней службы
Строевая подготовка
Оказание первой медицинской помощи
Гражданская оборона.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые документы
Конституция Российской Федерации.
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1993—2007.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Основные источники:
Для обучающихся
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для сред профессионального образования /Н.В. Косолапова, Н.А. Н.А. Прокопенко. М 2014 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2008.
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. - М., 2007.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл.-М., 2007.
100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. - М., 2006.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. - М., 2007:
Для преподавателей
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. - М., 2007.
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2007.
Большой энциклопедический словарь. - М., 1997.
Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.
Военная доктрина Российской Федерации // Вестник-военной информации. - 2000. - № 5.
Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров, - 2-е изд., доп. -М., 2003.
Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М: Просвещение, 2005.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—1 1 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2007.
Петров СВ. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М., 2000.
Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. - 6-& изд. -М„ 2006.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
практическая работа
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи
Знания
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
тестирование;
фронтальный опрос;
контрольная работа;
комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту.
альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;