Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
• формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
• выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс ОБЖ »
Муниципальное образовательное учреждение
Индустринская основная общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Индустринской
основной общеобразовательной школы
____________________ Агеева Л.Е.
«___»_______________________201__ г.
___________________________М.П.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
(базовый уровень)
5 класс
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Пиманова Юлия Фёдоровна,
учитель основ безопасности жизнедеятельности
Коломенский муниципальный район
2014 г.
Пояснительная записка
Планирование по основам безопасности жизнедеятельности составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений. М.: Издательство «Просвещение». 2010.
Авторы программы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.
Рабочая программа составлена на 35 часов.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена из расчета инвариантной части Базисного учебного плана 2004 года 1 час в неделю.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
о здоровом образе жизни,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
В курсе изучения учебного предмета «ОБЖ» 5 класс для достижения результатов общеобразовательной программы школы учитываются задачи, которые ставит школа:
добиться повышения качества знаний учащихся, осуществляя личностно-ориентированный подход к учащимся, активно используя в учебном процессе современные педагогические технологии, интерактивные формы и средства обучения;
сформировать у учащихся навыков исследовательской деятельности по проблемам экологии, осознания неразрывной связи здоровья человека и природы, озабоченности состоянием окружающей среды, способности понимать природу, стремления сберечь её, осознания того, что человек – часть природы;
сформировать у учащихся способность видеть, понимать природу, помочь осознать, что человек – частица природы, привить навыки экологической культуры поведения в трудовой деятельности и быту.
Основное содержание
Модуль I (М-1). Основы безопасности личности, общества и государства (22ч).
Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Раздел I (Р-1). Основы комплексной безопасности (22ч).
Модуль II (M-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13ч).
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Раздел III (Р-Ш). Основы здорового образа жизни (5ч).
Раздел IV (P-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8ч).
Логичным продолжением усвоения программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.
Нормативно-правовые документы:
Конституция Российской Федерации
Правила дорожного движения Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537)
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.).
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116).
Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 мая 2007 г. № 304).
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция).
Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция).
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция)
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ в 5 классе
№ урока
№
раздела темы,
урока
Наименование раздела, темы, урока
Кол-во часов
по
теме
Дата по плану
Дата по факту
Р-I
Основы комплексной безопасности
15
Тема 1
Человек, среда его обитания, безопасность человека.
5
1
1.1
Город как среда обитания.
ПДД: история ПДД.
1
2
1.2
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
1
3
1.3
Особенности природных условий в городе
1
4
1.4
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность
1
5
1.5
Безопасность в повседневной жизни. ПДД: дорога, элементы дороги.
1
Тема 2
Опасные ситуации техногенного характера
6
6
2.1
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
1
7
2.2
Пешеход. Безопасность пешехода
1
8
2.3
Пассажир. Безопасность пассажира
1
9
2.4
Водитель
1
10
2.5
Пожарная безопасность
1
11
2.6
Безопасное поведение в бытовых ситуациях. ПДД: дорожные знаки
1
Тема 3
Опасные ситуации природного характера
2
12
3.1
Погодные условия и безопасность человека
1
13
3.2
Безопасность на водоемах
1
Тема 4
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
2
14
4.1
Чрезвычайные ситуации природного характера
1
15
4.2
Чрезвычайные ситуации техногенного характера ПДД: культура поведения пешеходов
1
Р – III
Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации
7
Тема 5
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение
3
16
5.1
Антиобщественное поведение и его опасность
1
17
5.2
Обеспечение личной безопасности дома
1
18
5.3
Обеспечение личной безопасности на улице. ПДД: дорожные знаки
1
Тема 6
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
4
19
6.1
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения
1
20
6.2
Виды экстремистской и террористической деятельности
1
21
6.3
Виды террористических актов и их последствия. ПДД: сигналы светофора
1
22
6.4
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности
1
Р – IV
Основы здорового образа жизни
5
Тема 6
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
3
23
7.1
О здоровом образе жизни. ПДД: кто изобрёл велосипед
1
24
7.2
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья
1
25
7.3
Рациональное питание. Гигиена питания
1
Тема 8
Факторы, разрушающие здоровье
2
26
8.1
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. ПДД: дорожные знаки
1
27
8.2
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практическое занятие)
1
Р – V
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
8
Тема 9
Первая медицинская помощь и правила её оказания
8
28 - 29
9.1
Первая медицинская помощь при различных видах повреждений. ПДД: разметка.
2
30 – 32
9.2
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия) ПДД: дети и проблемы
3
33 – 34
9.3
Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)
2
Итого:
35часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе, учащиеся должны знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Перечень учебно-методического обеспечения
При организации изучения учебного предмета ОБЖ, а также составлении поурочного планирования используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010.
Когда не один противостоишь злу...: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; научн. руководитель Г. С. Ковалёва; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006—2009.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: метод, рекомендации: 10—11 кл. / [Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2010.
Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5—9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учеб.-наглядное пособие для учащихся. 5—9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5—9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И. В. Сальникова. — М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2011.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5—9 кл.: поурочные разработки / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2010.
Терроризм — ты под прицелом: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.