kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОБЖ 5 класса УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова – М: Просвещение, 2012

Нажмите, чтобы узнать подробности

                        Рабочая программа по  ОБЖ  5  класса составлена в соответствии с:

  1. Ст. 28 федерального закона от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ (приказ МО РФ  № 1089 от 05.03.2004 г.),
  3. Примерной программой основного общего образования по ОБЖ  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263);
  4. Федеральным  государственным  образовательным стандартом  основного общего образования по ОБЖ
  5. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  6. Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
  7. Основной образовательной программой основного общего образования, ГКОУ РО школы-интерната п.Шолоховского Белокалитвинского района, утверджённой приказом от 01.06.2015 года № 65/3 о.д.
  8. Приказом по школе-интернату от 01.06.2015 г. № 65/2 о.д. «Об утверждении учебного плана школы-интерната на 2015/2016 учебный год».

            За основу рабочей программы   взята  линия  УМК «Основы безопасности  жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова – М: Просвещение, 2012, также основные положения «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Линия продолжает линию учебно-методических комплексов Л.П.Анастасовой для начальной школы. Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение кабинета.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 5 класса УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова – М: Просвещение, 2012»




Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

общеобразовательная школа-интернат основного общего образования

п. Шолоховского Белокалитвинского района




РАССМОТРЕНО « СОГЛАСОВАНО » « УТВЕРЖДАЮ »

НА ЗАСЕДАНИИ МО

протокол № ___ от _______ протокол № ___ от _______ приказ № ______ от _________

Руководитель МО Председатель МС Директор школы-интерната


___________ В.В.Немченко _____________ С.Н.Самофалова ________________ Н.А.Попов




Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ физическая культура

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ художественно-технологическое

ПРЕДМЕТ ОБЖ

КЛАСС 5
УЧЕБНЫЙ ГОД 2015- 2016

УЧИТЕЛЬ Подоляко Е.Г.

(высшая квалификационная категория)




п. Шолоховский

2015


Пояснительная записка

Рабочая программа по ОБЖ 5 класса составлена в соответствии с:

  1. Ст. 28 федерального закона от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.),

  3. Примерной программой основного общего образования по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263);

  4. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по ОБЖ

  5. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

  6. Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

  7. Основной образовательной программой основного общего образования, ГКОУ РО школы-интерната п.Шолоховского Белокалитвинского района, утверджённой приказом от 01.06.2015 года № 65/3 о.д.

  8. Приказом по школе-интернату от 01.06.2015 г. № 65/2 о.д. «Об утверждении учебного плана школы-интерната на 2015/2016 учебный год».

За основу рабочей программы взята линия УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова – М: Просвещение, 2012, также основные положения «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Линия продолжает линию учебно-методических комплексов Л.П.Анастасовой для начальной школы.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели:

·   безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

·   понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

·   принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

·   антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

·   отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

·   готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:

·   формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

·   формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

·   выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБЖ

    Курс предназначен для:

·   формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

·   выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

·   приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;

·   формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.

·                      ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

·                      ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

·                      ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.

·                      ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

·                      ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

·                      ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

·                      Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

·                      ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

·                      ценность человечества – осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

МЕСТО КУРСА ОБЖ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс из расчета 1 час в неделю для каждой параллели (всего 170 часов)

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы-интерната.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЖ

    Личностные результаты:

·                    усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

·                    формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

·                    усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·                    формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

·                    формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·                    формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·                    освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

·                    развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·                    формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

·                    формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

·                    осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·                    формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

    Метапредметные  результаты:

·                    умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·                    умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·                    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·                    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

·                    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·                    умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

·                    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·                    умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

·                    формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

·   освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

·                    формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

       5 класс

·                        формирование первичных навыков определения потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

·                        формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в условиях    города;

·                        формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их возникновения;

·                       умение пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);

·                       знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте;

·                       владение основными правилами дорожного движения, правильностью определения знаков ДД;

·                       умение правильно оценить ситуацию при пожаре;

·                       знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;

·                       владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;

·                       владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.

 СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА ОБЖ

За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведе­ния.

 Модульный принцип позволяет:

·     эффективнее организовать учебно-воспитательный про­цесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в облас­ти безопасности, а также более полно использовать межпред­метные связи при изучении тематики ОБЖ;

·     структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.

 Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания рабочей программы, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.

5 класс ( 34 часа, 1 час в неделю)

Модуль I. Основы безопасности личностиобщества и государства (22 ч)

Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)

 Город как среда обитания. Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

Особенности природных условий в городе. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.

Безопасность в повседневной жизни. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Пешеход. Безопасность пешехода. Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

ПассажирБезопасность пассажираВодитель. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Пожарная безопасность. Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях .Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.

Опасные ситуации природного характера (2 ч)

Погодные условия и безопасность человека. Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

Безопасность на водоемах. Состояние водоемов в различное время года. Правила безопасного поведения на водоемах в различное время года. Само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

Антиобщественное поведение и его опасность. Основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Обеспечение личной безопасности дома. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Обеспечение личной безопасности на улице. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение полиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Общие понятия об экстремизме и терроризме, причин их возникновения. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

Виды экстремистской и террористической деятельности, их цели и способы осуществления. Виды террористической и экстремистской деятельности, их характерные особенности.

Виды террористических актов и их последствия. Из истории терактов. Рекомендации по снижению факторов риска для жизни и здоровья в случае теракта

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних согласно Уголовному кодексу Российской Федерации. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющие наказание за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

 Модуль II. Основы  медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)

О здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.

Рациональное питание. Гигиена питания. Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Факторы, разрушающие здоровье человека (2 ч)

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения. Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.  Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Основы  медицинских знаний и оказание первой помощи (7 ч)

Первая помощь и правила ее оказания (7 ч)

Первая помощь при различных видах повреждений. Первая помощь, общее положение по оказанию первой помощи.

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при ссадинах и ушибах.

Первая помощь при отравлениях (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.

Тематическое планирование 5 класс

Раздел, тема

Количество

часов

Характеристика видов деятельности

обучающихся

Человек, среда его обитания, безопасность человека

6

 

Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные аварийные ситуации.

Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов.

Различают предметы бытовой химии.

Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.

Опасные ситуации техногенного характера

 

6

Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.

Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Запоминают правила безопасного поведения при пожаре.

Опасные ситуации природного характера

 

3

Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия.

Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений.

Различают состояние водоемов в различное время года.

Объясняют правила поведения на водоемах.

Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

 

3

Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.

Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

 

3

 

 

Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.

Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения.

Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.

Составляют правила собственного безопасного поведения дома  и на улице в различных опасных ситуациях.

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

 

5

Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.

Характеризуют основные виды террористической деятельности.

Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, записывают их в дневник безопасности.

Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.

Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

 

3

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.

Распознают виды двигательной активности и закаливания.

Характеризуют сущность рационального питания.

Факторы, разрушающие здоровье человека

 

2

Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье обучающегося, его умственные и физические способности.

Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению наркотиков.

Первая помощь и правила ее оказания

 

3

Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи.

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.







График проведения контроля знаний


п\п

Тема урока

Дата

1.

Контроль знаний по теме «Человек, среда его обитания, безопасность человека»

К.р №1

06.10.15

2.

Контроль знаний по темам «Опасные ситуации природного и техногенного характера»

К.р. №2

15.12.15

3.

Контроль знаний по разделу 3 «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации»

К.р №3

15.03.16

4.

Итоговый тест за курс ОБЖ 5 класса


24.05.16








Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 5 класс

(всего 35 часов, 1 час в неделю)

п/п

Тема

урока

Дата

план

Дата

факт

Практическая работа

Контроль знаний

Д.з

М-1 Основы безопасности личности, общества, государства 25 часов

Раздел 1. Основы комплексной безопасности 18 часов

Глава 1 Человек, среда его обитания, безопасность человека 6 часов

1

Город как среда обитания



01.09



Фронтальный опрос

§1.1

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища



08.09



Ситуационные задачи

§ 1.2

3

Особенности природных условий в городе

15.09



С.р.

§ 1.3

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность



22.09



Фронтальный опрос

§ 1.4

5

Безопасность в повседневной жизни


29.09



Ситуационные задачи

§ 1.5

6

Контроль знаний по теме «Человек, среда его обитания, безопасность человека»

К.р №1

06.10



Тестовая работа

§1.1-1.5

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера 6 часов


1(7)

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

13.10



Фронтальный опрос

§ 2.1

2(8)

Пешеход. Безопасность пешехода


20.10



Ситуационные задачи

§ 2.2

3

(9)

Пассажир. Безопасность пассажира

27.10



Индивидуальный опрос

§ 2.3

4 (10)

Водитель


10.11



С.р.

§ 2.4

5

(11)

Пожарная безопасность

17.11



Экспресс-опрос

§ 2.5

6

(12)

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

24.11



Ситуационные задачи

§ 2.6

Глава 3. Опасные ситуации природного характера 3 часа


1

(13)

Погодные явления и безопасность человека

01.12



С.р.

§ 3.1

2

(14)

Безопасность на водоемах

08.12



Ситуационные задачи

§ 3.2

3

(15)

Контроль знаний по темам «Опасные ситуации природного и техногенного характера» К.р. №2

15.12



Тестовая работа

§2.1-3.2

Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 3 часа


1

(16)

Чрезвычайные ситуации природного характера

22.12



Фронтальный опрос

§ 4.1

2

(17)

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

12.01



С.р.

§ 4.2

3

(18)

Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Практическая работа №1

19.01


Практическое занятие


§ 4.1-4.2

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации 8 часов

Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 3 часа


1

(19)

Антиобщественное поведение и его опасность

26.01



Фронтальный опрос

§ 5.1

2

(20)

Обеспечение личной безопасности дома

02.02



Ситуационные задачи

§ 5.2

3

(21)

Обеспечение личной безопасности на улице

09.02



Ситуационные задачи

§ 5.3

Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства 5 часа


1

(22)

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения

16.02



Фронтальный опрос

§ 6.1

2

(23)

Виды экстремистской и террористической деятельности

23.02




§ 6.2

3

(24)

Виды террористических актов и их последствия

01.03



Экспресс-опрос

§ 6.3

4

(25)

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

08.03



С.р.

§ 6.4

5

(26)

Контроль знаний по разделу 3 «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации» К.р №3

15.03



Тестовая работа

§ 5.1-6.4

М 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 9 часов

Раздел 4. Основы здорового образа жизни 5 часов

Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 3 часа

1

(27)

О здоровом образе жизни

22.03



Фронтальный опрос

§ 7.1

2

(28)

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья

05.04



С.р.

§ 7.2

3

(29)

Рациональное питание. Гигиена питания

12.04



Экспресс-опрос

§ 7.3

Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье 2 часа

1

(30)

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

19.04



Фронтальный опрос

§ 8.1

2

(31)

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Практическая работа №2

26.04


Практическое занятие


§ 8.2

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 4 часа

Глава 9. Первая медицинская помощь и правила ее оказания 3 часа


1

(32)

Первая помощь при различных видах повреждений

03.05



С.р.

§ 9.1

2

(33)

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. Практическая работа №3

10.05


Практическое занятие

Экспресс-опрос

§ 9.2

3

(34)

Первая помощь при отравлениях. Практическая работа №4

17.05


Практическое занятие


§ 9.3

4

(35)

Итоговый тест за курс ОБЖ 5 класса

24.05



Тестовая работа






Система оценки достижений планируемых результатов и критерии оценки

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ и в конце учебного года.

Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс-опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.


Оценка тестовых работ.

88-100% - правильных ответов оценка «5»

62-87% - правильных ответов оценка «4»

3 35% -61% - правильных ответов оценка «3»

0– 36% - правильных ответов оценка «2»

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них

Материально-техническое обеспечение кабинета ОБЖ

1. Учебно-методический комплекс по ОБЖ – методическая литература – книги для учителя и обучающихся

1. Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089).

2. Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 класс, ФГОС, Москва, Просвещение, 2011

3. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций под ред.А.Т. Смирнова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015

4.А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь: 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций,/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред.А.Т. Смирнова.- М.:Просвещение, 2014.

5. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов ОБЖ. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. ФГОС., Москва, просвещение, 2013 г.

6. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Поурочные разработки по ОБЖ 5-6 класс, Москва, Просвещение, 2012 г.

7. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов Тестовый контроль по ОБЖ 5-6 классы, Москва, Просвещение, 2013 г.

8. А.Л. Рыбин. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

9. А.Л. Рыбин. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

10. А.Л. Рыбин. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008

11. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах и заданиях с картинками 2006

12. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2009




2.Дидактический материал (таблицы) и учебные фильмы

1. БДД Общие вопросы безопасности дорожного движения 1 комп.

2. БДД Опасные дорожные ситуации 1 комп.

3. БДД Особенности психологического поведения детей на дороге 1 комп.

4. Программный продукт «Библиотеки с иллюстрированным материалом (электронные плакатницы) по ПДД, ОБД, ППП» 1 шт.

5. Наглядные пособия по теме «Терроризм» 1 комп.

6. Наглядные пособия «Правила оказания первой медицинской помощи» 1 комп.

7. Наглядные пособия «Поведение в криминогенных ситуациях» 1 комп.

8. Комплект плакатов «Умей действовать при пожаре» 1 комп.

9. Комплект плакатов «Терроризм – угроза обществу». 1 комп.

10.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

3.ТСО

№ п/п

Название ТСО

1.

Магнитная доска

2.

Комплект магнитов

3.

Персональный компьютер

4.

Колонки 2 шт

5.

Проектор

6.

Экран для проектора на штативе

7.

Программное обеспечение комплект

8.

Управляющая программа АОК


4. Тесты и контрольные работы по темам «ПДД», «Что делать при пожаре в квартире», «Правила поведения дома, на улице, в транспорте», «Меры безопасности при пользовании бытовым газовым оборудованием в квартире», «Итоговая контрольная работа».



Планируемые результаты освоения предмета основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы комплексной безопасности.

Выпускник научится:

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе

возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на

дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выпускник получит возможность научиться:

систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.


Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Выпускник научится:

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и

военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне

чрезвычайной ситуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в

общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий

чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных

ситуаций мирного и военного времени»;

• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской

Федерации»;

• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской

Федерации

Выпускник научится:

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной

безопасности России;

• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Выпускник получит возможность научиться:

формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Выпускник научится:

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для

сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья

(вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного

законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Выпускник научится:

• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Выпускник получит возможность научиться:

готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Подоляко Елена Григорьевна

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272451

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства