Рабочая программа по ОБЖ 5 класса УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова – М: Просвещение, 2012
Рабочая программа по ОБЖ 5 класса УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова – М: Просвещение, 2012
Рабочая программа по ОБЖ 5 класса составлена в соответствии с:
Ст. 28 федерального закона от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.),
Примерной программой основного общего образования по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по ОБЖ
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
Основной образовательной программой основного общего образования, ГКОУ РО школы-интерната п.Шолоховского Белокалитвинского района, утверджённой приказом от 01.06.2015 года № 65/3 о.д.
Приказом по школе-интернату от 01.06.2015 г. № 65/2 о.д. «Об утверждении учебного плана школы-интерната на 2015/2016 учебный год».
За основу рабочей программы взята линия УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова – М: Просвещение, 2012, также основные положения «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Линия продолжает линию учебно-методических комплексов Л.П.Анастасовой для начальной школы. Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение кабинета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 5 класса УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова – М: Просвещение, 2012»
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
общеобразовательная школа-интернат основного общего образования
п. Шолоховского Белокалитвинского района
РАССМОТРЕНО « СОГЛАСОВАНО » « УТВЕРЖДАЮ »
НА ЗАСЕДАНИИ МО
протокол № ___ от _______ протокол № ___ от _______ приказ № ______ от _________
Руководитель МО Председатель МС Директор школы-интерната
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ физическая культура
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ художественно-технологическое
ПРЕДМЕТ ОБЖ
КЛАСС 5 УЧЕБНЫЙ ГОД 2015- 2016
УЧИТЕЛЬ Подоляко Е.Г.
(высшая квалификационная категория)
п. Шолоховский
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ 5 класса составлена в соответствии с:
Ст. 28 федерального закона от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.),
Примерной программой основного общего образования по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по ОБЖ
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
Основной образовательной программой основного общего образования, ГКОУ РО школы-интерната п.Шолоховского Белокалитвинского района, утверджённой приказом от 01.06.2015 года № 65/3 о.д.
Приказом по школе-интернату от 01.06.2015 г. № 65/2 о.д. «Об утверждении учебного плана школы-интерната на 2015/2016 учебный год».
За основу рабочей программы взята линия УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова – М: Просвещение, 2012, также основные положения «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Линия продолжает линию учебно-методических комплексов Л.П.Анастасовой для начальной школы.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели:
· безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
· принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
· антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
· отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
· готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:
· формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
· выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБЖ
Курс предназначен для:
· формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
· выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
· приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
· формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.
· ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
· ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
· ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.
· ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
· ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
· ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
· Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
· ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
· ценность человечества – осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
МЕСТО КУРСА ОБЖ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс из расчета 1 час в неделю для каждой параллели (всего 170 часов)
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы-интерната.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЖ
Личностные результаты:
· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
5 класс
· формирование первичных навыков определения потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
· формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в условиях города;
· формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их возникновения;
· умение пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);
· знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте;
· владение основными правилами дорожного движения, правильностью определения знаков ДД;
· умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
· знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;
· владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;
· владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЖ
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
· эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
· структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания рабочей программы, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.
5 класс( 34 часа, 1 час в неделю)
МодульI. Основы безопасностиличности, общества и государства (22 ч)
Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)
Город как среда обитания.Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.
Особенности природных условий в городе.Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.
Безопасность в повседневной жизни.Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход. Безопасность пешехода. Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Пожарная безопасность. Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.
Опасные ситуации природного характера (2 ч)
Погодные условия и безопасность человека. Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.
Безопасность на водоемах.Состояние водоемов в различное время года. Правила безопасного поведения на водоемах в различное время года. Само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)
Антиобщественное поведение и его опасность. Основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Обеспечение личной безопасности дома. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Обеспечение личной безопасности на улице. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение полиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.Общие понятия об экстремизме и терроризме, причин их возникновения. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.
Виды экстремистской и террористической деятельности, их цели и способы осуществления. Виды террористической и экстремистской деятельности, их характерные особенности.
Виды террористических актов и их последствия.Из истории терактов. Рекомендации по снижению факторов риска для жизни и здоровья в случае теракта
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних согласно Уголовному кодексу Российской Федерации. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющие наказание за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
МодульII. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)
О здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.
Рациональное питание. Гигиена питания. Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
Факторы, разрушающие здоровье человека (2 ч)
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения. Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (7 ч)
Первая помощь и правила ее оказания (7 ч)
Первая помощь при различных видах повреждений. Первая помощь, общее положение по оказанию первой помощи.
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия).Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при ссадинах и ушибах.
Первая помощь при отравлениях (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.
Тематическое планирование 5 класс
Раздел, тема
Количество
часов
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Человек, среда его обитания, безопасность человека
6
Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные аварийные ситуации.
Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов.
Различают предметы бытовой химии.
Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.
Опасные ситуации техногенного характера
6
Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.
Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.
Запоминают правила безопасного поведения при пожаре.
Опасные ситуации природного характера
3
Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия.
Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений.
Различают состояние водоемов в различное время года.
Объясняют правила поведения на водоемах.
Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
3
Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.
Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение
3
Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.
Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения.
Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.
Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях.
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
5
Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.
Характеризуют основные виды террористической деятельности.
Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, записывают их в дневник безопасности.
Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.
Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
3
Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.
Распознают виды двигательной активности и закаливания.
Характеризуют сущность рационального питания.
Факторы, разрушающие здоровье человека
2
Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье обучающегося, его умственные и физические способности.
Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению наркотиков.
Первая помощь и правила ее оказания
3
Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи.
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.
График проведения контроля знаний
№п\п
Тема урока
Дата
1.
Контроль знаний по теме «Человек, среда его обитания, безопасность человека»
К.р №1
06.10.15
2.
Контроль знаний по темам «Опасные ситуации природного и техногенного характера»
К.р. №2
15.12.15
3.
Контроль знаний по разделу 3 «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации»
К.р №3
15.03.16
4.
Итоговый тест за курс ОБЖ 5 класса
24.05.16
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 5 класс
(всего 35 часов, 1 час в неделю)
№
п/п
Тема
урока
Дата
план
Дата
факт
Практическая работа
Контроль знаний
Д.з
М-1 Основы безопасности личности, общества, государства 25 часов
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 18 часов
Глава 1 Человек, среда его обитания, безопасность человека 6 часов
1
Город как среда обитания
01.09
Фронтальный опрос
§1.1
2
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
08.09
Ситуационные задачи
§ 1.2
3
Особенности природных условий в городе
15.09
С.р.
§ 1.3
4
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность
22.09
Фронтальный опрос
§ 1.4
5
Безопасность в повседневной жизни
29.09
Ситуационные задачи
§ 1.5
6
Контроль знаний по теме «Человек, среда его обитания, безопасность человека»
К.р №1
06.10
Тестовая работа
§1.1-1.5
Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера 6 часов
1(7)
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
13.10
Фронтальный опрос
§ 2.1
2(8)
Пешеход. Безопасность пешехода
20.10
Ситуационные задачи
§ 2.2
3
(9)
Пассажир. Безопасность пассажира
27.10
Индивидуальный опрос
§ 2.3
4 (10)
Водитель
10.11
С.р.
§ 2.4
5
(11)
Пожарная безопасность
17.11
Экспресс-опрос
§ 2.5
6
(12)
Безопасное поведение в бытовых ситуациях
24.11
Ситуационные задачи
§ 2.6
Глава 3. Опасные ситуации природного характера 3 часа
1
(13)
Погодные явления и безопасность человека
01.12
С.р.
§ 3.1
2
(14)
Безопасность на водоемах
08.12
Ситуационные задачи
§ 3.2
3
(15)
Контроль знаний по темам «Опасные ситуации природного и техногенного характера» К.р. №2
15.12
Тестовая работа
§2.1-3.2
Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 3 часа
1
(16)
Чрезвычайные ситуации природного характера
22.12
Фронтальный опрос
§ 4.1
2
(17)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
12.01
С.р.
§ 4.2
3
(18)
Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Практическая работа №1
19.01
Практическое занятие
§ 4.1-4.2
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации 8 часов
Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 3 часа
1
(19)
Антиобщественное поведение и его опасность
26.01
Фронтальный опрос
§ 5.1
2
(20)
Обеспечение личной безопасности дома
02.02
Ситуационные задачи
§ 5.2
3
(21)
Обеспечение личной безопасности на улице
09.02
Ситуационные задачи
§ 5.3
Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства 5 часа
1
(22)
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения
16.02
Фронтальный опрос
§ 6.1
2
(23)
Виды экстремистской и террористической деятельности
23.02
§ 6.2
3
(24)
Виды террористических актов и их последствия
01.03
Экспресс-опрос
§ 6.3
4
(25)
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности
08.03
С.р.
§ 6.4
5
(26)
Контроль знаний по разделу 3 «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации» К.р №3
15.03
Тестовая работа
§ 5.1-6.4
М 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 9 часов
Раздел 4. Основы здорового образа жизни 5 часов
Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 3 часа
1
(27)
О здоровом образе жизни
22.03
Фронтальный опрос
§ 7.1
2
(28)
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья
05.04
С.р.
§ 7.2
3
(29)
Рациональное питание. Гигиена питания
12.04
Экспресс-опрос
§ 7.3
Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье 2 часа
1
(30)
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
19.04
Фронтальный опрос
§ 8.1
2
(31)
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Практическая работа №2
26.04
Практическое занятие
§ 8.2
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи4 часа
Глава 9. Первая медицинская помощь и правила ее оказания 3 часа
1
(32)
Первая помощь при различных видах повреждений
03.05
С.р.
§ 9.1
2
(33)
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. Практическая работа №3
10.05
Практическое занятие
Экспресс-опрос
§ 9.2
3
(34)
Первая помощь при отравлениях. Практическая работа №4
17.05
Практическое занятие
§ 9.3
4
(35)
Итоговый тест за курс ОБЖ 5 класса
24.05
Тестовая работа
Система оценки достижений планируемых результатов и критерии оценки
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ и в конце учебного года.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс-опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Оценка тестовых работ.
88-100% - правильных ответов оценка «5»
62-87% - правильных ответов оценка «4»
3 35% -61% - правильных ответов оценка «3»
0– 36% - правильных ответов оценка «2»
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них
Материально-техническое обеспечение кабинета ОБЖ
1. Учебно-методический комплекс по ОБЖ – методическая литература – книги для учителя и обучающихся
1. Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089).
2. Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 класс, ФГОС, Москва, Просвещение, 2011
3. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций под ред.А.Т. Смирнова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015
4.А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь: 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций,/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред.А.Т. Смирнова.- М.:Просвещение, 2014.
5. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов ОБЖ. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. ФГОС., Москва, просвещение, 2013 г.
6. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Поурочные разработки по ОБЖ 5-6 класс, Москва, Просвещение, 2012 г.
7. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов Тестовый контроль по ОБЖ 5-6 классы, Москва, Просвещение, 2013 г.
8. А.Л. Рыбин. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
9. А.Л. Рыбин. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
10. А.Л. Рыбин. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008
11. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах и заданиях с картинками 2006
12. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2009
2.Дидактический материал (таблицы) и учебные фильмы
1. БДД Общие вопросы безопасности дорожного движения 1 комп.
2. БДД Опасные дорожные ситуации 1 комп.
3. БДД Особенности психологического поведения детей на дороге 1 комп.
4. Программный продукт «Библиотеки с иллюстрированным материалом (электронные плакатницы) по ПДД, ОБД, ППП» 1 шт.
5. Наглядные пособия по теме «Терроризм» 1 комп.
6. Наглядные пособия «Правила оказания первой медицинской помощи» 1 комп.
7. Наглядные пособия «Поведение в криминогенных ситуациях» 1 комп.
8. Комплект плакатов «Умей действовать при пожаре» 1 комп.
10.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
3.ТСО
№ п/п
Название ТСО
1.
Магнитная доска
2.
Комплект магнитов
3.
Персональный компьютер
4.
Колонки 2 шт
5.
Проектор
6.
Экран для проектора на штативе
7.
Программное обеспечение комплект
8.
Управляющая программа АОК
4. Тесты и контрольные работы по темам «ПДД», «Что делать при пожаре в квартире», «Правила поведения дома, на улице, в транспорте», «Меры безопасности при пользовании бытовым газовым оборудованием в квартире», «Итоговая контрольная работа».
Планируемые результаты освоения предмета основы безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности.
Выпускник научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе
возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на
дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне
чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в
общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской
Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации
Выпускник научится:
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной
безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для
сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья
(вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного
законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.