ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10 КЛАССА
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10 КЛАССА
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М. : Дрофа, 2010, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10 КЛАССА »
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10 КЛАССА
Пояснительная записка.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе предназначенадля изучения учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности, повышения уровня культуры в области безопасности, формирования сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, приобретение ими навыков и умений оказывать само- и взаимопомощь, снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М. : Дрофа, 2010, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
В программе реализованы требования:
- Конституции Российской Федерации;
- Федеральных законов в области безопасности жизнедеятельности: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»;
- Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа МОН РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Устава МБОУ СОШ № 49 г. Шахты Ростовской области;
- Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 49 на 2014-2015 учебный год.
Рабочая Программа составлена на основе учебникаОсновы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М. : Дрофа, 2013.
Главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороной (ГО) Российской Федерации как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а также с государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.
Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть не только юноши, но и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающей его системное изучение.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения предмета Основы безопасности жизнедеятельности на этапе полного среднего образования из расчета 1 учебный час в неделю. В соответствии с календарным учебным планом школы на 2014-2015 учебный год календарно-тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю - 35 часов в год в 10 классе.
В 10 классе предусмотрены 5-дневные учебные сборы на базе соединений и воинских частей ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также региональных центров по допризывной подготовке молодежи к военной службе, военно-патриотических молодежных и детских общеобразовательных объединений, оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или при образовательных учреждениях в объеме 35 часов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
(общеучебные и предметно - ориентированные).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
развитиечерт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
освоение учащимися знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;
обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ДЛЯ 10 КЛАССА
(33 часа, 1 час в неделю)
Безопасность и защита человека в среде обитания (24 ч)
Правила безопасного поведения в социальной среде (8 ч)
Правила безопасного поведения в условиях
вынужденного автономного существования (3 ч)
Основные причины вынужденного автономного существования. Понятие о выживании и автономном существовании. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств.
Автономное существование человека в условиях природной среды. Ориентирование на местности: по компасу, по небесным светилам; по растениям и животным; по местным признакам. Метод движения по азимуту. Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой.
Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера (5 ч)
Понятие о преступлении и преступном поведении. Условия, при которых наступает уголовная ответственность. Формы преступного поведения. Виды преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания совершеннолетних. Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом РФ в отношении несовершеннолетних.
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (2 ч)
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
природного характера (1 ч)
Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Отработка практических действий по овладению навыками безопасного поведения: во время внезапного землетрясения; при сходе оползней, селей, обвалов и лавин; при возникновении ураганов, бурь и смерчей; при наводнении; во время природных пожаров.
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера (1 ч)
Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отработка практических навыков безопасного поведения: при пожарах и взрывах; при авариях с выбросом опасных химических и радиоактивных веществ; при гидродинамических и транспортных авариях.
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (12 ч)
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области
обеспечения безопасности личности, общества и государства (2 ч)
Деятельность государственных органов в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья, регламентируемых Конституцией Российской Федерации. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Краткое содержание законов Российской Федерации: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности, дорожного движения», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской, обороне». Основные права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами.
Гражданская оборона как система общегосударственных мер
по защите населения в военное время (2 ч)
Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны. История создания гражданской обороны. Предназначение гражданской обороны. Организация гражданской обороны на территорий Российской Федерации. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. Силы и средства гражданской обороны. Нештатные аварийно-спасательные формирования.
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения
в мирное и военное время (4 ч)
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. Оповещение и информирование населения об опасностях.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о защитных сооружениях гражданской обороны, их классификация и предназначение. Убежища, противорадиационные и простейшие укрытия. Правила поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация. Назначение, устройство и принцип работы фильтрующих противогазов и респираторов. Средства индивидуальной защиты кожи, их классификация и назначение.
Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения.
Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
военного характера (4 ч)
Понятие о ядерном оружии, его классификация и поражающие факторы. Правила безопасного поведения и способы защиты от ядерного оружия.
Понятие о химическом оружии и боевых токсичных химических веществах (БТХВ). Классификация БТХВ. Признаки поражения БТХВ. Правила безопасного поведения и способы защиты от химического оружия.
Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы и признаки применения. Правила безопасного поведения и способы защиты от бактериологического (биологического) оружия.
Современные обычные средства поражения, их классификация и характеристика. Способы защиты от современных обычных средств поражения.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (3 ч)
Основы медицинских знаний (2 ч)
Основные инфекционные заболевания и их профилактика (2 ч)
Понятие об инфекционном заболевании. Классификация инфекционных заболеваний и их внешние признаки. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний, пути их передачи. Понятие об иммунитете. Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика. Профилактика инфекционных заболеваний.
Основы здорового образа жизни (1 ч)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (1 ч)
Сохранение и укрепление здоровья — важное условие достижения высокого уровня жизни. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности личности.
Основные факторы, способствующие укреплению здоровья. Рациональное питание, режим труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание. Основные составляющие тренированности организма человека: сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества, гибкость.
Основы военной службы (42 ч)
Основы обороны государства (7 ч)
Защита Отечества — долг и обязанность граждан России (1 ч)
Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан. Отражение государственной политики в области обороны государства и воинской обязанности граждан в Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».
Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны государства (3 ч)
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству.
Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы
Вооруженных Сил Российской федерации (3 ч)
Символика Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и медали — почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги. Система государственных наград в Российской Федерации.
Понятие о боевых традициях. Дни славных побед в истории России. Формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. Понятие о героизме и мужестве, примеры героизма и мужества. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности воинских частей и подразделений.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к военной присяге, вручение Боевого Знамени воинской части, вручение военнослужащим вооружения и военной техники, проводы военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.
Основы подготовки к военной службе (учебные сборы) (35 ч)
Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы. Обязанности часового. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. Военно-медицинская подготовка.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою; основные способы передвижения солдата в бою; государственные и военные символы Российской Федерации. средства массового поражения и их поражающие факторы;
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
- пользоваться индивидуальными средствами защиты;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении
Приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
IV. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим действиям в повседневной жизни.
Оценка «5»выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4»ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3»обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Оценка «2»ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
V. Календарно-тематическое планирование 10 класс
Дата по плану
Дата фактическая
№ урока
Темы урока
Виды учебной деятельности
Виды контроля
(тесты, ситуационные задачи)
1
2
3
4
5
6
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В СРЕДЕ ОБИТАНИЯ – 22 часа
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ - 8 часов
Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования – 3 часа
1
Урок 1.Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования.
Изучают и анализируют основные причины вынужденного автономного существования. Учатся правильно принимать решения и действовать в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств.
2
Урок 2.Автономное существование человека в условиях природной среды.
Изучают и практически осваивают наиболее распространённые способы ориентирования на местности и движения по азимутам. Учатся правильно выбирать тип временного укрытия, места для него, оборудовать такое укрытие в тёплое и холодное время года.
Практическая работа «Ориентирование на местности» (20 мин)
3
Урок 3. Автономное существование человека в условиях природной среды.
Получают практические навыки в выборе места для костра, разведение и тушение костра, добывание огня. Изучают источники питания и водоснабжения при автономном выживании, правила безопасного обеспечения пищей и водой.
Текущий
1
2
3
4
5
6
Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера (5 ч)
4
Урок 1. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
Изучают правила безопасного поведения на улице, в общественных местах, на массовых мероприятиях. Закрепляют знания, умения и навыки полученные в основной школе. Получают представление о содержании, пределах и правилах необходимой обороны.
Текущий
Тест (10 мин)
5
Урок 2. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
Изучают правила безопасного поведения в общественном и на железнодорожном транспорте, дома.
Текущий
6
Урок 3. Понятие о преступлении. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Получают представление о видах преступлений, уголовной ответственности несовершеннолетних, видах наказаний для несовершеннолетних, назначаемых им принудительные меры воспитательного воздействия. (Кодекс РФ об административных нарушениях извлечение статей 114, 117, 119, 120. Уголовный кодекс РФ извлечение статей 166, 264, 265, 269, государственная инспекция безопасности дорожного движения).
Текущий
Решение ситуационных задач.
7
Урок 4. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств.
Получают представление об уголовной ответственности за разрушение, повреждение и приведение в негодность транспортных средств, транспортного оборудования и коммуникаций; угон автомобиля. ст.166 УК РФ, ст. 267 УК РФ.
Текущий
1
2
3
4
5
6
8
Урок 5. Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм.
Получают представление об уголовной ответственности за хулиганство, вандализм и неуважительное отношение к усопшим и местам их захоронения. ст. 213 УК РФ, ст.214 УК РФ.
Текущий
Тест (15 мин)
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ – 2 часа
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера – 1 час
9
Урок 1. Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера.
Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Использовать приобретённые знаниядля развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Решение ситуационных задач.
Тестирование.
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (1 ч)
10
Урок 1. Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отработка практических навыков безопасного поведения: при пожарах и взрывах; при авариях.
Текущий
1
2
3
4
5
6
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ - 12 ч
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации
в области обеспечения безопасности личности, общества и государства (2 ч)
11
Урок 1. Основные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Изучают на уроке основное содержание Федеральных законов «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму». С остальными знакомятся самостоятельно.
Текущий
12
Урок 2. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Получают знания о своих правах и обязанностях в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Текущий
Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время (2 ч)
13
Урок 1. Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления.
Знакомятся с предназначением гражданской обороны, её структурой и задачами.
Текущий
Тест (10 мин)
14
Урок 2. Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Получают представление о задачах функциональной подсистемы РСЧС, в которую входят общеобразовательные учреждения, о структуре и содержании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плана гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Принимают участие в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от ЧС.
Текущий
1
2
3
4
5
6
Современные средства поражения и их поражающие факторы (4 ч)
15
Урок 1. Понятие о ядерном оружии, его классификация и поражающие факторы.
Получают представление о ядерном оружии как одном из видов оружия массового поражения и его поражающих факторов.
Текущий
Тест (10 мин)
16
Урок 2. Понятие о химическом оружии и боевых токсичных химических веществах (БТХВ).
Получают представление о химическом оружии, средствах его доставки и признаках его применения; боевых токсичных химических веществах и их классификации.
Текущий
17
Урок 3. Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы и признаки применения.
Получают представление о бактериологическом оружии и возбудителях заболеваний людей, животных и растений. Узнают о способах и признаках применения этого оружия.
Текущий
Тест (10 мин)
18
Урок 4. Современные обычные средства поражения, их классификация и характеристика.
Получают представление о различных боеприпасах (осколочных, фугасных, кумулятивных, бетонобойных, объёмного взрыва, зажигательных) и высокоточном оружии (разведывательно-ударные комплексы и управляемые авиационные бомбы).
Текущий
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения
в мирное и военное время (4 ч)
19
Урок 4. Оповещение и информирование населения об опасностях.
Расширяют представление о системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, средствах, способах и порядке оповещения. Совершенствуют практические умения и навыки в действиях по сигналам оповещения.
Текущий
Тест (15 мин)
1
2
3
4
5
6
20
Урок 2. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Закрепляют и углубляют знания об убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях простейшего типа и их оборудовании. Изучают правила поведения людей в убежищах.
Текущий
21
Урок 3. Средства индивидуальной защиты населения.
Закрепляют знания о средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Совершенствуют умения и навыки в их практическом применении.
Текущий
22
Урок 4. Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
Изучают задачи, содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных и неотложных работ, содержание и порядок проведения частичной и полной санитарной обработки, основные мероприятия по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. Практически осваивают проведение частичной санитарной обработки.
Текущий
Тест (10 мин)
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ – 4 ч
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ (3 ч)
Основные инфекционные заболевания и их профилактика (3 ч)
23
Урок 1. Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний.
Получают представление о классификации, причинах возникновения, путях передачи и распространения инфекционных заболеваний, иммунитете и иммунной реакции организма.
Текущий
1
2
3
4
5
6
24
Урок 2. Профилактика инфекционных заболеваний.
Получают представление об элементах эпидемиологической цепи, внешних признаках и инкубационном периоде инфекционного заболевания. Изучают правила по предотвращению инфекционных заболеваний, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни.
Текущий
25
Урок 3. Наиболее характерные инфекционные заболевания и их профилактика.
Получают представление о возбудителях, путях заражения, признаках и мерах профилактики наиболее распространённых инфекционных заболеваний.
Текущий
Тест (10 мин)
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (1 ч)
Значение двигательной активности для здоровья человека (1 ч)
26
Урок 1. Двигательная активность - обязательное условие здорового образа жизни.
Расширяют представление и углубляют знания о значении двигательной активности и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности и профилактики заболеваний. Выполняют практические задания по определению своей сердечно-дыхательной выносливости, силы кисти, гибкости.
Текущий
1
2
3
4
5
6
ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ – 42 ч
Вооружённые силы Российской Федерации – основа обороны государства (4ч)
27
Урок 1. История создания Вооружённых Сил России.
Получают представление об историческом пути Вооружённых Сил России и наиболее значимых военных реформах. Анализируют цели и содержание этих реформ.
Текущий
28
Урок 2. Организационная структура Вооружённых Сил РФ. Виды Вооружённых Сил, рода войск. История их создания и предназначение.
Получают представление об организационной структуре Вооружённых Сил РФ, видов ВС и родов войск, их предназначении, составе, вооружении и оснащении.
Текущий
29
Урок 3. Функции и основные задачи Вооружённых Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.
Получают представление о главном предназначении Вооружённых Сил РФ, силах обеспечения обороны и безопасности нашего государства. Закрепляют знание Федеральных законов «Об обороне» и «О безопасности».
Текущий
Тест (10 мин)
30
Урок 4. Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение.
Получают представление о составе и предназначении других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Текущий
Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации (5ч)
31
Урок 1. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество. Дни воинской славы России.
Изучают важнейшие боевые традиции Вооружённых Сил РФ. Получают представление о воинских коллективах, их особенностях, типах и традициях, о влиянии войскового товарищества на сплочённость и боеспособность коллектива.
Изучают материалы о днях воинской славы России. Готовят сообщения и рефераты об этих днях, в том числе и об участии в этих событиях своих родственников.
Текущий
Тест (15 мин)
32
Урок 2. Дружба, войсковое товарищество. Дни воинской славы России.
Получают представление о воинских коллективах, их особенностях, типах и традициях, о влиянии войскового товарищества на сплочённость и боеспособность коллектива.
33
Урок 3. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.
Получают представление о Боевых знамёнах воинских частей, ритуале их вручения и порядке хранения. Получают представление о структуре воинских ритуалов и порядке проведения наиболее
важных ритуалов Вооружённых Сил Российской Федерации: приведение к Военной присяге (принесения обязательства), подъём и спуск Государственного флага Российской Федерации, вручение военнослужащим вооружения, военной техники и стрелкового оружия.
Текущий
34
Урок 3. Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Получают представление об истории наград, орденах и медалях дореволюционной России, Советского Союза и государственной наградной системе Российской Федерации. Беседуют со своими родственниками, награждёнными государственными наградами, и узнают, за какие подвиги и заслуги они награждены.
Текущий
35
Урок 4. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.
Получают представление ритуалах ВС РФ.
34
VI. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. ЛИТЕРАТУРА
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М. : Дрофа, 2010.
Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 – 11 кллассы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. – М. : Дрофа, 2013.
Основы безопасности жизнедеятельности: метод. Пособие /В.М. Евлахов. – М. : Дрофа, 2010
Конституция Российской Федерации.
Федеральные Законы Российской Федерации: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе, «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы. М.: Дрофа, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М. : Дрофа, 2013.
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. : методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков. – М. : Дрофа, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5 – 11 классы./(А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др.); под общ. Ред. А.Т. Смирнова; рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации/ авт.-сост. Л.А. Тётушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник ситуативных задач. 10 - 11 классы: базовый уровень/Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса: к любому учебнику по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Т.А. Карташёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10 – 11 классы/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.
2. ОБОРУДОВАНИЕ
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран.
3. ТСО
1. Презентации.
2. Интерактивное наглядное пособие.
3. Фильмы (в записи на компьютере).
4. КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(тесты)
Рабочая программа по ОБЖ 10 класс. Бедненко А.В. – преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ № 49 г. Шахты 29