муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждена
на заседании МО на педагогическом совете приказом
протокол № ___ МБОУ «Сусловская СОШ» МБОУ «Сусловская СОШ»
«___» _______ 2015 протокол № _______ № ____
___________ « ___» ___________ 2015 «_____»___________2015
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
5 класс
Составитель
Хрящова Л.И., учитель ОБЖ
Суслово
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ) для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897, с изменениями от 29 декабря 2014 № 1644;
основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 12.02.2015 № 40;
Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 12.02.2015 № 39.
Конституцией Российской Федерации;
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.
Федеральных законов РФ в области безопасности жизнедеятельности:
- "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
- Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
- Федерального закона "О пожарной безопасности"
- Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
- Федерального закона "Об экологической экспертизе"
- Федерального закона "О борьбе с терроризмом"
- Федерального закона "О радиационной безопасности населения"
- Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- Федерального закона "О гражданской обороне".
И на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2012 г.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе направлено на достижение цели:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества, прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти.
- антиэкстремистское мышление и антиреррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
- готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования предназначен для:
- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
- приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей;
- формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.
Структура учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы здорового образа жизни.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».
Понятийная база и содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях Федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов, в том числе:
- Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537);
- Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690), а также Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в ФГОС общего образования.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Обучение основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе осуществляется за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей участников образовательных отношений. В 5 классе – выделено 34 часа в учебный год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами учебного предмета, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказывать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание учебного предмета
5 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства – (22 часа)
Раздел I. Основы комплексной безопасности
1. Человек, среда его обитания, безопасность человека – 5ч
Роль городов в развитии человеческого общества. Система жизнеобеспечения современных городов. Опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электричеством, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Меры профилактики опасных и аварийных ситуаций.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город - столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения.
2. Опасные ситуации техногенного характера – 6ч
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход - участник дорожного движения Общие обязанности пешехода. Меры безопасности поведения пешеходов на дороге.
Пассажир. Общие обязанности пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Транспортное средство и водитель.
Общие обязанности водителя. Велосипедист - водитель транспортного средства. Требования к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста. Правила поведения на дороге.
Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность. Основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Профилактика травм при занятии физической культурой и спортом.
3. Опасные ситуации природного характера – 2ч
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасной природных явлений.
Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах.
4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 2ч
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно-опасном объекте, аварии на пожаро-взрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Раздел III. Основы противодействия экстремизму и терроризму в российской федерации (7 ч)
5.Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение –3 ч
Антиобщественное поведение. Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего (поселка) города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.) Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Безопасное поведение в толпе.
Взрывное устройство на улице.
6.Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства – 4ч
Общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Основные виды террористической деятельности и их характерные особенности. Правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями. Действия при угрозе возникновения теракта и при теракте.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – (12 часов)
Раздел IV. Основы здорового образа жизни – 5 часов
7.Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни – 3ч
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основные составляющие здорового образа жизни.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
8. Факторы, разрушающие здоровье – 2ч
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для совершенствования духовных и физических качеств.
Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье.
Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.
Алкоголь — наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Собеседования на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек».
Обсуждаемые вопросы:
Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его физические и умственные способности.
Почему курение и употребление спиртных напитков не совместимо с занятиями физической культурой и спортом?
Как подготовить себя к тому, чтобы твердо сказать «нет!», когда предлагают сигарету или спиртное.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 7 часов
9. Первая помощь и правила ее оказания -7ч
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее вызова. Безопасное поведение и оказание помощи во время ледохода.
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
По выбору преподавателя врабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином, угарным газом.
Всего – 34 часа
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
ОБЖ 5 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Всего | Теоретические | Практические | Контрольные |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 22 | 18 | 1 | 3 | |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 15 | 12 | 1 | 2 | |
Тема 1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | 4 | | 1 | Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Заполняют дневник безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту |
1. | Город как среда обитания. | 1 | 1 | | |
2. | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. | 1 | 1 | | |
3. | Особенности природных условий в городе. | 1 | 1 | | |
4. | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | 1 | 1 | | |
5. | Безопасность в повседневной жизни. | 1 | | | 1 |
Тема 2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | 4 | 1 | 1 | |
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. | 1 | 1 | | | Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правил безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре. |
7 | Пешеход. Безопасность пешехода. | 1 | | 1 | |
8 | Пассажир. Безопасность пассажира. | 1 | 1 | | |
9 | Водитель. | 1 | 1 | | |
10 | Пожарная безопасность. | 1 | | | 1 |
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях. | 1 | 1 | | |
Тема 3 | Опасные ситуации природного характера | 2 | 2 | | | |
12 | Погодные условия и безопасность человека. | 1 | 1 | | | Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд). Различают состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоёмах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. |
13 | Безопасность на водоемах. | 1 | 1 | | |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 2 | 2 | | | |
14 | ЧС природного характера. | 1 | 1 | | | Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации. |
15 | ЧС техногенного характера. | 1 | 1 | | |
Р-3 | Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ | 7 | 6 | | 1 | |
Тема 5 | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение | 3 | 2 | | 1 | Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях. |
16 | Антиобщественное поведение и его опасность. | 1 | 1 | | |
17 | Обеспечение личной безопасности дома. | 1 | 1 | | |
18 | Обеспечение личной безопасности на улице. | 1 | | | 1 |
Тема 6 | Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства | 4 | 4 | | | Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение. |
19 | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. | 1 | 1 | | |
20 | Виды экстремистской и террористической деятельности. | 1 | 1 | | |
21 | Виды террористических актов и их последствия. | 1 | 1 | | |
22 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. | 1 | 1 | | |
М-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 12 | 6 | 4 | 2 | |
Р-4 | Основы здорового образа жизни | 5 | 3 | 1 | 1 | |
Тема 7 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 | 2 | | 1 | |
23 | О здоровом образе жизни. | 1 | 1 | | | Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания. |
24 | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления организма. | 1 | 1 | | |
25 | Рациональное питание. Гигиена питания. | 1 | | | 1 |
Тема 8 | Факторы, разрушающие здоровье | 2 | 1 | 1 | | |
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | 1 | | | Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя. |
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практическое занятие) | 1 | | 1 | |
Р-5 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 7 | 3 | 3 | 1 | |
Тема 9 | Первая помощь и правила ее оказания | 7 | 3 | 3 | 1 | |
28 | Первая помощь при различных видах повреждений. | 1 | 1 | | | Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом. |
29 | Первая помощь при различных видах повреждений. | 1 | 1 | | |
30 | Первая помощь при различных видах повреждений. | 1 | 1 | | |
31 | Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практическое занятие) | 1 | | 1 | |
32 | Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практическое занятие) | 1 | | 1 | |
33 | Первая помощь при отравлениях (практическое занятие) | 1 | | 1 | |
34 | Остановка кровотечений | 1 | | | 1 |
| Всего часов | 34 | 24 | 5 | 5 | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Кабинет, в котором проводятся уроки ОБЖ, обеспечен техническими средствами:
- персональным компьютером, с выходом в Интернет;
- мультимедийным проектором.
Для реализации принципа наглядности в кабинете доступны наглядные пособия: плакаты по темам:
- «Пожарная безопасность»;
- «Безопасность на улицах и дорогах»;
- «Чрезвычайные ситуации природного характера»;
- «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»;
- «Оказание первой медицинской помощи»
- «Терроризм – угроза обществу».
комплект памяток по содержанию учебного предмета ОБЖ.
- учебно-методическое видео-пособие «Грозные силы природы»
- учебно-методическое видео-пособие «Оказание первой медицинской помощи»
-Средства индивидуальной защиты:
Средства защиты дыхания
Ватно-марлевые повязки
Респираторы (типа ШБ-1)
• Противогазы (типа ГП-7)
Средства медицинской защиты
Учебные видеофильмы
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
Пешеход. Безопасность пешехода
Пассажир. Безопасность пассажира.
Водитель. Безопасность велосипедиста.
Пожарная безопасность.
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Безопасность на водоемах.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Действия в зоне затопления
Стихийные бедствия
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы для учителей общеобразовательных учреждений, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2012.
- учебники: Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений 5 класс/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред.А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2015.
Список литературы
для учителя:
Нормативно-правовые документы РФ:
Конституция РФ (последняя редакция).
Семейный кодекс РФ (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 237).
Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).
Петров, С.В. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности [Текст]: 5-й класс: к учебнику М.П.Фролова. С.В.Петров. – М.:АСТ: Астрель, 2012.
"Основы безопасности жизнедеятельности" [Текст]: журнал МЧС России.
для учащихся:
Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений 5 класс/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред.А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2015.
Акимов, В.А., Дурнев, Р.А., Миронов, С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник [Текст]: 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с.
Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников и др.; под ред. П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Безопасность дорожного движения).
Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся[Текст]:/ А.Т. Основы защиты от терроризма [Текст]: Учебное пособие / С.Н. Вольхин, В.Г. Ляшко, А.В. Снегирев и др. - М.: Дрофа, 2007. - 124 с.
Правила дорожного движения для детей[Текст]: / Авт.-сост. В. Надеждина. - М., Мн.: АСТ, Харвест, 2006. - 192 с.
Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст]: 5 – 9 кл./ А.А. Михайлов– М.: Дрофа, 2009
Информационно-методическое издание для учителя
- Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича. Раздел "Основы безопасности жизнедеятельности" - Нормативные документы, методические материалы, Тематическое планирование, Презентации, Тесты, - памятки, инструкции по охране труда, по безопасности.
Интернет – ресурсы
Сайты в помощь учителю
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Журнал «Курьер образования» | http://www.courier.com.ru |
Журнал «Вестник образования» | http://www.vestnik.edu.ru |
Издательский дом «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | http://www.1september.ru |
Издательский дом «Армпресс» | http://www.armpress.info |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащийся должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
правила поведения при угрозе террористическою акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
• основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной зашиты;
оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
оказания первой помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.