Рабочая программа учебного предмета «Школа выживания, школа дружбы. (туризм)»
Рабочая программа учебного предмета «Школа выживания, школа дружбы. (туризм)»
Программа предлагает разнообразные виды деятельности учащихся, дети обучаются туристическим навыкам, правилам поведении вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей, монументами и памятниками своего района и края. При использовании современных технологий имеется возможность использования сети Интернет для знакомства с другими клубами по краю, для встреч, совместных походов, отдыха и соревнований. Туризм, личность, труд, спорт и здоровье – звенья одной цепи: это и познание, и повышение культурного уровня, и важное средство общения, и дружба, и укрепление здоровья учащихся, и немало важно - любовь к своей малой родине, природе и истории. Туризм – это и спорт.
Занятия проводятся 2 часа в неделю.
Цель:
-пропаганда туризма как средства укрепления здоровья и привития стремления к здоровому образу жизни;
- привитие навыков экологической культуры;
- ознакомление с историей, монументам и памятниками своего района и края;
- привитие навыков туризма, выживанию при вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи;
Задачи:
- обучать туристическим навыкам;
- правилам поведения при вынужденной автономии;
- оказанию первой медицинской помощи;
- воспитывать физически сильного, высоко морального, трудоспособного, толерантного гражданина современной России.
- проводить профилактику вредных привычек
Ожидаемые результаты усвоения программы: физическое и психическое оздоровление воспитанников; приобретение жизненно-важных двигательных навыков и умений:
- знать способы оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, обморожениях;
- уметь соорудить временное убежище из подручного материала, уметь добывать пищу, воду, огонь, изготавливать оружие для охоты и рыбалки;
№ п/п
Вид программного материала
Количество
часов
теория
Количество
часов
практика
общее
1
Физическая подготовка
1
9
10
2
Туристические навыки
3
10
13
3
Правила поведений человека при вынужденной автономии
27
27
4
Основы медицинских знаний
20
20
Итого
70
Содержание программы
Раздел I.Физическая подготовка 10ч.
Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма. Личная гигиена. Ходьба и бег по пересечённой местности. Бег по пересечённой местности до 15 мин. Кросс. Занятие тренажерном зале, упражнение на разные группы мышц.
Раздел II.Туристические навыки 12ч.
Туризм. Виды туризма. Цели и задачи. Туристическое оборудование, название и предназначение. Узлы: основные, для страховки и самостраховки, вспомогательные.
Переправа по бревну (наведение и снятие верёвки, самостраховка). Определение направления. Чтение и рисование топографических знаков. Определение расстояния по карте. Определение превышения местности по карте. Передвижение по болотистой местности. Комплектация рюкзака и укладка.
Раздел III. Правила поведений человека при вынужденной автономии 24ч.
Формирование плана выживания, принятие решения для дальнейших действий. Защита от неблагоприятных факторов. Типы укрытий. Добывание пищи и воды, съедобные и ядовитые растения. Правила добывания огня. Очаги и костры. Сохранение огня. Подача сигналов бедствия. Определение направлений сторон света по звёздам, по деревьям, по часам, по солнцу.
Раздел IV. Оказания первой медицинской помощи 22ч.
Правила оказания первой помощи. Аптечка. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Виды кровотечения, виды ран и ранения, способы наложения повязок. Правила наложения жгута. Правила оказания первой помощи при переломах. Отравление, укусы насекомых и змей. Ожоги, обморожения, солнечный и тепловой удар.
5.Формы и средства контроля.
-Движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок);
-слово (беседа, рассказ)
6.Перечень учебно-методических средств обучения
Используемая линия УМК
Бумажные носители
Наглядно-дидактический материал (2 класс)
Электронные носители
Интернет-поддержка
Методическая помощь авторов
Дополнительные материалы к УМК
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», для 1-4 классов
Л.П.Анастасова
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 2 класс Л.П.Анастасова
Комплект таблиц "Символы и понятия" (8 таблиц)
Комплект таблиц "Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 кл." (10 таблиц)
Комплект таблиц "Безопасное поведение школьников (нач. школа)" (5 таблиц)
Учебно-методические средства обучения.
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2009. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 1 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2010.
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.2008.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Школа выживания, школа дружбы. (туризм)» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №14»
«Утверждаю» директор школы _________________________ «___»______________ 20
Утверждено Педагогическим советом
Протокол № ___ от___________
«Проверено»
Руководитель МО
___________________
«____» ____________ 20__ г
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
___________________
«____» ____________ 20__ г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для учащихся 1- 2 класса
«Подвижные игры народов мира.»
Спортивно – оздоровительное направление
2013 - 2014 год.
Составитель: Печеркина Т.С.
учитель химии, биологии.
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 34 недели.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Наша задача – научить детей с самого раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 20 – 30 % детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Известно, что недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшения дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии; недостаточная двигательная активность снижает функциональные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем ребенка. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстры и ловки, менее закалены и продолжительнее болеют.
В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются массовыми и обязательными для всех здоровых детей. Огромную роль здесь играют подвижные игры. На занятиях ребята знакомятся с играми разных народов, получают представления о культуре народов разной национальности, знакомятся с правилами игр, укрепляют свое здоровье, проявляют не только ловкость, смекалку, быстроту, но и разыгрывают роли, передают движение героев, демонстрируют повадки животных.
Игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревновании с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.
Эта программа способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жизни через занятия физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигательной активности, в частности, игры.В основу программы для учащихся 2-го класса положены программа физического воспитания для учащихся основной школы и программа для школьников, а также программа физического воспитания с игровой направленностью.
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи.
Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасения материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.
Игры разных народов - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
- обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
- прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
- Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- Гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;
- Повышение физической и умственной работоспособности школьника.
- формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
- привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Особенности программы.
Предлагаемая учебная программа знакомит учащихся с народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.
Содержание программы предполагает одноразовое занятие в неделю по 45 минут каждое, всего 34 занятия в год.
Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий в облегченной одежде, со специальными ковриками для выполнения упражнений на полу.
Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:
- по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
- по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
- по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
- по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
- по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
- по отношению к структуре занятий (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителю планирование занятий с младшими школьниками и наглядно обозначить соответствие народных игр разделу программы.
Прогнозируемые результаты применения программы направлены:
- на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.
- введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети
должны иметь представление:
- об историческом наследии разных народов и народных игр;
- о традициях народных праздников;
- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
- историю возникновения народных игр;
- правила проведения игр, эстафет и праздников;
- основные факторы, влияющие на здоровье человека;
- основы правильного питания;
- правила поведения во время игры.
должны уметь:
- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Тематическое планирование.
№
Тема занятия.
Методы и формы занятий.
Формирование УУД.
1.
Спортивные состязания
« Весёлые старты»
Игра
Развивать познавательный интерес к истории спортивных игр, смекалку, спортивный азарт.
2.
Игра «Пожарная команда»(Германия ).
«Африканские салки по кругу» (Танзания ).
Правила игр,игры.
Прививать любовь к спорту.
3.
«Больная кошка» (Бразилия ).
«Потяг» (Белоруссия )
Игры, правила игр.
Формировать спортивные качества, уважительное отношение к занятиям спорта.
4.
«Поезд» ( Аргентина ).
«Буйволы в загоне» (Судан ).
Правила игр, эстафеты.
Формировать здоровые привычки, пропагандировать здоровый образ жизни.