МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38
(МБОУ г. Иркутска СОШ №38)
664048, город Иркутск, улица Севастопольская, дом 218,
факс: (3952) 44-85-37, тел: 44-87-44, 44-90-26, Е-mail: [email protected]
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
по патриотическому воспитанию
Урок Памяти о блокадном Ленинграде
«Гранитный город славы и беды»
для учащихся 7-11 классов
Выполнила: учитель ОБЖ Лебедева Людмила Николаевна
Иркутск
Оглавление:
1.Введение:
содержание данного мероприятия;
цель проекта, задачи;
Дни воинской славы;
27 января – День снятия блокады города Ленинграда;
наше поколение о блокадном Ленинграде;
"Нужно ли помнить о войне?"
2. Основная часть:
рассказ участников работы над проектом об освободителях Ленинграда;
мемориальные места, творения художников, композиторов и поэтов рассказывают нам о военном времени, блокадных днях Ленинграда;
триумфального шествия немцев в Ленинграде не получилось;
900 дней – это дни огня, смерти, холода, голода и мужества;
дети блокадного Ленинграда;
"Дорога жизни";
мужество и героизм наших земляков на фронтах войны.
3. Заключение:
4. Используемая литература.
5. Приложение: презентация к проекту.
Цель:
Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости к боевому прошлому страны, сопричастности к истории нашей Родины.
В ходе подготовки мероприятия решались следующие задачи:
научить учащихся работать над проектом:
-научить сформулировать проблему и выразить ее в конкретных задачах;
-научить определять возможные пути решения проблемы и выбрать из них наиболее эффективный; -научиться умению самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию; -научиться умению подготовить публикацию, в которой отражено содержание проекта; -научиться создавать презентации для показа наиболее важных материалов проекта.
1 слайд. Здравствуйте, ребята! Разговор о патриотизме очень актуален сегодня. Внеклассное мероприятие – урок Памяти о блокадном Ленинграде «Гранитный город славы и беды» – это результат проектной деятельности.
Основной проблемный вопрос проекта : « Ты считаешь, нужно ли помнить о войне… Да или нет?»
Содержание данного мероприятия – это рассказ-напоминание о том, какой ценой досталась победа нашему народу, рассказ о тех, благодаря кому над нашими головами чистое небо, кто не ел и не спал ради свободы, нашей свободы…
2 слайд. Цель проекта: ознакомление с информацией о блокадном Ленинграде, воспитание чувства патриотизма, гордости за боевое прошлое нашей страны, сопричастности к истории нашей Родины.
3 слайд. Победы русского народа над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги наших предков. Это дни, когда воздается дань воинскому подвигу, славе и доблести защитников.
4 слайд. Такие дни включает и Великая Отечественная война. Один из таких дней воинской славы – 27 января – День снятия блокады города Ленинграда.
5 слайд. А что же знает о блокадном Ленинграде наше поколение? Поколение, ради которого погибли тысячи людей. Оказывается, что не все учащиеся имеют довольно полное представление о Ленинграде в годы Великой Отечественной войны.
Результаты опроса (проведено тестирование) показывают, что меньше всего знают о блокадном Ленинграде ребята 6,7,8 и даже 9-ых классов. Немного знают и ребята 10 -11-ых классов, но радует то, что во всех параллелях есть ребята, которые знают, а некоторые из них хотя бы слышали о блокадном Ленинграде. Отсюда можно сделать вывод:
Мы забываем важность тех минувших дней, так необходимую для развития нашей нравственности, гражданственности, духовности. Ведь духовность – это внутренний мир, сущность человека, основной показатель которого преданность, самопожертвование ради чего-то или кого-то. Так можно ли считать, что война – это ненужное прошлое? Это один из моментов мотивации работы над проектом.
Основная часть.
6-7 слад. Память о прошлом…. Это связующее звено между прошлым и будущим.
(Рассказ участников работы над проектом о людях, которые участвовали в освобождении Ленинграда) Рассказывает одна из участниц проекта:"Мне захотелось всем рассказать о блокадном Ленинграде, так как в это время жил и воевал мой прапрадедушка, а совсем молодой прадедушка помогал в тылу. Их боевой путь связан с освобождением Ленинграда от фашистских захватчиков".
8 слайд. Подвиг ленинградцев не забыт. Он находит свое воплощение в людской памяти, в способности сохранять следы минувшего. Петербург был замыслен его державным основателем Петром I как город славы. При слове Ленинград в памяти встает красавец- город на берегах Невы. Его улицы и площади – живая летопись славных событий: здесь каждый камень – история, почти каждый дом – памятник. Анна Ахматова назвала его «гранитным городом славы и беды». Одно от другого – слава и беда - неотделимо. В исторической судьбе Петербурга – Петрограда – Ленинграда, которая насчитывает более двух с половиной веков, беды непрерывно сопутствуют славе города и, сопутствуя, определяют собой масштабы славы. А городу бед было отпущено с избытком, из которых он выходил не сломленным, но заново прославленным стойкостью и мужеством своих граждан, и никогда не ступала нога вооруженного врага на городские мостовые.
9 слайд. Мемориальные места, архитектурно-художественные ансамбли, памятники, творения художников, композиторов и поэтов рассказывают нам о военном времени, блокадных днях Ленинграда. Пискаревское мемориальное кладбище – место массовых захоронений ленинградцев, погибших в годы блокады Ленинграда. И над прахом сыновей своих – Родина-Мать, бронзовое олицетворение осиротевших матерей советской страны. Родина–Мать горда за своих детей, отдавших жизнь за великое дело.
10 слайд. В память о трагических днях блокадного Ленинграда возведен архитектурно-художественный ансамбль «Дорога жизни». Составляющими этого ансамбля являются комбинации «Разорванное кольцо», «Цветок жизни».
«Разорванное кольцо» расположено на самом берегу Ладожского озера. Здесь начиналась «Дорога жизни» в период блокады Ленинграда.
11 слайд. На третьем километре «Дороги жизни» стоит памятник «Цветок жизни». В центре композиции – наклонная лента с надписью: «Во имя жизни и против войны, детям – юным героям Ленинграда 1941-1944гг.».
12 слайд. Березовая «аллея Дружбы связывает «Цветок жизни» с насыпным холмом, где установлены листки дневника Тани Савичевой – ленинградской школьницы, пережившей все трудности блокадной зимы 1941-1942 годов.
Память о тех днях должна жить в сердце каждого из нас. Пока мы помним – мы живем.
13 слайд. Твердо веря в конечное торжество справедливости, подошли ленинградцы к самому страшному испытанию, когда-либо выпавшему на их долю. В июле – сентябре 1941 г. войска немецкой группы армий «Север», имея превосходство в силах, преодолели сопротивление советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла страны. Немецко-фашистское командование даже назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду. Триумфального шествия немцев не получилось. Быстро захватить город им не удалось. Тогда немецкое командование приняло решение задавить Ленинград блокадой. Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», - цинично пророчествовал Гитлер.
Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось
14 слайд. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.
Немецкие войска непрерывно подвергали город массированным бомбежкам с воздуха. 8 сентября 1942 года сомкнулось блокадное кольцо. Наступил один из самых черных дней. Почти 900 дней – это дни огня, смерти, холода, голода и мужества Несокрушимая ненависть к врагу и горячая любовь к своему городу жили в сердцах ленинградцев – и этим они были сильны.
15 слайд. Горожане создавали противотанковые рвы, строили доты, баррикады. На каждый квадратный метр города упало 16 фугасных бомб, 340 зажигалок, 480 снарядов. Город превратился в военную крепость.
16 слайд. Из города вывели около 96 предприятий. Эвакуировались также музеи, театры, научно-исследовательские институты. Когда кольцо блокады сомкнулось, в нем осталось 2 млн. 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей.
17 слайд. Люди работали по 12-14 часов в сутки, под дождем, артиллерийским огнем. 18 слайд. Люди в нечеловеческих условиях, в смертельной опасности с готовностью, всегда добровольно, лишь бы позволили силы, шли на самые трудные работы. Молча, на разговоры не было сил, люди рыли траншеи, очищали город от снега, убирали трупы, молча стояли в очередях, молча ждали возможности опустить ведро в прорубь. Молча и решительно, молча и вдохновенно. Жители Ленинграда просто не думали о том, что совершают подвиг. Это было естественно, как дышать, так же естественно, но не всегда выполнимо, как есть.
19-20 слайд. Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелые испытания.
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, рабочие получали лишь по 250 г суррогатного хлеба, старики и дети по 125г в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Город собирал все, что можно было пустить в дело. Варили студень из маленьких кусочков кожи. Для того чтобы студень получался хороший, плотный, в него добавляли столярный клей. Собирали мучной клей от обоев, извлекали его из переплетов, вываривали ремни, ели кошек, собак, ворон, использовали олифу, глицерин…
21 слайд. Зимой 1941 – 42 г. город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду и потом под обстрелом доставлять её домой.
22 слайд. Остановилось движение трамваев и автобусов.
23 слайд. Основным «транспортом» жителей города были детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни, дерева на гробы не было. Смерть входила во все дома.
24 слайд. Изнуренные люди умирали прямо на улицах.
25 слайд. Все тяготы наравне со взрослыми переносили и дети. Они тоже рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах. Мальчики и девочки, бывшие школьники, становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
26 слайд. Изможденные, голодные подростки-рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов. Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненым газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары.
27 слайд. В осажденном городе работали 39 школ. Ученики шатались от голода, не хватало воды, дров, теплой одежды, руки коченели от холода.
28 слайд. Многие из детей умирали дома, по дороге в школу, иногда, прямо в классе.
29 слайд. Олицетворением блокадных детей является ленинградская школьница Таня Савичева. Блокада отняла у неё родных и сделала сиротой.
30 слайд. Таню удалось спасти от голода. При первой же возможности её вывезли с детдомом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку. Она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был открыт памятник. Судьба этой обычной семьи - это трагедия почти всех ленинградцев. Многие пали… их нет… Но все они имеют право на нашу память.
31-32слайд. Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру. Так начала действовать блокадная «артерия» Ленинграда, которую народ назвал «Дорогой жизни». Каждый рейс был подвигом.
33 слайд. Во время осады и голода Ленинград жил напряженно-духовной жизнью. В осажденном Ленинграде удивительно много читали. И очень много писали стихов.
34-35 слайд. В осажденном городе говорили пушки, но музы не молчали. 9 августа 1942 года состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
36 слайд. В ходе почти 900-дневной блокады войска Ленинградского фронта, силы Балтийского флота и Ладожской военной флотилии отразили все атаки врага. Население Ленинграда, несмотря на варварские бомбардировки, голод и холод, активно помогало фронту. Крепла оборона города. Замедлялся натренированный шаг фашистских армий. В январе 1943 года блокада была прорвана на узком участке.
27 января окончательно ликвидировали блокаду.
37 слайд. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».
38 слайд. Ленинград выстоял, отстояли – кровью своей, нервами, мускулами, волей, нечеловеческим напряжением, нечеловеческими лишениями, - отстояли!.
За стойкость и героизм в период 900-дневной блокады Ленинград получил звание город-герой, а его защитники были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
Ленинград - это стойкость. Ленинград - это упорство. Ленинград - это бесстрашие.
39 слайд. 9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискаревское кладбище. Семьями и в одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые – конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.
40 слайд. На Иркутской земле не пылал огонь войны. Но она коснулась и жителей нашего города: здесь день и ночь работали военные заводы, в зданиях школ были размещены госпитали. Мужество и героизм проявили наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Могилы погибших на войне сибиряков – за тысячи километров от родной земли, но благодарные потомки идут к святому месту нашего города - Вечному огню Славы, прикасаясь к Памяти тех далеких лет, отдавая дань уважения не вернувшимся с полей сражений.
41. слайд Сибиряки доблестно сражались и под Ленинградом. К подножию мемориального комплекса в Иркутске была доставлена священная реликвия – капсула с землей из города – героя на Неве.
Заключение.
42 слайд. Каждый год 9 мая, отдавая дань памяти павшим, мы вспоминаем всех, кто приближал Победу на фронте и в тылу.
43 слайд. Звучит Реквием. Р. Рождественский.
Вот и закончился наш рассказ. Рассказ о людях, преданных своей Родине. И очень хотелось бы, чтобы после этого урока Памяти, а его можно провести в период месячника военно-патриотического воспитания, при изучении темы урока «Дни воинской Славы» в 10 классе в курсе предмета ОБЖ, каждый из ребят задал бы себе вопрос: «А мог бы я быть на месте этих людей?» и для себя определил бы степень своей духовности.
И тем самым, на вопрос: « Ты считаешь, нужно ли помнить о войне… Да или нет?» ответил бы: "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!"
Обсуждение ответа на этот вопрос может перейти в диспут учащихся.
Литература:
1.«Венок славы». Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах. Том 3. Подвиг Ленинграда. - М.: «Современник», 1987.
2.Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. – Л.:Лениздат, 1985.
3.Зубаков В.Е. Ленинград - город-герой. 2-е изд., доп. –М.:Воениздат, 1981
4.Таборко В.А. Летопись Великой Отечественной. 1941-1945: краткая иллюстрированная история для юношества. – М.: Молодая гвардия, 1985.
5.Интернет ресурсы (фотографии)
6.Видеофильм «Пост №1», Иркутск 8.Музыкальное оформление сценария: «Адажио» Альбинони