Урок № 32.
формирование у обучающихся представлений о военной службе и необходимости защиты Отечества.
-подвести учащихся к пониманию, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;
- содействовать воспитанию у учащихся военно-патриотических чувств и любви к Родине.
совершенствовать навыки работы с учебной информацией, развивать умения делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
- дать определения понятиям, используемым на уроке (Отечество, долг, обязанность, Конституция);
- познакомиться с основными положениями законодательства о воинской службе, понять важность исполнения обязанности защищать Отечество как морального долга каждого гражданина;
-принять участие в групповой работе, обсуждении, отборе информации.
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробного действия
этап выявления места и причины затруднения;
этап построения проекта выхода из затруднения;
этап реализации построенного проекта;
первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап включения в систему знаний и повторения;
этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Время | Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД |
6 мин | I.Этап мотивации к учебной деятельности | Приветствует учащихся. -Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке. Предлагает 1.Прослушать аудиозапись «Вставай, страна огромная». 2.Посмотреть видеоклип Романа Хозеева «Песня о 28 Панфиловцах» | Показывают готовность к уроку. Воспринимают информацию и осмысливают ее. | Л – формирование стартовой мотивации к изучению нового. |
3 мин | II. Этап актуализации и пробного учебного действия. | Вступает в диалог с учащимися: -Какой теме посвящен видеоролик? -С какими страницами истории нашей страны он связан? Что вы знаете о данном событии? Каковы его последствия? - О чем же пойдет сегодня речь на нашем уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. | Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы, пытаются сделать выводы. | К – умение вести диалог, выражать свое мнение. К- умение обмениваться мнениями. |
3мин | III. Этап выявления места и причины затруднения. | Проводит мозговой штурм - Сначала попробуем определить что означают понятия Отечество, Родина для каждого человека, для каждого из вас? (кейс технология) Учитель на доске записывает все ассоциации, которые возникают у учащихся со словом Родина, Отечество. -Почему люди с древних времен стремились защитить Родину? - Какими качествами они обладали? - Что ими двигало? -Как вы понимаете слова: патриотизм, долг, обязанность? | Работают коллективно, называют ассоциации | К – умение работать в коллективе К – формировать навыки учебного сотрудничества. П- научиться давать определения понятиям |
3 мин | IV.Этап построения проекта выхода из затруднения. | Обращается к работе с текстом словаря. -Внимательно прочитайте текст определений понятий в словаре Ожегова и сравните с теми, что дали вы. Запишите определения в тетради. | Обращаются к работе со словарем, находят необходимую информацию. | П – выделять информацию из текста. |
8 мин | V. Этап реализации проекта. | Предлагает работу в группах: Мы поговорим о том, почему защита Отечества – это и долг, и обязанность. И решим проблему: какие же качества необходимо формировать в себе для того, чтобы подготовить себя к исполнению воинского долга. Работаем в группах. 1 группа. Для работы вам понадобится текст Конституции РФ. Найдите в тексте Конституции статью о защите Отечества. Внимательно прочитайте ее формулировку. Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью? Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом? Ответ представьте в виде логичного рассказа. 2 группа. Изучите материал учебника с. 158 – 159. Подготовьте ответ на вопрос: В чем заключается военная служба? Ответ представьте в виде кластера 3 группа. Используя материал §17, сравните военную службу по призыву и по контракту. Выявите общее и разницу. Составьте схему. Прокомментируйте её. | Объясняют собственное понимание проблемы. | П – умение самостоятельно добывать информацию и работать с ней. |
5 мин | VI. Этап первичного закрепления. | - Как вы думаете, кто должен защищать нашу Родину? - Означает ли это, что наш разговор касается только мужчин? Ознакомьтесь с документом Извлечения из Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и выскажите свою точку зрения. -Может ли женщина стать защитницей Отечества? -Приведите примеры из истории. | Работают с текстом закона, находят информацию. Вступает в диалог, делятся мнениями. Высказывают свою позицию | М – уметь работать с документом П- выделять информацию из текста. Л-формирование патриотических чувств |
7 мин | VII. Этап самостоятельной работы. | Дает задание Выполните задание 1 на стр 163 из рубрики «В классе и дома». Прочитайте высказывания А.В.Суворова и определите, какие относятся к современной армии. -- А какими качествами должен обладать современный военнослужащий? Предлагаю девочкам записать на рабочем листе 5-7 качеств, которыми должен обладать современный воин-защитник, а мальчики запишут те качества, которыми они сами хотели бы обладать как будущим защитникам Родины. - Проверяем. | Записывают в рабочих тетрадях | П- представлять результат работы в тетради |
6 мин | VIII. Этап включения в систему знания и повторения. | Предлагает -составить синквейн на тему «Армия» - поработать в парах. (учащиеся получают карточки с заданием) - Составьте пословицы, Я предлагаю вам поработать в парах и выполнить следующее задание. На ваших листах для работы на уроке есть задание, в котором мною перепутаны части русских пословиц о Родине, о служении Отечеству. Вам предстоит поработать в парах и правильно соединить части пословиц, а затем озвучить их. Кто готов, поднимайте руки. 1.Кто Родине верен,… стой смело. 2.Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством. 3.Тяжело в учении,… тот в бою примерен. 4.За правое дело,… в бою не зевай. 5.Бой красен мужеством,… легко в бою. | Составляют синквейн и зачитывают несколько вариантов | П – применение понятийного аппарата при работе с текстом. К- слушать и слышать друг друга. |
4 мин | IX Рефлексия. Д/З.. | Предлагает поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы: -Что нового вы узнали на уроке? -Что осталось непонятным? -Что хотели бы узнать? -Отметьте в таблице настроение, степень участия в уроке. Предлагаю вам выставить оценку за собственную работу на уроке и оценить работу соседа по парте. Критерии оценивания указаны в листе самооценки. Объясните, почему? Домашнее задание. 1.§17 учебника 2. В тетрадях записать имена земляков –героев, чьи подвиги связаны с выполнением воинского долга 3.Составить презентацию «Защитники Отечества в моей семье» (по желанию) | Завершают фразы предложенные учителем, участвуют в рефлексии Дети отвечают на вопросы. Делают самоанализ и самооценку. Записывают в дневники задание, выбирают его вариант. | Л-формирование диагностических навыков. Р –самостоятельно определять вид учебной деятельности. |