МБОУ Пушкинского муниципального района Московской области
«Правдинская средняя общеобразовательная школа №1»
Липатова Людмила Петровна,учитель истории и обществознания
Урок по обществознанию в 7 классе по теме:
“ Защита Отечества”
Цели урока:
Образовательные
Познакомить учащихся с понятиями “долг” и “обязанность”; конкретизировать представление о том, в чем состоит конституционная обязанность граждан РФ по защите Отечества; для чего нашей стране нужна регулярная армия
Развивающие
Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы, приводить примеры
Воспитательные
Создать на уроке условия, способствующие воспитанию у учащихся чувства патриотизма, понимания важности выполнения главного долга- защищать Отечество.
Тип урока : урок открытия нового знания.
Оборудование:
Учебник “Обществознание.7 класс” под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ( М.,Просвещение,2015);рабочая тетрадь О.А.Котовой, Т.Е. Лисковой (М.,Просвещение,2015); проекционное устройство
Оформление доски:
Тема урока, текст ст.59 Конституции РФ ( “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ”), новые понятия, схемы “ Внешние угрозы для нашей страны”, ”Внутренние угрозы безопасности нашей страны”, домашнее задание.
Основные понятия:
Долг, обязанность, Отечество, регулярная армия, всеобщая воинская повинность, угроза внутренняя, угроза внешняя.
План урока
1.Организационный момент
2.Изучение новой темы
1.1 Долг и обязанность
1.2 Зачем нужна регулярная армия
3.Закрепление изученного на уроке
4.Подведение итогов урока. Рефлексия
5.Домашнее задание.
Ход урока
1..Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
2.Изучение новой темы
Постановка проблемного задания: выяснить, почему Защита Отечества названа в Основном Законе нашей страны и долгом и обязанностью гражданина?
1 Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника:с.86-87 рубрики “Путешествие в прошлое”
2 Фронтальная беседа по прочитанному материалу:
-Как вы понимаете, что такое “обязанность “и что такое “долг”?
-Каковы основные обязанности гражданина РФ?
-Подберите синонимы к слову “Отечество”.
-Кого называют патриотом?
-Что означает “защита Отечества”?
-Объясните своими словами смысл высказывания русского писателя И.С.Тургенева:” У нас у всех есть один якорь, с которого, если не захочешь, не сорвешься: чувство долга”.
3 Презентация проектной работы “Их имена забыться не должны…”, выполненной учащимися 7-А класса по материалам школьного историко-краеведческого музея.
Проблемный вопрос к учащимся :за героизм на фронтах Великой Отечественной войны более 7 млн. человек были награждены боевыми орденами и медалями. Какой вывод можно сделать из этих данных и представленных материалов школьного историко-краеведческого музея?
Вывод: Чувство долга побуждает людей защищать Отечество в случае нападения на него. Защищая свою страну, они защищают и себя, и свою семью. Но защита Отечества- это еще и обязанность граждан. Государство, которое обеспечило человека политическими, гражданскими и др. правами и свободами, вправе требовать от него выполнения своих обязанностей. Долг и обязанность защищать Отечество распространяются на любого гражданина РФ. Ведь участвовать в защите Отечества можно, трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории.
4 Рассказ учителя: Для успешного ведения боевых действий нужны специально обученные регулярные войска, т.е. войска постоянной армии, определенным образом организованные и имеющие специальную подготовку.
Сообщение учащегося о создании в России регулярной армии.
Продолжает учитель:
Менялись исторические эпохи, менялась армия. Принципы устройства армии должны соответствовать своему времени, задачам, которые должны решать вооруженные силы страны.
В соответствии с Федеральным законом установлена всеобщая воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооруженных силах РФ и защищать Отечество. На военную службу призываются граждане РФ в возрасте от 18 до 27 лет. Срок военной службы в 2008 г. сокращен до 12 месяцев.
5 Самостоятельная работа с учебником с.90.
Проблемный вопрос к учащимся Нужна ли нашей стране сильная армия? От кого российские военнослужащие должны защищать Отечество в наши дни? Какие угрозы возникают для нашей страны в начале 21 века?
Задание учащимся: c опорой на схемы, воспроизведенные на доске, ответить на проблемный вопрос.
Учащиеся делают вывод: для того. чтобы быть великой державой, наша страна обязана иметь сильную армию.
Сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна позаботиться о том, чтобы иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием (cм. иллюстрации в учебнике на с.90, 93).
6. Закрепление изученного материала проводится путем выполнения заданий №1,2 в рабочей тетради (c.29).
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
8. Домашнее задание: прочитать &8 ( с.86-91) учебника, Ответить устно на вопросы №1, 2 на с.94;выполнить задания №5 или №6 на с.96 ( по выбору учащихся)