kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Защита Отечества - долг и обязанность гражданина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Защита Отечества – долг и обязанность гражданина". 7-й класс

 

Цели урока:

Обучающие:

закрепить и систематизировать знания и понятия долга, обязанности перед обществом;

Развивающие:

развитие умения практически применять полученные знания;

развитие связной устной и письменной речи, умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;

развитие слухового и зрительного восприятия, устойчивости внимания.

Воспитательные:

воспитание культуры общения;

воспитание гражданской осознанности;

воспитание коммуникативной культуры, умение работать в группе, оценивать себя и своих товарищей.

Коррекционная: коррекция логики мышления.

Задачи:

Учебные:

закрепление знаний о долге, обязанности;

развитие и стимулирование интереса учащихся к изучению данных предметов.

Коррекционные:

развитие мышления, познавательной активности учащихся;

расширение и активизация словарного запаса;

развитие связной устной и письменной речи;

развитие эмоциональной сферы.

Воспитательные:

прививать любовь к Родине, ее истории, языку;

духовно-нравственное развитие учащихся;

воспитание чувства уважения  и почитания к  нашему прошлому.

Оборудование:

мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;

федеральный закон «О воинской службе и военной обязанности»;

Конституция РФ;

Демонстрационный материал;

Текст присяги.

Опережающее задание: подготовка сообщения учащегося с презентацией «Создание армии в России», наизусть стихотворение «Присяга» – читает ученица.

Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, составление опорных схем-конспектов, работа в группах.

Эпиграф:

Победи себя и ты станешь, непобедимым.

А.В. Суворов

 

 

 

ХОД УРОКА

Оргмомент

 Цель урока:  познакомиться с понятиями долг и обязанность, военная присяга.

Сегодня на уроке мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Гражданине и его обязанностях. Какой смысл вы вкладываете в слово «гражданин»? (Соблюдает законы, имеет права и обязанности, пользуется защитой государства, участвует в управлении государства, готов защищать Родину.)

Составляют синквейн со словом «Гражданин» (ученик  возле интерактивной доски)

2 прил.: достойный, ответственный, активный
3 гл.: уважает, защищает, соблюдает, участвует, любит.
1 предлож. из 4 слов: Гражданин любит и защищает Родину.
1 сущ.:патриот.

– Итак, вы составили ёмкое и лаконичное стихотворение о гражданине. Теперь вам знакомо понятие гражданин.

Ребята, давайте вспомним:
– Как называется основной закон государства? (Конституция)
– Какие главные обязанности граждан России вы знаете? (Платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество)
– Давайте обратимся к тексту конституции и прочитаем статью № 59 , параграф №1 (Чтение вслух)
– Почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом? Чем долг отличается от обязанности? 
– С ответом вам поможет письмо Межевалова Геннадия, вашего ровесника, который в трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. написал заявление в одну из местных комсомольских ячеек:

Читает выразительно ученик:

«Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города… Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».

– Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих близких, свой город, знакомых, друзей)
– Его кто-то заставляет? (Нет, он сам рвётся на фронт, все его одноклассники тоже нацелены на это.)
– Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет, как вам? (Военное время, вся жизнь отдана защите от врагов.)
– А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет. Перед государством.)

 А ваша  конкретная обязанность сейчас? (Учиться, получить среднее образование).
– Вы только что сказали, что долг – это ответственность перед своим близкими людьми, перед обществом,  а обязанность – это ответственность перед государством. 
– Подведём итог, посмотрите на доску, вы видите определение этих терминов.

Читает ученица:

«Долг – это нравственная категория, т.е. ответственность человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина.

Обязанность – это юридическая (правовая) норма, поддерживается силой государства. За нарушение нормы следуют санкции (меры воздействия)».

Вы знаете, ребята, что война – это огромная беда для любого народа. Но, к сожалению, войны происходят на протяжении всей человеческой истории. Учёные подсчитали, что  за последние 5000 тысяч лет произошли около 14 тысяч войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость.
– Давайте проведём путешествие в прошлое и узнаем, как возникла «регулярная армия» в России. 
– А сейчас посмотрите презентацию, которую подготовил ученик нашего класса о создании регулярной армии в России. (Презентация ученика – 5 слайдов) 
– Итак, менялись исторические эпохи, менялась и армия. Какой урок можно извлечь из истории создания армии в России? (Армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать. Она должна быть организованной и вооружённой) 
– Какой должна быть регулярная армия?
– А сейчас, давайте, посмотрим на 2 фотографии 1941 г. На них изображены два различных военных формирования. Предположите, как они называются и в чем между ними разница?  

Вы, наверное, слышали о различных родах и видах войск, военных специальностях. Давайте отдохнём немного, расправим спины и попробуем составить логические цепочки. Логическая цепочка должна состоять из 4 картинок.

Картинки на доске.

Вид(род) войск.

Военная техника, соответствующая виду войск.

Военная специальность, соответствующая виду войск.

Флаг(эмблема) данного вида (рода войск.)

Цепочки собирают представители от 3 рядов на демонстрационной доске.

– Спасибо, вы правильно составили логические цепочки. Молодцы!

А теперь вернемся к понятию «Воинская обязанность». Откроем папки и прочитаем Федеральный закон «О военной службе и воинской обязанности». Читаем ст.1. п.1 (ученица). Итак, мы с вами раскрыли это понятие.

Ребята, посмотрите на интерактивную доску и ответьте: Какой воинский ритуал изображен на фотографии? (Воинская присяга). Военнослужащие, впервые поступившие на военную службу приводятся  к присяге перед государственным флагом России и Боевым знаменем воинской части.

– Вот как об этом событии написал поэт Максим Петраков. (Читает ученица)
– Какие эмоции вы испытали? (Гордость отца за сына, ответственность перед страной, восторженность.)
– Можно ли испытывать гордость, будучи военным?
– А теперь послушайте текст военной присяги, его выразительно прочитает ученик. 

 Вы почувствовали себя настоящими призывниками? 
– Сумел ли учение передать тот воинский дух, который живёт в каждом мальчишке?

Выводы:

Мы узнали о важнейшей обязанности гражданина перед Родиной  и раскрыли смысл понятия « воинская обязанность».

Рефлексия

Ребята обратите внимание на главный суворовский принцип. Читаем. Как вы понимаете слова великого полководца. Как вы можете уже сейчас подготовить себя  к исполнению воинской обязанности. (учиться в школе, заниматься спортом, участвовать в соревнованиях и конкурсах, воспитывать в себе определенные качества)

Наши пожелания

– С вашей помощью мы создали «дерево», состоящее из главных качеств защитника Отечества, настоящего мужчины.

– И пусть эти качества дают зрелые плоды, приносящие пользу людям.

Воинский долг – моральный долг каждого.

Служение Отечеству – это почетно.

Какая она - современная армия?

«Родина там, где чувствуешь себя свободно». Абу-аль-Фарадж

«Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество». Державин Г.Р.

«Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека». Наполеон Бонапарт

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Защита Отечества - долг и обязанность гражданина" »

по теме "Защита Отечества – долг и обязанность гражданина". 7-й класс



Цели урока:

  • Обучающие:

    • закрепить и систематизировать знания и понятия долга, обязанности перед обществом;

  • Развивающие:

    • развитие умения практически применять полученные знания;

    • развитие связной устной и письменной речи, умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;

    • развитие слухового и зрительного восприятия, устойчивости внимания.

  • Воспитательные:

    • воспитание культуры общения;

    • воспитание гражданской осознанности;

    • воспитание коммуникативной культуры, умение работать в группе, оценивать себя и своих товарищей.

    • Коррекционная: коррекция логики мышления.

Задачи:

  • Учебные:

    • закрепление знаний о долге, обязанности;

    • развитие и стимулирование интереса учащихся к изучению данных предметов.

  • Коррекционные:

    • развитие мышления, познавательной активности учащихся;

    • расширение и активизация словарного запаса;

    • развитие связной устной и письменной речи;

    • развитие эмоциональной сферы.

  • Воспитательные:

    • прививать любовь к Родине, ее истории, языку;

    • духовно-нравственное развитие учащихся;

    • воспитание чувства уважения  и почитания к  нашему прошлому.

Оборудование:

  • мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;

  • федеральный закон «О воинской службе и военной обязанности»;

  • Конституция РФ;

  • Демонстрационный материал;

  • Текст присяги.

Опережающее задание: подготовка сообщения учащегося с презентацией «Создание армии в России», наизусть стихотворение «Присяга» – читает ученица.

Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, составление опорных схем-конспектов, работа в группах.

Эпиграф:

Победи себя и ты станешь, непобедимым.

А.В. Суворов







ХОД УРОКА

Оргмомент

 Цель урока:  познакомиться с понятиями долг и обязанность, военная присяга.

Сегодня на уроке мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Гражданине и его обязанностях. Какой смысл вы вкладываете в слово «гражданин»? (Соблюдает законы, имеет права и обязанности, пользуется защитой государства, участвует в управлении государства, готов защищать Родину.)

Составляют синквейн со словом «Гражданин» (ученик  возле интерактивной доски)

2 прил.: достойный, ответственный, активный
3 гл.: уважает, защищает, соблюдает, участвует, любит.
1 предлож. из 4 слов: Гражданин любит и защищает Родину.
1 сущ.:патриот.

– Итак, вы составили ёмкое и лаконичное стихотворение о гражданине. Теперь вам знакомо понятие гражданин.

Ребята, давайте вспомним:
– Как называется основной закон государства? (Конституция)
– Какие главные обязанности граждан России вы знаете? (Платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество)
– Давайте обратимся к тексту конституции и прочитаем статью № 59 , параграф №1 (Чтение вслух)
– Почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом? Чем долг отличается от обязанности? 
– С ответом вам поможет письмо Межевалова Геннадия, вашего ровесника, который в трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. написал заявление в одну из местных комсомольских ячеек:

Читает выразительно ученик:

«Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города… Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».

– Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих близких, свой город, знакомых, друзей)
– Его кто-то заставляет? (Нет, он сам рвётся на фронт, все его одноклассники тоже нацелены на это.)
– Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет, как вам? (Военное время, вся жизнь отдана защите от врагов.)
– А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет. Перед государством.)

А ваша  конкретная обязанность сейчас? (Учиться, получить среднее образование).
– Вы только что сказали, что долг – это ответственность перед своим близкими людьми, перед обществом,  а обязанность – это ответственность перед государством. 
– Подведём итог, посмотрите на доску, вы видите определение этих терминов.

Читает ученица:

«Долг – это нравственная категория, т.е. ответственность человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина.

Обязанность – это юридическая (правовая) норма, поддерживается силой государства. За нарушение нормы следуют санкции (меры воздействия)».

Вы знаете, ребята, что война – это огромная беда для любого народа. Но, к сожалению, войны происходят на протяжении всей человеческой истории. Учёные подсчитали, что  за последние 5000 тысяч лет произошли около 14 тысяч войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость.
– Давайте проведём путешествие в прошлое и узнаем, как возникла «регулярная армия» в России. 
– А сейчас посмотрите презентацию, которую подготовил ученик нашего класса о создании регулярной армии в России. (Презентация ученика – 5 слайдов) 
– Итак, менялись исторические эпохи, менялась и армия. Какой урок можно извлечь из истории создания армии в России? (Армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать. Она должна быть организованной и вооружённой) 
– Какой должна быть регулярная армия?
– А сейчас, давайте, посмотрим на 2 фотографии 1941 г. На них изображены два различных военных формирования. Предположите, как они называются и в чем между ними разница?  

Вы, наверное, слышали о различных родах и видах войск, военных специальностях. Давайте отдохнём немного, расправим спины и попробуем составить логические цепочки. Логическая цепочка должна состоять из 4 картинок.

Картинки на доске.

  • Вид(род) войск.

  • Военная техника, соответствующая виду войск.

  • Военная специальность, соответствующая виду войск.

  • Флаг(эмблема) данного вида (рода войск.)

Цепочки собирают представители от 3 рядов на демонстрационной доске.

– Спасибо, вы правильно составили логические цепочки. Молодцы!

А теперь вернемся к понятию «Воинская обязанность». Откроем папки и прочитаем Федеральный закон «О военной службе и воинской обязанности». Читаем ст.1. п.1 (ученица). Итак, мы с вами раскрыли это понятие.

Ребята, посмотрите на интерактивную доску и ответьте: Какой воинский ритуал изображен на фотографии? (Воинская присяга). Военнослужащие, впервые поступившие на военную службу приводятся  к присяге перед государственным флагом России и Боевым знаменем воинской части.

– Вот как об этом событии написал поэт Максим Петраков. (Читает ученица)
– Какие эмоции вы испытали? (Гордость отца за сына, ответственность перед страной, восторженность.)
– Можно ли испытывать гордость, будучи военным?
– А теперь послушайте текст военной присяги, его выразительно прочитает ученик. 

Вы почувствовали себя настоящими призывниками? 
– Сумел ли учение передать тот воинский дух, который живёт в каждом мальчишке?

Выводы:

Мы узнали о важнейшей обязанности гражданина перед Родиной  и раскрыли смысл понятия « воинская обязанность».

Рефлексия

Ребята обратите внимание на главный суворовский принцип. Читаем. Как вы понимаете слова великого полководца. Как вы можете уже сейчас подготовить себя  к исполнению воинской обязанности. (учиться в школе, заниматься спортом, участвовать в соревнованиях и конкурсах, воспитывать в себе определенные качества)

Наши пожелания

– С вашей помощью мы создали «дерево», состоящее из главных качеств защитника Отечества, настоящего мужчины.

– И пусть эти качества дают зрелые плоды, приносящие пользу людям.

  • Воинский долг – моральный долг каждого.

  • Служение Отечеству – это почетно.

  • Какая она - современная армия?

  • «Родина там, где чувствуешь себя свободно». Абу-аль-Фарадж

  • «Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество». Державин Г.Р.

  • «Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека». Наполеон Бонапарт




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок по теме: "Защита Отечества - долг и обязанность гражданина"

Автор: Храмцова Татьяна Владимировна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок по теме:Защита Отечества"
    ["seo_title"] => string(33) "urok_po_teme_zashchita_otechestva"
    ["file_id"] => string(6) "476295"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535114754"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по обществознанию "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122095"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414151126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122092"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414150432"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Презентация к уроку "Служить Отечеству""
    ["seo_title"] => string(40) "priezientatsiiakurokusluzhitotiechiestvu"
    ["file_id"] => string(6) "297219"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456155524"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока обществознания с использованием ЭОК "Живой урок""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-s-ispol-zovaniiem-eok-zhivoi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "261648"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449162259"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства