Урок по теме "Защита Отечества – долг и обязанность гражданина". 7-й класс
Цели урока:
Обучающие:
закрепить и систематизировать знания и понятия долга, обязанности перед обществом;
Развивающие:
развитие умения практически применять полученные знания;
развитие связной устной и письменной речи, умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;
развитие слухового и зрительного восприятия, устойчивости внимания.
Воспитательные:
воспитание культуры общения;
воспитание гражданской осознанности;
воспитание коммуникативной культуры, умение работать в группе, оценивать себя и своих товарищей.
Коррекционная: коррекция логики мышления.
Задачи:
Учебные:
закрепление знаний о долге, обязанности;
развитие и стимулирование интереса учащихся к изучению данных предметов.
Коррекционные:
развитие мышления, познавательной активности учащихся;
расширение и активизация словарного запаса;
развитие связной устной и письменной речи;
развитие эмоциональной сферы.
Воспитательные:
прививать любовь к Родине, ее истории, языку;
духовно-нравственное развитие учащихся;
воспитание чувства уважения и почитания к нашему прошлому.
Оборудование:
мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;
федеральный закон «О воинской службе и военной обязанности»;
Конституция РФ;
Демонстрационный материал;
Текст присяги.
Опережающее задание: подготовка сообщения учащегося с презентацией «Создание армии в России», наизусть стихотворение «Присяга» – читает ученица.
Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, составление опорных схем-конспектов, работа в группах.
Эпиграф:
Победи себя и ты станешь, непобедимым.
А.В. Суворов
ХОД УРОКА
Оргмомент
Цель урока: познакомиться с понятиями долг и обязанность, военная присяга.
Сегодня на уроке мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Гражданине и его обязанностях. Какой смысл вы вкладываете в слово «гражданин»? (Соблюдает законы, имеет права и обязанности, пользуется защитой государства, участвует в управлении государства, готов защищать Родину.)
Составляют синквейн со словом «Гражданин» (ученик возле интерактивной доски)
2 прил.: достойный, ответственный, активный
3 гл.: уважает, защищает, соблюдает, участвует, любит.
1 предлож. из 4 слов: Гражданин любит и защищает Родину.
1 сущ.:патриот.
– Итак, вы составили ёмкое и лаконичное стихотворение о гражданине. Теперь вам знакомо понятие гражданин.
Ребята, давайте вспомним:
– Как называется основной закон государства? (Конституция)
– Какие главные обязанности граждан России вы знаете? (Платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество)
– Давайте обратимся к тексту конституции и прочитаем статью № 59 , параграф №1 (Чтение вслух)
– Почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом? Чем долг отличается от обязанности?
– С ответом вам поможет письмо Межевалова Геннадия, вашего ровесника, который в трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. написал заявление в одну из местных комсомольских ячеек:
Читает выразительно ученик:
«Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города… Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».
– Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих близких, свой город, знакомых, друзей)
– Его кто-то заставляет? (Нет, он сам рвётся на фронт, все его одноклассники тоже нацелены на это.)
– Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет, как вам? (Военное время, вся жизнь отдана защите от врагов.)
– А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет. Перед государством.)
А ваша конкретная обязанность сейчас? (Учиться, получить среднее образование).
– Вы только что сказали, что долг – это ответственность перед своим близкими людьми, перед обществом, а обязанность – это ответственность перед государством.
– Подведём итог, посмотрите на доску, вы видите определение этих терминов.
Читает ученица:
«Долг – это нравственная категория, т.е. ответственность человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина.
Обязанность – это юридическая (правовая) норма, поддерживается силой государства. За нарушение нормы следуют санкции (меры воздействия)».
Вы знаете, ребята, что война – это огромная беда для любого народа. Но, к сожалению, войны происходят на протяжении всей человеческой истории. Учёные подсчитали, что за последние 5000 тысяч лет произошли около 14 тысяч войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость.
– Давайте проведём путешествие в прошлое и узнаем, как возникла «регулярная армия» в России.
– А сейчас посмотрите презентацию, которую подготовил ученик нашего класса о создании регулярной армии в России. (Презентация ученика – 5 слайдов)
– Итак, менялись исторические эпохи, менялась и армия. Какой урок можно извлечь из истории создания армии в России? (Армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать. Она должна быть организованной и вооружённой)
– Какой должна быть регулярная армия?
– А сейчас, давайте, посмотрим на 2 фотографии 1941 г. На них изображены два различных военных формирования. Предположите, как они называются и в чем между ними разница?
Вы, наверное, слышали о различных родах и видах войск, военных специальностях. Давайте отдохнём немного, расправим спины и попробуем составить логические цепочки. Логическая цепочка должна состоять из 4 картинок.
Картинки на доске.
Вид(род) войск.
Военная техника, соответствующая виду войск.
Военная специальность, соответствующая виду войск.
Флаг(эмблема) данного вида (рода войск.)
Цепочки собирают представители от 3 рядов на демонстрационной доске.
– Спасибо, вы правильно составили логические цепочки. Молодцы!
А теперь вернемся к понятию «Воинская обязанность». Откроем папки и прочитаем Федеральный закон «О военной службе и воинской обязанности». Читаем ст.1. п.1 (ученица). Итак, мы с вами раскрыли это понятие.
Ребята, посмотрите на интерактивную доску и ответьте: Какой воинский ритуал изображен на фотографии? (Воинская присяга). Военнослужащие, впервые поступившие на военную службу приводятся к присяге перед государственным флагом России и Боевым знаменем воинской части.
– Вот как об этом событии написал поэт Максим Петраков. (Читает ученица)
– Какие эмоции вы испытали? (Гордость отца за сына, ответственность перед страной, восторженность.)
– Можно ли испытывать гордость, будучи военным?
– А теперь послушайте текст военной присяги, его выразительно прочитает ученик.
Вы почувствовали себя настоящими призывниками?
– Сумел ли учение передать тот воинский дух, который живёт в каждом мальчишке?
Выводы:
Мы узнали о важнейшей обязанности гражданина перед Родиной и раскрыли смысл понятия « воинская обязанность».
Рефлексия
Ребята обратите внимание на главный суворовский принцип. Читаем. Как вы понимаете слова великого полководца. Как вы можете уже сейчас подготовить себя к исполнению воинской обязанности. (учиться в школе, заниматься спортом, участвовать в соревнованиях и конкурсах, воспитывать в себе определенные качества)
Наши пожелания
– С вашей помощью мы создали «дерево», состоящее из главных качеств защитника Отечества, настоящего мужчины.
– И пусть эти качества дают зрелые плоды, приносящие пользу людям.
Воинский долг – моральный долг каждого.
Служение Отечеству – это почетно.
Какая она - современная армия?
«Родина там, где чувствуешь себя свободно». Абу-аль-Фарадж
«Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество». Державин Г.Р.
«Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека». Наполеон Бонапарт