Тип урока: урок новых знаний, практикум. Урок идет в соответствии с тематическим планированием. На уроке продемонстрированы различные формы коммуникативного взаимодействия: фронтальная беседа, работа в группах, индивидуальная, что обеспечивает позитивное межличностное отношения. На уроке развиваются навыки работы с документами, исследовательской деятельности, решения проблемных задач. Все это обеспечивает системно-деятельностный додход на данном уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Защита Отечества »
Урок обществознания по теме «Защита Отечества»
(7 класс)
УМК: Обществознание: человек, право, экономика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. (под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М., Просвещение, 2012г).
Тема: Защита Отечества
Тип урока: урок новых знаний, практикум.
Педагогические ситуации: урок идет в соответствии с тематическим планированием; это первый урок по данной теме. На уроке продемонстрированы различные формы коммуникативного взаимодействия: фронтальная беседа, работа в группах, парах, индивидуальная, что обеспечивает позитивные межличностные отношения. На уроке развиваются навыки работы с документами, исследовательской деятельности, решения проблемных задач. Все это обеспечивает системно-деятельностный подход на данном уроке.
Цели урока:
Личностные:
Подвести учащихся к пониманию, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством
Важности моральной и физической подготовки к службе в армии (занятия спортом, ведение здорового образа жизни)
Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитниками Отечества
Предметные:
Проанализировать извлечения из текстов законов
Изучить историю создания регулярной армии
Познакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз, с особенностями военной службы
Метапредметные:
Научиться целеполаганию, аргументировать свою точку зрения, анализировать документы, работать по тексту учебника, делать выводы, обобщать и систематизировать учебный материал в виде таблицы, презентации; формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные учебные действия.
Оборудование: учебник, тетрадь, Конституция РФ, фрагменты документов по вопросам подготовки граждан РФ к военной службе, проектор, компьютер.
Формы работы учащихся:фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с источником.
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД:
Л-Личностные
П-Познавательные
Р-Регулятивные
К-Коммуникационные
Промежуточный контроль.
1.Организационный
момент.
2 минуты
Настроить учащихся на учебное занятие.
Здравствуйте ребята, садитесь. Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы продолжаем с вами изучать большой раздел учебника по теме «Человек среди людей». Я думаю, что мы сегодня сумеем показать все, чему мы уже успели научиться и сделаем это творчески и хорошо.
Подготовка к уроку рабочего места. Психологический настрой.
Сформировать адекватную мотивацию учебной деятельности (Л)
Устные ответы, работа в технологической карте урока.
2.Мотивация учебной деятельности. 3-4 минуты.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала, психологический настрой.
Работа с пословицами по теме.
1.Кто Родине верен,…
2.Русскую заповедь знай,…
3.Тяжело в учении,…
4.За правое дело,…
5.Бой красен мужеством,…
(стой смело.; а товарищ дружеством.; тот в бою примерен.; в бою не зевай.; легко в бою.
Создает психологический настрой урока, мотивирует учеников на изучение новой темы.
Выдает учащимся карточки с запутанными пословицами и направляет их на определение темы.
Обсуждают, составляют пословицы и делают выводы
Размышляют, определяют тему и цели урока.
Защита Отечества, Защита России, Патриоты страны, защитники страны, вооруженные силы страны. Цели:
- Изучить основы защиты Отечества,
познакомиться с перспективами военной службы,
- осознать необходимость уже в подростковом
возрасте готовиться к выполнению воинского долга;
- показать, что из числа обязанностей
гражданина России обязанность защищать
свою Родину связана с патриотическими чувствами
и нравственным долгом перед Отечеством.
Фронтальная работа
Работа в группах, аналитическая и обобщающая работа.
2.Актуализация знаний
7-8 минут
Подготовить мышление обучающихся к восприятию новых знаний и осознанию ими внутренних потребностей к построению новых способов действий
Беседа о патриотизме и патриотических чувствах
Когда в истории России появляется армия?
Какая армия называется регулярной; когда она была создана? (при затруднении обратить внимание в учебник на стр.89)
Зачем нужна регулярная армия?
История знает много примеров верного служения Родине, подвигов во имя Родины. Приведите примеры.
На здании нашей установлена мемориальная доска, в честь кого?
Саша расскажет нам о нем.
Говоря о Героях хочу сказать, что 9 декабря отмечается в России День Героев Отечества, он был введен 28 февраля 2007 года.
Организует диалог с учащимися.
Как называют людей, которые любят свою Родину и готовы пойти ради нее на большие поступки?
Как мы назовем то чувство, которое испытывают патриоты?
С появлением государства, при первых князьях.
обучающиеся дают определение понятий «регулярная армия» и говорят, что такая армия была создана в начале XVIIIв Петром 1.
Опираясь на текст учебника на стр.89, ученики приводят факты и обобщают. Защищать границу, территорию, население, независимость государства, материальные и духовные ценности.
Ученики называют известных им героев (Александр Невский (Невская битва, Ледовое побоище) Г.К.Жуков, Дмитрий Донской (Куликовская битва), и др.
Маскаева Ильи Владимировича
Рассказ о Маскаеве И.В. 2мин.
Размышляют, делают собственные выводы, работают в технологических картах урока.
Патриот-любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.
Патриотизм –
Любовь к своему Отечеству,
преданность своему народу и
ответственность перед ним,
готовность к любым жертвам и
подвигам во имя интересов своей
Родины.
Развитие устной речи, ведение диалога (К)
Выделять существенную информацию в тексте учебника (П).
Учебно-познавательный интерес к новому знанию (Л).
Осуществлять сотрудничество с учителем (К)
Обобщать (П)
Целеполагание (П)
Осуществляют сотрудничество с учителем (К)
Самостоятельно излагают свое мнение о патриоте и патриотизме.
Фронтальная работа.
Фронтальная работа.
Фронтальная работа
3.Усвоение содержания нового учебного материала.
10-12 минут
Создать условия для формирования у учащихся знания содержания конституционной обязанности граждан по защите Отечества, основных обязанностей военнослужащего, роли армии в развитии государства и общества через организацию групповой работы с правовыми источниками.
В Конституции РФ ст.59 ч.1 написано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Учитель предлагает ученикам найти противоречие.
На материале урока необходимо ответить на этот вопрос.
Как вы думаете, какие угрозы возникают для нашей страны в ХХΙ в..?
Учитель предлагает обучающимся на основе текста учебника стр.90-91. составить и заполнить схему «Виды угроз для нашей страны»
(приложение №1)
Ученики делают вывод: долг и обязанность, долг – это нравственная категория, а обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению, закреплена в правовых нормах.
Таким образом, формируется проблема: почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью?
Ученики анализируют текст, обобщают в виде заполнения схемы, делают вывод: сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием.
Умение систематизировать информацию учебника в виде схемы. (П)
Устанавливать причинно-следственные связи (П)
Принимать и сохранять поставленную учителем учебную задачу (Р)
Формирование чувства патриотизма и гражданственности (Л)
Работа в группах, фронтальная беседа
Работа с нормативными документами (практическая часть урока) –
13 минут
Проанализировать текст закона
От кого российские военнослужащие должны защищать Отечество в наши дни?
Как готовить себя к исполнению воинского долга?
Что означает обязанность гражданина России нести военную службу в вооруженных силах России и защищать Отечество.
Учитель организует работу с правовыми источниками в малых группах. При затруднении можно пользоваться учебником стр. 91-93 (Приложение №2).
1 группа-
В чем заключается воинская обязанность гражданина РФ? Сравни военную службу по призыву и по контракту. В чем различие? Заполни таблицу.
2 группа-
Каковы основные обязанности военнослужащего?
Какие моральные и личностные качества составляют суть воинского долга? Составь перечень таких качеств.
3 группа-
Как гражданин готовится к исполнению воинского долга?
Назовите особенности обязательной и добровольной подготовки.
Приведите примеры, опираясь на личный опыт или опыт знакомых тебе людей. Результат внесите в таблицу.
На данном этапе урока учитель выполняет роль консультанта.
Ученики анализируют правовые источники, отвечают на вопросы к ним, готовят выступления на 2-3 мин.
Установка на здоровый образ жизни (Л).
Осуществлять сотрудничество, учитывать позицию одноклассников (К).
Практическое использование мышления: анализа, сравнения, обобщения (П)
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Рефлексия деятельности
3-4 минуты
Оценить обучающимися собственную учебную деятельность, подвести итоги, соотнести цели и результаты деятельности
Учитель предлагает обратиться к Конституции РФ и вспомнить проблему, поставленную в ходе урока.
Какими качествами должен обладать современный военнослужащий?
Предлагаю девочкам записать на листе качество, которым должен обладать современный воин-защитник, а мальчики запишут одно качество, которым они сами хотели бы обладать как будущим защитникам Родины. (Приложение №3)
Учащимся предлагается вспомнить цели урока и соотнести с результатами, выбрать наиболее интересное и понятное изложение материала.
Мы увидели, что служба в армии является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в то же время это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа. Не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах вооруженных сил. Современные молодые люди не хотят служить в армии. Как вы думаете, почему? Подумать дома, обсудим в классе на следующем уроке.
Д/з. параграф 8, читать и пересказывать,подготовить сообщения или презентацию о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни.
Ребята по цепочке высказываются.
Ученики высказывают свое мнение о том, что нового они узнали и насколько это соотносится с целями данного урока.
Допускать возможность существования разных точек зрения, в т.ч. не совпадающей с его собственной (К)
Формулировать собственное мнение и позицию (К)
Развитие морального сознания (Л)
Способность к самооценке (Л)
Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей (Р)
Все познавательные УУД
Материалы к уроку.
Пословицы.
1.Кто Родине верен, тот в бою примерен.
2.Русскую заповедь знай, в бою не зевай.
3.Тяжело в учении, легко в бою.
4.За правое дело, стой смело.
5.Бой красен мужеством, а товарищ дружеством.
Приложение 1. Заполните схему «Внешние угрозы для нашей страны.»
и сделайте вывод, нужна ли нашей стране сильная армия?
Стр. 90-91
глобальные
региональные
частные
Приложение № 2.
Задание 1 группе Извлечения из Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Статья 1. Воинская обязанность
1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
1. Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе
Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
1. Срок военной службы устанавливается:
д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, - 12 месяцев;
Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
1. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
3. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет;
Вопросы и задания:В чем заключается воинская обязанность гражданина РФ?
Сравни военную службу по призыву и по контракту. В чем различие? Заполни таблицу.
служба по призыву
служба по контракту
Задание 2 группе Извлечения из Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации 1. Общие обязанности военнослужащих
16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:
быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.
18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.
19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.
Вопросы и задания:
Каковы основные обязанности военнослужащего?
Какие моральные и личностные качества составляют суть воинского долга? Составь перечень таких качеств.
Задание 3 группе
Извлечения из Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе"
Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
военно-патриотическое воспитание;
Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
занятие военно-прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);
обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;
обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.
Вопросы и задания:
Как гражданин готовится к исполнению воинского долга?
Назовите особенности обязательной и добровольной подготовки.
Приведите примеры, опираясь на личный опыт или опыт знакомых тебе людей. Результат внесите в таблицу.