Цели урока:
-
Выяснить значение, сущность понятия «деятельность», ее сознательный, продуктивный характер;
-
Углубить, расширить представления учащихся об основных видах деятельности человека (игра, учеба, труд);
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Повторение пройденного материала.
-
С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Познай самого себя)
-
Что же предполагает этотлозунг «Познай самого себя»?( Человек должен познать себя также и для того, чтобы реализовать свою миссию, своё предназначение, которое у всех одинаково – отдавать, то есть ЛЮБИТЬ, учиться прощать, быть терпеливыми, проявлять добро, нести свой свет и любовь.
-
А кого мы можем назвать личностью?(Личность можно назвать человека, проявляющего активную жизненную позицию. Так же несёт ответственность за свои действия, с присущими только ему свойствами характера, поведения, которые составляют его индивидуальность в обществе )
-
Почему так важно самосознание для всех нас, что такое самосознание?
А) (Самосознание - это осознание человеком себя как индивидуальности)
Б) (Самосознание – это непрекращающиеся этап изучения, контроля, оценки человеком собственной деятельности. Процесс самосознания бесконечен, так как человек постоянно меняется )
-
А еще нам правильно оценить себя помогает самооценка? Что такое самооценка? Какой она бывает? А) (Это способность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.)
Б) Самооценка бывает: Адекватная (реалистическая), завышенная и заниженная.
Итак, в жизни важно научиться видеть и оценивать себя. У вас было на дом задание № 5 «Определить свои способности и то, что еще не получается у вас». Давайте обратимся к левому столбцу нашей таблицы. Что будет, если я и вы будем работать над своими способностями, развивать их?
-
Что такое талант? Кого мы называем талантливым человеком? А) ( Талант - Выдающиеся врожденные качества, особые природные способности) Б) (высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях)
-
Объясните мне, пожалуйста, высказывания Кедрова Бонифатия Михайловича: «Нет ничего такого у гениального человека, чего бы не было в зародыше у обыкновенного» и высказывание Томаса Эдисона: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».
-
Как вовремя увидеть, уловить свои способности, свое призвание, зачатки таланта? Что нужно делать? Как вам ученикам быть в этой ситуации?
-
К какому выводу мы пришли на прошлом уроке? Какое выражение вы взяли для себя на заметку?
(«Дорогу осилит идущий.»)
Я хочу сказать, что есть одно общее качество, присущее всем талантливым проявлениям, это – труд, но если быть точнее - качество труда.
А значит Вывод таков : если чего-то мы хотим добиться, достигнуть в жизни надо к этому стремиться и много трудиться. Сегодня мы с вами продолжим разговор о труде человека, его роли, значимости в жизни.
Тема нашего урока: « Человек и его деятельность»
Соответственно цель нашего урока: «Сформировать преставление о деятельности как типе поведения, свойственном только человеку и её отличительных особенностях»
Давайте обсудим вместе народную мудрость, которая гласит: «Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Как вы думаете, почему? Мне кажется, что эта Пословица означает то, что внешность и слова человека бывают обманчивы, и только результат его деятельности может показать, на что данный человек способен, так же, как прекрасное с виду дерево может быть бесплодным, а другое, невзрачное, способно плодоносить.
Давайте и мы посмотрим на дела человека. Все что нас окружает и есть результаты труда человека. Но чаще принято говорить результаты деятельности человека. Давайте познакомимся с этим новым понятием.
понятие «деятельность» - это осознанный труд, занятие, присущее только людям. (запись определения в тетрадь)
Но вы можете сказать, что очень усердно трудятся и животные, насекомые.
И пчёлы строят соты с точностью, которой позавидует архитектор, а муравьи возводят сложнейшие сооружения, бобры сооружают наикрепчайшие плотины. Значит не только человек может заниматься какой-либо деятельностью? Права я или нет?
Человек трудится осознанно, а действия животных основаны на инстинктах.
человек создает все что ему нужно в жизни и даже больше. Он сочиняет музыку, пишет стихи, рисует картины, то что на первый взгляд не совсем важно, но без чего он не может жить, быть человеком. Этого ни одно животное никогда не сделает.
Вот поэтому издревле на Руси прославляли человека труда, прививали любовь к творчеству, трудолюбию, наоборот высмеивали ленивого человека, не желающего ничего делать. Об этом вам в детстве читали в сказках родные и близкие. Сегодня вы уже сами читаете рассказы и стихи о труде. Давайте мы откроем стихотворение
Николая Алексеевича Некрасова «Песнь о труде» стр 77.
Выразительное чтение стихотворения «Песнь о труде».
Какими словами поэт характеризует лентяя? Как вы думаете, почему? Объясните, какая связь между трудом человека и качествами его личности.В истории много примеров, когда своими делами человек изменял характер, добивался того, что практически казалось невозможным. Работа с слайдом презентации о знаменитых людях. (Демосфен, Суворов, Маресьев).
Итак, по человеку судят по его делам, его поступкам. Только хорошим, полезным трудом человек может оставить о себе славный след на земле.
Мы с вами выяснили, что человек создает своим трудом все, чего нет в природе, и если у него что-то не получается, то он будет думать, мыслить, пробовать несколько раз, пока это у него получится.
Практически всегда деятельность человека имеет цель.
Давайте вспомним отрывок из сказки «Алиса в стране чудес». Эпизод встречи Алисы и Чеширского кота.
Алиса спрашивает Чеширского кота:
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
- Мне всё равно… - сказала Алиса.
- Тогда всё равно, куда и иди, - заметил Кот.
Была у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель?
(Ответы учащихся)
Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата. Цель учителя – дать учащимся знания, помочь им раскрыть свои способности; цель врача – лечить больных; цель менеджера – хорошо руководить своей компанией, организовывать работу своих подчинённых… Значит, цель – это определенный результат, на достижение которого направлено действие человека. (запись определения в тетрадь).
Итак, у нас уже есть цель деятельности человека и есть результат, что такое результат?
Результат – это конечный итог. (запись определения в тетрадь)
Результат деятельности может быть разным:
Результат учебы - …… знания
Результат труда - …… товар
Результат научной деятельности -…… идеи, изобретения
Результат деятельности -……. человек
А почему?
А всегда ли результат соответствует поставленной, намеченной цели?
А почему наши цели не совпадают с результатами? Почему мы рассчитывали получить по обществознанию 5, а получили допустим 4?
Значит в деятельности возможно отклонение от результата, несовпадение с результата с целью.
А теперь мы заполним серединку нашей схемы. Чтобы цель достигла результата, необходимо правильно определить, выбрать средства достижения цели.
Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.
(запись определения в тетрадь)
Важно помнить, что средства всегда надо соизмерять с целями, иначе ваши усилия будут потрачены зря (например, пожелаете посадить теплолюбивое растение в нашей местности в открытом грунте) или аморальные средства достижения цели, тогда вся деятельность становится аморальной.
Давайте мы приведем с вами примеры средств достижения цели, характерные в процессе учебы. Итак, ваша цель 5 по какому-то школьному предмету. Какие средства вы будете использовать? Вывод: Вот мы с вами и познакомились с сущностью деятельности человека. Давайте сформулируем ее отличительные черты. Учащиеся сами формулируют вывод.
(Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)
Основные виды деятельности.
Человек занимается разнообразной деятельностью.
Вспомните, когда мы знакомились с становлением личности человека, мы говорили о видах деятельности человека. Назовите их.
Слайд презентации – лестница.
На первой ступени у нас стоит игра, так ребенок узнает мир и готовится к взрослой жизни. Почему ученые так серьезно относятся к детским играм?
Пример детских игр Петра Великого.
Затем после игры стоит учеба. Докажите, что это тоже деятельность человека.
Взгляните на картину В. Г. Перова «Тройка».
Что можно сказать о занятии этих детей? Можно ли сказать, что они заняты своим делом? Какое чувство вызвала эта картина у вас? Почему?
И на 3 ступени – труд.
Он требует определенных знаний, умений, навыков от мастера. Первоначально труд человека был простым. Давайте посмотрим на примере изготовления посуды.
Чтение текста «Путешествие в прошлое» стр. 81.
Значит, сегодня мы стараемся, чтобы все результаты нашего труда были качественными, красивыми, полезными в жизни. Поэтому, надо многому учиться и овладевать навыками своей профессии, повышать постоянно свое мастерство.
Закрепление материала.
Тесты и работа в тетради
Домашнее задание: с. 76 – с. 82. вопросы, записи.