Тема урока: Зачем человеку пища.
Цели:- закрепить знания ребят об органах дыхания,
- познакомить с органами пищеварения и их работой;
-знакомство с составом пищи;
- расширить кругозор учащихся;
- обогащать словарный запас;
- прививать интерес к предмету;
-воспитывать бережное отношение к своему организму.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Повторение пройденного.
-О чём говорили на прошлом уроке?(о дыхании и органах дыхания).
- Известно, что человек может прожить без пищи около 1 месяца, без воды порядка 10 дней. Без кислорода жизнь угасает через 4-7 минут. Почему потребность в кислороде оказывается острее. В пище и воде?
- Дыхание – это регулярная смена вдоха и выдоха. Расскажите, что происходит при вдохе? При выдохе?
- Кто назовёт и покажет по таблице все органы, которые участвуют при дыхании?
- По таблице показать путь движения воздуха?
- Почему носовую полость называют фильтром, печкой, контролёром, сторожевым постом организма?
- Почему дышать необходимо через нос?
- В лёгких находится около 500 млн. лёгочных пузырьков- альвеол. Какую работу выполняют альвеолы?
- Проделывая огромную работу лёгкие при дыхании расширяются и сжимаются. Но ведь наш орган дыхания – лёгкие не имеют мышц. Благодаря чему лёгкие могут сжиматься и расширяться?
- В воздухе много пыли. Почему она не попадает в лёгкие? В каком случае пыль может попасть в легкие?
- Что приводит к загрязнению воздуха?
- Какие меры нужно соблюдать, чтобы воздух не загрязнялся?
- Чем опасен грязный воздух для дыхания?
- Вы должны были изобразить на рисунках, что загрязняет воздух- проверим.
3. Изучение новой темы.
- Попробуйте ответить на вопрос – зачем человеку пища?
Учитель: Полученные с пищей питательные вещества дают возможность человеку расти, жить, играть, учиться и работать.
Часть пищи становится источником энергии- для работы организма. Часть- строительным материалом для растущего организма.
Но прежде, чем продукты питания превратятся в жизненную энергию, всё, что вы съели, совершает долгое путешествие по вашему организму. В этом путешествии и принимают участие органы пищеварения, о которых мы сегодня и поговорим.
4. Запишите число и тему урока.
5.Рассказ учителя.
За свою жизнь человек съедает примерно 50 тонн еды. Этот вес равен весу 7 больших слонов.
Но вы не можете есть только то, что вам очень нравится. Например, шоколад, мороженое, печенье… Для того, чтобы быть здоровым, организму человека необходимы разнообразные продукты питания. Различные продукты питания используются организмом в разных целях.
Основные элементы пищи.
Белки- для роста организма. Они в большом количестве содержатся в мясе, рыбе, сыре, яйце, орехе, молоке, йогурте, кефире. При нехватке белков задерживается рост, человек больше болеет.
Углеводы- нужны, чтобы организм получал энергию. Много в хлебе, крупе, мёде, шоколаде, макаронных изделиях. Углеводы – это источник энергии для физической и умственной работы. Нехватка приводит к быстрой утомляемости.
Жиры- это топливный склад, строительный материал для нервных клеток и мозга. Дают длительный запас энергии организму. Жиры содержат- сметана, орехи, подсолнечное и кукурузное масло, сливочное масло. Нехватка жиров приводит к частым простудным заболеваниям, замедлению роста. Умеренное их использование к нарушению работы сердца.
Кроме белков, углеводов и жиров пища содержит различные витамины. Витамины нужны для нормальной работы организма. Различные продукты содержат различные витамины.
Существует 13 видов витаминов. Много их содержится в мёде, овощах, фруктах, репе, крапиве, свёкле и моркови, рыбе, шпинате, печени, яичном желтке и т.д.
Кроме этого ещё в пище содержатся минералы. Минералы нужны для укрепления зубов, костей, здоровья крови. Нехватка их в организме приводит к слабости, замедлению роста, болезни зубов и к другим болезням. Нужна для организма чистая вода- организм человека на 60% состоит из воды. В среднем потребность воды составляет 2,5 литра в сутки.
6.А теперь познакомимся с органами пищеварения и какую работу выполняет каждый орган.
1.Пищеварительный процесс начинается во рту.(работа ведётся по слайдам).
- Кто скажет, что происходит с пищей во рту? (после ответов детей обобщение учителем).
- Какую работу во рту выполняют зубы? Язык?
- В народе говорят: Кто хорошо жуёт, тот долго живёт. Как вы понимаете это выражение?
(учитель- Если пища плохо пережёвывается, то создаётся большая нагрузка на желудок. Зубы тщательно измельчают пищу. Если плохо разжуёте пищу, то она может повредить пищевод и дать нагрузку желудку. Плохо пережёванная пища дольше усваивается. Смоченная слюной пища не ранит пищевод. Слюна санитар- убивает микробы. Язык определяет вкус пищи, участвует в процессе жевания и глотания пищи).
2. После пережёвывания пища попадает в пищевод.
Это трубка длиной 25 см. Пищевод соединяет ротовую полость и желудок.
3. Из пищевода еда попадает в желудок – в главное отделение переработки пищи, в виде маленьких кусочков и там переваривается. Организм устроен хитро- перед началом к принятию пищи вырабатывается желудочный сок. Желудок вмещает до 3 л пищи у взрослого человека и до 1 л у детей. Желудочный сок пропитывает всю пищу и растворяет до жидкой кашицы. Одновременно идёт перетирание, перемешивание пищи стенками желудка. Трудится желудок медленно, но добросовестно. Быстро справляется с сахаром, а с мясом дольше. Основное количество пищи перерабатывается в течении 4 часов. Чтобы не задавать желудку трудную работу нужно тщательно пережёвывать пищу и не проглатывать большими кусками. Желудочный сок не может переработать все вещества, которые были в пище, поэтому он время от времени сокращается и отправляет пищу по частям дальше.
4. Желудок небольшими порциями отправляет пищу в кишечник, который состоит из тонкой и толстой кишки. Порция пищи попадает в тонкую кишку. В неё попадает впджелужочный сок и желчь, которую вырабатывает печень, они помогают переваривать пищу. Это самая длинная часть пищеварительной системы. (до 6м) Пища по ней проходит в течении 6 ч. Питательные вещества через стенки тонкого кишечника всасываются в кровь и направляются по всему телу.
5. Оставшиеся неиспользованные вещества отправляются в последний отдел – толстую кишку. Пища находится в ней двое суток. Её длина до 1,5 м. Кишечные микробы, которые постоянно живут в толстой кишке, перерабатывают остатки пищи и отходы выделяются из организма. Так заканчивается путешествие пищи.
- Как вы думаете, можно ли из этой системы удалить какой-нибудь орган? Почему?
7. Обобщение.
- Мы проследили путь пищи по органам пищеварения.
-Кто сможет рассказать вкратце о путешествии пищи?
- Почему у тех, кто неправильно принимает пищу, очень часто встречаются хронические заболевания желудка? Обоснуйте свой ответ.
- Нужно ли жевать жидкую манную кашу? Ответ поясните.
(Да. Так как необходимо, чтобы каша хорошо была смочена слюной. Только в этом случае начнётся процесс переваривания).
-Почему нельзя питаться только одним хлебом? ( В нём недостаточно питательных веществ- отсутствуют белки, жиры и многие необходимые витамины).
- Объясните смысл известной пословицы: «Когда я ем, я глух и нем».
8. Разгадаем кроссворд.
1 я
з
ы
к
2 п
и
щ
е
в
о
д
3 р
о
т
4 м
и
к
р
о
б
5 ж
е
л
у
д
о
к
6 п
е
р
е
в
а
р
и
в
а
н
и
е
7 к
р
о
в
ь
8 к
и
ш
е
ч
н
и
к
1) Орган, определяющий вкусовые качества пищи.
2) Орган, в который поступает пережёванная пища.
3) Орган, куда пища попадает в первую очередь.
4) Болезнетворный микроорганизм.
5) Орган, в котором пища начинает перевариваться.
6) Действие, которое происходит с пищей в желудке и кишечнике.
7) Что разносит все питательные вещества по различным органам тела.
8) Орган, в который пища поступает из желудка.
- Какое ключевое слово получили? Для чего нужно беречь здоровье?
9.Подведение итогов урока. Оценивание ответов.
- О чём говорили сегодня на уроке?
- Что нового узнали для себя?
- Назовите органы, которые участвуют в процессе пищеварения.
10 Домашнее задание.
- Прочитать по учебнику стр.87-89
- По собственному опыту многие, наверное, знакомы с ощущением тяжести в желудке после приёма обильной и жирной пищи. Почему это происходит? Что бы вы посоветовали любителям поплотнее покушать?- ответ обоснуй в тетрадях по окружающему миру.