Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие природы и общества»
Тема: Взаимодействие общества и природы.
Цель: обеспечить усвоение учащимися представлений о характере взаимоотношений общества и природы.
Задачи:
Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «экологический кризис», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.
Развивающие – развить умения работы с географической картой, терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в таблицу, план, навыки монологической речи.
Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления; воспитание культуры учебного труда.
Тип - урок с одной дидактической задачей, вид – изучение нового материала, конструкция – синтетический (проблемный + поэлементный)
Оборудование: карта «Биосфера», таблица «Рациональное природопользование», видеоматериал для показа (сюжет о расширении площади пахотных земель и тепличном хозяйстве), презентация Power Point, компьютер, проектор, подключение к Интернету, энциклопедии и справочники.
Ход занятия:
Организационный момент
фронтальная работа по группам, индивидуальная работа, попутное конспектирование.
Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме методом организации поиска информации.
Разрешение проблемной ситуации: обобщение на основе анализа и синтеза в процессе «мозгового штурма»
Задание группам:
- Объясните, что такое «природа», «общество»?
- Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?
- Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?
(В группе объединяются учащиеся, получающие поуровневые инструкции:
низкий уровень – найти информацию в учебнике
средний уровень – найти информацию в справочнике или энциклопедии
высокий уровень – найти информацию в Интернете.
Учащиеся продвинутого уровня – на основе анализа и синтеза предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).
Примерные ответы:
Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.
Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.
Географическая оболочка – сфера взаимопроникновения и взаимодействия всех четырёх земных оболочек: атмо -, лито – , гидро-, и биосферы.
Окружающая среда - среда обитания человека и существования человеческого общества.
Географическая среда – часть окружающей среды, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Её границы постоянно расширяются.
Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:
- Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству? (она является источником ресурсов – топливных, лесных, рекреационных и т.д.)
- Как возникла географическая среда? (в результате эволюции географической оболочки под влиянием антропогенной деятельности – образовались антропогенные ландшафты: поля, города, дороги, карьеры и т.д.)
- Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»? (одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов).
ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды.
Современное состояние природной среды в разных регионах мира может оцениваться как:
а) естественное – не изменённое деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться, влияние человека невелико.
в) кризисное - скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое – начинается деградация природного комплекса.
д) катастрофическое – это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса – природная среда необратимо деградировала.
Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе – в чём причины экологического кризиса?
(Ребята дают предварительные ответы)
Запоминание и выборочный контроль - Разрешение проблемной ситуации – эвристическая беседа и объяснение с поддержкой презентацией РР «Изменения в природе под влиянием деятельности человека» (см. приложение). Тренинг ОУУН (сворачивание информации): в тетради заполняется таблица
ВЫВОД: Чем более развито общество, тем сильнее оно воздействует на географическую оболочку. В современном обществе возросла численность населения и развита промышленность, поэтому резко возросла потребность в ресурсах и количество отходов. Это свидетельствует об усилении давления на среду обитания.
3 элемент:
Глубокое осмысление и выборочный контроль - самостоятельная работа с источником информации по группам (учебник, справочник, Интернет, таблица «Рациональное природопользование»), беседа
Рефлексия: вспомните или найдите ответы на вопросы
Определение понятий «окружающая среда», «географическая оболочка», «географическая среда», «давление на среду обитания», «экологический кризис», «природопользование».