kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие природы и общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обеспечить усвоение учащимися представлений о характере взаимоотношений общества и природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие природы и общества»

Тема: Взаимодействие общества и природы.

Цель: обеспечить усвоение учащимися представлений о характере взаимоотношений общества и природы.

Задачи:

Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «экологический кризис», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.

Развивающие – развить умения работы с географической картой, терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в таблицу, план, навыки монологической речи.

Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления; воспитание культуры учебного труда.

Тип - урок с одной дидактической задачей, вид – изучение нового материала, конструкция – синтетический (проблемный + поэлементный)

Оборудование: карта «Биосфера», таблица «Рациональное природопользование», видеоматериал для показа (сюжет о расширении площади пахотных земель и тепличном хозяйстве), презентация Power Point, компьютер, проектор, подключение к Интернету, энциклопедии и справочники.

Ход занятия:

Организационный момент

фронтальная работа по группам, индивидуальная работа, попутное конспектирование.

Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме методом организации поиска информации.

Разрешение проблемной ситуации: обобщение на основе анализа и синтеза в процессе «мозгового штурма»

Задание группам:

- Объясните, что такое «природа», «общество»?

- Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?

- Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?

(В группе объединяются учащиеся, получающие поуровневые инструкции:

низкий уровень – найти информацию в учебнике

средний уровень – найти информацию в справочнике или энциклопедии

высокий уровень – найти информацию в Интернете.

Учащиеся продвинутого уровня – на основе анализа и синтеза предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).

Примерные ответы:

Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.

Биосфера – «живая оболочка Земли» - часть природы, населённая живыми организмами.

Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.

Географическая оболочка – сфера взаимопроникновения и взаимодействия всех четырёх земных оболочек: атмо -, лито – , гидро-, и биосферы.

Окружающая среда - среда обитания человека и существования человеческого общества.

Географическая среда – часть окружающей среды, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Её границы постоянно расширяются.

Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:

- Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству? (она является источником ресурсов – топливных, лесных, рекреационных и т.д.)

- Как возникла географическая среда? (в результате эволюции географической оболочки под влиянием антропогенной деятельности – образовались антропогенные ландшафты: поля, города, дороги, карьеры и т.д.)

- Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»? (одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов).

ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды.

Современное состояние природной среды в разных регионах мира может оцениваться как:

а) естественное – не изменённое деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.

б) равновесное – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться, влияние человека невелико.

в) кризисное - скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

г) критическое – начинается деградация природного комплекса.

д) катастрофическое – это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.

е) состояние коллапса – природная среда необратимо деградировала.

Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе – в чём причины экологического кризиса?

(Ребята дают предварительные ответы)

Запоминание и выборочный контроль - Разрешение проблемной ситуации – эвристическая беседа и объяснение с поддержкой презентацией РР «Изменения в природе под влиянием деятельности человека» (см. приложение). Тренинг ОУУН (сворачивание информации): в тетради заполняется таблица

ВЫВОД: Чем более развито общество, тем сильнее оно воздействует на географическую оболочку. В современном обществе возросла численность населения и развита промышленность, поэтому резко возросла потребность в ресурсах и количество отходов. Это свидетельствует об усилении давления на среду обитания.

3 элемент:

Глубокое осмысление и выборочный контроль - самостоятельная работа с источником информации по группам (учебник, справочник, Интернет, таблица «Рациональное природопользование»), беседа

Рефлексия: вспомните или найдите ответы на вопросы

Определение понятий «окружающая среда», «географическая оболочка», «географическая среда», «давление на среду обитания», «экологический кризис», «природопользование».

Д/з : Повторять термины, заполнить таблицу.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Взаимодействие природы и общества

Автор: Балух Юлия Васильевна

Дата: 30.10.2015

Номер свидетельства: 245669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Тест по обществознанию в 8 классе по теме «Личность и общество» "
    ["seo_title"] => string(74) "tiest-po-obshchiestvoznaniiu-v-8-klassie-po-tiemie-lichnost-i-obshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "156488"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1421427925"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Образы природы в музыке"
    ["seo_title"] => string(24) "obrazy_prirody_v_muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "404822"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490819264"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Тематическая  разработка «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ! ДОРОГА В БУДУЩЕЕ.»"
    ["seo_title"] => string(70) "tiematichieskaiarazrabotkaputieshiestviievproshloiedorogavbudushchieie"
    ["file_id"] => string(6) "265935"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450066544"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Презентация к занятию по дисциплине ОДБ.05 Обществознание по теме: "Общество как сложная система". "
    ["seo_title"] => string(116) "priezientatsiia-k-zaniatiiu-po-distsiplinie-odb-05-obshchiestvoznaniie-po-tiemie-obshchiestvo-kak-slozhnaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "127111"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415272769"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Образовательная программа экологического направления "Лицом к природе""
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-ekologhichieskogho-napravlieniia-litsom-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "251368"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447236924"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства