kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образы природы в музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в 21 веке. Это век сумасшедших скоростей, всеобщей механизации и индустриализации. На каждом шагу нас поджидают стрессовые ситуации. Наверное, человечество еще никогда не было так далеко от единства с природой, которую человек постоянно "покоряет" и "подгоняет" под себя. 

Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски.

В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают  определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образы природы в музыке»



«Образы природы в музыке»

(исследовательская работа)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...........2

ГЛАВА 1.  Теоретическое обоснование проблемы « природа и музыка»

1.1. Определение основных понятий исследования:  «музыка»,

 «природа»……………………………………………………………………….4

1.2. Образы природы в литературе и живописи………………………………6

1.3.  Образы природы в музыке………………………………………………..10

1.4. Образы природы в музыке для релаксации………………………………14

ГЛАВА 2.  Практическое обоснование проблемы

2.1.  Проблемы экологии в современном искусстве………………………....18

2.2 Музыкальные образы природы в работах школьников………………….23

                                                                

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..35

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЕ 

                                   

                                 

                           ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в 21 веке. Это век сумасшедших скоростей, всеобщей механизации и индустриализации. На каждом шагу нас поджидают стрессовые ситуации. Наверное, человечество еще никогда не было так далеко от единства с природой, которую человек постоянно "покоряет" и "подгоняет" под себя. 

Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски.

В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают  определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?

Цель  – доказать, что музыка может донести до слушателя образы природы, повлиять на сознание человека в отношении экологии. А проблемы экологии - это важная часть жизни общества и каждого его члена в отдельности.

Задачи: 

1.    Изучить музыкальные произведения разных эпох.

2. Рассмотреть образы природы в произведениях живописи, литературы, музыки.

3. Доказать влияние музыки природы   на человеческое сознание.

4. Создать мультимедийную презентацию на тему «Природа и музыка».

Объект исследования -   образы природы в музыке. 

Методы исследования использовались как теоретические, так и эмпирические:

  1. изучение, анализ и обобщение литературы,  

  2. наблюдение,

  3. эксперимент.        

Моя работа состоит из теоретической части и практической.

ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование проблемы «природа и музыка»

  1. Определение основных понятий исследования:  «музыка», «природа»

А что такое музыка? На это можно дать много определений. Музыка – это вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени (http://ru.wikipedia.org/wiki/).  

Музыка  - это вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков. Музыка – это  разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. Музыка – это искусство, предметом которого является звук, меняющийся со временем (http://pda.privet.ru/post/72530922).

Но можно дать одно общее расширенное понятие, музыка – вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее. Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого (http://narodznaet.ru/articles/chto-takoe-muzika.html).

Что такое природа? Интересный и увлекательный вопрос. В школе в младших классах мы когда-то изучали такой предмет – природоведение. Природа - это живой организм, который рождается, развивается, творит и создает, а затем умирает, а то, что она создала за миллионы лет либо процветает дальше в других условиях или погибает вместе с ней (http://dinosys.narod.ru/chto-takoe-priroda-.html).

 Природа – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична, она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность. В более узком смысле слово природа означает сущность чего-либо – природачувств, например (http://www.drive2.ru/ ).

Экология - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

  1. 2.Образы природы в литературе и живописи

Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые.

И солнце нити золотит.

Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа ...". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке.

Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.

Здесь сказано далеко не о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.

Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.

Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.

Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным.

Итальянская природа отражена на холстах Щедрина. В его картинах природа раскрылась во всей своей естественной красе. Он показал не только внешнее обличье природы, но ее дыхание, движение, жизнь. Однако уже в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы. Бенуа писал о творчестве Венецианова: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето»! Такая же удивительная вещь – парная ей картина «Весна», где «в пейзаже выражена вся тихая, скромная прелесть русской весны».

Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.

В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя.

Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик».

Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.

В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания. 

1.3.  Образы природы в музыке

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Список музыкальных произведений о природе велик и многообразен. Приведу лишь некоторые произведения на весеннюю тему:

И. Гайдн. Времена Года, ч.1

Ф.Шуберт. Весенний Сон

Ж. Бизе. Пастораль

Г. Свиридов. Весенняя кантата

А. Вивальди "Весна" из цикла "Времена года"

В. А. Моцарт "Приход весны" (песня)

Р. Шуман "Весенняя" симфония

Э. Григ "Весной" (фортепианная пьеса)

Н. А. Римский-Корсаков "Снегурочка" (весенняя сказка)

П. И. Чайковский "То было раннею весной"

С. В. Рахманинов "Весенние воды"

И. О.  Дунаевский "Журчат ручьи"         

Астор Пьяццолла. "Весна" (из "Времена года в Буэнос-Айресе")

И. Штраус. Весна (Frühling)

И. Стравинский "Весна священная"

Г.  Свиридов "Весна и колдун"

Д. Кабалевский. Симфоническая поэма "Весна".

С. В. Рахманинов. "Весна" - кантата для баритона, хора и оркестра.

... и так можно продолжать еще долго.

Нужно отметить, что композиторы воспринимали и отражали образы природы в своих произведениях по-разному:

а) Подражание голосам природы (М. Мессиан), картины природы, чувства, вызванные образами природы: французские и английские клавесинисты, А. Вивальди, Й. Гайдн, Л. Бетховен, Г. Берлиоз и др.;

б) Пантеистическое восприятие природы - Н.А. Римский-Корсаков, Г. Малер;

в) Романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;

г) Отражение голосов природы в современной музыке, "новое подражание" электронными (техническими) средствами музыки.

Рассмотрим «весенние» пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

"Песня жаворонка". Март (см. Приложение). Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

"Подснежник" Апрель (см. Приложение)Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.

"Белые ночи". Май (см. Приложение).

Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Именно так - "Белые ночи" - называется повесть великого русского писателя Ф. Достоевского.

Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.

Также мы послушали несколько музыкальных произведений на тему весны: П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник», Г. Свиридов «Весна», А. Вивальди «Весна». Мы выяснили, что все   пьесы имеют схожие черты. В каждой пьесе нежный, мечтательный, ласковый, мягкий, приветливый характер. Объединяют все эти произведения общие средства музыкальной выразительности. Преобладающий лад – мажорный; регистр – высокий, средний; мелодия – кантиленная, темп – умеренный; динамика -  mf. У Свиридова и вивальди используются звукоизобразительные моменты: подражание пению птиц имитируют флейта и скрипка в высоком регистре.

1.4. Образы природы в музыке для релаксации

Натуральные звуки природы, как известно, помогают человеку достичь состояния гармонии с окружающей действительностью, прийти к согласию со своим внутренним миром, избавиться от тревог и напряжения, и на какое-то время отрешиться от повседневных забот.

Музыкотерапия — одно из древнейших средств групповой психотерапии, использующее специфические особенности эмоционально-психологического воздействия музыки (музицирования) на человека (http://slovari.yandex.ru/~книги/Клиническая%20психология/Музыкотерапия/)

Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Характерно, что применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы. Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям. Изучение художественно-эстетических закономерностей музыкального восприятия осуществляются в эстетических и музыкально-теоретических работах.

В первую очередь прослушивание музыки влияет на наше эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека. В более спокойном состоянии человек уже трезво размышляет, тоньше понимает события вокруг, неосознанно включает интуицию. Все это существенно влияет на качественные характеристики физического тела. Каким-то невероятным образом человеку становиться лучше, он становится бодрее, умнее и веселее, что сейчас необходимо каждому из нас.

Сейчас люди все больше занимаются самопознанием и самосовершенствованием. Каждый из нас нацелен на внутреннюю работу, с помощью которой узнаются новые грани личности. Целебнаямузыка древних шаманов и тибетских монахов эффективно влияют на открытие внутренних ресурсов, с помощью чего мы становимся более здоровыми, проницательными и уравновешенными.

Релаксация – самый лучший способ расслабиться, именно музыка для релаксации способна правильно воздействовать на организм и способствовать максимальному расслаблению всех мышц. Иногда не только мелодия, но и звуки природы способны благотворно влиять на душевное и физическое состояние истощенного стрессами организма.

Что же именно можно назвать музыкой релаксации? Специалисты относят к данному направлению мелодичные треки с этнической музыкой, Ньюэйдж, нойз, иногда некоторую современную электронную музыка, звуки природы, восточные медитативные песни, традиционные китайские песнопения и многое, многое другое. Что же тогда относится к звукам природы? Как правило, при записи подобных песен используются пение птиц, шум волн, шелест листьев… В городе невозможно услышать грохот падающей воды водопада или мерный шум прибоя. С этой целью наиболее известные звуки были записаны на носители, аранжированы, и позднее получили название «музыка природы». Как ни странно к такой же «музыке» относятся и пение голубых китов, раскаты грома, стрекотание цикад и сверчков, вой волка. Звуки природы – те звуки, которые вы, возможно, никогда в живой природе и не встретите, но которые помогают создать нужную атмосферу пребывания в горах или на берегу моря.

Основная цель музыки релаксации  - правильное гармоничное воздействие на человека с целью полнейшего расслабления всех напряженных мышц и в последствие снятия стресса. Как ни странно, музыка для отдыха может применяться и для работы. Она может служить приятным фоном при напряженной интеллектуальной работе при этом, совершенно не отвлекая человека от важного дела, но создавая приятную и непринужденную атмосферу.

Для создания нужного эффекта исполнители музыки релаксации иногда используют повторение одного и тоже тона по нескольку раз, своеобразное сосредоточение композиции вокруг одного или нескольких тонов, что помогает вызвать состояние легкого транса и расслабления. Подобный прием применяется в Гоа-трансе, но  в музыке природы нет такой четкой ритмичности. Для исполнения музыки релаксации  не существует какого-то определенного наборы музыкальных инструментов. Если говорить о релаксирующих восточных мелодиях, то основными инструментами являются традиционные китайские или вьетнамские карильоны и каменные пластины, горизонтальные арфы, цитры (многострунные инструменты), бамбуковые флейты, шэн и юй (сделанные из тыквы), сюнь, чжэн, гуцинь, сяо и ди, пипа и т.д. Традиционная китайская музыка является одним из наиболее популярных направлений музыки для отдыха. Она часто применяется для релаксации по системе У-Шу. Для создания нужной атмосферы и правильного настроя необходимо слушать музыку определенной мелодики. Если музыка гармонично сочетает в себе и звуки природы, и плавные переходы из одной тональности в другую – то это определенно музыка релаксации (этнические музыкальные инструменты см. в ПРИЛОЖЕНИИ). 

Наиболее интересным направлением, активно развивающимся на Западе, является индейская этническая музыка для релаксации. Традиционные индейские мотивы и образы с каждым днем становятся все более и более популярными не только в  Америке, но и в Европе. Песни исполняются при помощи пимака (флейты североамериканских индейцев), барабанов. Также повышается интерес к традиционной африканской музыке. Инструменты -  барабаны Уду, шейкере и калабаш. В России музыка релаксации представлена звуками Байкала, бурятскими песнопениями, традиционной музыкой малых народов севера.

ГЛАВА «Практическое обоснование проблемы»

2.1. Проблемы экологии в современном искусстве

 

Музыка волн, музыка ветра… Музыка природы. Человек, созерцая красоты окружающего мира, понимает – это искусство, ни с чем не сравнимое. Поэтому, только зародившись как понятие, экология стала неразрывно связанной с творчеством. Море, леса, скалы, цветы, птицы – все это становится источником вдохновения. Так сформировались жанры экологического арта. И экологическая песня заняла одну из самых значимых ниш.

Экологическое движение современности – это сильная и влиятельная организация. Результат потребительного отношения человека к планете виден сегодня невооруженным глазом. Воздух загрязнен, вырублены леса, отравлены реки, убиты животные. От этого не убежать, где бы мы не жили. Последствия нашего варварского отношения к родному дому, Земле, можно ощутить в любом ее уголке. Поэтому сегодня «зеленое» движение актуально, как никогда.

Чтобы привлечь внимание общественности к проблемам экологии, защитники природы используют то, что она им дала – таланты. Появилось такое направление в эко-искусстве, как экологическая художественная фотография. Фотоэкспозиции проходят в самых крупных городах мира, собирают толпы людей. На снимках люди видят, что сделал человек с окружающей средой, а также чудом сохранившиеся красоты природы, которые необычайно важно защитить. Есть также и экологическое кино, и экологическая живопись. Экология ворвалась даже в моду. Очень популярен флористический дизайн одежды из натуральных тканей.

Однако самым душевным аспектом эко-арта является музыка. Сегодня многие звезды шоу-бизнеса по всему миру пропагандируют «зеленый» образ жизни. Они создают многомиллионные фонды для спасения планеты. Артисты собирают целые стадионы. Они пытаются победить равнодушие людей, пробудить в них любовь к природе и желание сохранить ее неповторимую красоту.

Появились и первые «зеленые» люди. Далеко не всегда это были ученые и экологи. Для человека, любящего природу, не важна профессия. Так говорят и о бардах.

Экологическое направление стихов бардовских песен неоспоримо. Строки говорят нам не только о прекрасном природы, но и о том, что мы с ней сотворили. Когда сидишь в мерцающем свете затихающих древесных угольков, замечаешь, как ухает в темноте филин, ветер шуршит листвой, течет река, а человек, обняв гитару, поет тебе о душе леса, всем сердцем желаешь оградить ее от козней, от топоров и пожарищ. Ведь это наш дом:

«Я приглашаю вас в леса»

Я по тропе вас поведу,

Она усталость вашу снимет,

И станем снова молодыми

Мы у нее на поводу,

Под вечер сосны запоют,

Над головой качнутся ветки.

И нам покажется некрепким

Наш крепкий городской уют.

(А. Якушева)

Конечно, нельзя назвать бардовские песни пропагандой защиты природы. Многие авторы не ставили себе эту цель. Они просто пели о лесах, морях, горах. Глубокое уважение – вот, к чему призывают бардовские песенные стихи. В каждом человеке изначально заложено бережное отношение к дарам планеты, а суета и жесткость нынешней цивилизации заставляет забыть о тяге к гармонии с природой. Бардовская песнь же естественным образом пробуждает это. Творчество бардов сегодня уже справедливо приравнивается к экологическому воспитанию. И его начинатели – советские барды. Песни уже стали фольклором – природоохранным. К сожалению, на большую сцену авторская песня так и не вышла. Но прелесть и актуальность от этого не потеряла. И будущее у нее есть.

Бардовская музыка, увы, понятна не всем. Ведь для того, чтобы почувствовать ее, нужно отречься от суеты мира на несколько минут, иначе мы увидим что-то несовременное и скучное.

Но есть и более массовая экологическая музыка, популярная, эстрадная. Главным образом, зарубежная. Например, экологический гимн Майкла Джексона "Eath Song" («Песня Земли»). Несмотря на то, что это поп, песня на редкость глубокая, осмысленная, чувственная. Она способна разбудить многие сердца, а глаза – открыть. Мы живем в умирающем мире (текст песни см. в ПРИЛОЖЕНИИ).

Приведу отрывок текста из этой песни:

Небеса падают вниз, я даже не могу дышать.

Что с истекающей кровью Землей, чувствуем ли мы ее раны?

Что с самой природой, это лоно нашей планеты.

Что с животными? Мы превратили царства в пыль.

Что со слонами, мы потеряли их доверие?

Что с кричащими китами? Мы опустошили моря.

Что с тропическими лесами, сожженными вопреки нашим мольбам?

Что со святой землей, раздираемой на части разными вероучениями?

В России появился так называемый экологический рок. Был создан проект «Рок чистой воды». Лидером и автором идеи является никто иной, как сам Шахрин из «Чайфа». В эту организацию входит около 30 рок-групп. Русские рокеры тоже хотят изменить мир к лучшему, спасти планету.

Сама идея создания проекта «Рок Чистой Воды» зародилась в Свердловске в 90-е годы 20 века. Инициаторами ее выступили музыканты рок-клуба во главе с лидером группы «Чайф» Владимиром Шахриным. Зародилась идея грандиозного проекта — «Волга-90».  «Рок Чистой Воды» взял курс на Волгу... Не доводилось еще легендарному теплоходу «Капитан Рачков», немало повидавшему за свою тридцатилетнюю службу, стать на 18 дней приютом для столь разномастной публики.

Кроме многочисленных музыкантов, вдохновленных возможностью донести для молодежи боль за гибнущую реку, в совместную работу включились более семидесяти ученых-экологов, социологов, активистов Комитета Спасения Волги и журналистов. На протяжении всего маршрута (Горький — Казань — Тольятти — Саратов — Астрахань — Волгоград — Куйбышев — Ульяновск — Чебоксары — Ярославль — Москва) стал зарождаться уникальный симбиоз ученых-экологов и рок-музыкантов. Экологи исследовали состояние Волги, брали пробы воды и анализировали их в специальной теплоходной лаборатории, а музыканты наслаждались гармонией между небом, рекой, коллегами и зрителями.

Более двадцати рок-групп поддержали благотворительную акцию: Телевизор, Аукцион и Петля Нестерова из Ленинграда, Чайф, Настя, Апрельский марш и Отражение из Свердловска, СВ из Москвы, Те из Иркутска, ХРОНОП из театр Пилигримов, парк Горького, Иуда Головлев из Саратова, Миссия антициклон из Магадана, туземцы WEEKEND ET WAIKIKI и Эрнст Лангхаут из Голландии...

Участники акции «Рок Чистой Воды» призывали всех, кому не безразлична судьба великой русской реки, к борьбе против строительства в бассейне Волги экологически-опасных объектов, захоронения радиоактивных отходов и ядохимикатов, строительства канала Волго-Дон-2...

Немало музыкантов в роке становятся веганами. Есть сотни веган-рок-групп. Они не хотят вредить животным, экологии. Хотят жить в мире и согласии с окружающей средой. Быть частью природы, а не ее хозяином, могущим брать у нее все, что только можно и ничего не давать взамен. Конечно, многие относят веганов к экстремальным сообществам. Не все считают нормой отказ даже от шерстяной одежды, так как она – животного происхождения.

Есть композиторы экологической песни, которые предпочитают по-особенному делать аранжировку к своим творениям. Они активно используют звуки природы: плеск волн, пение птиц, голос дельфина, шуршание лесной листы, ветер и т.д. Они прекрасно помогают передать музыкальный образ и особое мироощущение – гармонию с матушкой-природой.

Среди этих музыкантов – американец Пол Уинтер – эко-джазмен. Он лауреат премии «Grammy». Его музыку критики называют «воистину живой», «экологическим джазом», «пограничной текстурой звуков». В джазе Уинтера есть все: фолк, классика, этно и др. Но что делает его живым, экологическим и уникальным – крики горных орлов, вой северных волков и т.д.

Рок, рэп, джаз, фолк, ска и др. Практически во всех направлениях музыки отразилась тема экологии. Каждый раз, когда в мире случалась общая беда, она всегда оседала в творениях искусства. Вот и сейчас, когда мы стоим на пороге страшных экологических катастроф, музыка подхватывает наши тревоги, волнения и – НАДЕЖДУ. Одно то, что появилось понятие экологической музыки, говорит о том, что есть небезразличные люди. А значит – шанс.

2.2. Музыкальные образы природы в работах школьников

Познакомившись  с циклом А. Вивальди «Времена года» мы решили узнать,  как образы природы в музыкальных произведениях школьники могут отобразить в своем творчестве.

В нашем исследовании участвовали 3 группы второклассников (фрагменты работы см. в ПРИЛОЖЕНИИ). Каждая группа слушала и рисовала определенное музыкальное произведение: «Лето. Шторм», «Зима», «Осень» (творческие работы детей см. в ПРИЛОЖЕНИИ).

Вот какие результаты мы получили.

Весна.

Все работы полны положительных и радостных эмоций. Ребята используют, в основном, теплые, пастельные краски. Преобладают цвета: зеленый, бирюзовый, голубой, бежевый, желтый.

Коротко опишу сюжеты работ. В своей работе Настя нарисовала домик, цветы, берёзу и солнце, которое всем улыбается. Арина нарисовала деревья, яркое солнце, девочку, которая качается на качелях и прилетающих грачей. На другой изображено нарисовано дерево, поляна, по которой течёт ручей. Аня нарисовала цветы, растущие на поляне, ручей, солнце, облака, деревья, на которых сидят птицы.  Соня нарисовала облака и берёзы, на которых сидят птицы. Дарина нарисовала дерево, растущее на поляне, солнце и птицу, которая летит в воздухе и поёт.

Лето. Шторм.

Работы по пьесе «Лето» совсем иного содержания. Во всех работах чувствуются стремительные, полетные эмоции. Почти во всех работах мы можем увидеть  разноцветный вихрь, кружащийся на море с огромными волнами, а вокруг дует сильный ветер. Многие ребята используют синие и все яркие и тёмные цвета.

Коротко опишу сюжеты работ.

В своей работе Дарина и Соня нарисовали большие волны, которые, закручиваясь, обрушиваются на маленький остров в океане, идёт дождь, вспыхивает молния.

На другой работе нарисованы два разноцветных вихря, тучи и дождь. Эта работа полна внушительных, стремительных и грозных эмоций.

В своей работе Аня нарисовала сильный ветер, бушующее море и кораблик, затерявшийся в волнах.

В своей работе Арина нарисовала поляну, на которой растёт дерево и домик, уносимый ураганом. Её рисунок вызывает смешанные чувства. Этот неожиданный ураган посреди прекрасной поляны… Арина нарисовала всю картину светлыми красками, только ураган нарисован в тёмных тонах.

На другой работе всё смешанно. Ураган почти сливается со всем остальным: ветром, морем, где-то виднеющимся  пароходом, что помогает передавать настоящую атмосферу грозы и шторма. В этой работе использовано больше всего красок.

Зима.

Обратимся к рисункам по пьесе «Зима». Во всех рисунках ребята используют мягкие, пастельные краски. Преобладают голубой, розовый, сиреневый, фиолетовый цвета.

В своей работе Варя нарисовала снежные сугробы. В её работе чувствуется радость и одновременно холодная погода. Диана нарисовала снежные сугробы, по которым катится мальчик на санках. Её работа вызывает радостные эмоции. Дима нарисовал дерево, снег, который падает с неба и домик.

В работе Саши нарисован снег, который падает с неба и одинокий домик. Его работа вызывает тоску и одиночество.

Как мы видим, общее во всех этих работах - это настроение и эмоции рисунков на какую - то определённую тему,  но каждый рисует сюжет по - разному.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все писатели, композиторы, художники, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне.

Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться. Человек – это единое целое с природой. Он не сможет без неё существовать. Главная задача человека – сохранить и приумножить её богатства. А на данный момент природа очень нуждается в заботе, поэтому проблемы экологии очень важны в наше время. Они относятся к каждому из нас. Олицетворяя природу, музыка способна заставить человека задуматься об её судьбе. Слушая такую музыку, мы задумываемся о природе и об её экологии.

Композиторы и музыканты - исполнители в своих произведениях  не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В наше время  вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро.

В своей работе я доказала, что проблемы экологии волнуют современного человека. Также было доказано, что звуки природы благотворно влияют на человека. Музыка может помочь нам лучше воспринимать глобальные изменения в природе.

Таким образом, раскрытая мною тема очень актуальна в наше время.

БИБЛИОГРАФИЯ

http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/9/010904.htm

http://ecovoice.ru/blog/eco/1539.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

http://pda.privet.ru/post/72530922

http://narodznaet.ru/articles/chto-takoe-muzika.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C

http://internetgalery71.ru/articles/2-2010-01-22-10-56-55/4-jivopis.html

http://slovari.yandex.ru/~книги/Клиническая%20психология/Музыкотерапия/

http://autist.narod.ru/musikter.htm

http://moikompas.ru/compas/muzikoterapiya

http://www.new-vision.org/index/muzyka_dlja_relaksacii_i_meditacii/0-69




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образы природы в музыке

Автор: Елисеев Геннадий Николаевич

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404822

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Образы природы в русской поэии"
    ["seo_title"] => string(30) "obrazy-prirody-v-russkoi-poeii"
    ["file_id"] => string(6) "311447"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459193529"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Образы природы в фортепианном репертуаре ДШИ"
    ["seo_title"] => string(45) "obrazy_prirody_v_fortepiannom_repertuare_dshi"
    ["file_id"] => string(6) "567584"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608251516"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-v-ghostiakh-u-poeta-i-kompozitora-litieratura-i-muzyka-6-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "254691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447786582"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Музыка планирование "
    ["seo_title"] => string(20) "muzyka-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "245370"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446122326"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Экологическое воспитание дошкольников посредством музыки "
    ["seo_title"] => string(63) "ekologhichieskoie-vospitaniie-doshkol-nikov-posriedstvom-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "241330"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445234705"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства