Введение в изучение курса «Обществознание. 9 класс
Введение в изучение курса «Обществознание. 9 класс
В зависимости от характера, типа и целей отношений людей в обществе выделяют семейные, культурные, экономические, политические, правовые взаимосвязи. И нельзя понять, что такое общество, не изучив эти взаимосвязи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Введение в изучение курса «Обществознание. 9 класс»
Урок 1. Введение в изучение курса «Обществознание. 9 класс»
Цели и задачи: познакомить с основным содержанием курса обществознания в 9 классе, его целями и задачами, объяснить его специфику и особенности; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к учебному предмету.
Планируемые результаты:предметные: характеризовать общественные науки; познакомиться со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; расширять представление об обществознании как о науке, изучающей правовые и общественно-политические отношения в обществе; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; изучать и систематизировать информацию из различных источников; метапредметные УУД - I) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми для приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; 2) регулятивные: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать материал учебника и дополнительный материал; искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках обществоведческую информацию; личностные УУД: формирование стартовой мотивации изучения нового материала; направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни.
Оборудование: учебник, доска,компьютер
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Мотивационно-целевой этап
Друзья! Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир знаний о человеке и обществе.
- Вспомните, какие вопросы мы изучали в 8 классе на уроках обществознания.
(Ответы учеников.)
В зависимости от характера, типа и целей отношений людей в обществе выделяют семейные, культурные, экономические, политические, правовые взаимосвязи. И нельзя понять, что такое общество, не изучив эти взаимосвязи.
- Назовите основные сферы общественной жизни, а также основные понятия, связанные с обществом и общественными отношениями, затем сгруппируйте их, используя предложенную таблицу.
Сферы общественной жизни
Науки, которые их изучают
Основные понятия
Роль в жизни человека
(По ходу ответов заполняется таблица.)
Основные сферы общественной жизни
Сферы общественной жизни
Науки,которыеих изучают
Основные понятия
Роль в жизни человека
Экономическая
Экономика
Деньги, бизнес, хозяйство, товар, собственность
Удовлетворяет базовые потребности человека в еде, одежде, отдыхе. Способствует реализации творческого потенциала
Социальная
Социология, этика
Дружба, общение, конфликт, общество, семья
Определяет повседневную жизнь, круг общения, в котором происходит формирование личности
Духовная
Психология, эстетика, философия, культурология
Личность, душа, искусство, религия
Показывает становление человека как личности, этапы формирования индивида
Регулирует политическую и правовую жизнь людей, отношения между различными странами
Объективно и беспристрастно можно говорить, например, о далеких галактиках или загадках атомного ядра. А исследование общества - это всегда анализ того, что близко каждому из нас. Как тут не быть субъективными и тенденциозными! Не отсюда ли такое разнообразие мнений, сталкивающихся гипотез и полярных оценок, не свойственных ни естественным, ни точным наукам.
III. Введение в новый материал
Курс обществознания в 9 классе поведает вам о сущности политики и властных структур, об этапах развития права и особенностях правового сознания и поведения. Вы приобретете определенные практические навыки правовой и политической культуры, заглянете в тайны законов политического давления и лидерства, узнаете о традициях и ценностях политики и власти, политических и правовых нормах, правилах поведения в обществе. Авторы учебника не обещают вам легкого путешествия. Вам придется анализировать материал и выбирать верные ответы на поставленные вопросы. Вы сможете критически смотреть на обыденные суждения, стереотипы и предрассудки, задуматься над моделью своего поведения и о мере ответственности за свои поступки. Надеюсь, что обществознание поможет вам осознать себя гражданами своей страны и занять активную жизненную позицию.
Тема урока: «Введение в изучение курса "Обществознание. 9 класс"».
План урока
1. Знакомство с курсом обществознания в 9 классе.
2. Знакомство со структурой учебника.
3.Проблема – человека ключевая проблема современности
4.Науки о человеке и науки об обществе
5.Понятие общества
Проблема человека – ключевая проблема современности (10 мин).
При изучении данного пункта важным является содействовать развитию компетенции анализа с опорой на собственные знания полученные из других предметов и жизненного опыта.
Педагог предлагает учащимся подумать какие основные достижения были совершены человечеством и когда их количество было больше в средние века или в современности (предполагаемые ответы учеников на данный вопрос: появление интернета, развитие компьютерных технологий, создание вакцин от большого количества болезней, развитие техники и науки, рост продолжительности жизни).
После простого перечисления достижений учитель делает краткий вывод: о том, что современное общество характеризуется большим количеством позитивных тенденций быстрый рост научных открытий, технологий, рост уровня жизни и так далее). При этом плавно подводит к идее о том, что есть и проблемные стороны развития современного общества.
После формирования идеи о некоторых негативных моментах развития общества и переключения внимания на них педагог предлагает учащимся прочесть два отрывка из статистических данных (приложение 1) (целесообразно в рамках развития навыков чтения и выделения главной мысли дать эти тексты по вариантам, после прочтения их одним и вторым вариантом два ученика по собственному желанию озвучат основную идею текста всему классу).
Текст будет соответствовать одной и той же стране (на примере Индии), но будет характеризовать разницу в развитии бедного и богатого населения страны. После, учащимся будет предложено подумать о каких странах идет речь. Как итог учитель озвучивает верный ответ, что это одна и та же страна – Индия и предложит подумать о какой проблеме развития человечества идет речь (большой разрыв между бедными и богатыми), размещает на доске изображение бедняков и богатых людей индии.
После учащимся озвучивается ряд вопрос: Какие проблемы современного населения можно заметить из этого текста? (голод, грязь, болезни).
Учитель подводит итоги называет в дополнение к указанным проблемам глобальные вооруженные конфликты, эпидемии болезней.
Науки о человеке и науки об обществе (5 мин).
Учитель подчеркивает, что таких наук много, осуществляет простое перечисление наук и просит учащихся подумать изучением чего они занимаются (политология, социология, культурология, история, обществоведение, психология, экономика). Учитель знакомит учащихся с целями и задачами курса.
Проблемный вопрос
- Почему важно изучать науку об обществе?
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с курсом обществознания в 9 классе
Мыслители разных эпох проявляли интерес к политике и праву. Аристотель понимал под понятием «политика» цивилизованную форму общности, которая служила достижению общего блага и счастливой жизни. Древнегреческие философы различали право и закон, право и силу. Что включает в себя термины «политика» и «право» в наши дни, мы обсудим на уроках в этом учебном году, ведь мы будем изучать политико-правовую сферу жизни общества.
«Если бы люди были ангелами, - заметил один из авторов американской конституции Дж. Мэдисон, - то не требовалось бы никакого правительства». Но пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек свободен пользоваться им, а в обществе существует неравное распределение богатства, различия во мнениях неизбежны. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призваны политика и право.
Вопрос к классу
- Согласны ли вы с этим мнением?
(Ученики выдвигают свои версии, учитель организует мини-дискуссию.)
Какие же цели стоят перед нами в этом учебном году? Попытаемся выяснить это в процессе знакомства с содержанием учебника.
(Ученики делятся на две группы, каждая из которых изучает одну из глав (оглавление, материалы учебника). При консультативной помощи учителя они кратко характеризуют каждую главу.)
Таким образом, глава «Политика» дает обобщенное представление о власти, государстве и политических режимах. В ней рассматривается роль государства в жизни общества, отношения между органами власти, возможность участия граждан в управлении делами общества. В главе «Право» рассматриваются вопросы теории права. Вы познакомитесь с основами конституционного строя нашей страны, механизмом защиты прав и свобод граждан.
2. Знакомство со структурой учебника
Вы убедились, что материал учебника делится на главы (темы), которые в свою очередь разделены на параграфы. В каждой главе представлены материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Однако основной текст учебника не является единственным источником информации. Вам необходимо внимательно работать и с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками.
(Ученики знакомятся с дополнительными источниками информации в учебнике. Учитель представляет краткую характеристику различных рубрик.)
Рубрика «Вспомним» поможет вам воспроизвести ранее полученные знания, рубрика «Подумаем» предлагает вопросы, требующие размышления, а зачастую и обсуждения с одноклассниками. В рубрике «Факты» собраны интересные сведения, которые запоминать не обязательно, но необходимо проследить и проанализировать их связь с изучаемым материалом. Рубрика «Ситуация» поможет связать теорию с практикой - ситуациями из реальной жизни. В рубрике «Мнения» представлены различные точки зрения, что позволит увидеть изучаемую проблему с разных сторон. С выдержками из законов и суждениями ученых знакомит рубрика «Документ». Высказывания ученых, философов и политических деятелей представлены в рубрике «Говорят мудрые». Название рубрики «Проверим себя» говорит само за себя, а задания рубрики «В классе и дома» требуют применения полученных знаний на практике. Задания повышенной сложности отмечены звездочкой.
Уточнить определения можно, обратившись к словарю важнейших терминов, который находится в конце учебника.
V. Подведение итогов урока
1. Продолжите фразы.
- Обществознание - это школьный предмет, который изучает ... различные стороны жизни общества.
- Для того чтобы не стать преступником, надо ... соблюдать законы.
- Мне необходимо изучать обществознание, потому что ...
2. Переставьте буквы так, чтобы получился обществоведческий термин.
3. Представьте свой вариант решения обществоведческой задачи.
- Для того чтобы люди уважали и выполняли законы, мы предлагаем ...
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
Выбрать афоризм, изречение мудрецов о политике или праве и написать сочинение-размышление (по желанию учащихся).
Приложение 1
Отрывок 1 «О жизни бедных людей»
Прочтите текст. Выделите в нем главную мысль. Как вы думаете, о какой стране идет речь?
Центрального горячего водоснабжения нет нигде. В самых дешёвых гостиницах и мотелях горячей воды не в принципе. В некоторых её могут приносить утром в бачке. Ну а в более продвинутых отелях есть бойлеры. Впрочем, чего уж говорить о горячей воде, если в половине домов этой страны нет даже туалетов. К тому же туалетной бумагой индусы тоже не пользуются. Вместо неё в хороших отелях рядом с унитазом висит небольшой душик, а в более простых местах — кран с водой и ковшик.
Удивительный парадокс: последние несколько лет на севере страны сохраняются рекордные урожаи зерна, но оно просто гниёт на складах в то время как люди умирают без еды. И это не преувеличение. Да, в в этом месте нет голода, но есть проблемы с недоеданием, а это не одно и то же. Только вдумайтесь: согласно статистике ежедневно в стране около 3 тысяч детей умирают от болезней, связанных с недоеданием. И в это же самое время миллионы тонн зерна просто гниют на складах, съедаемые грибком, насекомыми и крысами. А всё из-за отвратительной системы организации и ужасающего уровня коррупции.
За чертой бедности в стране живут около 270 миллионов человек, около 300 миллионов не имеют доступа к электричеству, 100 миллионов — к чистой воде. Санитарно-гигиенические условия проживания более чем половины населения — около 800 млн человек — не соответствуют международным стандартам.
По итогам выборов 2014 года в нижней палате парламента около 30% членов имели криминальное прошлое. По уровню доверия населения к власти страна находится на 115 месте из 143 возможных.
Отрывок 2 «О жизни богатых людей»
Прочтите текст. Выделите в нем главную мысль. Как вы думаете, о какой стране идет речь?
По некоторым подсчетам средняя зарплата в этой стране достигает 2700 долларов США.
В архитектуре достаточно часто можно встретить особняки с позолоченными колонами, бассейнами, красивыми садами и даже диковинными животными.
Некоторые жители получают до нескольких миллионов в месяц.
Богатые делятся на скромных богатых и нескромных богатых. Зачастую по скромным даже не скажешь, что у них много денег. Так как живут они по потребностям, чтят традиции, поддерживают связи с местным обществом и не стремятся выделиться или что-то кому-то продемонстрировать. Например, у человека есть сеть ресторанов в Японии, несколько крупных отелей, молл и сеть ювелирных магазинов. Он владелец земель, прилегающих к аэропорту (очень дорогих по стоимости). Его счета просто ломятся от денег. Сам он делами уже почти не занимается и живет в родном городке. Довольно большой, но вполне обычный дом в традиционном стиле. Внутренний двор, с белыми оштукатуренными стенами, из которого двери ведут в комнаты. Небольшой сад. Слуги и работники, конечно, есть, но они есть и у большинства людей среднего достатка. Из признаков богатства – красивые мраморные полы, кондиционеры и плазменные телевизоры. Нет ни современной техники, ни дизайнерской мебели, ни какого-нибудь антиквариата.
Отрывок 2 «О жизни богатых людей»
Прочтите текст. Выделите в нем главную мысль. Как вы думаете, о какой стране идет речь?
По некоторым подсчетам средняя зарплата в этой стране достигает 2700 долларов США.
В архитектуре достаточно часто можно встретить особняки с позолоченными колонами, бассейнами, красивыми садами и даже диковинными животными.
Некоторые жители получают до нескольких миллионов в месяц.
Богатые делятся на скромных богатых и нескромных богатых. Зачастую по скромным даже не скажешь, что у них много денег. Так как живут они по потребностям, чтят традиции, поддерживают связи с местным обществом и не стремятся выделиться или что-то кому-то продемонстрировать. Например, у человека есть сеть ресторанов в Японии, несколько крупных отелей, молл и сеть ювелирных магазинов. Он владелец земель, прилегающих к аэропорту (очень дорогих по стоимости). Его счета просто ломятся от денег. Сам он делами уже почти не занимается и живет в родном городке. Довольно большой, но вполне обычный дом в традиционном стиле. Внутренний двор, с белыми оштукатуренными стенами, из которого двери ведут в комнаты. Небольшой сад. Слуги и работники, конечно, есть, но они есть и у большинства людей среднего достатка. Из признаков богатства – красивые мраморные полы, кондиционеры и плазменные телевизоры. Нет ни современной техники, ни дизайнерской мебели, ни какого-нибудь антиквариата.